Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Знаток фольклора

Автор:
Денисова Ольга Михаиловна

Аннотация:

 

 Занятие проводится среди детей старшей группы с приглашением родителей и педагогов МДОУ (члены жюри).

     Выбирается 2 команды по 5 человек с названьями: «Медвежата» и «Зайчата». Назначаются капитаны команд. Команды сидят на диванчиках друг против друга. Между ними стол, на столе – барабан, рядом – вопросы.

 

Цель: развивать речь детей; закреплять умение вспомнить сказку и ее пересказать(2-3 предложения); развивать умение наиболее полно отвечать на вопросы воспитателя; развивать любознательность.

Задачи:  закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества; воспитывать интерес к культурному наследию народа.

            Занятие помогает в игровой форме закрепить пройденный материал;

 

Статья:

 

 

Занятие составила воспитатель I квалификационной категории Высокогорского МДОУ «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Денисова Ольга Михайловна.

 

 

Викторина по развитию речи для детей старшей группы и родителей на тему:

 

 

 

Занятие проходит в музыкальном зале или групповой комнате. Команды имеют свои названия: «МЕДВЕЖАТА» и «ЗАЙЧАТА» . У детей на груди – эмблемы. Жюри из трех человек следит за выполнением заданий и объявляет победителей викторины. За каждый правильный ответ вручается фишка с эмблемой команды. В конце занятия подсчитываются фишки; выигрывает та команда, которая набрала больше всех фишек. В зал приглашены родители.

 

      Оборудование: Эмблемы и фишки для команд; красочные ящики с заданиями для команд; барабан и вопросы с заданием; маски к сказкам;

 

    Предварительная работа: Чтение русских народных загадок , сказок, пословиц и поговорок.

 

Дети заходят в зал с воспитателем и садятся на стульчики.

Воспитатель читает стих:

  Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ про себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы  водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Ребята, мы с вами читали много сказок, пословиц, , пели песенки, соревновались в отгадывании загадок. И вот сегодня мы с вами узнаем, чья же команда может претендовать на лучшее знание фольклора.

   Итак,  начинаем нашу викторину!

 

1 Конкурс. «Конкурс капитанов».

 

Командам дается задание рассказать как можно больше  потешек о хлебе и чаепитии.

 

 

2 Конкурс. «Волшебный ящик».

 

Ведущий выносит красочно оформленные «Волшебные ящики» и задает задание.

Для первой команды:

- здесь находится герой сказки, который любил говорить; - «У меня не усы, а усищи, у меня не лапы, а лапищи, у меня не зубы, а зубищи – я никого не боюсь».    («Заяц - хваста»).

 

Для второй команды;

- здесь находится героиня сказки, которая говорила; - «Шла я по дорожке, нашла скалочку, за скалочку взяла курочку, за курочку взяла гусочку, за гусочку взяла девочку ».    («Лисичка со скалочкой»).

 

3 Конкурс «Узнай сказку по отрывку».

 

Воспитатель по очереди каждой команде читает отрывок из сказки, а команды должны отгадать, из какой сказки данный отрывок.

«Ну, что же сказала лиса, - хоть и помалу, зато поровну! И, насмешливо помахав хвостом, была такова. Так – то бывает с теми, кто жадничает».     («Два жадных медвежонка».)

 

- «Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит; -«Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а сам своего дела делать не хочет». Тут воробей со стыда под лавку и забился .   («Крылатый, мохнатый да масляный»).

 

-«Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из – за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать».   («Колосок»).

 

- «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликался».    («Гуси - лебеди»).

 

4 Конкурс «Закончи пословицу».

 

Воспитатель читает начало пословицы, а дети проговаривают ее конец, объясняют смысл пословицы.

Без труда не вытащишь………………..рыбку из пруда.

В тесноте……………………………….да не в обиде.

Всякому овощу………………………..свое время.

Гречневая каша – матушка наша,            а хлебец ржаной – отец наш родной.

Друга ищи,……………………………..а найдешь – береги.

Как посеешь,……………………………так и пожнешь.

Поспешишь – людей насмешишь,………а сам наплачешься.

Хлеб-…………………………………….всему голова.

Делу время,………………………………а потехе – час.

Кончил дело – …………………………..гуляй смело.

Сам себя губит,……………………………кто других не любит.

Один за всех,………………………………все за одного.      

 

                  

Физкультминутка.

 

Три медведя шли домой.(Ходьба на месте ).

Папа был большой – большой (дети поднимают руки вверх),

Мама с ним поменьше ростом (руки перед собой),

А сынок малютка просто (дети присели),

С погермушками ходил – дзинь – дзинь – дзинь (руки сжимают в кулачки и размахивают ими).

5 Конкурс «Загадывание друг другу загадок».

 

Участники команды в порядке очереди загадывают друг другу загадки и отгадывают их.

 

6 Конкурс «Подбери маски к сказке».

 

Командам предлагается набор масок, а участники должны подобрать маски к сказкам: «Зимовье» и «Теремок».

 А в это время проводится конкурс для родителей. Воспитатель читает загадки со сказками, а родители их отгадывают.

- в какой сказке есть чудесный пень, где сесть косолапому не лень, только вот одна беда – не смог он скушать пирожка. («Маша и медведь»).

- быстро лето пролетело, осень тоже вслед ушла. Работа закипела, за дело принялись друзья. Заготовили все в прок, нос не сунет серый волк. Живите на здоровье – построено…(«Зимовье»).

- дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок мишка, мишенька – дружок. Был низок и высок расчудесный… («Теремок»).

- назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе с помелом.  (баба яга).

- в какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери?  («Смоляной бычок»).

 

Музыкальная пауза.

 Жюри подсчитывает очки, а в это время дети поют хороводную песню «Мы на луг ходили». Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков. Команды награждаются призами.

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010