Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование ДИП «Сонор» для развития математического мышления детей дошкольного возраста

Автор:
Чербохова Наталья Иннокентьевна

Аннотация:

Использование ДИП «Сонор» для развития математического мышления детей дошкольного возраста

 

Организация педагогических условий игровой интеллектуальной деятельности детей связана с использованием различных народных игр в процессе обучения и воспитания. Среди таких игр в последнее время особо выделяются интеллектуальные игры преследования. ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта в Республике Саха (Якутия) и с каждым годом получает все большее распространение. Система решения задач этой игры, основанная на маневрировании ходов преследования убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления, навыки счета и успешно пользуется на познавательно-речевой области НОД в условиях ДОУ.

 

                                                       Чербохова Наталья Иннокентьевна, учитель математики         МБДОУ ЦРР-детский сад «Туллукчаан» г Вилюйск Республика Саха (Якутия)

 

 

Статья:

Использование ДИП «Сонор» для развития математического мышления

 детей дошкольного возраста

 

Организация педагогических условий игровой интеллектуальной деятельности детей связана с использованием различных  народных игр в процессе обучения и воспитания. Среди таких игр в последнее время особо выделяются интеллектуальные игры преследования. Динамические игры преследования (ДИП), построенные на известном  и близком  детям фольклорно- этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально – психологические  комфортные условия для формирования и развития  математического мышления детей дошкольного возраста. Система решения задач игр преследования, основанная на маневрировании ходов убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления и навыки счета.

В нашей республике ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта  и с каждым годом  получает все большее распространение. Ее в 1988 году придумал профессор Якутского государственного университета Томский Григорий Васильевич, один из ведущих математиков России. В настоящее время он работает экспертом в ЮНЕСКО, получил углубленное высшее дипломатическое образование и достойно представляет Якутию во Франции.

ДИП «Сонор», которую  сегодня играют во многих странах мира, не случайно родилась в Якутии. Здесь много настоящих охотников, рыбаков и пастухов, а природные условия позволяют активно заниматься преследованием зверя. Игра «Сонор» как бы имитирует охоту и тем самым  развивает у детей фантазию и воображение. Они с удовольствием рассказывают разыгрываемые сюжеты, увлеченно  играют и обучают игре других, в том числе и родителей, так как  в игру «Сонор» с одинаковым увлечением  и азартом  играют и дети, и взрослые.   Дети объясняют новичкам основные правила игры за одну или две минуты и,  и по ходу, вырабатывают нужное в жизни искусство убеждать.  Интерес к игре вызывается с помощью различных фигурок игры «Сонор»,  изображающих главных героев  народных сказок, активизирующих внимание детей, их обследовательско –ориентировочную деятельность. Внесенные в ДИП «Сонор» элементы творческой игры делают игру увлекательным, развивают интерес, активность, творчество, что является хорошим условием для развития математического мышления детей.

В игре «Сонор» правила необычайно просты и доступны. Вместе с тем по своей сложности она не уступает таким интеллектуальным играм, как шашки и шахматы. Более того, имеет свои преимущества: если в традиционных играх число возможных партий хоть и велико, но все конечно, то в «Соноре» их бесконечное множество. Кроме настольного варианта, удивляющего всех отсутствием традиционным для таких игр клеток, существуют изящные модели с прозрачным полем для игры и «палеткой» для производства ходов.

Для подвижной версии  игры «Сонор» нужны игровое поле и кружочки. Каждый может сделать себе из дерева, ткани или картона поле для игры. Поле имеет прямоугольную форму шириной в 3м и длиной в 4м. На поле начерчиваются 2 прямые линии на расстоянии в  2 м  и дальше 1м от правого края. В партии игры участвуют 6 детей: 5 убегающих, и,  напротив,  1 преследователь. У каждого игрока по 2 кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром в 20 см, а «преследующего» в 40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать  разные костюмы и шапочки.

Правило подвижной игры «Сонор»

  1. На краю поля 5 «убегающих» стоят на кружочках, держа запасные кружочки перед собой.  Они должны попытаться пройти через линии, избегая поимки. Для этого запасной  кружочек надо поставить впритык к своему кружочку в нужном направлении, переступить на нее, затем убрать первый кружочек.
  2. Вторым свой ход делает «преследующий». После хода «преследующего»  «убегающие» тоже все вместе делают шаг.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока «преследующий» не настигнет своим кружочком кружочек  «убегающего».  Пойманный убегающий удаляется с поля. «Преследующий» старается поймать остальных игроков.
  4. При достижении убегающим каждой линии,  засчитывается один балл.

Мы предлагаем конспект проведения  подвижной игры «Сонор» на познавательно –речевой области НОД. 

Интеллектуальная игра «Испытания Феи Математики»

Цель:развитие математического мышления детей посредством интеллектуальной игры ДИП «СОНОР». Формирование познавательной  активности и  осознания своих возможностей.

Ход игры

Фея математики: Скоро Новый год! Я – Фея математики – приглашаю юных математиков на елку. Но! На мою елку   допускаются только те, которые достойно пройдут мое испытание. Вы согласны пройти мое испытание?

Дети:Да! С математикой дружить,

                  интересней будет жить!

Фея математики;Итак, начинаем.

- Для разминки – прямой счет (дети по порядку называют 1,2,3…10 и делают первый шаг. После шага убегающих,  шаг делает преследующий)

- а теперь, пожалуйста,  обратный счет (10,9,8….1)

  • -внимание на экран. (На слайде – Кот Василий готовится встретить Новый год. Сколько шариков он повесил?)

- назовите четные числа (2,4,6,8,10)

-а теперь , пожалуйста,  нечетные числа (1,3,5,7,9)

  • внимание на экран. Назовите объемные тела. (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед)

- какие линии вы знаете? (прямая, кривая, ломаная, отрывистая, волнистая)

- знаете ли вы считалки?

  • внимание на экран. Какие цифры потерялись?

- назовите времена года

- а теперь, пожалуйста,  части суток

  • внимание на экран. Какая фигура должна быть в пустой клетке?

- назовите соседей числа 3 (5,7, 4)

- знаете ли вы веселые задачи ?

  • внимание на экран.  Что здесь лишнее?

- назовите состав числа 10

- сколько дней в неделе?

  • Внимание на экран. Найдите фигуру, разделенную на 4 части

- назовите, пожалуйста, четырехугольные фигуры

- а теперь объемные тела

  • Внимание на экран. Кто здесь лишний? Почему?

- сколько месяцев в году?

- назовите?

  • Внимание на экран. Что должен быть в пустой клетке?

- какие углы вы знаете?

- какой сегодня день недели?

  • Внимание на экран. Что здесь лишнее?

Фея математики:Спасибо всем, кто проходил испытание. Вы сегодня получили 4 (2, 6) очка. Победившие получают приз от меня. Но на елку я приглашаю всех любителей математики.

Дети:                                                   Математику друзья,

Не любить никак нельзя,

Очень точная наука,

очень строгая наука,

это – математика.

Проведение таких игр закрепляет,  уточняет, восполняет знания детей. Игра по правилам игры «Сонор» развивает внимание, логические мышление, выдержку, настойчивость, умение выходить из любой ситуации, а также волю к победе и умение достойно принять  горечь поражения. Элемент соревнования повышает интерес детей к познанию, так как дети легко обучаются друг у друга, пополняют багаж своих знаний в свободном режиме подвижной игры.

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Аммосова Т.П. математические знания и представления якутов. Якутск. –Кн. изд. «Бичик» .1994. 54с.
  2. Барахсанова Е.А. педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет. Автореф. дисс. к.п.н.Якутск, 1995
  3. Голиков А.И. Педагогические условия развития математического мышления детей дошкольного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) Автореф. дисс. к.п.н.Якутск, 1997
  4. Николаева С.И. Якутия. //Игры народов СССР. М.1985
  5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд.,дораб. – М: Просвещение, 1993. -95 с

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010