Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие музыкального слуха детей старшей группы посредством музыкально-дидактических игр.

Автор:
Федорова Александра Дмитриевна

Аннотация:

Развитие музыкального слуха детей старшей группы посредством музыкально-дидактических игр.

 

В статье рассматривается влияние систематики применения музыкально-дидактических игр на развитие  музыкального слуха в игровых музыкальных занятиях с детьми 5-6 лет в условиях детского сада. Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей в частности музыкального слуха, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

 

                                                   Федорова Александра Дмитриевна, педагог-психолог

МБДОУ ЦРР- детский сад «Туллукчаан»  г. Вилюйск Республика Саха (Якутия)

 

 

Статья:

Развитие музыкального слуха детей старшей группы

посредством музыкально-дидактических игр.

 

Педагогам дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (игровой, изобразительной, литературной). В нашей работе, мы хотим раскрыть методические стороны в работе по развитию  специальных музыкальных способностей, в данном случае музыкального слуха детей, в период наибольшего интереса ко всякой деятельности, так как эта сторона работы специфична и в работе педагогов вызывает много трудностей связанных с возрастными особенностями детей. От чего зависит музыкальность человека?  Подчеркнем мысль Б.Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, она есть результат развития, результат воспитания и обучения».     Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

- проявление музыкальной впечатлительности малыша; характер и степень ее выраженности (реакции на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее; потребность в музыкальности впечатлениях; проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).  

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка – основной признак ранней детской музыкальности.

 На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в памяти ребенка.  

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко-тихо, быстро-медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Происходит становление музыкальной восприимчивости. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой год жизни ребенка, характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремиться передать образ музыкально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора – его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника. По этим показателям педагогу легко определить музыкальных детей  в своей группе, так как он постоянно наблюдает за проявлениями их музыкальности в естественной обстановке.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.                                          

Музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений - воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 3 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно  богатые  музыкальные  впечатления.

Любые способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических способностей человеческого организма. Ученые занимающие проблемами способностей установили – задатки к музыкальной деятельности есть у всех! У нас одинаково устроен слуховой и голосовой аппарат, каждый человек способен ощущать ритм – ведь сердце у людей стучит в определенном ритме. А вот разовьются ли эти задатки в музыкальные способности – это уже зависит от того, были ли созданы для этого определенные условия. Вспомним гениального Моцарта – уже в три года он начал играть на клавесине, в четыре на скрипке, а в шесть покорил своей игрой Вену, Лондон и Париж. Были ли у него задатки к музыке? Безусловно, были такие же как и у нас с вами. Только жил он, в отличии от нас, в окружении музыки.

Таким образом, музыкальность ребенка неоспоримо развивать с малых лет. Считается, что любой здоровый малыш уже приспособлен к восприятию музыки. Повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению примитивных музыкальных импровизаций, которые со временем перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому наш выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.

   

 

 

Приведем к примеру группы музыкально-дидактических игр на развитие музыкальности ребенка:

Возраст детей

Игры развивающие музыкальный слух

Игры развивающие чувство ритма

Игры способствующие восприятию музыки

Игры для развития музыкальной памяти

Младший и средний дошкольный возраст

«Музыкальная лесенка»

«Озорное эхо» «Где мои детки?» «У бабушки Нюры» «Курица и цыплята» «Кто в домике живет?»

«Песенка про имя» «Кто твой дружок?» «Прогулка» «Долгий-короткий» «Шаг и бег» «Игры с ладошками с палочками»

«Воротики» «Круг и кружочек» «Заводные игрушки»

«Сколько птичек поет?» «Что делают в домике?»

Старший дошкольный возраст

«Нарисуй мелодию» «Птичий концерт» «Колобок» «На чем играю?» «Три поросенка»

«Прогулка в парке» «Шаловливые сосульки» «Зимние узоры» «Ритмический оркестр» «У Белочки день рождение» «Игры с ладошками с палочками» «Находим ритм в стихах и музыке»

«Слушаем внимательно» «Верные друзья» «Змейка» «Забавная игра»

«Волшебный волчок» «Какая музыка» «Сколько нас поет?» «Сломанный телефон»

 

Таким образом, как отмечают педагоги, музыканты - задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа  щедро  наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Ведь мы  все от природы музыкальны.

В работе с детьми 5-6 лет, нами запланированы музыкальные занятия с использованием музыкально-дидактических игр, которые должны повлиять на развитие музыкального слуха. В работе приведена  тематическое занятие:

Тема 1: «Вот какие мы большие» - конспект открытого музыкального занятия в старшей группе. (Занятие проводится в начале учебного года (конец сентября), чтобы подчеркнуть, что дети перешли из средней группы и стали на один год старше).

Цель занятия: закрепить пройденный материал по музыкальному воспитанию, научить внимательно слушать музыкальные произведения, формировать музыкальные способности в исполнительской деятельности, более самостоятельно выполнять музыкально-ритмические движения, пении знакомых песен и игры в разные интересные музыкально-дидактические игры.

Используемый материал:  бубен, металлофон, маракас, хомус, деревянные ложки; «Полька»; пособия к музыкально-дидактической игре «Буратино»; атрибуты к подвижной музыкальной игре «Лисичка и зайчики».

Ход занятия:

Вводная часть: 1) Марш, муз. Т. Ломовой – дети входят под марш, двигаются по кругу высоко поднимая ноги согнутые в коленях. Руками интенсивно размашисто двигаются. 2) Бег врассыпную в сочетании с ходьбой, муз. Т. Ломовой – руки сгибают в локтях и легким бегом идут друг за другом. При сигнале бубна, ведущий ребенок сопровождает строй к бегу «змейкой», «по диагонали», «спиной вперед». На вторую часть мелодии ходят под звуки марша. Упражнение можно сочетать и выполнять по два раза. 3) После стабилизации дыхания в выполнении спокойной ходьбы под мелодию «Прогулки», муз. М. Раухвергера, дети становятся в круг. 4) Выполнение ритмических упражнений – «Пружинка» - полуприседания, рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой.

Основная часть: дети присаживаются на стульчики полукругом.

1) Распевка – «Музыкальная лесенка», с использованием игрушки матрешки, которая идет вверх-вниз.

2) Музыкально-дидактическая игра: на развитие восприятия музыки и музыкальной памяти «Буратино». Цель: закрепление программного материала по исполнению песен, пройденных за учебный год. Ход игры:  К детям приехал Буратино. Он привез детям «волшебную коробку» с песнями. Какая песня прозвучит, такую и достают дети из коробки (картинка по содержанию песенки). Песенный репертуар: «Елочка» М.Красева, «Чычып - чаап», «Чыычаах уйа туттубут» Г.Петрова , «Куну кытта оонньуубун» Г.Петрова, «Бетукчээн» н.н.м, «Чоппуускалар» А.Филиппенко, «Эдэр саллаат», В.Карасева.

3) Музыкально-дидактическая подвижная игра: на развитие музыкальной памяти и координации движений «Зайчики и лисичка», Г.Финаровского, сл. и автор движ. В.Антонова. Цель: сочетание движений с мелодией песни. Менять движения в соответствии с текстом. Играть выразительно передавая образ героев постановки. Ход игры: дети совместно с воспитателем выбирают лисичку по считалке. Лисичка располагается в определенном месте комнаты. Дети «Зайки» играют и резвятся под мелодию и текст песни, выполняют соответствующие движения. Основная цель передача выразительного образа героев.

4) Музыкально-дидактическая игра: на развитие тембрового слуха «На чем играю?». Цель: определение на слух тембр звучания издаваемые детскими музыкальными инструментами.  Ход игры: За ширмой прячут детские музыкальные инструменты: бубен, металлофон, маракас, хомус, деревянные ложки. Поочередно педагог озвучивает игрой на музыкальном инструменте, дети внимательно прислушиваются, затем отгадывают.

5) Исполнение на детских музыкальных инструментах р.н.м. «Калинка». Цель: самостоятельное музицирование мелодии при помощи детских музыкальных инструментов.

6) Музыкально-дидактическая игра: на развитие чувства ритма «Хлопай, топай». Цель: учить делать соответствующие движения под определенное звучание мелодии – хлопать под ритмичную музыку в соответствии с мелодией (средней динамики), топать под определенную мелодию (громкой динамики). Подготовиться к исполнению «Польки».

7) Исполнение танца «Полька». Цель: закрепление пройденного материала, двигаться в соответствии с мелодией. Выразительное исполнение движений танца под мелодию, сочетать движения с движением мелодии. Дальнейшее усовершенствование танцевальных движений.

Заключительная часть: Подвижная игра «Море волнуется» на развитие координации движения, умения фиксировать позу на определенное время вне подвижности. Под марш выход детей из музыкального зала.

Занятия предназначенные на развитие музыкального слуха детей требуют максимального напряжения слуха, внимания, памяти, сочетания движения с музыкой, и поэтому очень сложны и напряженны. Необходимо следить за распределением статики и подвижности в каждой смене деятельности. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010