Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Система работы школы первой ступени МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Авторы:
Поспелова Марина Анатольевна
Колесова Валентина Васильевна

Аннотация:

 

Аннотация к  статье.

В статье представлен опыт работы лицея имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  в школе первой ступени за 2008-2013гг. Приведены статистические данные отделения ГИБДД ОМВД России по г.Мончегорску по фактам нарушений Правил дорожного движения лицеистами, в том числе младшими школьниками, за пят лет; указаны виды нарушений ПДД; прописаны  основные цели, задачи и ожидаемый результат школьной Программы интегрированного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по формированию ключевых компетенций: учебно-познавательной, социальной, информационной и коммуникативной; раскрыты фрагменты Программы данного курса по классам, информационная поддержка и традиционные формы профилактической работы с обучающимися лицея, организованные в рамках целевого проекта «Наши дети».

Авторами статьи являются Поспелова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе Мончегорского лицея имени В.Г.Сизова, Колесова Валентина Васильевна, учитель начальных классов, курирующий школу первой ступени Мончегорского лицея имени В.Г.Сизова.

Статья:

Открытый педагогический форум «Новая школа» (Москва, 2013г.).

Направление «Дошкольное образование и начальная школа», 

модуль «Безопасность».

Название статьи:  

«Система работы школы первой ступени МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

 

 

Авторы статьи:

Поспелова Марина Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ лицей имени В.Г.Сизова

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-3191)

 

Колесова Валентина Васильевна,

учитель начальных классов, курирующий начальную школу,

МБОУ лицей имени В.Г.Сизова

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-6270)

 

В настоящее время одной из приоритетных задач образовательного учреждения, является сохранение здоровья школьников в процессе воспитания и обучения.   В этой связи возрастает роль и ответственность школы за подготовку учеников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

В частности, об актуальности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма свидетельствует неумолимая статистика: в течение пяти лет (2008-2013гг.) обучающимися Мончегорского лицея имени В.Г.Сизова совершено 214 нарушений Правил дорожного движения, из них 64 младшими школьниками. Наиболее часто встречающимся видом нарушений является нарушение п.4.3. ПДД РФ - переход проезжей части в  неустановленном месте в зоне видимости пешеходного перехода (48 случаев). Кроме этого, зафиксировано 6 случаев нарушений п.4.1. ПДД - движение по проезжей части дороги при наличии тротуара, 4 – п.24.1 ПДД РФ - движение по проезжей части в возрасте до 14 лет, 3 – п.4.4 ПДД РФ - переход проезжей части на красный свет светофора, 2 – п.24.4 ПДД РФ - движение не по велосипедной дорожке  на нерегулируемом пересечении с дорогой, 1 случай ДТП – ученица 1-го класса переходила проезжую часть дороги в неустановленном месте, в результате чего получила закрытую черепно-мозговую травму (2010/2011 учебный год). А потому, в Мончегорском лицее имени В.Г.Сизова проводится системная работа в данном направлении.

С 2008 года реализуется Программа интегрированного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по формированию ключевых компетенций: учебно-познавательной,  социальной, информационной и коммуникативной.

Цель Программы - сформировать у обучающихся начальных классов потребность предвидеть возможные экстремальные ситуации и выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них, т.е. грамотных действий в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого.

Одной из задач является формирование у младших школьников устойчивых навыков соблюдения и выполнения  правил дорожного движения. В результате работы по данному направлению учащиеся начальных классов должны усвоить основные правила безопасного поведения на улице и дороге, правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте, при переходе улицы, при использовании велосипедом; соблюдать правила безопасного на улице и дороге, правила поведения в общественном транспорте; уметь переходить дорогу в установленных местах; выполнять правила поведения на улице для велосипедистов.

Особенностью преподавания данного курса является то, что вопросы безопасности жизнедеятельности изучаются в рамках предмета «Окружающий мир» (учебно-методический комплект под редакцией А.А.Вахрушева) и часов общения, то есть предполагает классно-урочную и внеурочную систему занятий с привлечением к их проведению учителей-предметников, психологов, медицинских работников и других специалистов.

Программа интегрированного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ежегодно корректируется. Представляем фрагменты Программы данного курса по классам на 2012/2013 учебный год (тематика уроков окружающего мира и часов общения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма):

1 класс

п/п.

Тема

Кол-во часов

Раздел программы/

внеурочная деятельность

Ответственные

УУД

 3.

Учимся быть пешеходами.

1

ОЗМ.

Что такое  окружающий  мир.

учитель

-знать правила безопасного поведения в городе

 5.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

3

Час общения

классный руководитель

-уметь пользоваться сигналами светофора;

-уметь пользоваться дорожными знаками

 6.

Учимся решать жизненные проблемы.

1

ОЗМ.

Что такое окружающий мир.

учитель

-знать правила поведения в транспорте, на улице

 7.

Улица полна неожиданностей.

1

Час общения

классный руководитель

-встреча с инспектором отделения ГИБДД

 8.

 Мы – пассажиры.

4

Час общения

классный руководитель

-соблюдать на практике правила поведения в транспорте

2 класс

п/п.

Тема

Кол-во часов

Раздел программы/

внеурочная деятельность

Ответственные

УУД

 6.

План и карта.      ОБЖ. Учись читать дорожные знаки.

1

ОЗМ.

Наша планета.

учитель

-знать и соблюдать правила поведения на дорогах;

-знать и правильно применять дорожные знаки

 9.

Путешествия в  разные страны.

ОБЖ. Мы – пассажиры.

1

ОЗМ.

Земля – наш общий дом.

учитель

-знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

 10.

Экскурсия «Формы земной поверхности» Правила безопасного путешествия.

1

ОЗМ.

Земля – наш общий дом

учитель

-знать и соблюдать правила поведения в природе;

-знать и соблюдать правила безопасного путешествия

 19.

Детский дорожно-транспортный травматизм.

2

Час общения

классный руководитель

-знать наиболее распространенные ошибки детей на дорогах

                                                                         3 класс                     

п/п.

Тема

Кол-во часов

Раздел программы/

внеурочная деятельность

Ответственные

УУД

 9.

Элементы улиц и дорог.

3

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила пешехода

 10.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

2

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила пешехода

 12.

Правила поведения на водоёме.

2

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила поведения на водоёмах

 14.

Детский дорожно-транспортный травматизм.

3

Час общения

классный руководитель

-знать и строго соблюдать правила дорожного движения и поведения в транспорте;

-знать наиболее распространенные ошибки детей на дорогах

 15.

Безопасность пассажиров.

2

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила пассажиров

4 класс

п/п.

Тема

Кол-во часов

Раздел программы/

внеурочная деятельность

Ответственные

УУД

 5.

Безопасность пешехода.

1

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила поведения пешехода

 6.

Если ты становишься водителем

1

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила движения велосипедиста

 7.

Знаешь ли ты правила дорожного движения

 

1

Час общения

классный руководитель

- знать и соблюдать правила дорожного движения

 

 8.

Железнодорожный транспорт.

 

1

Час общения

классный руководитель

-знать и соблюдать правила поведения на платформах, при посадке в поезд;

-знать  дорожные знаки «Железнодорожный переезд»

 9.

Государственная автомобильная инспекция

1

Час общения

классный руководитель

-познакомиться с подразделением полиции –отделением ГИПДД

 17.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь

4

Час общения

классный руководитель

-знать основные виды травм у детей и стандартные средства первой медицинской помощи

 

             В рамках целевого проекта «Наши дети» организовано сотрудничество с отделением ГИБДД ОМВД России по г. Мончегорску, которое предполагает проведение Дней повышения правовой культуры в Мончегорском лицее имени В.Г.Сизова,  профилактических мероприятий, а также отслеживание нарушителей Правил дорожного движения и организацию работы школьного отряда юных инспекторов движения. За эффективную работу Мончегорский лицей имени В.Г.Сизова неоднократно награждался грамотами отделения ГИБДД ОМВД России по г. Мончегорску.

            С целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в Мончегорском лицее имени В.Г.Сизова для обучающихся 1-й ступени разработаны и реализуются программы «Школа пешеходных наук», «Весёлый перекрёсток», «Красный, жёлтый, зелёный». Традиционными стали кукольные спектакли «Незнайка на улице»,  конкурсы рисунков по темам: «Зелёный огонёк», «Полиция и дети», игры-путешествия «Правила движения – всем без исключения», ролевые игры «Азбука пешехода», просмотры видеофильмов «Я на улице» с последующим обсуждением, профилактические беседы «Твоя безопасность» в рамках Дня инспектора отделения ГИБДД.

  

Эта работа имеет продолжение в основной и старшей школе: викторина «Азбука улиц и дорог» (5 классы), станционная игра «Путешествие в страну Пешеходию» (5 классы), брейн-ринг «Я пешеход» (6 классы), спортивно-правовая игра «Безопасное колесо» (7-9 классы), акция «Сохраните наши жизни» (10-11 классы) и др.

   

Информационно-методическая поддержка осуществляется через оформление выставок информационных изданий «Школа пешехода», презентации журналов «Путешествие на зелёный свет».

Мы считаем, что представленная система работы способствует воспитанию культуры поведения младших школьников на улицах и дорогах, а в конечном итоге - сохранению их  жизни и здоровью.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010