Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы»

Автор:
Попова Ольга Станиславовна

Аннотация:

Аннотация к статье

«Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы»

 

 

ФИО автора:    Попова Ольга Станиславовна

 

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Статья Поповой О.С. «Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы» знакомит с опытом работы МОУ Терской СОШ Мичуринского района Тамбовской области по организации этнокультурного образования и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

Персональный код автора №      SC – 5301                               _________________

                                                                                                                  (подпись)

Статья:

Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы

 

 

Современная отечественная сельская школа оказалась в весьма сложной ситуации, когда речь идет о проблеме выжить и возродиться на новом уровне, о необходимости поиска новых форм в обучении и воспитании учащихся. Традиционно замкнутая школа становится открытым образовательным учреждением, связанным разнообразными нитями с социальной средой. Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа. В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив Терской школы Мичуринского района Тамбовской области ищет оптимальные пути развития и перехода на качественно новый уровень образования путем адаптации существующих инноваций в области педагогической науки и практики к местным культурно – историческим условиям. Формулируя цель воспитания гражданина России, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура. Накопленный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы позволил нам разработать программу образования и воспитания с включением этнокультурного компонента. Возникла идея создания новой школы – школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования.

В образовательном учреждении МОУ Терская СОШ реализуется программа экспериментальной деятельности по теме «Формирование духовно – творческой личности на основе традиций и ценностей русской культуры», утвержденная приказом Управления образования и науки Тамбовской области № 2691 от 23.10.2008 года.
Основная идея инновационной деятельности:

- создание школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования 

 

Гипотеза:

- введение этнокультурного компонента в образовательный процесс современной сельской школы позволит обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности, определить сущностные характеристики ценностных основ организации жизни современной сельской школы.

 

Цели инновационной деятельности:

- обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса на основе использования русской традиционной культуры;

- изучение путей расширения функций сельской школы с учетом введения этнокультурного компонента

Задачи:

- разработать нормативно – правовую базу функционирования школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования;

- определить содержание деятельности школы в новом статусе, формы и методы работы с детьми в различных ее подразделениях;

- теоретически обосновать и экспериментально определить этнокультурный компонент в сельской школе, способствующий формированию творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции рус­ской культуры, имеющей сознательную и нравственную позицию, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценно­стей русской культуры;

- разработать вариант экспериментального учебного плана современной сельской школы, включающий этнокультурный компонент образования;

- создать обучающие программы по предметам на основе включения богатства русского культурного наследия в образовательный процесс путем адаптации типовых государственных программ к образовательным потребностям школы;

- разработать комплект учебно – методических материалов, необходимых для реализации этнокультурного компонента образования.

Предмет исследования:

- этнокультурный компонент в содержании образования современной сельской школы.

Объект исследования: 

- возможности содержания общего среднего образования современной сельской общеобразовательной  школы с точки зрения формирования личности выпускника как гражданина России.

Предполагаемые конечные результаты:

- создание «Школы народной культуры с этнокультурным русским компонентом  образования;

- формирование образа выпускника - социально значимой личности;

- повышение уровня учебно - воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих ра­ботников в  области воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний;

-разработка оптимального варианта наполнения школьного учебного плана традиционными и новыми учебными предметами, спецкурсами и дисциплинами по выбору, способствующими усилению этнокультурного образования современной сельской школы;

- обогащение родительского опыта идеями русской этнопедагогики, поддержка семьи в воспитании национального само­сознания ребенка.

Показатели и критерии оценки результатов:

- продуктивность реализации программы развития школы;

- достижение цели путем поэтапной реализации поставленных задач и качество их выполнения;

- соответствие концептуальных положений программы развития школы современной концепции российского образования и запросам субъектов образовательного процесса;

- удовлетворенность образовательным процессом и его результатами всех участников образовательно – воспитательного пространства школы;

- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;

- высокое качество результатов обучения и воспитания;

- эффективное использование современных образовательных технологий;

- высокий профессиональный уровень педагогических кадров; соответствие результата методической работы ее целям;

- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.

В ходе реализации данной инновационной деятельности были получены следующие результаты:

- Этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный  план школы.

- Вырос уровень воспитанности школьников.

- Разработаны и внедряются образовательные программы духовно-нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.).

- Увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы; организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса русского языка.

- Созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся; в системе проводятся внеклассные мероприятия, на­целенные на становление у школьников цен­ностных ориентиров демократической и гу­манистической направленности.

- Разработаны уроки и внеклассные мероприя­тия по краеведческому компоненту, гражданской направленности.

- Отработана система повышения квалификации педагогов по данному направлению, работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время.

- Пропаганда опыта экспериментальной работы ведется через участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах.

- Для педагогов района и области организуются семинары на базе школы.

- Опыт экспериментальной работы школы размещен в Интернете,  представлен в брошюрах, выпущенных Тамбовским институтом повышения квалификации и муниципальным информационно -  методическим центром.

- Неоднократно школа получала Дипломы и Благодарственные письма по результатам опытно – экспериментальной деятельности.

 

Полученные результаты оценены ОУ с точки зрения:

Научной значимости:

- раскрытие особенностей миссии школы с этнокультурным компонентом.

 Практической значимости:

- разработка и апробация содержания этнокультурного компонента образования в современной сельской школе;

- определение условий, форм и методов реализации этнокультурного компонента;

- разработка и апробация модели диагностики эффективности введения этнокультурного компонента в современную сельскую школу;

- разработка и апробация курса повышения квалификации «Введение в народную культуру» для педагогов разных категорий.

 Организации внедрения результатов в массовую практику:

- публикация учебно-методических пособий по организации этнокультурной деятельности в современной сельской школе;

- организация семинаров для педагогических работников района, региона;

- участие педагогических работников школы в региональных, межрегиональных, всероссийских конференциях.


Оценка подтверждается данными, полученными в ходе инновационной деятельности.  

С апреля 2006 г. школа начала работу в режиме муниципальной экспериментальной площадки по проекту «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования». В 2008 году, после победы в нацпроекте «Образование», школе присвоен статус школы - лаборатории инновационного развития. Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей русской культуры.

В школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды. Реализация цели построения школы народной культуры возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и  методического сопровождения образовательного процесса. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана, а также разработка и внедрение педагогических технологий, авторских и модифицированных программ, отражающих основные направления работы школы с этнокультурным русским компонентом.

Cистема  этнокультурного образования в школе имеет следующую структуру: этнокультурная составляющая федерального компонента, спецкурсы школьного компонента, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа по этнокультурному образованию, экскурсионная работа.

Экспериментальная работа осуществляется по следующим направлениям:

- отработка школьного учебного плана, включающего этнокультурный компонент образования.

- разработка и апробирование элективных курсов с этнокультурным компонентом.

- этнокультурный компонент в воспитательной работе.

- подготовка педагогических кадров.

Этно­культурный компонент образования представлен в учебном плане, как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей:

- «Мир народной культуры» (интегрированный курс народоведение + художественный труд) – 2-4 классы

- «Азбука русской словесности» - 3 класс

 - «Святыни Тамбовской земли» - элективный курс для учащихся 9 класса

- «Литературная жизнь Тамбовского края  17 – 21 вв» - элективный курс для учащихся 9 класса.

-  «Этническая история народов мира»  - спецкурс для учащихся 10 класса.

-  «Свадебная поэзия и ее отражение в произведениях поэтов XIX -XX вв» - спецкурс для учащихся 11 класса.

- «История русского языка» - 11 класс

- «Язык русских пословиц» - 10 класс

- Основы православной культуры – 5 класс

- «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России» - 11 класс

- «Духовное краеведение Тамбовщины» - 5 класс

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности. На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников; формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи. И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.

Одной из ведущих идей естественно - научного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учащиеся знакомятся с русскими старинными учебниками математики, русскими математическими школами и академиями, со старинными русскими мерами, учатся решать задачи с использованием старинных мер с переводом их  в современные.

Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, исследования российской науки в различных областях, разработаны учителями физики, биологии. В содержание этнокультурного образования по географии включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Центрально – черноземного района, в частности Тамбовской области.

Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием. Программа по технологии  знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.

Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера. В начальной школе – это интегрированный курс «Мир народной культуры», включающий в себя народоведение и художественный труд. Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:

- приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;

- формирование уважительного отношения к человеку труда;

- развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;

- воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;

- направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;

- создание микросреды естественного бытования фольклора.

Итогом  работы учителей по данной программе являются:

- уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Стань, мой сноп, на тысячу коп!», «Сказка о Правде и Кривде», «Как на масленой неделе», «Русская изба» и др.

- выставки рисунков и поделок: «Вот моя деревня», «Печки-лавочки» «Слава хлебу на столе!» и др.

Сегодня крайне сложно воспитывать детей. Наш сегодняшний мир  - это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. И родители, и учителя – все мы беспокоимся за наших детей. Мы переживаем по поводу безнравственности, которая продолжает расти в современном обществе. Нас волнует не только качество образования детей, но и их физическая, психологическая и социальная безопасность. Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.

Таким образом, реализация этнокультурного образования в школе представлена двумя проектами. Первый проект объединяет деятельность по разработке содержания учебного плана, содержания учебной работы.

Второй проект предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования уч-ся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе. В план этого проекта входит воспитательная работа, ориентированная на знакомство с русскими национальными традициями учащихся с 1-ого по 11 – й класс.

В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен очень разнообразно.

Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений.

В сфере дополнительного образования школа считает главным: создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения; повышение и поддержание познавательного интереса детей; создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают произведения искусства  из глины, ткани, ниток, бумаги. Другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, архивных документов, фольклорных сборников.

Проведение народных праздников. В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая. Большой интерес вызывают  рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие. Разнообразны формы проведения праздников – это утренники, вечеринки, массовые гуляния, колядование. Школьные праздники превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры. Педагоги Терской школы стремятся воссоздать календарно-обрядовый цикл. Дети очень любят народные праздники, обряды. Данные праздники жизненно необходимы детям, и дело не только в познании обычаев и верований своего народа, а, прежде всего, в воздействии праздника на ребенка. Праздник позволяет ребенку лучше познать мир, историю Родины и народа, способствует формированию их развитию национального самосознания. Праздник, насыщенный элементами фольклора, способствует внутреннему, духовному росту детей. Ребенок через такие праздники вместе со взрослыми, приходит к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры.

Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность. Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.

Работа школьного музея. Силами музейной группы учащихся школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям: история школы, история села, изучение “малой родины”. На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия. По инициативе школьников был установлен памятный знак на месте порушенного храма. Ежегодно активисты музея выступают с программами на областных смотрах-конкурсах музеев, залов, комнат и становятся победителями.

Исследовательская деятельность. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей сел, местных органов самоуправления. Были проведены такие поисковые операции как «Исследование памятников храмового зодчества на территории бывшей Богоевленско-Суренской общины Козловского уезда», «Сбор материалов о бывшем лагере военнопленных времен Великой Отечественной войны, находившемся в окрестностях с.Терское, деревне Марьино», «Поиск имен погибших летчиков в с.Крюковка», «Обследование территории бывшей усадьбы помещика Ратчина», «Древнерусская керамика (местная) XIII - XIV  в.в.», «Традиционное рукоделие и традиционные костюмы Тамбовской губернии» и другие.

Результатом исследовательской работы является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов. Учащиеся школы Шурыгина Дарья и Щербаков Никита – победители X Всероссийской научно – практической конференции школьников «Первые шаги в науку».

Патриотическое воспитание школьников. Данное направление в работе реализуется через проведение Вахты Памяти, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок;  смотры, конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры «Зарница, «Зарничка», создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти села Терское, книги долгожителей с.Терское.

Итак, внеурочная и внешкольная деятельность выстраивается на основе интересов всего школьного коллектива и отдельных его подразделений. Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Поэтому воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды в непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Главным результатом в воспитании будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

 Образом выпускника школы народной культуры должен стать:

- Человек, воспитанный на основе нравственных традиций русского народа.

- Человек, наделенный глубокими и прочными знаниями.

- Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.

- Человек, знающий свою родословную, малую и  большую родину, уважающий  обычаи и традиции предков, их веру.

- Человек -  гражданин и патриот своей Родины; любящий свое Отечество, способный постоять за него.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010