Автор:
Белякова Наталия Викторовна
В статье Беляковой Н.В. представлены современные взгляды на взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет логопеду организовать и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество логопеда и родителей для повышения результативности в коррекции речевых нарушений.
Статья:Мотивация на сотрудничество:
инновационный подход к взаимодействию логопеда и родителей.
Проблема выстраивания отношений педагогов и родителей детей, имеющих определенные трудности в развитии всегда актуальна. Поэтому возникла необходимость обновления и систематизации эффективных подходов, форм, принципов взаимодействия с родителями по предупреждению и преодолению речевых нарушений, повышению результативности коррекции с учетом изменившейся ситуации.
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.
Мотивы и потребности в обучении у родителей и педагогов разные. Каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, владение принципами взаимодействия и сотрудничества. Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для этого необходимо выявить проблемы, мешающие достижению поставленных целей, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей.
Взаимодействие – это коммуникация, в которой существуют барьеры непонимания, поэтому она часто бывает проблемной, конфликтной. Важно определить подходы их преодоления.
Барьеры непонимания,
возникающие в процессе взаимодействия между педагогами и родителями
Уровни непонимания |
Подходы преодоления непонимания |
Фонематический барьер: невнятная, быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией. |
Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией. |
Семантический барьер: использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей. |
Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов. |
Стилистический (синтаксический) барьер: несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию. |
Умение правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты. |
Логический барьер: возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника. |
Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации (от частного к общему) и наоборот. |
Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.
Такими принципами являются:
- индивидуальный подход к каждой семье;
- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;
- преемственность согласованных действий;
- открытость отношений;
- поэтапность реализации задач сотрудничества;
- эффективность выбранных форм сотрудничества;
- обратная связь.
Сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия между людьми. Оно предполагает возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области. Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными.
Формы работы логопеда с родителями детей с нарушениями речи
Индивидуальная и подгрупповая форма работы с родителями включают:
- анкетирование;
- консультирование;
- рекомендации;
- беседы;
- практические занятия.
Данные формы работы используются логопедом в разнообразных видах сотрудничества с родителями.
· Консультативно-рекомендательная форма работы:
- предоставление диагностических данных: первичных, динамических;
- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).
Предполагаемый результат: родители сотрудничают с логопедом регулярно, проявляя инициативу.
· Лекционно-просветительская форма работы:
- лекционные занятия с получением знаний по различным вопросам речевого развития и коррекции речевых нарушений у детей.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.
· Практическая форма работы:
- практические занятия;
- комбинированные занятия (темы практических занятий соответствуют лекционным темам);
- проектная деятельность: совместные проекты логопеда с родителями, детьми, специалистами детского сада.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Предполагаемый результат: получение практических умений и навыков в коррекции речевых нарушений у детей.
· «Круглый стол»:
- знакомство родителей друг с другом, со специалистами детского сада;
- выявление проблем, получение полезной информации, обозначение круга интересующих вопросов;
Форма организации: подгрупповая, беседа.
Условия организации: непринужденная обстановка.
Предполагаемый результат: установление доверительных отношений, выработка стратегии взаимосотрудничества.
· Детские праздники, развлечения:
- утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.), события в жизни детей («День именинника» и др.), «Театральные вечера» и др.).
Форма организации: индивидуальная (сольное выступление), подгрупповая (совместное участие в инсценировке и т.п.).
Условия организации: добровольное участие детей, родителей, специалистов.
Предполагаемый результат: возможность увидеть результат совместной работы логопеда, родителей и специалистов.
При выборе наиболее подходящих форм, методов, приемов организации коррекционной работы логопеда с родителями детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать типы семьи (по уровню семейного воспитания).
Организация коррекционной работы с семьями различного типа
Типы семьи |
Характеристика типа семьи |
Работа с семьей |
1. Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. |
Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ДОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные. |
1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций. 2.Помощь специалистов по запросу родителей. |
2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. |
Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров. |
1.Помощь родителям в установлении устойчивых, стабильных взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей). 2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости. |
3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. |
В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная. |
1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления. 2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные). |
4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением. |
Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ДОУ. 2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ДОУ, психолога и др.) |
Итак, зная тип семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушением речи, особенности семейного воспитания, логопед проводит работу с родителями, прежде всего, на доверительности, уважении и вежливости.
Специфика общения логопеда и родителей определяется следующими моментами:
- типом речевого нарушения;
- возрастом ребенка;
- мотивацией родителей;
- образовательным, социальным статусом родителей.
Итак, если мотивация – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих задачи, содержание и характер деятельности, а сотрудничество – занятие какой-либо деятельностью вместе с кем-либо, а также действие, обеспечивающее равенство позиций, то мотивацию на сотрудничество логопеда с родителями можно представить как технологическую цепочку действий, включающую целевые компоненты:
· Организационный компонент деятельности (определение цели, задач, форм и содержание сотрудничества).
· Содержательный компонент деятельности, в котором используются разнообразные способы сотрудничества (присоединение партнера к целям и задачам, а также сознательное присоединение к целям и задачам партнера, выражение солидарности, поддержки, согласованности, обмен инициативами), что повышает компетентность всех участников взаимодействия.
· Результативный компонент деятельности, где с учетом уровня готовности к сотрудничеству повышается эффективность коррекционной работы, проводится рефлексивная оценка результатов сотрудничества.
Комплексные подходы к взаимодействию представлены в виде структурной модели, в которой отражены инновации по типу комбинаторных нововведений с анализом проблем, целей, задач, форм, принципов сотрудничества. Это поможет логопеду организовать целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество между участниками коррекционного процесса для решения поставленных логопедом задач и повышения результативности в коррекции речевых нарушений.
Структурная модель
Мотивация на сотрудничество: логопеда и родители детей с нарушениями речи
Критерии |
Характеристика |
Проблематика вопроса |
ü Мотивация к сотрудничеству у логопедов и родителей ü Адекватное представление родителей о речевом развитии ребенка ü Владение способами коррекционной и развивающей работы (родители, воспитатели, специалисты д/с) |
Цель |
ü Систематизировать работу с родителями, мотивировать их к взаимодействию |
Задачи |
ü Социальная диагностика семьи: определение типа семьи, типы поведения родителей ü Структурирование методов дифференцированной помощи родителям с учетом уровня их мотивации ü Определение форм сотрудничества с семьей ü Логопедическое просвещение родителей |
Принципы сотрудничества |
ü Принцип открытости отношений ü Принцип профессиональной готовности к сотрудничеству ü Принцип индивидуальности родителей ü Принцип информационного обеспечения ü Принцип взаимосвязи диагностики, коррекции, развития ü Принцип преемственности согласованных действий (комплексный подход) ü Принцип вариативности (профессиональная позиция логопеда, статус семьи, уровень родительской мотивации) |
Формы сотрудничества |
1. Консультативно-рекомендательная 2. Лекционно-просветительская 3. Практическая 4. Комбинированная |
Рефлексивная оценка |
ü Динамические изменения родительской мотивации ü Оценка уровня родительской активности ü Изучение родительского мнения по вопросам сотрудничества ü Диагностика качества коррекционно-развивающей работы логопеда |
Список литературы
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006.
2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. «Сфера», 2005.
4. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду, М.: «Просвещение», 2007.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие, М. «Айрис дидактика», 2006.
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Методические рекомендации под ред. Шипицыной Л.М., С-П.: «Речь», 2003.
8. Пастухова О.И. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи, М.: ТЦ «Сфера», 2007.
9. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции, М.: «Линка-пресс», 2007.
10. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: «Учитель», 2008.