Автор:
Мандарова Людмила Александровна
Якутская народная сказка как средство нравственного воспитания
детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается применение народных сказок как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель работы является использование сказки как дидактическое средство эмоционально волевого и духовного воспитания детей; формирование нравственных качеств личности.
Мандарова Людмила Александровна, воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад «Туллукчаан»
г. Вилюйск Республики Саха (Якутия)
Статья:
Якутские народные сказки как средство нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально – культурного развития данного общества. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является народная сказка.
Таким образом, актуальность исследования «Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» в следующем ориентированность современного общества на гуманизацию образования; нравственное воспитание как центральный ориентир в развитии личности; интерес потенциалу народной педагогики.
Предмет: сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Если педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические , т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка –неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Велика образовательная роль сказок. Встречаются утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической , но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляет слушателей задуматься. Наводят на размышление. Нередко ребенок заключает: « Так в жизни бывает». Невольно возникает вопрос: « А как бывает в жизни?». Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций даже бытовые мелочи.Якутский сказочный фольклор очень богат и в своей первородной основе имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладают в нем все таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие на себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразие жизни, труда и духовного мира отчего края.
Будучи творением народного гения, якутские сказки, как и сказки других народов, выражают чаяния и стремление трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью , но и явлениями природы. У нас у якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: сказки о животных, волшебные или фантастические и сказки бытового содержания.
Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом и речью. Если в сказках и присутствует человек, то он является всего лишь второстепенным персонажем. В них обычно дается много сведений познавательного свойства: они ярко отображают суровую и прекрасную природу северного края, повадки и особенности животных и птиц, живущих в Якутии. Часто такие сказки в иносказательной форме выражают социальные отношение людей. И в этом самая сильная их сторона – в каком бы облике ни сражались герои сказок с многоликим злом, они всегда воспитывают в наших душах добро. Наиболее самобытны сказки: «Как почернел кончик хвоста у Горностая», «Чирок и Беркут», « Почему кукушка перестала вить себе гнездо», « Птичка и Алаа-Могус», «Почему зима длиннее, а лето короче».
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образцом в этом плане является сказка « Старуха Таал-Таал», воспевающая непреходящую ценность человека. Не менее глубоки по содержанию и сказки « Чаачахаан», «Лыыбырда», «Харах – симирики», «От Сагынньах», «Удюргай – Батыр». Герои фантастических сказок, как правило, - люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами и любовно воссозданными бытовыми деталями, но, вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом.
Народная педагогика способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница …, а для мальчиков – добрый молодец( смелый, сильный, честный…). Идеал для ребенка – далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.