Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Экологический проект «Птичья радость». Рябинушка.

Автор:
Кушнаренко Татьяна Александровна

Аннотация:

Дошкольный возраст - важный этап в развитии экологической культуры личности. Одна из причин варварского отношения к природе - изучение ее по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Предлагаемый проект формирует у малышей экологическое мировоззрение, учит любить и замечать малейшие проявления природы.
Предназначен для воспитателей, гувернеров, родителей.

Статья:

Подготовительный этап.
Подготовка материалов и оборудования.
 

Для проведения  исследования понадобятся: фотографии с изображением коры, альбомные листы, цветные карандаши, заучивание стихотворения, рецепты, использования рябины, сказка о рябине и ее упоминание в фольклоре, фотографии с изображением птиц.

Подготовительная работа с детьми.
Сказка.
О происхождении русского названия рассказывает поморская легенда. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, дочь и имя имела неласковое - Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшого сына родители звали ласково - Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково - рябинкой.
Рассказ воспитателя о том, как о рябине говорили в русском фольклоре
Рябина в русском фольклоре.
Рябина - любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр - Павел рябинники», приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространён он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю поля втыкали рябиновые ветки.
В Центральной России рябина использовалась в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь новобрачным, плоды прятали в карманах их одежды (от колдунов и ведьм). А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье и мир в семье.
Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего, в народном представлении, рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
 

Использование растения.
Плоды собирают в сентябре - октябре, обрывают вместе со щитками. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60 - 80 С. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение двух лет.
Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что «ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и мёдом, испечённые в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой).
В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов варили варенье (как успокаивающее средство), делали настои (мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее средство). В качестве поливитаминного средства используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений - целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие ягоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов - для возбуждения аппетита Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.
Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски; отваром высушенных плодов можно полоскать волосы при себорее. Плоды рябины обладают дезинфицирующим средством. Чтобы сохранить длительное время и воду годной для питья, бросают в нее ветку рябины, после чего вода приобретает приятный привкус и не портится довольно долго. Древесина рябины ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Как декоративное дерево разводится в городах, вдоль дорог.
Народные приметы, связанные с рябиной:
•    Рябина зацветает - пора сеять лен.
•    Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.
•    Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
•    Если уродится рябина - рожь будет хороша.
•    В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.
 

Стихотворение о рябине
Мне даже страшно,
- Так она тонка.
Так высока!
При каждом резком звуке
Дрожит
И от любого ветерка
Вся гнется
И заламывает руки.
Придет гроза,
И буря налетит,
Всю до земли согнет
И распластает...
Гром отгремит,
Громада туч истает,
Взгляну в окно:
А тонкая стоит!
В. Федоров

 
Экскурсия по территории детского сада:

 «Согреем мы рябинушку нашу!».


 
Работа с родителями.
Фотовыставка  «Она наша помощница».
Фотовыставка  «Мы ее так любим».

Исследовательский этап.
Наблюдение в весенний период - изучаем листву и крону.
Наблюдение начнем ранней весной с наблюдения за почками, из которых развиваются  листья. По возможности отметим дату их появления. Пусть ребята осторожно потрогают объект исследования. Какие почки?  (пушистые, гладкие, мягкие и т.д.) Как они выглядят?
Чем пахнут? Нарисуйте, как из почки появляется листик?
На что обратить внимание детей во время исследований.
* Почему под рябиной светлее, чем под тополем?
* Рассмотреть форму листьев, определить, гладкие они или шершавые, какой у них        оттенок зеленого цвета (светлый или темный).
* Послушать шум листьев в разную погоду.
* Проследить, как на рябине появляются цветки. Как они пахнут, какие у них лепестки, серединка (рассмотреть через лупу), на что похожи?
*     Какие насекомые и зачем прилетают в гости к цветкам? Понаблюдать за превращением цветов в плоды.

Наблюдение в летний период - продолжаем наблюдать за листьями и плодами рябины.
Разучим стихотворение про рябину:
Мне даже страшно,
- Так она тонка.
Так высока!
При каждом резком звуке
Дрожит
И от любого ветерка
Вся гнется
И заламывает руки.
Придет гроза,
И буря налетит,
Всю до земли согнет
И распластает...
Гром отгремит,
Громада туч истает,
Взгляну в окно:
                                      А тонкая стоит!
В. Федоров
Как ребята считают, на их дереве много или мало листьев? Густая у них крона или нет? Пусть попробуют объяснить свою точку зрения.

Наблюдение в осенний период.
Экологическая игра «Найди листок, какой покажу».
Цель: Продолжить знакомство с деревьями, растущими на территории детского сада. Находить с какого дерева листок, сравнивать листья по размеру: длиннее, короче; широкий, узкий.
Содержание:
1. Во время прогулки воспитатель показывает детям листья и предлагает найти дерево, с которого этот лист, назвать дерево.
2. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи, чем отличаются.
3. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажи, как они полетели!». К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя. Последними к воспитателю подбегают те дети, у которых листья рябины. Воспитатель предлагает детям навестить свою рябинку. Дети здороваются с рябинкой, рассказывают ей о себе.
 Труд «Сбор ягод рябины».
 Витамины с рябины.
 Угости птичек.
Наблюдение в зимний период.
Продолжаем наблюдать за деревом. Что изменилось?
Конструирование из бумаги.
Тема: «Сел на ветку снегирек».
Цель: вызвать желание у детей сделать что-нибудь приятное для рябинки. Учить делать игрушки из бумаги.
Содержание:
1. Воспитатель предлагает сделать для рябинки снегирей
2. Подбор материала бумага, краски
3. Воспитатель помогает детям делать заготовки  (совместная работа).
4. Во время прогулки дети дарят рябинке поделки (вешают на ветки). Прощаются до весны.

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010