Автор:
Попова Ольга Станиславовна
Аннотация к статье
«Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы»
ФИО автора: Попова Ольга Станиславовна
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Статья Поповой О.С. «Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы» знакомит с опытом работы МОУ Терской СОШ Мичуринского района Тамбовской области по организации этнокультурного образования и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Персональный код автора № SC – 5301 _________________
(подпись)
Статья:
Школа народной культуры – как инновационная модель сельской школы
Современная отечественная сельская школа оказалась в весьма сложной ситуации, когда речь идет о проблеме выжить и возродиться на новом уровне, о необходимости поиска новых форм в обучении и воспитании учащихся. Традиционно замкнутая школа становится открытым образовательным учреждением, связанным разнообразными нитями с социальной средой. Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа. В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив Терской школы Мичуринского района Тамбовской области ищет оптимальные пути развития и перехода на качественно новый уровень образования путем адаптации существующих инноваций в области педагогической науки и практики к местным культурно – историческим условиям. Формулируя цель воспитания гражданина России, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура. Накопленный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы позволил нам разработать программу образования и воспитания с включением этнокультурного компонента. Возникла идея создания новой школы – школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования.
В образовательном учреждении МОУ Терская СОШ реализуется программа экспериментальной деятельности по теме «Формирование духовно – творческой личности на основе традиций и ценностей русской культуры», утвержденная приказом Управления образования и науки Тамбовской области № 2691 от 23.10.2008 года.
Основная идея инновационной деятельности:
- создание школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования
Гипотеза:
- введение этнокультурного компонента в образовательный процесс современной сельской школы позволит обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности, определить сущностные характеристики ценностных основ организации жизни современной сельской школы.
Цели инновационной деятельности:
- обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса на основе использования русской традиционной культуры;
- изучение путей расширения функций сельской школы с учетом введения этнокультурного компонента
Задачи:
- разработать нормативно – правовую базу функционирования школы народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования;
- определить содержание деятельности школы в новом статусе, формы и методы работы с детьми в различных ее подразделениях;
- теоретически обосновать и экспериментально определить этнокультурный компонент в сельской школе, способствующий формированию творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русской культуры, имеющей сознательную и нравственную позицию, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры;
- разработать вариант экспериментального учебного плана современной сельской школы, включающий этнокультурный компонент образования;
- создать обучающие программы по предметам на основе включения богатства русского культурного наследия в образовательный процесс путем адаптации типовых государственных программ к образовательным потребностям школы;
- разработать комплект учебно – методических материалов, необходимых для реализации этнокультурного компонента образования.
Предмет исследования:
- этнокультурный компонент в содержании образования современной сельской школы.
Объект исследования:
- возможности содержания общего среднего образования современной сельской общеобразовательной школы с точки зрения формирования личности выпускника как гражданина России.
Предполагаемые конечные результаты:
- создание «Школы народной культуры с этнокультурным русским компонентом образования;
- формирование образа выпускника - социально значимой личности;
- повышение уровня учебно - воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний;
-разработка оптимального варианта наполнения школьного учебного плана традиционными и новыми учебными предметами, спецкурсами и дисциплинами по выбору, способствующими усилению этнокультурного образования современной сельской школы;
- обогащение родительского опыта идеями русской этнопедагогики, поддержка семьи в воспитании национального самосознания ребенка.
Показатели и критерии оценки результатов:
- продуктивность реализации программы развития школы;
- достижение цели путем поэтапной реализации поставленных задач и качество их выполнения;
- соответствие концептуальных положений программы развития школы современной концепции российского образования и запросам субъектов образовательного процесса;
- удовлетворенность образовательным процессом и его результатами всех участников образовательно – воспитательного пространства школы;
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
- высокое качество результатов обучения и воспитания;
- эффективное использование современных образовательных технологий;
- высокий профессиональный уровень педагогических кадров; соответствие результата методической работы ее целям;
- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.
В ходе реализации данной инновационной деятельности были получены следующие результаты:
- Этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный план школы.
- Вырос уровень воспитанности школьников.
- Разработаны и внедряются образовательные программы духовно-нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.).
- Увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы; организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса русского языка.
- Созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся; в системе проводятся внеклассные мероприятия, нацеленные на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности.
- Разработаны уроки и внеклассные мероприятия по краеведческому компоненту, гражданской направленности.
- Отработана система повышения квалификации педагогов по данному направлению, работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время.
- Пропаганда опыта экспериментальной работы ведется через участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах.
- Для педагогов района и области организуются семинары на базе школы.
- Опыт экспериментальной работы школы размещен в Интернете, представлен в брошюрах, выпущенных Тамбовским институтом повышения квалификации и муниципальным информационно - методическим центром.
- Неоднократно школа получала Дипломы и Благодарственные письма по результатам опытно – экспериментальной деятельности.
Полученные результаты оценены ОУ с точки зрения:
Научной значимости:
- раскрытие особенностей миссии школы с этнокультурным компонентом.
Практической значимости:
- разработка и апробация содержания этнокультурного компонента образования в современной сельской школе;
- определение условий, форм и методов реализации этнокультурного компонента;
- разработка и апробация модели диагностики эффективности введения этнокультурного компонента в современную сельскую школу;
- разработка и апробация курса повышения квалификации «Введение в народную культуру» для педагогов разных категорий.
Организации внедрения результатов в массовую практику:
- публикация учебно-методических пособий по организации этнокультурной деятельности в современной сельской школе;
- организация семинаров для педагогических работников района, региона;
- участие педагогических работников школы в региональных, межрегиональных, всероссийских конференциях.
Оценка подтверждается данными, полученными в ходе инновационной деятельности.
С апреля 2006 г. школа начала работу в режиме муниципальной экспериментальной площадки по проекту «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования». В 2008 году, после победы в нацпроекте «Образование», школе присвоен статус школы - лаборатории инновационного развития. Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей русской культуры.
В школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды. Реализация цели построения школы народной культуры возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и методического сопровождения образовательного процесса. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана, а также разработка и внедрение педагогических технологий, авторских и модифицированных программ, отражающих основные направления работы школы с этнокультурным русским компонентом.
Cистема этнокультурного образования в школе имеет следующую структуру: этнокультурная составляющая федерального компонента, спецкурсы школьного компонента, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа по этнокультурному образованию, экскурсионная работа.
Экспериментальная работа осуществляется по следующим направлениям:
- отработка школьного учебного плана, включающего этнокультурный компонент образования.
- разработка и апробирование элективных курсов с этнокультурным компонентом.
- этнокультурный компонент в воспитательной работе.
- подготовка педагогических кадров.
Этнокультурный компонент образования представлен в учебном плане, как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей:
- «Мир народной культуры» (интегрированный курс народоведение + художественный труд) – 2-4 классы
- «Азбука русской словесности» - 3 класс
- «Святыни Тамбовской земли» - элективный курс для учащихся 9 класса
- «Литературная жизнь Тамбовского края 17 – 21 вв» - элективный курс для учащихся 9 класса.
- «Этническая история народов мира» - спецкурс для учащихся 10 класса.
- «Свадебная поэзия и ее отражение в произведениях поэтов XIX -XX вв» - спецкурс для учащихся 11 класса.
- «История русского языка» - 11 класс
- «Язык русских пословиц» - 10 класс
- Основы православной культуры – 5 класс
- «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России» - 11 класс
- «Духовное краеведение Тамбовщины» - 5 класс
В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности. На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников; формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи. И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.
Одной из ведущих идей естественно - научного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учащиеся знакомятся с русскими старинными учебниками математики, русскими математическими школами и академиями, со старинными русскими мерами, учатся решать задачи с использованием старинных мер с переводом их в современные.
Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, исследования российской науки в различных областях, разработаны учителями физики, биологии. В содержание этнокультурного образования по географии включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Центрально – черноземного района, в частности Тамбовской области.
Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием. Программа по технологии знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.
Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера. В начальной школе – это интегрированный курс «Мир народной культуры», включающий в себя народоведение и художественный труд. Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:
- приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;
- формирование уважительного отношения к человеку труда;
- развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;
- воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;
- направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;
- создание микросреды естественного бытования фольклора.
Итогом работы учителей по данной программе являются:
- уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Стань, мой сноп, на тысячу коп!», «Сказка о Правде и Кривде», «Как на масленой неделе», «Русская изба» и др.
- выставки рисунков и поделок: «Вот моя деревня», «Печки-лавочки» «Слава хлебу на столе!» и др.
Сегодня крайне сложно воспитывать детей. Наш сегодняшний мир - это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. И родители, и учителя – все мы беспокоимся за наших детей. Мы переживаем по поводу безнравственности, которая продолжает расти в современном обществе. Нас волнует не только качество образования детей, но и их физическая, психологическая и социальная безопасность. Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.
Таким образом, реализация этнокультурного образования в школе представлена двумя проектами. Первый проект объединяет деятельность по разработке содержания учебного плана, содержания учебной работы.
Второй проект предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования уч-ся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе. В план этого проекта входит воспитательная работа, ориентированная на знакомство с русскими национальными традициями учащихся с 1-ого по 11 – й класс.
В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен очень разнообразно.
Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений.
В сфере дополнительного образования школа считает главным: создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения; повышение и поддержание познавательного интереса детей; создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают произведения искусства из глины, ткани, ниток, бумаги. Другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, архивных документов, фольклорных сборников.
Проведение народных праздников. В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая. Большой интерес вызывают рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие. Разнообразны формы проведения праздников – это утренники, вечеринки, массовые гуляния, колядование. Школьные праздники превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры. Педагоги Терской школы стремятся воссоздать календарно-обрядовый цикл. Дети очень любят народные праздники, обряды. Данные праздники жизненно необходимы детям, и дело не только в познании обычаев и верований своего народа, а, прежде всего, в воздействии праздника на ребенка. Праздник позволяет ребенку лучше познать мир, историю Родины и народа, способствует формированию их развитию национального самосознания. Праздник, насыщенный элементами фольклора, способствует внутреннему, духовному росту детей. Ребенок через такие праздники вместе со взрослыми, приходит к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры.
Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность. Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.
Работа школьного музея. Силами музейной группы учащихся школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям: история школы, история села, изучение “малой родины”. На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия. По инициативе школьников был установлен памятный знак на месте порушенного храма. Ежегодно активисты музея выступают с программами на областных смотрах-конкурсах музеев, залов, комнат и становятся победителями.
Исследовательская деятельность. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей сел, местных органов самоуправления. Были проведены такие поисковые операции как «Исследование памятников храмового зодчества на территории бывшей Богоевленско-Суренской общины Козловского уезда», «Сбор материалов о бывшем лагере военнопленных времен Великой Отечественной войны, находившемся в окрестностях с.Терское, деревне Марьино», «Поиск имен погибших летчиков в с.Крюковка», «Обследование территории бывшей усадьбы помещика Ратчина», «Древнерусская керамика (местная) XIII - XIV в.в.», «Традиционное рукоделие и традиционные костюмы Тамбовской губернии» и другие.
Результатом исследовательской работы является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов. Учащиеся школы Шурыгина Дарья и Щербаков Никита – победители X Всероссийской научно – практической конференции школьников «Первые шаги в науку».
Патриотическое воспитание школьников. Данное направление в работе реализуется через проведение Вахты Памяти, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок; смотры, конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры «Зарница, «Зарничка», создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти села Терское, книги долгожителей с.Терское.
Итак, внеурочная и внешкольная деятельность выстраивается на основе интересов всего школьного коллектива и отдельных его подразделений. Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Поэтому воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды в непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Главным результатом в воспитании будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.
Образом выпускника школы народной культуры должен стать:
- Человек, воспитанный на основе нравственных традиций русского народа.
- Человек, наделенный глубокими и прочными знаниями.
- Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.
- Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий обычаи и традиции предков, их веру.
- Человек - гражданин и патриот своей Родины; любящий свое Отечество, способный постоять за него.