Автор:
Субботина Жанна Геннадьевна
Традиционные техники рисования предлагаемые программой М.А. Васильевой по
ИЗО деятельности учат малыша стереотипному рисованию, которое транслирует
взрослый. Ребенок может усвоить шаблоны рисования (солнце-это окружность с
палочками и т.д.), но это не есть проявление творческого «я» ребенка. А ведь
рисование, как и игра, способствует осознанию своего места в мире, познанию
окружающей действительности. Оно помогает выразить различные эмоции,
возникающие в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и самим собой.
Занятие по изо для детей группы
кратковременного пребывания
Возраст 3-4 года, дети с
ограниченными возможностями здоровья (самостоятельно не передвигаются)
Тема: Дикие животные
«Сядь ко мне на носик»
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с
приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии
воспитанников №35 «Лесная сказка»
Воспитатель группы кратковременного
пребывания Субботина Ж.Г.
Техника изображения: рисование поролоном, «оттиск» штампом.
Описание осваиваемого приёма: поролон опустить в
тарелочку с краской, наносить на лист бумаги
можно, как размазывая краску по бумаге, так и примакивая по поверхности
листа; подошву картофеля опустив в краску,
наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву картофеля к
поверхности листа, слегка прижать.
Цель: помочь детям в освоение нового способа изображения
– рисование поролоном и «оттиск» штампом (из картофеля); вызывать у
детей интерес к действию с красками.
Задачи:
Ø Учить детей эмоционально и активно
воспринимать сказку, участвовать в
рассказывании.
Ø Формировать
умение различать и называть цвета.
Ø Развивать координацию движения кистей
руки с помощью массажного мячика.
Ø Развивать
мелкую моторику.
Предварительная работа: чтение сказки Колобок (родителям заранее было рекомендовано).
Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации к русской народной сказке
«Колобок»; фигурки животных (деревянный
конструктор «Колобок»); лист бумаги; гуашь желтого, оранжевого цвета; пластиковая тарелочка; влажные салфетки; фартук; штамп из
картофеля; массажные мячики; шаблон лисы.
Ход занятия
I.Организационный момент
(дети с родителями сидят в кругу
на ковре)
Воспитатель: Я прочитаю вам отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки.
«…На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок,
Румяный бок
Покатился …»
Дети, (родители помогают отвечать на вопросы): ...Колобок
Воспитатель:
К нам в гости прикатился Колобок. Принес интересную сказку (Воспитатель
показывает книгу ). Вы догадались, как она называется?
Дети,( родители
помогают отвечать): «Колобок»
II. Основная часть
1. Беседа
(совместное участие детей и родителей)
Воспитатель:
Давайте вспомним, от кого Колобок ушел?
Воспитатель:
Колобок ушел...
Дети: от бабушки
Воспитатель:
Колобок ушел...
Дети: от дедушки
Воспитатель:
Колобок ушел...
Дети: от
зайца
Воспитатель:
Колобок ушел...
Дети: от
волка
Воспитатель:
Колобок ушел...
Дети: от
медведя
Воспитатель:
Колобок не ушел...
Дети: от лисы.
2.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком.
Воспитатель:
С разными животными Колобок
встретился в лесу, давайте мы с вами назовём всех животных из сказки, возьмем мячики и покатаем их (воспитатель раздает массажные
мячики).
Воспитатель:
Сначала Колобок ушел от зайца (катаем).
Потом от волка (катаем).
Дальше от медведя (катаем).
А съела его (лиса) (сжать мячики).
3.
Нетрадиционное
рисование
Воспитатель:
Сейчас мы с вами научимся изображать двух героев сказки (лису и Колобка).
Отгадайте, про кого эта загадка?
Это что там за краса?
В кустиках
сидит ли (СА)
Но рисовать будем ни кисточкой, или карандашом, а поролоном.
Для этого нам
нужен поролон и
тарелочка с краской.
Воспитатель:
Краску, какого цвета нужно взять, чтобы
нарисовать лису?
Дети: Оранжевую.
(дети раскрашивают весь лист бумаги)
Воспитатель:
А теперь сюрприз, закройте глаза. (Воспитатель кладет шаблон лисы на раскрашенный лист бумаги).
Воспитатель:
Кого мы с вами нарисовали?
Дети: Лису.
Воспитатель: Какая она у
нас получилась?
Дети: Хитрая, шустрая.
Воспитатель:
Какого цвета?
Дети: Оранжевого. (Приложение №1)
4.
Развивающая игра (закрепление)
Воспитатель:
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а сейчас мы с вами выложим
лису из геометрических фигур.
(Дети
выкладывают на магнитной доске из геометрических фигур лису). (Приложение
№2)
5.
Д /И «Найди где
спрятано»
(Дети с родителями встают в круг)
Цель: удерживать в памяти представление
о предметах разной величины и находить их по истечению некоторого времени; учить ориентироваться в
пространстве.
Оборудование: 2 колобка (большой и маленький)
Педагог достает два колобка большой и маленький, предлагает рассмотреть
их, а затем в присутствии детей (дети с закрытыми глазами) прячет их в разные
места. Потом предлагает найти их.
6.
Развивающая игра
Из разрезных картинок составить колобка -3 части. (Приложение №3)
Воспитатель:
Какого цвета Колобок?
Дети: Желтого.
Психогимнастика.
Воспитатель:
Покажите руками, какой бывает колобок? (большой, маленький).
Воспитатель:
Изобразите, как колобок может
смеяться, грустить, плакать.
7.
Пальчиковая
гимнастика
Воспитатель:
Молодцы, давайте приготовим тесто для колобка (путем обрывания салфеток желтого
цвета).
Дети накладывают в тарелочку круглой формы мелкие
(желтые) кусочки салфеток.
8. Практическая
часть
Воспитатель:
Давайте покажем лисе, как можно нарисовать
колобка (с помощью «оттиска» из картофеля).
III.
Итог занятия
Воспитатель:
Кто ушел от бабушки и дедушки?
Дети: Колобок.
Воспитатель:
Кого мы сегодня рисовали?
Дети: Лису.
Воспитатель:
Чем рисовали лису?
Дети: Губкой.
Воспитатель:
С помощью какого овоща мы нарисовали колобка?
Дети: Картофеля.
Список используемой
литературы.
1.Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки/ Академия развития,
2006.-96с.: ил.-(Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
2.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г.Казаковой –М.: ТЦ Сфера,
2005.-128с.
3.Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить.
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина.
- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.
4.Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010.-72с.
5.Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с
ДЦП».Учебно-методическое пособие. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-160с.