Автор:
Денисова Ольга Михаиловна
Занятие проводится среди детей старшей группы с приглашением родителей и педагогов МДОУ (члены жюри).
Выбирается 2 команды по 5 человек с названьями: «Медвежата» и «Зайчата». Назначаются капитаны команд. Команды сидят на диванчиках друг против друга. Между ними стол, на столе – барабан, рядом – вопросы.
Цель: развивать речь детей; закреплять умение вспомнить сказку и ее пересказать(2-3 предложения); развивать умение наиболее полно отвечать на вопросы воспитателя; развивать любознательность.
Задачи: закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;
Статья:
Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогорского МДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.
Викторина по развитию речи для детей старшей группы и родителей на тему:
Занятие проходит в музыкальном зале или групповой комнате. Команды имеют свои названия: «МЕДВЕЖАТА» и «ЗАЙЧАТА» . У детей на груди – эмблемы. Жюри из трех человек следит за выполнением заданий и объявляет победителей викторины. За каждый правильный ответ вручается фишка с эмблемой команды. В конце занятия подсчитываются фишки; выигрывает та команда, которая набрала больше всех фишек. В зал приглашены родители.
Оборудование: Эмблемы и фишки для команд; красочные ящики с заданиями для команд; барабан и вопросы с заданием; маски к сказкам;
Предварительная работа: Чтение русских народных загадок , сказок, пословиц и поговорок.
Дети заходят в зал с воспитателем и садятся на стульчики.
Воспитатель читает стих:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ про себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Ребята, мы с вами читали много сказок, пословиц, , пели песенки, соревновались в отгадывании загадок. И вот сегодня мы с вами узнаем, чья же команда может претендовать на лучшее знание фольклора.
Итак, начинаем нашу викторину!
1 Конкурс. «Конкурс капитанов».
Командам дается задание рассказать как можно больше потешек о хлебе и чаепитии.
2 Конкурс. «Волшебный ящик».
Ведущий выносит красочно оформленные «Волшебные ящики» и задает задание.
Для первой команды:
- здесь находится герой сказки, который любил говорить; - «У меня не усы, а усищи, у меня не лапы, а лапищи, у меня не зубы, а зубищи – я никого не боюсь». («Заяц - хваста»).
Для второй команды;
- здесь находится героиня сказки, которая говорила; - «Шла я по дорожке, нашла скалочку, за скалочку взяла курочку, за курочку взяла гусочку, за гусочку взяла девочку ». («Лисичка со скалочкой»).
3 Конкурс «Узнай сказку по отрывку».
Воспитатель по очереди каждой команде читает отрывок из сказки, а команды должны отгадать, из какой сказки данный отрывок.
«Ну, что же сказала лиса, - хоть и помалу, зато поровну! И, насмешливо помахав хвостом, была такова. Так – то бывает с теми, кто жадничает». («Два жадных медвежонка».)
- «Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит; -«Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а сам своего дела делать не хочет». Тут воробей со стыда под лавку и забился . («Крылатый, мохнатый да масляный»).
-«Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из – за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать». («Колосок»).
- «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликался». («Гуси - лебеди»).
4 Конкурс «Закончи пословицу».
Воспитатель читает начало пословицы, а дети проговаривают ее конец, объясняют смысл пословицы.
Без труда не вытащишь………………..рыбку из пруда.
В тесноте……………………………….да не в обиде.
Всякому овощу………………………..свое время.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Друга ищи,……………………………..а найдешь – береги.
Как посеешь,……………………………так и пожнешь.
Поспешишь – людей насмешишь,………а сам наплачешься.
Хлеб-…………………………………….всему голова.
Делу время,………………………………а потехе – час.
Кончил дело – …………………………..гуляй смело.
Сам себя губит,……………………………кто других не любит.
Один за всех,………………………………все за одного.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой.(Ходьба на месте ).
Папа был большой – большой (дети поднимают руки вверх),
Мама с ним поменьше ростом (руки перед собой),
А сынок малютка просто (дети присели),
С погермушками ходил – дзинь – дзинь – дзинь (руки сжимают в кулачки и размахивают ими).
5 Конкурс «Загадывание друг другу загадок».
Участники команды в порядке очереди загадывают друг другу загадки и отгадывают их.
6 Конкурс «Подбери маски к сказке».
Командам предлагается набор масок, а участники должны подобрать маски к сказкам: «Зимовье» и «Теремок».
А в это время проводится конкурс для родителей. Воспитатель читает загадки со сказками, а родители их отгадывают.
- в какой сказке есть чудесный пень, где сесть косолапому не лень, только вот одна беда – не смог он скушать пирожка. («Маша и медведь»).
- быстро лето пролетело, осень тоже вслед ушла. Работа закипела, за дело принялись друзья. Заготовили все в прок, нос не сунет серый волк. Живите на здоровье – построено…(«Зимовье»).
- дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок мишка, мишенька – дружок. Был низок и высок расчудесный… («Теремок»).
- назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе с помелом. (баба яга).
- в какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери? («Смоляной бычок»).
Музыкальная пауза.
Жюри подсчитывает очки, а в это время дети поют хороводную песню «Мы на луг ходили». Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков. Команды награждаются призами.