Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Мотивация на сотрудничество: инновационный подход к взаимодействию логопеда и родителей.

Автор:
Белякова Наталия Викторовна

Аннотация:

В статье Беляковой Н.В. представлены современные взгляды на взаимодействие  логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет логопеду  организовать  и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество логопеда и родителей для повышения результативности в коррекции речевых нарушений.

Статья:

Мотивация на сотрудничество:

инновационный подход к взаимодействию логопеда и родителей.

 

 

Проблема выстраивания отношений педагогов и родителей детей, имеющих определенные трудности в развитии всегда актуальна. Поэтому  возникла  необходимость  обновления и систематизации  эффективных подходов,  форм, принципов взаимодействия с родителями  по предупреждению и преодолению речевых нарушений, повышению результативности коррекции с учетом изменившейся ситуации. 

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.

Мотивы и потребности в обучении у родителей и педагогов разные. Каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, владение принципами взаимодействия и сотрудничества. Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей  логопеду, как организатору  процесса коррекции,   важно создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для этого необходимо  выявить проблемы, мешающие достижению поставленных целей, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей.

Взаимодействие – это коммуникация, в которой существуют барьеры непонимания, поэтому она часто бывает проблемной, конфликтной. Важно определить подходы их преодоления.

Барьеры непонимания,

возникающие в процессе взаимодействия между педагогами и родителями

Уровни непонимания

Подходы преодоления непонимания

Фонематический барьер:

невнятная,  быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.

Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией.

Семантический барьер:

использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей.

Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.

Стилистический (синтаксический) барьер:

несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.

Умение  правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты.

Логический барьер:

возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.

Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации  (от частного к общему) и наоборот.

 

Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать  психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.

Такими принципами являются:

- индивидуальный подход к каждой семье;

- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;

- преемственность согласованных действий;

- открытость отношений;

- поэтапность  реализации задач сотрудничества;

- эффективность выбранных форм сотрудничества;

- обратная связь.

Сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия между людьми. Оно предполагает возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области.  Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными.

 

Формы работы логопеда  с родителями детей с нарушениями речи

Индивидуальная и подгрупповая форма работы с родителями включают:

     - анкетирование;

     - консультирование;

     - рекомендации;

     - беседы;

     - практические занятия.

Данные формы работы используются логопедом в разнообразных видах сотрудничества с родителями.

·        Консультативно-рекомендательная форма работы:

-  предоставление диагностических данных: первичных, динамических;

- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).

Предполагаемый  результат: родители сотрудничают с логопедом регулярно, проявляя инициативу.

·        Лекционно-просветительская форма работы:

- лекционные занятия с получением знаний по различным вопросам речевого развития и коррекции речевых нарушений  у детей.

Предполагаемый  результат: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.

·        Практическая форма работы:

-  практические занятия;

- комбинированные занятия (темы практических занятий соответствуют лекционным темам);

- проектная деятельность: совместные проекты логопеда с родителями, детьми, специалистами детского сада.

Форма организации:  индивидуальная, подгрупповая.

Предполагаемый  результат: получение практических умений и навыков в коррекции речевых нарушений у детей.

·         «Круглый стол»:

-    знакомство родителей друг с другом, со специалистами детского сада;

- выявление проблем, получение полезной информации, обозначение  круга интересующих  вопросов;

Форма организации:  подгрупповая, беседа.

Условия организации:  непринужденная обстановка.

Предполагаемый  результат: установление доверительных отношений, выработка стратегии взаимосотрудничества.

·        Детские праздники, развлечения:

-  утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.), события в жизни детей («День именинника» и др.), «Театральные вечера» и др.).

Форма организации: индивидуальная (сольное выступление), подгрупповая (совместное участие в инсценировке и т.п.).

Условия организации:  добровольное участие детей, родителей, специалистов.

Предполагаемый  результат: возможность увидеть результат совместной работы логопеда, родителей и  специалистов.

 

При выборе наиболее подходящих форм, методов, приемов организации коррекционной работы логопеда с родителями детей с речевыми  нарушениями  необходимо учитывать типы семьи (по уровню семейного воспитания).

Организация коррекционной работы с семьями различного типа                                                   

Типы семьи

Характеристика типа семьи

Работа с семьей

1.    Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.

Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ДОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные.

1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций.

2.Помощь специалистов по запросу родителей.

2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.

Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров.

1.Помощь родителям в установлении устойчивых, стабильных взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей).

2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости.

3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. 

В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная.

1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления.

2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные).

4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением.

Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ДОУ.

2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ДОУ, психолога и др.)

Итак, зная тип семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушением речи, особенности семейного воспитания, логопед проводит работу с родителями, прежде всего, на доверительности, уважении и вежливости.

Специфика общения логопеда и родителей определяется следующими моментами:

- типом речевого нарушения;

- возрастом ребенка;

- мотивацией родителей;

- образовательным, социальным статусом родителей.

 

Итак, если мотивация – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих задачи, содержание и характер деятельности, а сотрудничество – занятие какой-либо деятельностью вместе с кем-либо, а также действие, обеспечивающее равенство позиций, то мотивацию на сотрудничество логопеда с родителями можно представить как технологическую цепочку действий, включающую целевые компоненты:

·        Организационный компонент деятельности (определение цели, задач, форм и содержание сотрудничества). 

·        Содержательный компонент деятельности, в котором используются  разнообразные способы сотрудничества (присоединение партнера к целям и задачам, а также сознательное присоединение к целям и задачам партнера, выражение солидарности, поддержки, согласованности, обмен инициативами), что повышает компетентность всех участников взаимодействия.

·        Результативный компонент деятельности, где с учетом уровня готовности к сотрудничеству повышается эффективность коррекционной работы, проводится рефлексивная оценка результатов сотрудничества.

 

Комплексные подходы к взаимодействию  представлены  в виде структурной модели, в которой  отражены инновации по типу комбинаторных нововведений с анализом проблем, целей, задач, форм, принципов сотрудничества. Это поможет  логопеду организовать целостную педагогическую деятельность,  создать мотивацию на сотрудничество между участниками коррекционного процесса для решения поставленных логопедом задач и повышения результативности в коррекции речевых нарушений.

 

Структурная модель

Мотивация на сотрудничество: логопеда и родители детей с нарушениями речи

Критерии

Характеристика

Проблематика вопроса

ü    Мотивация к сотрудничеству у логопедов и родителей

ü    Адекватное представление родителей о речевом развитии ребенка

ü    Владение способами коррекционной и развивающей работы (родители, воспитатели, специалисты д/с)

Цель

ü   Систематизировать работу с родителями, мотивировать их к взаимодействию

Задачи

ü   Социальная диагностика семьи: определение типа семьи, типы поведения родителей

ü   Структурирование методов дифференцированной помощи родителям с учетом уровня их мотивации

ü   Определение форм сотрудничества с семьей

ü   Логопедическое просвещение родителей

Принципы сотрудничества

ü   Принцип открытости отношений

ü   Принцип профессиональной готовности к сотрудничеству

ü   Принцип индивидуальности родителей

ü   Принцип информационного обеспечения

ü   Принцип взаимосвязи диагностики, коррекции, развития

ü   Принцип преемственности согласованных действий (комплексный подход)

ü   Принцип вариативности (профессиональная позиция логопеда, статус семьи, уровень родительской мотивации)

Формы сотрудничества

1. Консультативно-рекомендательная

2. Лекционно-просветительская

3. Практическая

4. Комбинированная

Рефлексивная оценка

ü   Динамические изменения родительской мотивации

ü   Оценка уровня родительской активности

ü   Изучение родительского мнения по вопросам сотрудничества

ü   Диагностика качества коррекционно-развивающей работы логопеда

Список литературы

1.      Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006.

2.      Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

3.      Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. «Сфера», 2005.

4.      Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду, М.: «Просвещение», 2007.

5.      Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие, М. «Айрис дидактика», 2006.

6.      Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2008.

7.      Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Методические рекомендации под ред. Шипицыной Л.М., С-П.: «Речь», 2003.

8.      Пастухова О.И. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи, М.: ТЦ «Сфера», 2007.

9.      Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции, М.: «Линка-пресс», 2007.

10.  Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: «Учитель», 2008.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010