Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Как открыть в ребёнке талант читателя?

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Гоголева Алиса Александровна

Аннотация:

 

Гоголева А.А., Кириллина М.М. «Как открыть в ребёнке талант читателя?»

     Наш мир за какие-то два десятка лет стремительно поме-

нялся. И винить новое поколение в нежелании брать в руки

книжку, конечно же, неправильно.

     Современные дети имеют массу возможностей удовлет-

ворить свою любознательность, они более свободны, менее

подконтрольны.

     В статье представлена проблема равнодушия к чтению

книг и посвящена к нечитающей массе населения. Тревожит, что вместе с падением интереса к чтению падает общий уро-

вень интеллектуальной культуры всего нашего общества.

Происходит замена высоких культурных ценностей на раз-

влекательное, забавное, «прикольное».

     Думающих родителей не может не волновать, что такое «равнодушие к чтению книг» тормозит развитие мышления и воображения и много чего ещё негативного таит для здоровья и общего развития детей.

     Пока ученые спорят, ответственные родители ищут спо-

собы, как привить им любовь к чтению.

     И напоследок рекомендации психологов и опытных родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

серия юношеской

литературы, вирту-

альное общение,

переход от устной

речи к письменной,

электронные книги,

ненормированная

лексика, «гаджети-

зация», компьютер-

ные технологии,

электронные носи-

тели, мини-спекта-

кли, любовь к кни-

гам, сюжетное

мышление, неис-

черпаемый кладезь

сокровищ.

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как открыть в ребенке талант читателя?»

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

            Как часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их чадо совершенно не интересуется книгами, а всё больше времени проводит у экрана телевизора или за компьютерными играми.

         В таких случаях задаем вопрос самим родителям: «А вы сами читаете книги? Есть ли у вас домашняя библиотека?» На что мамы и папы отвечают: «Да вы что, у нас столько дел, мы работаем, ничего не успеваем. А покупать книги дорого, да и где их хранить, они столько места занимают».

         Дети все меньше и неохотней читают. Общий объем чтения у современных школьников не меньше, чем у старшего поколения в их годы. Вот только в руки они чаще всего, берут не восхитительно пахнущие переплетным клеем и бумагой книги, не перелистывают их шуршащие страницы, а смотрят в мониторы компьютеров, одним легким движением пальца открывают файлы в планшетах и телефонах с текстами в самых разных форматах.

         Вот она – разгадка того, почему у нас растет нечитающее поколение. Золотой ключик от потайной дверцы в мир чтения лежит не в кармане учителя, а…в кармане читающего родителя. Если после работы у вас, уважаемые взрослые, хватает времени только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же. Родители – образец.

         На самом деле дети хотят читать, но не всегда у них есть подходящие для их возраста книги, журналы и газеты. В 2015 году Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) проводила исследование по проблемам чтения среди учащихся 4-11 классов. И результаты данного исследования довольно-таки печальны: на вопрос «Какие газеты вы читаете?» практически все опрошенные написали название одной из еженедельных местных газет, хотя она действительно рейтинговая, но не для ребенка, который учится в 4 классе: для них есть такие замечательные познавательные и интересные журналы и газеты, как «Колокольчик», «Юность Севера», «Мурзилка», «Эрудит» и т.д. Но мы, взрослые, покупая чтиво для себя, не обращаем внимания на литературу для детей. Вот и получается: дети читают то, что читают родители.

         Но все-таки не все уж так плохо. В последнее время замечаем положительный сдвиг в пользу чтения. Многие молодые люди стали придерживаться девиза: «Человек читающий – человек успешный». Чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать свои мысли. Кроме того, чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно чувствуем себя более компетентными. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке. Родители уже сами признают то, что дети мало читают, не умеют  пересказывать, анализировать, фантазировать, и потому мамы и папы приводят детей в библиотеку, покупают дорогие книги. А ребенок почему-то всё равно не читает. Вот тут я снова повторюсь – подавайте ему пример, читая книги, газеты, журналы.

         Читайте с ребёнком каждый день. Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте детям перед сном, даже если они сами уже научились читать. А еще лучше не читать, а рассказывать, сочинять вместе с ребенком увлекательные истории. Вот тут и начинают работать фантазия, воображение малыша. Окружайте ребенка книгами. Подпишите его на детский журнал или газету – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

         Но не давите не ребенка. Дети иногда могут не хотеть читать. В этом случае не нужно заставлять, кричать и требовать, чтение книг не должно быть обязанностью. Разрешайте ему самому выбирать книги в магазине или библиотеке. Пусть он освоит искусство выбора книги. Соглашайтесь взять даже неудачные, на ваш взгляд, издания. Объясняйте, почему одни книги вам нравятся, а другие – нет.

         Это равнодушие к чтению книг вызывает у старшего поколения тревогу. Ведь для большинства из нас, выросших совсем в других условиях (без компьютеров, планшетов и сотовых телефонов), читающие люди были образцом стиля. Наши родители стояли в очередях, чтобы оформить подписку на серию юношеской литературы. Большой удачей считалось приобретение томика Ахматовой или книг Дюма. В конце концов, мы были самой читающей страной в мире!

         А вот дети тоже имеют претензии к взрослым, они вдруг обнаруживают, что их родители не умеют уверенно пользоваться компьютером, не проявляют интереса к виртуальной реальности.

         Наш мир за какие-то два десятка лет стремительно поменялся. И винить новое поколение в нежелании брать в руки книжку, конечно же, неправильно. Современные дети имеют массу возможностей удовлетворить свою любознательность, они более свободны, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с ними на языке, нам придется осваивать его.

         Последствия внезапного прихода в нашу жизнь компьютерных технологий, виртуального общения (особенно переход от устной речи к письменной), электронных книг и прочего еще предстоит оценить. Вызывает опасение то, что ребенок в Сети сталкивается с неграмотно написанными текстами, ненормированной лексикой. Тревожит, что вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры всего нашего общества. Происходит замена высоких культурных ценностей на развлекательное, забавное, «прикольное». Думающих родителей не может не волновать, что такая «гаджетизация» тормозит развитие мышления и воображения и много чего еще негативного таит для здоровья и общего развития детей. Пока ученые спорят, ответственные родители ищут способы, как привить им любовь к чтению.

         Почему те книжки, которые мы любили читать в детстве, не вызывает интерес у детей? Тому есть причины. Вот некоторые из них.

         У детей нет опыта совместного чтения с родителями, когда взрослые могли бы заразить их своим интересом, любовью, сочувствием к персонажам литературных произведений, например, к героям сказок. Работающие родители чаще обеспокоены внешней стороной ухода за малышами, чтобы те были сыты-одеты, погуляли, вовремя легли спать и пр. Уделить полчаса на совместное чтение «нет времени», «некогда».

         Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Фантастические миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве содержатся в одном маленьком планшете. Да и других развлечений так много!

         Идеалы родителей и детей не совпадают, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое не будет опираться на опыт предшественников, мы мало полезны своим детям…

         Почти одновременно с чтением дети учатся писать – печатать на клавиатуре. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, с помощью которых можно проникнуть в виртуальный мир игры. И здесь не нужны каллиграфический почерк и орфография.

         Поменялся язык общения между людьми. Исследования подтверждают, что в нем больше стало глаголов (действия), меньше существительных и совсем мало прилагательных, которые так обогащают речь эмоциональным содержанием, теплотой, что привлекает малышей, да и подросших детей, к живому разговору. Потеряв интерес к общению со взрослыми, дети не особо ждут чего-то интересного и от текстов, которые они им настойчиво предлагают, например, книг. Разве может быть  интересным то, что предлагает неинтересный человек?

         И все же можно привить любовь к чтению и в наш век компьютерных технологий. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в книги взрослых, которые спешат поделиться прочитанным, у них не возникнет интереса к такому способу познания. Нечего надеяться, что ребенок потянется к книжке, если папа весь вечер играет в компьютерные игры, а мама смотрит сериалы.

         Читающие люди вырастают в окружении книг. Наличие электронных носителей и теснота городских квартир вытеснили из многих домов толстые тома, а с ними и книжные шкафы и полки. Верните шкаф с книгами, и ребенок рано или поздно обязательно начнет в нем копаться.

         И напоследок рекомендации психологов и опытных родителей: читайте вместе с детьми с самого раннего возраста, учите ребенка сочинять истории – развивайте в нем творческое воображение. Интерес к придуманным мирам прокладывает дорожку к толстым книжкам в будущем.

         Учите с дошкольниками стихи. Разыгрывайте с малышами мини-спектакли по мотивам сказок, это способствует развитию речи, умению построить диалог, формирует сюжетное мышление. И только после этого учите его читать.

         Пусть культура чтения передается у вас дома из поколения в поколение. Любовь к книгам, к литературе способна поддержать, а порой даже спасти человека в самых трудных ситуациях, она обогащает жизнь и дарит огромную радость.

         Дорогие мамы и папы!  Литература – неисчерпаемый кладезь сокровищ, доступных тем, кто любит читать. Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и вы увидите свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. И пусть вам будет интереснее втроём, вчетвером – всей семьёй, большой или маленькой, вместе читать книги, и тогда вас будет ожидать чудо:

         Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении.

         Это чудо – раз!

         Вновь вместе вернуться в мир детства.

         Это чудо – два!

         Путешествие в таинственный мир творчества писателей.

         Это чудо – три!

         И пусть книги друзьями заходят в ваш дом!

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010