Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Игры по развитию речи

Автор:
Денисова Ольга Михаиловна

Аннотация:

 

            

 

Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогоррского МБДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна. 

 

 

 

 

Представленные игры можно использовать и как во время занятий, так и в режимные моменты; как при прохождении новой темы, так и во время закрепления материала.

 

 

Цель: развивать речь детей; обогащать словарь детей с помощью введения новых слов; развивать любознательность; развивать мыслительные реакции;

Задачи:  закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.

            Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогоррского МБДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна. 

 

 

 

 

Представленные игры можно использовать и как во время занятий, так и в режимные моменты; как при прохождении новой темы, так и во время закрепления материала.

 

 

Цель: развивать речь детей; обогащать словарь детей с помощью введения новых слов; развивать любознательность; развивать мыслительные реакции;

Задачи:  закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.

            Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

 

 

Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогорского МДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.

 

 

Дидактические игры по развитию речи  детей .

 

 

 

Дидактическая игра:

 

 

«ВСПОМНИ СКАЗКУ».

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 Развивать связную речь детей; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать сказку; учить детей наиболее полно отвечать на вопросы воспитателя; развивать логическое мышление. 

 

 

 

ХОД ИГРЫ:

Например, предлагается вспомнить сказку «Репка» и:

- Выстроить героев в том порядке, в каком они появлялись в сказке;

- Пересказать основное содержание сказки;

- Ответить на вопросы воспитателя (например, почему дедка позвал на помощь бабку? Какую пословицу можно подобрать к сказке «Репка»? и т. д.);

- Составить новую сказку, изменив порядок появления героев;

- Возможно сразу выставить героев не по порядку, тем самым дать детям задуматься – что здесь не так?

По примерной схеме проводится работа по другим сказкам.

 

 

Дидактическая игра;

«Продолжи пословицу».

Цель:  

 Учить детей понимать смысл пословицы: развивать речь детей: обогащать словарь детей, продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества.

Ход игры:

Воспитатель читает начало пословицы, и:

- дети договаривают вторую часть пословицы;

- вместе с детьми обсуждается смысл пословицы;

- можно задать вопрос; «К какой сказке подходит та или иная пословица?»

 

 

Примерные пословицы;

 

Без труда…………………………….(не вытащишь и рубку из пруда).

Будет хлеб……………………………(будет и обед).

В гостях хорошо……………………..(а дома лучше).

В тесноте………………………………(да не в обиде).

Всякому овощу………………………..(свое время).

Глаза боятся,…………………………(а руки делают).

Гречневая каша – матушка наша,……(а хлебец ржаной – отец наш родной).

Делу – время,………………………….(потехе - час).

Добро не умрет,………………………. (а зло пропадет).

Друга ищи,……………………………… (а найдешь - береги).

Как аукнется,…………………………….(так и откликнется).

Как посеешь,……………………………(так и пожнешь).

Кончил дело,…………………………….(гуляй смело).

Любишь кататься,……………………….(люби и саночки возить).

Поспешишь – людей насмешишь,……(а сам наплачешься).

Сам себя губит………………………….(кто других не любит).

Утро вечера………………………………(мудренее).

Хлеб -…………………………………….(всему голова).

Что посеешь,……………………………..(то и пожнешь).

Щи да каша -……………………………..(пища наша).

Хвались, …………………………………(да не поперхнись).

Умей взять, ………………………………(умей и отдать).

Сначала думай,…………………………..(а потом делай).

Не будет скуки,……………………………..(коли заняты руки).

За делами ……………………………………(дня не видно).

Береги нос………………………………………(в большой мороз).

Будет дождь,………………………………………..(будет и рожь).

 

Дидактическая игра;

«Скажи наоборот».

 

Цель;  Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу: обогащать словарь детей с помощью введения новых слов.

 

Ход игры:

 

Воспитатель говорит слова, а дети должны подобрать слова, противоположные по смыслу.

 

 

Примерные слова;

 

 

Утро – вечер

Герой – трус

Друзья – враги

День – ночь

Быстро – медленно

Светло – темно

Много – мало

Сесть – встать

Смеяться – плакать

Говорить – молчать

Закрывать – открывать

Взять – отдать

Приносить – уносить

Надевать – снимать

Все – никто

Высоко – низко

Входить – выходить

Северный – южный

Смелый – трусливый

Горький – сладкий

Легкий – тяжелый

Острый – тупой

Высокий – низкий

Большой – маленький

Длинный – короткий

Лето – зима

Осень – весна

Широкий – узкий

Мягкий – твердый

Девочка – мальчик

молодой – старый

Мама – папа

Громко – тихо

Густой – жидкий

Вареная – сырая

Мелкий – крупный

Медленно – быстро

Старый – новый

Полный – худой

Полная ваза – пустая

Жара – холод

Старая книга – новая

Далеко – близко

Чистый – грязный

Сытый – голодный

Черный – белый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра:

 

 

 

«Кто внимательный?»

 

Цель;

 Учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы); обогащать речь детей посредством пословиц.

 

 

 

 

Ход игры;

Воспитатель читает пословицу, а дети заканчивают пословицу; вместе с детьми воспитатель анализирует смысл пословицы.

 

Примерные пословицы:

 

Готовь сани летом, а телегу        (зимой).

Глазами плачет, а сердцем           (смеется).

Умел начать, умей и                     (окончить).

Родная сторона – мать, а чужая   (мачеха).

Хлеб – батюшка, а вода                (матушка).

Глазами плачет, а сердцем            (смеется).

Слушай больше, а говори              (меньше).

Делу – время, а потехе -                 (час).

С чем пришел, с тем и                   (ушел).

Слов много, а дела -                       (мало).

В июле на дворе пусто, да но поле (густо).

Легче друга потерять, чем              (найти).

Умей взять, умей и                          (отдать).

В июле на дворе пусто, да на поле (густо).

Как посеешь, так и                           (пожнешь).

 

 

 

 

 

Дидактическая игра;

 

 

 

 

«Закончи предложение».

 

 

Цель:

 Учить детей дополнять предложение словом противоположного значения: развивать мыслительные реакции: учить детей отвечать на вопрос полным ответом.

 

 

 

 

Ход игры:

Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его словом противоположного значения.

Примерные предложения;

 

Сахар сладкий, а перец                                                    горький

Летом листья зеленые, а осенью                                     желтые

Дорога широкая, а тропинка                                             узкая

Пластилин мягкий, а камень                                            твердый

Девочка говорит громко, а мальчик                                тихо

Мама несет тяжелую сумку, а мальчик                           легкую

Деревья в лесу высокие и                                                 низкие

Кашу варят густую и                                                         жидкую

Звери бывают смелые и                                                    трусливые

Лекарства делают горькие и                                             сладкие

Морковь можно есть вареную и                                      сырую

Яблоки бывают мелкие и                                                  крупные

Зимой холодно, а летом                                                    тепло

Днем светло, а ночью                                                        темно

Гольфы длинные, а носки                                                  короткие 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010