Автор:
Матвиишина Ирина Васильевна
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашей школы стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане. А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками. В статье рассматривается несколько проблем, решение которых позволяет коллективу воспитывать образованных граждан, способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания.
Статья:Матвиишина Ирина Васильевна,
директор МБОУ ООШ № 279,
г. Гаджиево Мурманской обл.,
код автора №SC-3610
Управление педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС НОО.
«Стандарты второго поколения невозможны
без учителя «второго поколения»
Александр Кондаков
Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашей школы стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.
А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.
Так получилось, что начало введения ФГОС совпало с реструктуризацией школ города Гаджиево. Мы столкнулись сразу с несколькими проблемами.
Первая – это формирование коллектива педагогов как коллектива единомышленников. Сентябрь 2009… Коллектив, который был «построен» мною за последние 4 года поменялся кардинально: учителя-предметники ушли в другие школы, а в коллектив школы № 279 пришли новые учителя со своим мировоззрением (отличным от требований нашей школы). Три коллектива слились в один, надо было сделать так, чтобы опять был единый организм, идущий в одном направлении. Живые люди, каждый со своими привычками, устоявшимися отношениями между педагогами и администрацией, которые были в их коллективах. От многих вновь принятых в первое время я слышала: «У нас так не было», «Мы этого не делали», «А зачем это надо?» и т.п. При этом еще одна проблема: и я, и мои заместители – учителя среднего и старшего звена, с начальной школой в тесном контакте не работали – был зам. по УВР, курирующий это направление (а начальная школа, как и в любой другой средней, всегда была на «особом» положении: варились «в собственном соку»). Но самое главное – каждым администратором был сделан выбор и мы перестраивали в первую очередь себя для работы с учащимися младшего школьного возраста и учителями начальных классов.
СЛАЙД №2
«Что характеризует школу сегодня? Какой ей быть завтра?» - эти вопросы и были подняты на первом педагогическом совете нашей «новой школы». Педагоги не только были ознакомлены с положениями инициативы президента «Наша новая школа», сами предложили варианты создания нашей школы, приняли участие в психологических тренингах. В результате мы пришли к выводу, что учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. И именно он является ресурсом повышения качества образования. Поэтому, когда порой нам приходилось консультироваться с учителями, руководителями МО (их четыре – на каждой параллели), мы не стеснялись, и это было одним из факторов мотивации педагогических работников. Ведь, вовлекая педагогов в процесс принятия решений, мы показывали, что уважаем их мнение, увеличиваем их обязательства перед коллективом. Опять же с целью мотивации не реже 1 раза в месяц до сведения коллектива доводим информацию об успехах школы и отдельных педагогов, учащихся, вручаем сертификаты, дипломы, грамоты за участие в различных конкурсах, конференциях. Это очень положительно сказывается на стимулировании педагогов.
Для того, чтобы выяснить, на правильном ли мы пути в управленческой деятельности, было проведено анонимное анкетирование педагогов школы в апреле 2011 года. Мы получили следующие результаты:
СЛАЙД №3
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
- очень нравится – 48%
- пожалуй нравится – 52%
Нет ни одного педагога, которому не нравилась бы его работа.
СЛАЙД №4
2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
- да – 16%
- нет – 57%
- не знаю – 22%
- иногда – 5%
Только 21% думают о возможном переходе на другую работу.
СЛАЙД №5
3. Насколько организована работа педагогов администрацией?
- очень хорошо – 19%
- в общем неплохо – 52%
- неудовлетворительно – 12%
- плохо – 0%
- не ответили – 5%
Более 70% довольны организацией работы администрацией школы.
СЛАЙД №6
4. Реальное воздействие руководителя на дела коллектива.
- безусловно, да – 58%
- пожалуй, да – 42%
- трудно сказать – 10%
- пожалуй, нет – 0%
- нет – 0%
90% считают, что руководитель имеет реальное воздействие на дела коллектива.
СЛАЙД №7
5. Удовлетворенность работой (Приложение 1):
Около 70% педагогов удовлетворены работой по показателям.
Данные результаты позволили администрации еще раз убедиться, что мы на правильном пути и в тоже время, нам есть над чем работать.
Неготовность учителей и администрации школы к введению ФГОС. Эта проблема решалась нами в первую очередь обучением на курсах повышения квалификации (и очных, и очно-заочных, и дистанционных) как администрации, так учителей начальных классов, и учителей-предметников. На сегодняшний день не обучены на курсах только вновь принятые педагоги, их обучение будет запланировано в этом учебном году.
Наверное, самая острая проблема – нежелание отдельных педагогов знакомиться и использовать в своей работе новые педагогические технологии, так называемое «сопротивление педагогов инновациям». Задача педагога сегодня состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться им. Никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний. А какая задача стояла перед учителями традиционной школы?: дать некоторый объём знаний и методов работы по предмету. Разница принципиальная: ориентир был на «запоминание». Конечно, еще два года назад в нашей школе были педагоги, которые совсем не хотели меняться. Они привыкли так работать, да и дети неплохо знают учебный материал. Зачем что-то изобретать? У таких педагогов нет и желания изучать новые нормативные и методические документы.
СЛАЙД №8
Чтобы снять профессиональные стереотипы проводим совещания, семинары, круглые столы, предлагаем передовым педагогам подготовить презентации об опыте своей работы.
СЛАЙД №9
Результатом этой работы является то, что в среднем более 60% педагогов используют новые педагогические технологии. К тому же два первых класса в этом учебном году будут обучаться по системе Занкова Л.В.
Современные образовательные технологии, используемые в образовательном процессе педагогами школы:
1. Игровые 100%
2. Здоровьесберегающие (элементы) 100%
3. Технологии личностно-ориентированного обучения 100%
4. Коллективный способ обучения 65%
5. Система оценки «портфолио» 50%
6. Технологии уровневой дифференциации 81%
7. Информационно-коммуникационные 67%
8. Мультимедийные 61%
9. Проектный метод обучения 39%
10. Исследовательские методы 25%
11. Проблемное обучение 31%
СЛАЙД №10
Уже третий год на школьном уровне педагоги обобщают свой педагогический опыт. Эта методическая работа оправдана и будет продолжена.
И здесь стоит сказать о новой форме аттестации педагогических работников, которая стала одним из стимулов в работе наших учителей. Ведь раньше мы наблюдали такую негативную тенденцию, когда творческая активность педагогов проявлялась лишь при наступлении аттестационного периода. А в настоящее время процедура аттестации рассматривается как приведение квалификации в соответствие с перспективными потребностями. За прошедшие три года из 21 педагога 19 получили заявленные категории. Новая форма аттестации хороша тем, что педагог по заполненной информационной карте сам видит результат своей работы, а администрация может аргументированно объяснить: почему надо писать заявление на ту или иную категорию, либо на соответствие. Для качественной организации этой деятельности методическим советом школы принято решение о необходимости оформления Портфолио каждым педагогом. На сегодняшний день такое Портфолио есть у каждого, правда, не все систематически его пополняют и обновляют. Это тоже одно из направлений работы в следующем учебном году.
Как только были приняты документы о новой форме аттестации, администрацией был проведен семинар, на котором подробно доведена информация и предложена всесторонняя помощь в оформлении документов. Доля педагогов, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогов составляет 14%, такая невысокая цифра у нас получилась, потому что основная часть педагогов получила или подтвердила категории в 2009-2010 учебном году. На этот учебный год запланирована аттестация 63% работников.
Эффективность работы. Как ее оценить? По-моему, очень своевременно мы начали вводить новую систему оплаты труда. Конечно, определенную роль сыграла оптимизация 2010 года. В школе 52 работника (до оптимизации их было около 100), на каждого педагога приходится 1,1 ставки и заработная плата выше средней по экономике региона. Когда я пришла в школу директором, то премии между учителями начальных классов распределялись по представлению заместителя директора по начальная школа, которая всегда говорила: «Девочки у меня работают хорошо. Давайте всем одинаковую премию дадим, что бы никому не обидно было». Так и распределяли всем одинаковую премию, а тем, кто лучше всех работает и еще где-то участвует – чуть-чуть больше (на 100 рублей). И переломить эту ситуацию помог переход на НСОТ.
СЛАЙД №11
Все нормативные документы подготовили, учителей ознакомили, создали комиссию по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, разработали положения о стимулировании, о премировании работников, критерии деятельности классного руководителя.
СЛАЙД №12
Теперь два раза в год учителя заполняют рейтинговые листы, получают баллы, на основании которых устанавливается стимулирующая надбавка на полгода. Когда мы первый раз распределили надбавки по рейтинговым листам, и у некоторых учителей она была в 3-4 раза больше, чем у других коллег, был небольшой «взрыв» недовольства теми, естественно, кто получил маленькую стимулирующую надбавку. Аналогичная ситуация была и с премиями.
СЛАЙД №13
Чтобы убрать недовольство, сделать процедуру прозрачной, каждому педагогу выдается информационный листочек «Ваша надбавка» или «Ваша премия». Конечно, это трудоемкий процесс, занимающий у меня много времени, но это того стоит. На высоте оказались те, кто действительно работает. А самое главное – это дало стимул для работы всем учителям.
СЛАЙД №14
Второй год повышается качество знаний на 3%, вырос уровень воспитательной работы школы, увеличилось число участников конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций различного уровня, причем стало больше победителей и призеров. За прошедший учебный год 42% работников приняли участие в различных педагогических конкурсах, конференциях, семинарах.
При этом уже сегодня я вижу, что необходимо вносить изменения в рейтинговые листы, ведь время не стоит на месте, и некоторые критерии теряют силу, появляются новые. Так что на ближайшее заседание Совета школы будет вынесено новое Положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда.
Конечно, говоря о работе с кадрами, нельзя не остановиться на проблеме информатизации школы, повышения ИКТ-компетентности педагогов. Ведь без компьютеризации школы не может быть никакой эффективности образовательного процесса. Итак, необходимы курсы по обучению работы на компьютере. Поскольку, если и будет компьютерная техника, а нет умеющих на ней работать – тупик. Большинство педагогов все ещё на «Вы» с компьютером. А на курсы всех сразу не отправишь – замену не найти.
В 2008 году школа приняла участие в проекте Майкрософт «Академия учителей» в качестве учебной площадки Мурманского областного института повышения квалификации. Не отрываясь от производства мы 96% своих педагогов обучили в школе. А так как коллектив обновился, то появились новые потребности повышения информационной культуры, и в 2011 году заключаем новый договор с МОИПКРОиК на обучение вновь принятых работников, а кто уже обучился в прошлый раз – углубляет свои знания в использовании компьютерных технологий. Обучили всего – 31 педагога. Планируем и в этом учебном году организацию обучения работников на базе школы.
Итак, квалификацию наши педагоги повышают, значит, необходим контроль за использованием полученных знаний на курсах повышения квалификации в области ИКТ в работе педагогов.
СЛАЙД №15
Начинаем проводить мониторинг уровней ИКТ-компетенции педагогов школы, видим, что если в 2009-2010 учебном году единицы учителей используют на уроках мультимедийную технику, проводят уроки в компьютерном классе, то уже в начале 2011-2012 учебного года осталось несколько учителей, которые не используют в системе ИКТ: в основном это вновь принятые на работу педагоги. Сравнительный анализ количества уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с использованием ИКТ за последние 3 учебных года приведен в приложении 2.
Таким образом, наблюдается положительная динамика овладения учителями навыками использования ИКТ в своей профессиональной деятельности. В 2,3 раза увеличилось количество уроков, занятий с ИКТ и использованием сети Интернет.
Так вот, об Интернете, в 2007 году в школе появляется эта замечательная сеть. Начинаем осваивать дистанционное обучение. Первые – директор и заместитель директора по УВР. Теперь ежегодно 3-4 педагога обучаются на дистанционных курсах повышения квалификации. На сегодняшний день практически в каждом кабинете школы есть компьютер, создана единая локальная сеть с выходом в Интернет. Причем мы планировали это сделать только к концу 2013 года. Восторгу учителей не было предела, когда Интернет появился у них в кабинетах. А это – повышение эффективности работы педагогов.
СЛАЙД №16
Еще одной проблемой, с которой столкнулась каждая школа, является отсутствие необходимой материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса. Потихоньку закупаем компьютерную технику. Начиналось все с компьютеров. Сегодня уже в 14 кабинетах и актовом зале стационарно установлены мультимедийные проекторы, есть интерактивная доска, три приставки MIMIO. Приобретено учебно-лабораторное оборудование для начальной школы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир; лингафонный кабинет, ГИА-лаборатория по физике, в ближайшее время будет закуплено новое спортивное оборудование.
Теперь остро стаёт вопрос об оснащении каждого кабинета мультимедийным проектором, что будет реализовываться в рамках новой программы информатизации школы на 2012-2017 годы.
|
2009 год |
Сегодня |
компьютер |
45 |
74 |
ноутбук |
4 |
7 |
проектор |
3 |
17 |
интерактивная доска |
1 |
1 |
Приставка MIMIO |
- |
4 |
МФУ |
5 |
6 |
экран |
- |
12 |
DVD |
16 |
17 |
принтер |
7 |
15 |
Для эффективного использования Интернет-ресурсов педагогами в учебно-воспитательном процессе систематически проводим семинары-практикумы для учителей и учащихся – потенциальных пользователей Интернета. Причем по итогам 4 квартала 2010 года школа выходит на первое место среди начальных школ Мурманской области, а с января 2011 года по эффективности использования Интернет-ресурсов – школа впереди ресурсных центров ЗАТО Александровск.
СЛАЙД №15
Учителя стали активно применять на уроках ИКТ, обобщать свой опыт, размещать разработанные материалы на сайтах в сети Интернет: http://www.festival.1september.ru,http://portfolio.1september.ru,http://rospedclub.phtml/prPed, http://www.it-n.ru, http://www.mounosch279.ucoz.ru. Трое классных руководителей уже создали сайты своих классов: 2д класса - http://iskorkiklass.ucoz.ru/, 3е класса - http://caitclassa.ucoz.ru/, 4г класса - http://scholiry1-4.ucoz.ru/.
В региональном разделе портала «Сеть творческих учителей» в течение трех последних лет было зарегистрировано более 40 учителей и размещены разработки их уроков и внеклассных мероприятий.
Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать образованных граждан, способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания. По опросам родителей второй год удовлетворенность деятельностью школы более 90%. Таким образом, на сегодняшний день наша школа практически единый организм, задан общий ритм жизнедеятельности школы (кто его не выдержал – те поменяли место работы). Коллектив школы на данный момент способен выполнять запросы общества, требования Закона РФ «Об образовании», других нормативных документов.
В марте этого года стал вопрос об изменении статуса школы на основную. По опросам родителей 80% желали оставить своего ребенка в 5-м классе в школе № 279. Это ли не признание работы администрации по управлению коллективом в достижении поставленных целей?
И, хотя еще три года назад мы с тревогой думали о будущем нашей школы, так как она стала начальной, сейчас мы смотрим вперед, так как уже сегодня мы – основная школа. А это – новые задачи, новые решения, новый подбор кадров, ФГОС основного общего образования… Школа продолжит работу по методической теме: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия». Я уверена, что в статусе основной школы наш коллектив будет работать еще лучше, так как он нацелен на решение любых задач, а задачи основной школы повышают уровень ответственности любого участника образовательного процесса.
СЛАЙД № 16
Литература
http://fcoit.ru/internet_conference/podgotovka_ped_kadrov_dlya_realizatsii_fgos/
Электронный журнал:
СЛАЙД № 17
Слайды презентации к статье расположены в приложении 3.