Автор:
Чербохова Наталья Иннокентьевна
Использование ДИП «Сонор» для развития математического мышления детей дошкольного возраста
Организация педагогических условий игровой интеллектуальной деятельности детей связана с использованием различных народных игр в процессе обучения и воспитания. Среди таких игр в последнее время особо выделяются интеллектуальные игры преследования. ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта в Республике Саха (Якутия) и с каждым годом получает все большее распространение. Система решения задач этой игры, основанная на маневрировании ходов преследования убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления, навыки счета и успешно пользуется на познавательно-речевой области НОД в условиях ДОУ.
Чербохова Наталья Иннокентьевна, учитель математики МБДОУ ЦРР-детский сад «Туллукчаан» г Вилюйск Республика Саха (Якутия)
Статья:
Использование ДИП «Сонор» для развития математического мышления
детей дошкольного возраста
Организация педагогических условий игровой интеллектуальной деятельности детей связана с использованием различных народных игр в процессе обучения и воспитания. Среди таких игр в последнее время особо выделяются интеллектуальные игры преследования. Динамические игры преследования (ДИП), построенные на известном и близком детям фольклорно- этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально – психологические комфортные условия для формирования и развития математического мышления детей дошкольного возраста. Система решения задач игр преследования, основанная на маневрировании ходов убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления и навыки счета.
В нашей республике ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта и с каждым годом получает все большее распространение. Ее в 1988 году придумал профессор Якутского государственного университета Томский Григорий Васильевич, один из ведущих математиков России. В настоящее время он работает экспертом в ЮНЕСКО, получил углубленное высшее дипломатическое образование и достойно представляет Якутию во Франции.
ДИП «Сонор», которую сегодня играют во многих странах мира, не случайно родилась в Якутии. Здесь много настоящих охотников, рыбаков и пастухов, а природные условия позволяют активно заниматься преследованием зверя. Игра «Сонор» как бы имитирует охоту и тем самым развивает у детей фантазию и воображение. Они с удовольствием рассказывают разыгрываемые сюжеты, увлеченно играют и обучают игре других, в том числе и родителей, так как в игру «Сонор» с одинаковым увлечением и азартом играют и дети, и взрослые. Дети объясняют новичкам основные правила игры за одну или две минуты и, и по ходу, вырабатывают нужное в жизни искусство убеждать. Интерес к игре вызывается с помощью различных фигурок игры «Сонор», изображающих главных героев народных сказок, активизирующих внимание детей, их обследовательско –ориентировочную деятельность. Внесенные в ДИП «Сонор» элементы творческой игры делают игру увлекательным, развивают интерес, активность, творчество, что является хорошим условием для развития математического мышления детей.
В игре «Сонор» правила необычайно просты и доступны. Вместе с тем по своей сложности она не уступает таким интеллектуальным играм, как шашки и шахматы. Более того, имеет свои преимущества: если в традиционных играх число возможных партий хоть и велико, но все конечно, то в «Соноре» их бесконечное множество. Кроме настольного варианта, удивляющего всех отсутствием традиционным для таких игр клеток, существуют изящные модели с прозрачным полем для игры и «палеткой» для производства ходов.
Для подвижной версии игры «Сонор» нужны игровое поле и кружочки. Каждый может сделать себе из дерева, ткани или картона поле для игры. Поле имеет прямоугольную форму шириной в 3м и длиной в 4м. На поле начерчиваются 2 прямые линии на расстоянии в 2 м и дальше 1м от правого края. В партии игры участвуют 6 детей: 5 убегающих, и, напротив, 1 преследователь. У каждого игрока по 2 кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром в 20 см, а «преследующего» в 40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать разные костюмы и шапочки.
Правило подвижной игры «Сонор»
- На краю поля 5 «убегающих» стоят на кружочках, держа запасные кружочки перед собой. Они должны попытаться пройти через линии, избегая поимки. Для этого запасной кружочек надо поставить впритык к своему кружочку в нужном направлении, переступить на нее, затем убрать первый кружочек.
- Вторым свой ход делает «преследующий». После хода «преследующего» «убегающие» тоже все вместе делают шаг.
- Игра продолжается до тех пор, пока «преследующий» не настигнет своим кружочком кружочек «убегающего». Пойманный убегающий удаляется с поля. «Преследующий» старается поймать остальных игроков.
- При достижении убегающим каждой линии, засчитывается один балл.
Мы предлагаем конспект проведения подвижной игры «Сонор» на познавательно –речевой области НОД.
Интеллектуальная игра «Испытания Феи Математики»
Цель:развитие математического мышления детей посредством интеллектуальной игры ДИП «СОНОР». Формирование познавательной активности и осознания своих возможностей.
Ход игры
Фея математики: Скоро Новый год! Я – Фея математики – приглашаю юных математиков на елку. Но! На мою елку допускаются только те, которые достойно пройдут мое испытание. Вы согласны пройти мое испытание?
Дети:Да! С математикой дружить,
интересней будет жить!
Фея математики;Итак, начинаем.
- Для разминки – прямой счет (дети по порядку называют 1,2,3…10 и делают первый шаг. После шага убегающих, шаг делает преследующий)
- а теперь, пожалуйста, обратный счет (10,9,8….1)
- -внимание на экран. (На слайде – Кот Василий готовится встретить Новый год. Сколько шариков он повесил?)
- назовите четные числа (2,4,6,8,10)
-а теперь , пожалуйста, нечетные числа (1,3,5,7,9)
- внимание на экран. Назовите объемные тела. (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед)
- какие линии вы знаете? (прямая, кривая, ломаная, отрывистая, волнистая)
- знаете ли вы считалки?
- внимание на экран. Какие цифры потерялись?
- назовите времена года
- а теперь, пожалуйста, части суток
- внимание на экран. Какая фигура должна быть в пустой клетке?
- назовите соседей числа 3 (5,7, 4)
- знаете ли вы веселые задачи ?
- внимание на экран. Что здесь лишнее?
- назовите состав числа 10
- сколько дней в неделе?
- Внимание на экран. Найдите фигуру, разделенную на 4 части
- назовите, пожалуйста, четырехугольные фигуры
- а теперь объемные тела
- Внимание на экран. Кто здесь лишний? Почему?
- сколько месяцев в году?
- назовите?
- Внимание на экран. Что должен быть в пустой клетке?
- какие углы вы знаете?
- какой сегодня день недели?
- Внимание на экран. Что здесь лишнее?
Фея математики:Спасибо всем, кто проходил испытание. Вы сегодня получили 4 (2, 6) очка. Победившие получают приз от меня. Но на елку я приглашаю всех любителей математики.
Дети: Математику друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень точная наука,
очень строгая наука,
это – математика.
Проведение таких игр закрепляет, уточняет, восполняет знания детей. Игра по правилам игры «Сонор» развивает внимание, логические мышление, выдержку, настойчивость, умение выходить из любой ситуации, а также волю к победе и умение достойно принять горечь поражения. Элемент соревнования повышает интерес детей к познанию, так как дети легко обучаются друг у друга, пополняют багаж своих знаний в свободном режиме подвижной игры.
Использованная литература
- Аммосова Т.П. математические знания и представления якутов. Якутск. –Кн. изд. «Бичик» .1994. 54с.
- Барахсанова Е.А. педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет. Автореф. дисс. к.п.н.Якутск, 1995
- Голиков А.И. Педагогические условия развития математического мышления детей дошкольного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) Автореф. дисс. к.п.н.Якутск, 1997
- Николаева С.И. Якутия. //Игры народов СССР. М.1985
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд.,дораб. – М: Просвещение, 1993. -95 с