Автор:
Денисова Ольга Михаиловна
Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогоррского МБДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.
Представленные игры можно использовать и как во время занятий, так и в режимные моменты; как при прохождении новой темы, так и во время закрепления материала.
Цель: развивать речь детей; обогащать словарь детей с помощью введения новых слов; развивать любознательность; развивать мыслительные реакции;
Задачи: закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;
Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогоррского МБДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.
Представленные игры можно использовать и как во время занятий, так и в режимные моменты; как при прохождении новой темы, так и во время закрепления материала.
Цель: развивать речь детей; обогащать словарь детей с помощью введения новых слов; развивать любознательность; развивать мыслительные реакции;
Задачи: закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;
Статья:
Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогорского МДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.
Дидактические игры по развитию речи детей .
Дидактическая игра:
«ВСПОМНИ СКАЗКУ».
ЦЕЛЬ:
Развивать связную речь детей; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать сказку; учить детей наиболее полно отвечать на вопросы воспитателя; развивать логическое мышление.
ХОД ИГРЫ:
Например, предлагается вспомнить сказку «Репка» и:
- Выстроить героев в том порядке, в каком они появлялись в сказке;
- Пересказать основное содержание сказки;
- Ответить на вопросы воспитателя (например, почему дедка позвал на помощь бабку? Какую пословицу можно подобрать к сказке «Репка»? и т. д.);
- Составить новую сказку, изменив порядок появления героев;
- Возможно сразу выставить героев не по порядку, тем самым дать детям задуматься – что здесь не так?
По примерной схеме проводится работа по другим сказкам.
Дидактическая игра;
«Продолжи пословицу».
Цель:
Учить детей понимать смысл пословицы: развивать речь детей: обогащать словарь детей, продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества.
Ход игры:
Воспитатель читает начало пословицы, и:
- дети договаривают вторую часть пословицы;
- вместе с детьми обсуждается смысл пословицы;
- можно задать вопрос; «К какой сказке подходит та или иная пословица?»
Примерные пословицы;
Без труда…………………………….(не вытащишь и рубку из пруда).
Будет хлеб……………………………(будет и обед).
В гостях хорошо……………………..(а дома лучше).
В тесноте………………………………(да не в обиде).
Всякому овощу………………………..(свое время).
Глаза боятся,…………………………(а руки делают).
Гречневая каша – матушка наша,……(а хлебец ржаной – отец наш родной).
Делу – время,………………………….(потехе - час).
Добро не умрет,………………………. (а зло пропадет).
Друга ищи,……………………………… (а найдешь - береги).
Как аукнется,…………………………….(так и откликнется).
Как посеешь,……………………………(так и пожнешь).
Кончил дело,…………………………….(гуляй смело).
Любишь кататься,……………………….(люби и саночки возить).
Поспешишь – людей насмешишь,……(а сам наплачешься).
Сам себя губит………………………….(кто других не любит).
Утро вечера………………………………(мудренее).
Хлеб -…………………………………….(всему голова).
Что посеешь,……………………………..(то и пожнешь).
Щи да каша -……………………………..(пища наша).
Хвались, …………………………………(да не поперхнись).
Умей взять, ………………………………(умей и отдать).
Сначала думай,…………………………..(а потом делай).
Не будет скуки,……………………………..(коли заняты руки).
За делами ……………………………………(дня не видно).
Береги нос………………………………………(в большой мороз).
Будет дождь,………………………………………..(будет и рожь).
Дидактическая игра;
«Скажи наоборот».
Цель; Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу: обогащать словарь детей с помощью введения новых слов.
Ход игры:
Воспитатель говорит слова, а дети должны подобрать слова, противоположные по смыслу.
Примерные слова;
Утро – вечер
Герой – трус
Друзья – враги
День – ночь
Быстро – медленно
Светло – темно
Много – мало
Сесть – встать
Смеяться – плакать
Говорить – молчать
Закрывать – открывать
Взять – отдать
Приносить – уносить
Надевать – снимать
Все – никто
Высоко – низко
Входить – выходить
Северный – южный
Смелый – трусливый
Горький – сладкий
Легкий – тяжелый
Острый – тупой
Высокий – низкий
Большой – маленький
Длинный – короткий
Лето – зима
Осень – весна
Широкий – узкий
Мягкий – твердый
Девочка – мальчик
молодой – старый
Мама – папа
Громко – тихо
Густой – жидкий
Вареная – сырая
Мелкий – крупный
Медленно – быстро
Старый – новый
Полный – худой
Полная ваза – пустая
Жара – холод
Старая книга – новая
Далеко – близко
Чистый – грязный
Сытый – голодный
Черный – белый
Дидактическая игра:
«Кто внимательный?»
Цель;
Учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы); обогащать речь детей посредством пословиц.
Ход игры;
Воспитатель читает пословицу, а дети заканчивают пословицу; вместе с детьми воспитатель анализирует смысл пословицы.
Примерные пословицы:
Готовь сани летом, а телегу (зимой).
Глазами плачет, а сердцем (смеется).
Умел начать, умей и (окончить).
Родная сторона – мать, а чужая (мачеха).
Хлеб – батюшка, а вода (матушка).
Глазами плачет, а сердцем (смеется).
Слушай больше, а говори (меньше).
Делу – время, а потехе - (час).
С чем пришел, с тем и (ушел).
Слов много, а дела - (мало).
В июле на дворе пусто, да но поле (густо).
Легче друга потерять, чем (найти).
Умей взять, умей и (отдать).
В июле на дворе пусто, да на поле (густо).
Как посеешь, так и (пожнешь).
Дидактическая игра;
«Закончи предложение».
Цель:
Учить детей дополнять предложение словом противоположного значения: развивать мыслительные реакции: учить детей отвечать на вопрос полным ответом.
Ход игры:
Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его словом противоположного значения.
Примерные предложения;
Сахар сладкий, а перец горький
Летом листья зеленые, а осенью желтые
Дорога широкая, а тропинка узкая
Пластилин мягкий, а камень твердый
Девочка говорит громко, а мальчик тихо
Мама несет тяжелую сумку, а мальчик легкую
Деревья в лесу высокие и низкие
Кашу варят густую и жидкую
Звери бывают смелые и трусливые
Лекарства делают горькие и сладкие
Морковь можно есть вареную и сырую
Яблоки бывают мелкие и крупные
Зимой холодно, а летом тепло
Днем светло, а ночью темно
Гольфы длинные, а носки короткие