Автор:
Вагапова Дина Зинуровна
Аннотация
“Народное декоративно – прикладное искусство и дети”
(из опыта работы)
В данной статье раскрыто поэтапное знакомство детей дошкольного возраста с
народным декоративно – прикладным искусством, как части эстетического воспитания и
развития эстетической культуры личности. Статья может быть полезна воспитателям
массовых детских садов и родителям.
Вагапова Д.З.
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с №5
компенсирующего вида
г. Стерлитамак
Статья:“Народное декоративно – прикладное искусство и дети”
(Из опыта работы)
Вагапова Д.З.
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с №5
компенсирующего вида
г. Стерлитамак
Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного
развития личности. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста,
когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания
и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в
педагогической работе с детьми.
Вся эта педагогическая деятельность должна осуществляться во взаимосвязи. И
конечно, особое место занимают в этом процессе искусство и изобразительная деятельность
детей.
Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые
яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических
чувств, приобщает к миру прекрасного. Также известно, что народное искусство имеет ярко
выраженные характерные черты – традиционность, коммуникативность, коллективный
характер творчества, связь с окружающим миром.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает
нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический
опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
При этом расширяются представления детей о многообразии предметов народного
декоративно-прикладного искусства. Воспитывается уважительное отношение к труду
народных мастеров, национальная гордость за мастерство русского народа.
При восприятии произведений народных мастеров у детей формируется
положительно эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, развивается творчество и
фантазия, ассоциативное мышление.
Тема “Народное декоративно – прикладное искусство и дети” очень обширная, ее
можно использовать на многих занятиях. Эта тема включает не только декоративное
рисование, но и знакомство с русскими народными потешками, сказками, пословицами,
поговорками, прибаутками.
В начале знакомства детей с прикладным искусством выделяем три этапа:
знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов
узора,
выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями
декоративной композиции,
творческое использование полученных знаний, умений.
В младшем дошкольном возрасте очень много времени уделяем на умение применять
элементарные технические навыки работы с карандашом:
правильно держать карандаш,
рисовать линии сверху вниз, не отнимая карандаш от бумаги,
рисовать предметы треугольной, прямоугольной и квадратной форм с остановкой на
углах, для облегчения перехода к новому положению руки,
рисовать округлые формы одним движением, без остановки,
закрашивать рисунок безотрывным движением карандаша в одном направлении, не
заходя за контур нарисованного предмета.
Знакомим детей правилам рисования красками:
правильно держать кисть,
при рисовании различных линий вести кисть по ворсу, рука с кистью при этом
движется впереди линии,
при рисовании широких линий кисть опирать на весь ворс и наконечник держать
наклонно к бумаге,
при рисовании тонких линий кисть держать наконечником вверх и касаться бумаги
ее концом.
Обучение правилам создания узора начинаем учить с простейших композиций на
полоске. Ограниченное пространство позволяет усвоить ритмичность и чередование, только
после этого переходим к составлению узора на круге, квадрате.
Детей знакомим с разными росписями, такими как: дымковская, филимоновская,
хохломская, городецкая и гжель.
Основные декоративные приемы дымковской росписи основываются на применении
простого геометрического орнамента. Дети знакомятся со значением элемента, например,
круг это солнце, волнистые линии – река, черные прямые – земля, точки это зернышки.
Особую жизнерадостность придают яркие и сильные цвета.
<Рисунок 1>
Любимые цвета филимоновской росписи – малиново-красный, желтый и изумрудно-
зеленый, __________причем роспись производим куриным перышком.
<Рисунок 2>
Для хохломской росписи характерны красный, черный и желтый цвета, а также
использование растительных узоров: травки, ягодок, сказочных цветов.
<Рисунок 3>
В городецкой росписи применяем графические приемы письма в красных, зеленых,
желтых и черных цветах. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней,
яркие розаны, купавки, зеленые веточки.
<Рисунок 4> <Рисунок 5>
В гжели традиционно сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота.
Гжель используем чаще всего при росписи посуды.
<Рисунок 6>
При организации занятий практикуем игровые формы обучения, проводим экскурсии
по детскому саду, делаем выставки по изобразительному и декоративно прикладному
искусству, организовываем театрализованные представления, развлечения.
<Рисунок 7>
Декоративность вообще близка дошкольнику. Приобщаясь к ней, малыш вместе с
воспитателем вольно или невольно становится творцом своего быта. Необходимо, чтобы
народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно
качественнее.