Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Некоторые аспекты проблемы развития автономии учреждений дополнительного образования

Автор:
Жученко Ольга Григорьевна

Аннотация:

Жученко О.Г.

директор МАОУ ДОД ЦДТ

«Народные ремесла»

 

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере МАОУ ДОД Центра детского творчества «Народные ремесла»)

 

 

Цель – создание учреждения нового типа. Задача - педагогики дополнительного образования определяется как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира, иначе называется «субъективная реальность». Образовательный процесс в центре должен предоставить ребенку необходимую информацию.

Статья:

 Жученко О.Г.

директор МАОУ ДОД ЦДТ

«Народные ремесла», г. Хабаровск

 

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере МАОУ ДОД Центра детского творчества «Народные ремесла»)

 

 

Концепция «автономии» является чрезвычайно важной стороной и основой демократизации  общества и образования. Термин «автономия» в современном научно-практическом значении  обозначает как «свободный, независимый». В широком смысле употребляется как «самоуправление» и используется для определения самостоятельности организаций или общностей в вопросах деятельности.  В образовательном пространстве автономия рассматривается в нескольких направлениях:  как автономия личности обучающегося и личности педагога и как автономия образовательного учреждения и образовательных услуг.

В современном образовании решающая роль принадлежит автономии личности учащихся,  выступающей одновременно целью и предметом педагогической деятельности. Внутренняя активность субъекта образования должна реализовать свой личностный и профессиональный рост для осуществления самореализации. Автономия личности позволяет выстроить свое личное гармоничное существование в обществе, которое характеризуется следующими критериями: способностью самостоятельно и независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельное свое жизненное предназначение, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, современная образовательная система ставит принципиально новые цели - переход от педагогики социализации к педагогике индивидуализации.

Понятно, что автономная и свободная личность нуждается в специальном образовании, основанном на  "педагогике свободы», где индивидуализация личности реализуется в развитии ее «самости»: в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Цель этой педагогики определяется как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира, иначе называется «субъективная реальность» [4]. Образовательный процесс должен предоставить ребенку необходимую информацию, предоставить, наряду с обязательным набором предметного содержания,  выбор организации собственной деятельности, осмысленного участия в индивидуальной траектории своего развития [1;2].

Наибольшую вариативность образовательных и профессиональных программ, направленных на формирование автономной индивидуализации личности, предоставляют учреждения дополнительного образования. В новых экономических условиях общества важное значение имел Федеральный закон «Об автономных учреждениях», вступивший в действие с 2006 г. В законе, направленном на создание учреждений нового типа, говорится, что «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, cоциальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» [5]. Реализация этого закона в образовании вызывает неоднозначное мнение.

Прежде всего, автономия образовательным учреждениям предоставляется в силу специфики их деятельности, требующих принятия оперативных и компетентных решений. Безусловно,  автономия не предполагает анархии и бесконтрольности. Наоборот, автономия существует в законодательных рамках, контроля со стороны общества, органов управления и родителей.

Автономия образовательных учреждений делится на финансовую, экономическую и административную. В принципе определение автономного учреждения от классического бюджетного учреждения имеют не столь значительные отличия. И автономная и бюджетная форма учреждений реализуют образовательные программы и могут получать доходы от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Собственником имущества является муниципальное образование.

Но автономное образовательное учреждение отличаются тем, что оно является юридическим лицом и как любое юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести правовые и иные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, приобретение образовательным учреждением статуса автономии дает ему более широкую финансово-хозяйственную и имущественную самостоятельность. Автономное учреждение имеет возможность полностью самостоятельно использовать доходы в своих целях. Бюджетное законодательство практически не ограничивает автономные учреждения в распоряжении внебюджетными доходами. Учредитель из бюджета финансирует  деятельность образовательного учреждения из расчета установленных нормативов на обучающегося, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Филиал «Школа народной культуры», существующий с 1999 года и относящийся к МБОУ ДОД Детско-юношеский центр «Поиск», отделился и перешел на самостоятельность. Образовательное учреждение  МАОУ ДОД Центр детского творчества «Народные ремесла» получил новое помещение и статус автономии и продолжил традиции основной образовательной политики «Школы народной культуры» [3].  

ЦДТ «Народные ремесла» в статусе автономного образовательного учреждения в течение 2012 года показал значительные результаты. В 2012/2013 уч. году контингент бюджетных учащихся составляет:  775 детей в 60  группах. Из них: в группах художественно-эстетического центра – 507 ученик, техническое направление осваивает 190 детей, эколого-биологическое – 65 детей и социально-педагогическое – 13 человек. Это почти в два раза превышает контингент филиала «Школы народной культуры». Значительно увеличился контингент учащихся, обучающихся на платной основе, и на сегодняшний день составляет: 589 учащихся в 61 группах. Общее количество учащихся в бюджетных группах и в группах на платной основе составил в 2012/2013 году – 1364 учащихся, которые обучаются в 115 группах

Ежемесячные поступления за образовательные услуги составляет свыше 500 тыс. рублей. Эти средства пошли не только на заработную плату, но и позволили частично вложить в ремонт помещений, приобретение оборудования. Более широкая самостоятельность в определении расходования финансовых средств соответственно подталкивает учреждение к большей заинтересованности в зарабатывании и накоплении средств, а также к рациональной экономии.

Поиск источников финансирования способствует деловой и профессиональной активности коллектива сотрудников и руководство учреждения. И, пожалуй, самым главным преимуществом автономных образовательных учреждений является организация «педагогики индивидуализации»,  которая учитывает выбор личностной деятельности и  осмысленному участию детей в траектории своего развития Мониторинг показывает востребованность тех или иных  направлений образовательных услуг, а также эффективность и результативность  их деятельности.

В сводных таблицах приложения № 1 и № 2 отражены данные образовательной  деятельности:

 

 

 

Приложение № 1

Образовательные программы  в 2012/2013 уч.г. (по бюджету)

п/п

Образовательные программы

Кол-во

учащихся

Кол-во

групп

Возраст

Художественно-эстетическое   направление

1.

Театральная студия

65

5 гр.

4-14 лет

2.

Изобразительное  творчество

160

9 гр.

5-14 лет

3.

Лепка

52

4 гр

5-14 лет

4.

Эстрадно-музыкальный ансамбль

41

3 гр

12-17 лет

5.

Бисероплетение

46

4 гр.

7-14 лет

6.

Мягкая игрушка

39

3 гр.

7-14 лет

7.

«Волшебное лукошко»

39

3 гр.

5-12 лет

8.

Батик

39

3 гр.

9-12 лет

9.

Бальные танцы

26

2 гр.

7-16 лет

10.

Аппликация

39

3 гр.

7-12 лет

 

Всего:

507

39 гр.

 

Техническое   направление

1.

Оригами

92

6 гр.

7-11 лет

2.

«Лесовичок»

39

3 гр.

12-14 лет

3.

Художественное конструирование и   выпиливание лобзиком

59

5 гр.

12-14 лет

 

Всего:

190

14 гр.

 

Эколого-биологическое   направление

1.

Экологическая мастерская

65

6 гр.

10-14 лет

 

Всего:

65

6 гр.

 

Социально-педагогическое   направление

1.

«Искусство жизни»

13

1 гр.

10-12 лет

 

Всего:

13

1 гр.

 

 

Итого:

775

60 гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Образовательные программы в 2012/2013 году (по внебюджету)

п/п

Образовательные программы

Кол-во

учащихся

Кол-во

групп

Возраст

1.

Театральная студия

20 чел

2 гр.

4-6 лет

2.

Вокальная студия

5 чел.

1 гр.

7-18 лет

3.

Английский язык

96 чел.

10 гр.

3-16 лет

4.

Изобразительное искусство

120 чел.

12 гр.

3-6 лет

5.

Лепка

20 чел.

2 гр.

3-6 лет

6.

Бисероплетение

10 чел.

1 гр.

9-16 лет

7.

Шахматы

30 чел.

3 гр

6-12 лет

8.

Гитара

30 чел.

3 гр.

7-18 лет

9.

Студия юных моделей «Шарм»

10 чел.

1 гр.

10-18 лет

10.

Студия «Кройки и шитья»

5 чел.

1 гр.

18 лет

11.

Студия «Вязание крючком»

6 чел.

1 гр.

18 лет

12.

Подготовка к школе

160 чел.

16 гр.

3-4 лет

13

Школа раннего развития

20 чел.

2 гр.

1-3 лет.

14.

Танцы

57

6

4-12 лет

 

Итого:

 589 чел

 61 гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Из таблицы видно, что наиболее востребованными образовательными программами являются: подготовка к школе, изобразительное искусство, английский язык. Но отсутствие помещений сдерживает количество  детей, желающих получать определенные образовательные услуги. Наличие мастерских по декоративно-прикладному искусству позволило бы организовать обучение:  по художественной керамике, искусству витража и росписи стекла, ткачеству, различным видам дизайна и другим направлениям творчества. Коллектив ЦДТ «Народные ремесла» планирует расширить учебные площади за счет своих заработанных средств, полученных от организации платных услуг.

Таким образом, в качестве предпочтений перевода бюджетного в автономное учреждение заключается в следующем: это высокая доля внебюджетных поступлений за оказываемые услуги; возможность расширения спектра и направлений образовательных услуг; самостоятельное определение расходования средств; заинтересованность коллектива работников; привлечение педагогических кадров более высокой квалификации и улучшение качества образовательного процесса; возможность привлечения дополнительных доходов на осуществление деятельности (спонсорские и грантовские средства). Но при этом необходимо отметить возрастание доли ответственности и возможные риски во всей своей деятельности. Федеральный закон «Об образовании» (проект) отмечает, что автономия и академические свободы образовательных организаций  предполагают информационную открытость, публичную отчетность [6].

 

 

Список литературы:

  1. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого – педагогические основы: учеб.пособие. – Хабаровск. ХГПУ, 2005. – 320 с.
  2. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск: ХГПУ, 2001. – 333 с.
  3. МАОУ ДОД Центр детского творчества «Народные ремесла» http://khb-narrem.ippk.ru/
  4.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология Человека. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 360 с.
  5. Федеральный закон «Об автономных учреждениях», от 3 ноября 2006 г. -http://www.rg.ru/2006/11/08/zakon-doc.html
  6. Федеральный закон «Об образовании» (проект) http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010