Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

“Народное декоративно – прикладное искусство и дети”

Автор:
Вагапова Дина Зинуровна

Аннотация:

Аннотация

“Народное декоративно – прикладное искусство и дети”

(из опыта работы)

 

В данной статье раскрыто поэтапное знакомство детей дошкольного возраста с

   народным декоративно – прикладным искусством, как части эстетического воспитания и

развития эстетической культуры личности. Статья может быть полезна воспитателям

    массовых детских садов и родителям.

 

 

Вагапова Д.З.

воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с №5

компенсирующего вида

г. Стерлитамак

Статья:

Народное декоративно – прикладное искусство и дети”

(Из опыта работы)

                                                                        

                                                                                                           Вагапова Д.З.

                                                                             воспитатель высшей категории

                                                                                                        МБДОУ д/с №5

                                                                                          компенсирующего вида

                                                                                                         г. Стерлитамак

 

                                                                                                             

Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного

развития личности. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста,

когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания

и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в

педагогической работе с детьми.

Вся эта педагогическая деятельность должна осуществляться во взаимосвязи. И

конечно, особое место занимают в этом процессе искусство и изобразительная деятельность

детей.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые

яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических

чувств, приобщает к миру прекрасного. Также известно, что народное искусство имеет ярко

выраженные характерные черты – традиционность, коммуникативность, коллективный

характер творчества, связь с окружающим миром.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает

нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический

опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

При этом расширяются представления детей о многообразии предметов народного

декоративно-прикладного искусства. Воспитывается уважительное отношение к труду

народных мастеров, национальная гордость за мастерство русского народа.

При восприятии произведений народных мастеров у детей формируется

положительно эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, развивается творчество и

фантазия, ассоциативное мышление.

Тема “Народное декоративно – прикладное искусство и дети” очень обширная, ее

можно использовать на многих занятиях. Эта тема включает не только декоративное

рисование, но и знакомство с русскими народными потешками, сказками, пословицами,

поговорками, прибаутками.

В начале знакомства детей с прикладным искусством выделяем три этапа:

знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов

узора,

выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями

декоративной композиции,

творческое использование полученных знаний, умений.

В младшем дошкольном возрасте очень много времени уделяем на умение применять

элементарные технические навыки работы с карандашом:

правильно держать карандаш,

рисовать линии сверху вниз, не отнимая карандаш от бумаги,

рисовать предметы треугольной, прямоугольной и квадратной форм с остановкой на

углах, для облегчения перехода к новому положению руки,

рисовать округлые формы одним движением, без остановки,

закрашивать рисунок безотрывным движением карандаша в одном направлении, не

заходя за контур нарисованного предмета.

Знакомим детей правилам рисования красками:

правильно держать кисть,

при рисовании различных линий вести кисть по ворсу, рука с кистью при этом

движется впереди линии,

при рисовании широких линий кисть опирать на весь ворс и наконечник держать

наклонно к бумаге,

при рисовании тонких линий кисть держать наконечником вверх и касаться бумаги

ее концом.

Обучение правилам создания узора начинаем учить с простейших композиций на

полоске. Ограниченное пространство позволяет усвоить ритмичность и чередование, только

после этого переходим к составлению узора на круге, квадрате.

Детей знакомим с разными росписями, такими как: дымковская, филимоновская,

хохломская, городецкая и гжель.

Основные декоративные приемы дымковской росписи основываются на применении

простого геометрического орнамента. Дети знакомятся со значением элемента, например,

круг это солнце, волнистые линии – река, черные прямые – земля, точки это зернышки.

Особую жизнерадостность придают яркие и сильные цвета.

<Рисунок 1>

Любимые цвета филимоновской росписи – малиново-красный, желтый и изумрудно-

зеленый, __________причем роспись производим куриным перышком.

<Рисунок 2>

Для хохломской росписи характерны красный, черный и желтый цвета, а также

использование растительных узоров: травки, ягодок, сказочных цветов.

<Рисунок 3>

В городецкой росписи применяем графические приемы письма в красных, зеленых,

желтых и черных цветах. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней,

яркие розаны, купавки, зеленые веточки.

<Рисунок 4> <Рисунок 5>

В гжели традиционно сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота.

Гжель используем чаще всего при росписи посуды.

<Рисунок 6>

При организации занятий практикуем игровые формы обучения, проводим экскурсии

по детскому саду, делаем выставки по изобразительному и декоративно прикладному

искусству, организовываем театрализованные представления, развлечения.

<Рисунок 7>

Декоративность вообще близка дошкольнику. Приобщаясь к ней, малыш вместе с

воспитателем вольно или невольно становится творцом своего быта. Необходимо, чтобы

народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно

качественнее.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010