Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Разучивание стихотворений по картинкам

Автор:
Степанова Сардана Никифоровна

Аннотация:

Для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста опора на картинки, соответствующие содержанию текста позволяет значительно быстрее и непроизвольно запомнить стихотворение.  Такой прием заучивания увлекает детей и пробуждает у них интерес к занятию

Статья:

Разучивание стихотворений по картинкам

 

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов  с картинками, и он их усвоит на лету.                                                                                                                      

                                                                                                                                   К.Д.Ушинский

 

При заучивании стихотворений используются следующие приемы: чтение по ролям, чтение по цепочке, досказывание концовки по цепи, обыгрывание стиха с показом, опора на картинки.

Для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста в своей работе мы опираемся на картинки, соответствующие содержанию текста.  Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром картин, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.  Такой прием заучивания увлекает детей и пробуждает у них интерес к занятию.

В процессе заучивания стихов наизусть одинаково важны выбор стихотворения и ход работы над его запоминанием. Воспитатели и родители должны знать, какие стихи надо выбирать  для заучивания наизусть. Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла слова в стихе. Также  должны учитывать возрастные особенности развития механизма памяти у детей. Так до 3 лет у детей память не только произвольная, но и механическая, наглядная, кратковременная. В старшем дошкольном возрасте при систематическом заучивании наизусть качественно развивается произвольность, осмысленность, образность, длительность памяти. Вспомогательные мотивы могут появляться через выразительность, яркое интонирование, через интересную подачу дополнительного материала.

Лучшему запоминанию стихов способствует знакомство с биографией поэта,  творческой  историей  создания стихотворения. Все это настраивает детей на лирический лад, возбуждает интерес к самому тексту и желание знать его наизусть.

Нельзя заучивать стихи хором. В хоровом повторении дети действуют механически и поэтому воспитатель не в состоянии услышать ошибки детей. Нельзя заучивать стихи хором кусками. Установлено, что ребенок заучивает наизусть через 8-12 повторений текста. А такое количество раз нельзя применять в одни или два приема.

Занятие строится по плану:

1.Вступительная  беседа воспитателя;

2.Чтение воспитателем всего текста с показом картин;

3.Повторение всего текста  по картине ребенком с хорошей памятью;

4.Повторение всего текста по картине  ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает интонацию.

Занятия по чтению художественных произведений должны проводятся с целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. На этих занятиях дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения по картине и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится.

 

\"Береза\"                       С.Есенин

       Берёза

Белая берёза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

\"Береза

На пушистых ветках

Снежною каймой,

Распустились кисти

Белой бахромой

\"Береза

 

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

\"Береза

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

 

                                                           А.Блок

                           Снег да снег

\"Береза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снег да, снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные-черные стены.

\"Береза

 

 

 

 

 

 

 

 

И дыханье выходит из губ

Застывающим в воздухе паром.

Вон дымок выползает из труб,

Вон в окошке сидят с самоваром.

 

 

\"Береза

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце.

Вон и бабушка  с печки сползла,

И кругом ребятишки смеются.

 

\"Береза

 

 

 

 

 

 

 

Притаились ребята, глядят,

Как играет с котятами кошка.

Вдруг ребята пискливых котят

Побросали обратно в лукошко.

                                          З.Александрова

\"Методичка         Новая столовая

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли

Воробей, снегирь- сосед!

Будет вам зимой обед!

 

 

\"Методичка

 

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели

 

 

\"Методичка

 

А во вторник – посмотри

Прилетели снегири.

 

 

\"Методичка

 

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

 

 

 

\"Методичка

 

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

 

 

 

\"Методичка

 

 

В пятницу столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

 

 

 

\"Методичка

 

 

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

 

 

 

\"Методичка

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец весенний-

Путешественник скворец

Вот и песенке конец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010