Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Исследовательская и трудовая деятельность ученической производственной бригады «Колос Надежды», как средство профессионального самоопределения обучающихся сельской школы.

Автор:
Ченцов Василий Николаевич

Аннотация:

Цель: воспитание образованной, высоко моральной, социально –ориентированной личности, готовой к профессиональному самоопределению в сельскохозяйственной  сфере деятельности, к исполнению различных социальных ролей, прежде всего селянина, труженика, гражданина, патриота, творчески мыслящей, стремящейся ко всему новому, передовому на основе деятельности в ученической производственной бригаде.

Задачи: 1. Формировать у обучающихся  готовность к трудовой деятельности,  профессиональному самоопределению,  возрождению села и крестьянских традиций;

2.       Способствовать развитию творческих способностей обучающихся, увлечённых сельским хозяйством;

3.      Воспитывать у них  трудолюбие, самопознание, любовь к родной земле;

4.      Осуществлять  развитие личности каждого школьника в единстве таких составляющих, как здоровье, нравственность, интеллект;

5.    Совершенствовать исследовательскую деятельность на основе тесного сотрудничества со специалистами агрофирм и учёными с/х ВУЗов.

Практическое значение. Для многих ребят  трудовая и исследовательская деятельность в ученической  производственной  бригаде помогла в профессиональном самоопределении. За 14 лет-  44 бывших члена УПБ выбрали профессию, связанную с сельским хозяйством, из них 41 человек  закончили или обучаются в настоящий момент  в Белгородской  Государственной сельскохозяйственной академии, 3 – в РГАУ-МСХА  им. К.А.Тимирязева.

За четырнадцать лет члены УПБ \\\\\\\" Колос Надежды\\\\\\\"  награждены  521 наградой различного уровня. В СМИ прозвучало более 300 сообщений об успехах бригады.  По заданию девяти научно-учебных организаций было выполнено 108 учебно-исследовательских работ, имеющих  практическую значимость в области сельского хозяйства. Ежегодные победы в  конкурсах, говорят о высоком уровне проводимых исследовательских работ.

УПБ «Колос Надежды»  неоднократный победитель Всероссийской выставки «Юннат». Является призёром второго Международного конкурса имени А.С.Макаренко. Награждена серебренной и дважды золотой медалью «Золотая Осень» министерство сельского хозяйства России и правительства Москвы.

Статья:

 

Условия становления опыта. В конце 50-х, начале 60-х  годов прошлого века в стране впервые создаются условия для моделирования производственных отношений и организации  сельскохозяйственного производства, сосредотачивается внимание на интеграции обучения и производства, а также на появление новых элементов в педагогическом процессе: таких как развитие опытничества, выполнение учащимися творческих научных заданий. Наряду с этим широко используются воспитательные возможности коллективного труда. В то время родился почин: \\\\\\\" Всем классом - на ферму, в бригаду!\\\\\\\" По всей стране создаются ученические и производственные бригады.

В 1958 году на базе  Казачанской средней школы  создаётся ученическая производ-ственная бригада, в которой работает  70 человек в пяти звеньях: полеводы, овощеводы, лесоводы, цветоводы и юннаты. Члены бригады  оказывают колхозу имени С.М.Кирова   помощь в выращивании овощей, сахарной свеклы, работают на току по сортировке зерна.

В 70-х годах УПБ набирает темпы, колхоз передаёт в пользование бригаде  трактор Т-40, звено лесоводов закладывает   берёзовую рощу на площади 25га, которая впоследствии стала любимым  местом отдыха селян.

В 1987 году в связи с реорганизацией  Казачанской средней школы, её преемницей становится  Ивановская средняя общеобразовательная школа, возглавляет которую заслу-женный учитель России Малюков Владимир Митрофанович. Бригада продолжает свою Ра-боту на базе этой школы. Она берёт в аренду 7га пашни  и 50 голов телят. Большая часть   продукции передаётся хозяйству, часть её остаётся для нужд школьной столовой.

В 1990году совхоз реорганизуется в СПК «Ивановский» и имеющаяся техника и земля передаётся в хозяйство, а бригада ограничивает свою деятельность только работой на учебно-опытном участке: выращивает овощи для своей столовой, проводит работу по озеленению школы

Возрождение деятельности ученической производственной бригады в полном объёме  происходит в 1997 году с приходом в школу  главного агронома Производственного коопе-ратива «Ивановский» Ченцова Василия Николаевича. Личность  инициативная, творческая, большой мастер своего дела, он все знания, опыт, силы и время  направляет на  решение важнейшей задачи сегодняшнего дня -  повышать статус человека, работающего на земле.

Ученическая производственная бригада получает в  постоянное пользование  84,5га пашни. В подсобном помещении организуется кроликоферма, приобретается в кредит старая с/х техника, производится ремонт теплицы. В школе начинают работать 5 кружков с/х направления, закладываются первые опыты и проводятся первые учебно-исследовательские работы, члены УПБ делают первые успехи в районном и областном конкурсах по сельскохозяйственным профессиям.

В 1998году разрабатывается положение и устав УПБ, проводится агроэкономическая учёба с членами УПБ, создаётся собственная материально-техническая база бригады. К 2000 году бригада имеет своё знамя, эмблему и девиз.

В муниципальном общеобразовательном учреждении \\\\\\\"Средняя  общеобразователь-ная Ивановская  школа\\\\\\\"  большое внимание   уделяется    общественно-полезному произво-дительному труду.  На территории школы  находится учебно-опытный участок  площадью 0,6 га, на котором произрастают более 200 видов и 460 сортов и гибридов сельскохозяйс-твенных и цветочно-декоративных культур, зерносклад, овощехранилище и другие необхо-димые постройки. В школе каждому классу отведен участок – «уголок красоты», где уча-щиеся выращивают цветочно-декоративные растения, овощные и плодовые культуры.  

Крепкая учебно-материальная база, а главное, отношение к трудовой подготовке учащихся как к фундаменту школьного образования  послужило для открытия в школе классов с углубленным изучением ряда предметов. С помощью областного Департамента аграрно-промышленного комплекса  разработаны   программы по специальному и дополнительному разделу образования. Школьники получают возможность наряду с полноценным средним образованием получить начальное и среднее профессиональное образование. Будущему крестьянину, фермеру необходим широкий круг знаний с четко выраженной сельскохозяйственной направленностью, поэтому в классах с углубленным изучением проводятся интегрированные курсы физики, химии, биологии, экономики с основами сельскохозяйственного производства, изучаются основы агрономии, основы технологии механизированных работ, охрана труда и природы с основами экологии.

Выпускники ежегодно получают квалификационные удостоверения по специальностям: цветовод, овощевод,  фермер,  тракторист и водитель категории «С». Специальную подготовку учащихся обеспечивают учителя и педагоги с высшим образованием, первой и высшей квалификационными категориями.

Общие усилия педагогического коллектива привели к тому, что школа стала культурным центром села. Таким образом, в школе созданы все условия для успешной, творческой деятельности  ученической производственной бригады.

 

Актуальность опыта. Изменение социально-экономической ситуации в стране в 90-х годах  привело в упадок  сельское хозяйство, которое является стержнем экономики страны, даёт человеку материальные средства существования. Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, коренным образом изменили цели и задачи  и системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности развивающейся и самоутверждающейся личности, отвечающей требованиям устойчивого демократического развития общества.

Важной задачей сельской школы всегда была подготовка молодёжи к работе на земле. В условиях становления рыночной экономики речь идёт о возрождении подлинной культуры земледелия и хозяйствования, лучших крестьянских традиций и обычаев. Это особенно важно, если иметь в виду произошедшие в последние годы резкое сокращение структуры профессионального образования на селе.

У подрастающего поколения утрачено чувство хозяина земли, потеряна взаимосвязь и преемственность поколений.  В стране наступил кадровый  голод в сельском хозяйстве, в село не идут  работать квалифицированные специалисты.

За последние годы произошли большие изменения в оценке роли и места образова-ния в обществе. Создаются различные концепции  развития образования, но в них  недоста-точно отражены аспекты развития сельской школы, однако  каждая сельская школа должна увязывать образование с целями переустройства и возрождения села. Сельский житель – основа социума. Всеми корнями он связан с селом, которое формирует его психику, нормы поведения, своеобразную реакцию на социально-экономические преобразования, происходящие в стране. Его жизненный уклад, быт создают определенные социальные отношения, из которых складываются традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Дети вместе с родителями работают на своем подворье. Как показывает опрос, большинство детей среднего и старшего возраста заняты в домашнем хозяйстве, особенно в летнее время, 1.5- 2 часа в день. Однако их приемы труда остаются прежними, с традиционной технологией и производительностью, урожаи  целиком зависят от  погодных условий. Школа же призвана научить детей ведению сельского хозяйства на современной научной основе. Для этого ученики должны понять смысл получаемых в школе знаний, их практическое назначение в плане реализации намеченных задач. Возникает вопрос:  как перестроить теоретическое и практическое обучение сельских школ?

Наблюдения педагогических работников школы подтверждают данные   социологических  исследований  о том, что в настоящее время  молодежь в основном негативно относится к труду в сельскохозяйственном производстве, так как не видит перспективы лучшего образа жизни, востребованности своих знаний, умений и навыков, личностного самоутверждения.

В связи с этим  у сельских детей потеряна любовь к земле, выпускники сельских школ стремятся овладеть  престижными профессиями и остаться жить и работать  в городе. Так, по результатам отслеживания профессионального самоопределения обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная Ивановская школа с углубленным изучением отдельных предметов» в 1997  и 1998 годах ни  одного выпускника школы  не продолжили обучение в  образовательных заведениях сельскохозяйственного профиля.       

Таким образом,  возникают противоречия:

-между необходимостью переустройства и возрождения  сельского хозяйства  и нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой отрасли;

-между содержанием образования, воспитания, принципами организации педагогической деятельности  школы и потребностями изменившегося  социума;

-между консервативностью, убеждённостью принципиальным жизненным установкам  сельского жителя и необходимостью в настоящее время на рынке труда обладать высокой профессиональной мобильностью, большой

 социальной ответственностью;

-между постоянно растущей потребностью в модернизации сельскохозяйственного производства  и негативным отношением к сельскохозяйственному труду  молодёжи.

Опыт работы в ученической производственной бригаде  позволяет преодолеть такие проблемы, как неподготовленность молодежи к работе на земле, неумение в условиях рыночной экономики сохранить лучшие крестьянские традиции и обычаи, возродить подлинную культуру земледелия и хозяйствования.

            Ведущая педагогическая идея опыта. Формирование профессиональной направленности   обучающихся  к сельскохозяйственному труду на основе  трудовой и исследовательской деятельности  в ученической производственной бригаде.

Первый этап: организационно-методический, (1997-1998 гг.)

1.    Изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы  по проблеме формирования трудового становления  и развития  технологического мышления обучающихся.

2.    Определение направлений деятельности УПБ.

3.    Подбор и апробация  методического  инструментария  по сопровождению исследовательской деятельности.

4.    Изучение  и внедрение в практику передового опыта ученических производственных бригад страны.

Второй этап: структурно-содержательный, (1998-2006 гг.)

1. Коррекция содержания деятельности ученической производственной бригады в рамках заявленной проблематики.

2. Внедрение в практику разнообразных форм и методов работы по развитию  направлений деятельности УПБ.

3. Совершенствование исследовательской деятельности  на основе тесного сотрудничества с учёными сельскохозяйственных  ВУЗов и специалистами агрофирм.

Третий этап: контрольно-аналитический, (2006-2011 гг.)

1. Диагностика и анализ профессионального самоопределения  членов ученической производственной бригады.

2. Изучение и анализ развития исследовательской деятельности.

3. Анализ и обсуждение достигнутых результатов, форм и методов работы  по развитию деятельности  ученической производственной бригады.

4. Диапазон опыта представляет собой  сочетание системы внеклассной и  внешкольной работы.

Теоретическая база опыта. Данный опыт работы можно определить как репродуктивно-исследовательский. В основе технологии обучения лежит как идеи классической педагогики, так и личный опыт руководителя ученической производственной бригады Ченцова В.Н.  как агронома.

За основу берутся  работы отечественных ученых П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, Н.И. Болдырева, Н.К.Гончарова, М.И. Шиловой, в  работах которых  детально исследованы различные аспекты трудового воспитания школьников,   раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании, а также работы А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачёва, В.А. Яковлева, которые в качестве критериев  и показателей воспитанности  рекомендуют использовать  отношения  школьников  к обществу, труду, людям. В проведении диагностики профессионального самоопределения используются материалы профессора В.Б. Успенского.

В организации опытнической  работы  и производительного труда учащихся  опирается на авторскую концепцию «О стратегии модернизации естественно-научного образования  в сельской образовательной школе»   Н.Ф. Раздымалина,  члена- корреспондента  Российской Академии образования, доктора педагогических наук. Из работ этого автора  руководителем бригады также взяты методики  определения  некоторых свойств почвы, порядок ведения документации по опытам, математическая обработка данных опыта и экономический анализ.

Используются рекомендации  профессора, главного научного сотрудника института социально-педагогических проблем сельской школы Российской Академии образования М.П. Гурьяновой. При проведении полевого эксперимента в растениеводстве  используются   методики автора Н.В. Коцаревой, кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры  растениеводства БГСХА. В частности: сортоизучение овощных культур, безрассадное выращивание овощей, предпосевная подготовка семян и др.

Научные работы В.Г. Плотникова, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, заведующего кафедрой разведения и генетики сельскохозяйственных животных  Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, берутся за основу при  проведении опытов по животноводству. 

            Новизна опыта. В отличие от существующих опытов организации работ в ученических производственных бригадах, деятельность которых направлена в основном  на производство  валовой продукции, основное направление   УПБ «Колос надежды» -исследовательская деятельность обучающихся, способствующая развитию творческих способностей  воспитанников, их самоопределению и реализации в будущей профессии.

Цель опыта: воспитание образованной, высоко моральной, социально –ориентированной личности, готовой к профессиональному самоопределению в сельскохозяйственной  сфере деятельности, к исполнению различных социальных ролей, прежде всего селянина, труженика, гражданина, патриота, творчески мыслящей, стремящейся ко всему новому, передовому на основе деятельности в ученической производственной бригаде.

Для достижения цели  намечены следующие задачи:

Ø   формировать у обучающихся  готовность к трудовой деятельности,  профессиональному самоопределению,  возрождению села и крестьянских традиций;

Ø    способствовать развитию творческих способностей обучающихся, увлечённых сельским хозяйством;

Ø   воспитывать у них  трудолюбие, самопознание, любовь к родной земле;

Ø   осуществлять  развитие личности каждого школьника в единстве таких составляющих, как здоровье, нравственность, интеллект;

Ø   совершенствовать исследовательскую деятельность на основе тесного сотрудничества со специалистами агрофирм и учёными с/х ВУЗов.

Организация деятельности УПБ «Колос надежды. Деятельность ученической производственной бригады строится на основе Положения об УПБ  и органично сочетается с трудовым обучением учащихся школы. Детское самоуправление  является основополагающим принципом работы бригады. Основу деятельности бригады определяет ряд функциональных блоков: теория, производство, исследования, благотворительность, охрана природы.

На профессиональное самоопределение в системе работы УПБ в первую очередь ориентирует блок «исследования», который, в свою очередь, тесным образом связан с теорией и производством. Так, полученные теоретические навыки ведения научного исследования  работы  апробируются на практике, результаты исследований   представляются на районных, областных и Всероссийских конкурсах сельскохозяйственной направленности. Высокая результативность  представленных работ  способствует повышению у воспитанников самооценки, развития познавательной активности, заинтересованности в сельском хозяйстве. Выработка таких качеств, способствует профессиональному самоопределению воспитанников.

Опытно-исследовательская деятельность является одной из активных форм обучения агротехническим приёмам выращивания высоких урожаев сельскохозяйственных культур, а также эффективным  средством трудового обучения и воспитания. При проведении исследовательской работы, применяются  приемы научного исследования – наблюдение и эксперимент (опыт), которые в зависимости от объекта имеют особенности и проводятся по определенной методике. Под наблюдением  понимается  количественная и качественная регистрация интересующих исследователя сторон развития явления, констатация того или иного его состояния, признака или свойства. В понятие «эксперимент», «опыт»  вкладывается -  изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явления или изменяет условия так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и явлений.

В процессе обучения воспитанников  мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:

-         связь теории с практикой;

-         научность;

-         систематичность и последовательность;

-         доступность и посильность труда для воспитанников;

-         сознательность и активность;

-         прочность освоения школьниками знаний, умений и навыков;

-         наглядность;

-         воспитывающий характер.

В исследовательской деятельности  применяются концептуальные методические  подходы:

-       прогностический – определение задач исследования и вопросов, подлежащих изучению, изучение научных достижений и передового опыта для обоснования изучаемого явления и его дальнейшего исследования, разработка научного предположения – гипотезы, предопределения результатов в опыте;

-       диагностический – составление программы и схемы исследования, последовательное осуществление контрольного анализа; постоянное изучение промежуточного и конечного результатов опыта;

-       организационный – структурирование ученической производственной бригады, определение места бригады в системе  работы школы и в организации труда в сельскохозяйственном социуме;

-       интеграционный - организация разных видов сельскохозяйственной деятельности в рамках одной школы и одной ученической производственной бригады: одновременная опытническая  и  производственная работа с сельскохозяйственными растениями и животными;

-       обобщающий и внедренческий подход- осуществление исследования путем закладки опыта, проведение наблюдений за изучаемым явлением и за теми условиями, которые ему сопутствуют; обработка полученных данных и установка их достоверности; обобщение полученных данных исследования, выводы, а затем разработка и составление рекомендаций для внедрения в производство с учетом особенностей региона;

-   дифференцированный подход – использование многообразия методов, приемов, средств обучения индивидуально для каждого направления сельскохозяйственной деятельности.

Для реализации концептуальных подходов используются в работе  методы обучения:

-    словесные - рассказ, лекция, беседа;

-    наглядные –натуральные объекты , наглядные пособия, видеоматериалы,    приемы работы;

-    практические -опытно-практическая или исследовательская  работа,   лабораторная работа;

-    разработка учебно-производственных проектов.

При проведении опытно-исследовательской деятельности  школьники учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезу, обобщать факты, делать правильные выводы. Опытническая   работа проводится в определённой системе и последовательности: сначала делается анализ  программ, просматривается производственный план  бригады, структуры посевных площадей  и севооборотов в ней. На основании этих документов  определяется  последовательность и тематика  опытнической работы  в ученической производственной бригаде.

Опытно- исследовательская работа обязательно включает изучение теории, т.е. прежде чем приступить к какой-то экспериментальной работе, опытники прорабатывают  научную литературу для того, чтобы  подготовиться к проведению опыта, эксперимента, познакомиться, что сделано в этой области до него. Основными формами  исследовательской деятельности  является непосредственное наблюдение  за природными объектами, выполнение  отдельных экспериментов, что способствует  развитию умения анализировать и делать выводы. Последний этап-  оформление исследовательской  работы.

На основании  этого ежегодно  закладываются   опытно-экспериментальные  исследования по овощеводству, полеводству и животноводству.

Высокая результативность исследовательских работ юных опытников бригады  достигается в первую очередь  благодаря тесному сотрудничеству с учёными с/х ВУЗов и специалистами агрофирм. 90 % выполненных исследовательских работ проводятся по заданиям этих учреждений. Данное сотрудничество также способствует повышению уровня теоретических знаний и   научно-методического  обеспечения исследовательской  работ  

Теоретическую базу члены УПБ получают на занятиях кружка« Юный фермер». Здесь обучающиеся приобретают специальные знания, знакомятся с  общей и научной организацией труда и экономикой производства, определением себестоимости и рентабельности  хозяйства, техникой безопасности.  Занятия  проводятся по авторской  программе, разработанной руководителем УПБ, педагогом дополнительного образования   Ченцовым В.Н. Срок реализации программы - 4года.

 Программа включает следующие  разделы:

1-й год обучения: «Экология родного края», «Цветоводство крестьянского двора», «Лекарственные растения», «Хозяйственная деятельность села»;

2-й год обучения: «Овощеводство», «Плодоводство», «Зоология с основами кролиководства и птицеводства», «Пчеловодство»;

3-й год обучения: «Растениеводство», «Агрохимия», «Селекция и семеноводство», «Основы безопасного труда в крестьянском хозяйстве»;

4-й год обучения: «Крестьянская усадьба», «Декоративное садоводство», «Малая сельскохозяйственная механизация», «Маркетинг и бухгалтерский учет».

Из приведённой программы видно, что содержание занятий включает вопросы   не только по агротехнике возделываемых культур, но и также широкий круг вопросов по технической подготовке школьников к сельскохозяйственному труду. Знакомясь с одной из отраслей растениеводства (полеводством или овощеводством), учащиеся получают знания, которые применимы и в других отраслях растениеводства: подготовка семян  к посеву (очистка, сортировка, тепловой обогрев); обработка почвы (вспашка, боронование, культивация, прикатывание); внесение удобрений (основное, припосевное, корневые, внекорневые подкормки); посев и посадка (рядовой, гнездовой, квадратно-гнездовой, узкорядный, широкорядный, посадка клубней); уход за растениями (полив, подкормка, прополка).

На практических занятиях ребята рассматривают форму и содержание трудового  договора, порядок его заключения, составляют технологические карты  по видам  выращиваемых культур, работают над составлением бизнес-плана. 

Производственная деятельность  в бригаде осуществляется  круглогодично с полным циклом агротехнических работ, от производства до реализации сельскохозяйственной продукции.  Бригада  имеет многоотраслевую структуру: полеводство, овощеводство, кролиководство, пчеловодство, и  состоит из 11 звеньев: полеводов, овощеводов, цветоводов, механизаторов, кролиководов, лесоводов, птицеводов,  пчеловодов, экологов, звено, строителей,  милосердия.   В бригаде освоен севооборот, что позволяет знакомить школьников с приемами восстановления естественного плодородия почвы, а также с агротехникой различных сельскохозяйственных культур.

Производственная деятельность бригады опирается на крепкую материально-техническую базу. Использование в растениеводстве сельскохозяйственной техники  и ее изучение дает учащимся обширные политехнические знания и практические умения, знакомят ребят с механическими, электроэнергетическими, химическими процессами. 

Инновационная деятельность  бригады заключается  в постоянном  поиске новых форм деятельности и применения новейших методик в агротехнике.

Бригадой разработан и  внедряется  в полном объёме учебно-производственный проект «Повышение плодородия почв УПБ «Колос надежды»»

Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на полях  УПБ освоено два полевых четырёхпольных севооборота, что позволяет  сократить количество вредоносных объектов вредителей и болезней и сорняков.

В целях сокращения развития  водной и ветровой эрозии почвы, 80 % площадей в бригаде обрабатывается безотвальным  методом обработки почвы. Введение данного  метода,  даёт возможность бригаде сэкономить 25% горюче-смазочных материалов, сократит количество прохода сельскохозяйственной техники по почве, выровнять поле, сохранить влагу, уменьшить количество сорняков.

Для пополнения запаса питательных веществ в почве применяется  метод, позволяющий заменить  внесение   10 тонн  органических удобрений на 1 га, который заключается в разбрасывании измельчённой соломы по полю, внесению 10 тонн селитры и дисковании бороной.

Также для  повышения  плодородия почвы используется засев пара сидеральными культурами (донник, фацелия, горчица белая, озимая рожь), зелёная масса которых в последствии скашивается, измельчается и разбрасывается по полю. После всего почва боронуется. Кроме того, учитывая, что сидеральные культуры являются медоносами, их в бригаде успешно применяют в пчеловодстве для повышения продуктивности  пчелосемей.

Трудно воспитать настоящего хозяина земли без привития школьникам таких качеств, как милосердие, сострадание, чуткость, поэтому важное место бригада отводит благотворительной деятельности. Члены УПБ помогают местной церкви,  сельской  больнице, выделяют продуктовые наборы больным, инвалидам и престарелым. Взяв шефство над памятником погибшим воинам в селе Приосколье, ребята не только поддерживают чистоту и порядок, но и выделяют денежные средства со своего спецсчета на ремонт памятника.

Звено \\\\\\\"Милосердие\\\\\\\" помогает местной церкви и кладбищу  с. Ивановка, занимается благоустройством села, оказывает посильную помощь в ремонте храма. Взято шефство над шестью домовладениями, выделяются продуктовые наборы, оказывается помощь в выращивании картофеля и овощей, заготавливают дрова.

Заработанные средства в бригаде позволяют школьникам и  учителям выезжать на экскурсии по историческим и святым местам Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тульской и Московской областей.

Члены УПБ посетили Прохоровское, Куликовское и Бородинское поле, Троице-Сергиевскую лавру, Задонский монастырь, Коренную Пустырь, Холковский монастырь,  Дивногорье, Москву, совершают регулярные туристические походы.

Много делается в бригаде для благоустройства территории школы, ежегодно высаживается  до 350 саженцев деревьев и кустарников, выращивается рассада цветочно-декоративных растений, проводится большая природоохранная работа. Звеном юных лесоводов за десять лет очищено от мусора около 120 га лесных угодий, около 28 км поймы реки Оскол, ежегодно юные экологи  изготавливают и развешивают около 400 кормушек для обитателей леса.

Деятельность ученической производственной бригады не ограничивается только производственными делами. Понимая, что возрождение российского села можно осуществить только приобщаясь к традициям народной культуры, члены бригады устраивают Праздники урожая, встречи с ветеранами труда и войны, Дни села, проводы русской зимы, День птиц, экологические субботники, Дни милосердия, проводят конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям. В школе действует на протяжении двадцати лет краеведческий музей. Здесь представлена история села, образцы изделий сельских умельцев, предметы сельского быта, образцы одежды селян, фотографии знаменитых земляков.

Шесть лет работает музей ученической производственной бригады «Колос надежды», где собрана вся история УПБ за пятьдесят лет своего существования. В музее находятся более 500 экспонатов, фотографий, кубков, дипломов, орудий труда членов УПБ. Музей посетили представители всех районов области, учащиеся 11 агроклассов области, представители АПК, БГСХА, Казахстана, Чеченской республики, Башкирии, Новосибирской, Ростовской, Самарской и  Воронежской областей, здесь проходят регулярные экскурсии учеников школы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОПЫТА

Для многих ребят  трудовая и исследовательская деятельность в ученической  производственной  бригаде помогла в профессиональном самоопределении.

С момента стабилизации  работы бригады и по настоящее время   (1997- 2011 г.г.)  44 (18% выпускников) бывших члена УПБ выбрали профессию, связанную с сельским хозяйством, из них 41 человек  закончили или обучаются в настоящий момент  в Белгородской  Государственной сельскохозяйственной академии, 3 – в РГАУ-МСХА  им. К.А.Тимирязева. Тогда как с образования школы (1987 год) и по 1997 год только четыре  выпускника продолжили обучение в сельскохозяйственных ВУЗах.

За четырнадцать лет ученическая  производственная бригада \\\\\\\" Колос надежды\\\\\\\"  награждена  521 наградой районных, областных и всероссийских уровней (дипломы, грамоты, благодарности, кубки и медали), трактором МТЗ-82, автомобилями ГАЗ-53, УАЗ-Фермер и ОКА. В средствах массовой информации прозвучало более 300 сообщений об успехах бригады.  По заданию девяти научно-учебных организаций было выполнено 108 учебно-исследовательских и опытнических работ, имеющих  практическую значимость в области сельского хозяйства. Ежегодные победы в районных, областных и Всероссийских конкурсах, говорят о высоком уровне проводимых исследовательских работ.

Десять раз УПБ «Колос Надежды» признана победителем Всероссийской выставки «Юннат». Является призёром второго Международного конкурса имени А.С.Макаренко (2004г.) УПБ «Колос Надежды» награждена серебренной и дважды золотой медалью «Золотая Осень» министерство сельского хозяйства России и правительства Москвы.

Девятнадцать членов УПБ были удостоены Президентской премии за успехи в области сельского хозяйства. В том числе десять членов УПБ стали обладателями Президентского гранта в рамках реализации НПП «Образование» по 60 000  и 30 000 рублей за исследование в области сельского хозяйства.

Двадцать пять членов УПБ стали победителями и призёрами Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды и «Юннат».    Одиннадцать -  победителями и призёрами Всероссийского конкурса школьников по сельскохозяйственным профессиям. Десять членов УПБ стали победителями и призерами Российской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку».

Таким образом, результаты работы  ученической производственной бригады \\\\\\\"Колос надежды\\\\\\\" Ивановской средней школы показывают, что  цель опыта достигнута, основная идея  претворяется в жизнь. Опыт работы  бригады даёт возможность сельской школе не только  решить проблемы материального обеспечения, но и  позволяет обучающимся этой школы  жить полнокровной жизнью и с уверенностью и оптимизмом заниматься  интересным и любимым делом. Работа в бригаде даёт возможность помочь правильно выбрать  профессию, которая принесла бы не только материальный достаток, но и удовлетворение, дала возможность реализовать свой творческий потенциал.

В перспективе  организации деятельности УПБ \\\\\\\" Колос надежды\\\\\\\"  остаётся сохранение роли и значения бригады в школе, устойчивого  интереса  ребят к сельскохозяйственной производственной деятельности.

Кроме этого планируется:

-    повысить производительность труда в бригаде (довести валовое производство продукции до 1,8 – 2,0 млн.рублей,  с каждого гектара пашни, уровень рентабельности производства - до 40-45%) за счёт внедрения  передовых технологий (НО-ТИЛЛ, интенсивная технология по выращиванию зерновых культур, переход на Акселерационное  кролиководство по методу И.Н.Михайлова), приобретения нового зерноуборочного  комбайна и постепенного обновления  почвообрабатывающего  и посевного инвентаря.

-    построить  хранилище и оборудованную площадку для хранения сельскохозяйственной техники;

-    продолжить работу над созданием исходного материала для селекции нового сорта яровой пшеницы, совместно с учёными  и  БГСХА.

Реализация намеченного даст возможность поднять деятельность бригады  на ещё  более высокий уровень, что, несомненно, положительно скажется на результативности работы ученической производственной бригады. Что необходимо в повседневной жизни, чтоб «человеку человеком быть»? … Это – любимое дело на земле… Хочу, чтобы до каждого дошла суть пословицы: «Землю солнце красит, а человека – труд».

На мой взгляд, это и будет высшим проявлением нравственности.  Ведь тот, кто любит землю, кто отдает ей все свои силы, любовь и ласку, понимая, что нет плохой земли – есть плохие хозяева, тот обязательно поймет, что жизнь, огромная, прекрасная, сложная ждет усилий его ума, сердца, рук. Она не жалует тех, кто перед ней капитулирует, но дарит великое счастье людям взыскательным и требовательным к себе, людям щедрым и не жалеющим себя, умеющим трудиться по-настоящему.

       Земля, распахни свои объятья, прими тех, кто идет к тебе с чистым сердцем, кто любит тебя, понимает, готов лелеять, припасть к груди твоей и сказать: «Буду служить тебе, пока стучит сердце, но и ты, родная, отблагодари тружеников своих, дай нам все, чтоб мы жили плодами твоими и горя не знали, а я готов отдать все силы,  чтобы и питомцы мои любили тебя так, как я».

    В этом, наверное, и состоит суть моей педагогической философии, для того и тружусь на этом поприще, все силы отдавая делу, которому служу.

      Разве думалось когда-то, что с реформами придет в упадок сельское хозяйство, что будет утрачено  чувство хозяина земли, потеряна взаимосвязь и преемственность поколений, и сельскими жителями перестанут интересоваться? А сельская молодежь? Она ведь на целую ступень отстает в своем развитии от городской. И что самое страшное - в сельскохозяйственных вузах обучается более 70% городского населения, которому совершенно безразличны беды села. Поэтому, считаю, в стране наступил кадровый голод в сельском хозяйстве, в село не идут работать высококвалифицированные специалисты.

     Это главное, из-за чего стоит  отдавать все силы, чтобы сельских детей со школьной скамьи учить работать на земле, работать так, чтобы была отдача, не бояться экспериментировать, ставить опыты, увлекать исследовательской работой. Сельский ребенок должен знать технику, основы крестьянско- фермерского и сельскохозяйственного производства.

     Понимаю, что после школы далеко не все выпускники станут специалистами сельского хозяйства, мало кто останется в селе, но  многие будут иметь свой участок земли, и свободное время станут посвящать ему, получая запас здоровья, душевно отдыхая, выращивая на грядках аппетитные овощи, прекрасные цветы, ухаживая за плодовыми деревьями и кустарниками.

     Этому и учатся ребята, осваивая курс «Юный фермер», который охватывает все стороны сельского хозяйства: растениеводство и земледелие, цветоводство и обустройство своего участка, овощеводство и плодоводство, животноводство и технологию переработки. Все это взаимосвязано с основами  рыночной экономики и направлено на формирование активной личности, легко адаптирующейся в новых социально-экономических условиях.                                                                                                                                       

    Только жизнеспособный учитель и  жизнеспособный родитель могут воспитать жизнеспособного ученика.  Учитывая нужды современного села, запросы родителей и их детей, мы обращаем главное внимание на трудовое воспитание учащихся.

         Я сторонник возрождения и сохранения ученических производственных бригад. Убежден, что современным старшеклассникам сельской школы по силам своими руками обеспечивать школу продуктами сельского хозяйства, находить партнеров, которые позволят ощутить значимость сельскохозяйственного труда школьников. На базе ученической производственной бригады можно организовать всестороннюю, глубокую, значимую научно-исследовательскую деятельность. Не случайно для школьников устраиваются Всероссийские выставки урожая во Всероссийском выставочном центре Москвы,  проводятся Всероссийские конкурсы юных исследователей окружающей среды, «Юннат» и Всероссийские конкурсы профессионального мастерства, осуществляются Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и Президентская программа «Дети России», ПНП «Образование».

         Многолетние наблюдения привели меня к выводу, что такой путь формирует высокую культуру поведения, трудолюбие, чувства хозяина земли, навыки поведения на рынке труда, бережное отношение к окружающему миру, деловитость, предприимчивость, пунктуальность, умение уважать партнеров.                    

      Так что воспитательные возможности ученической производственной бригады безграничны, а роль ее руководителя очень ответственна. На мой взгляд, для успешного выполнения этой высокой миссии,  нужны прочные знания педагога о современном сельском хозяйстве, увлеченность своим делом и любовь к детям. Вот тогда он будет, как говорится, на месте. Тогда можно добиться результата - сформировать личность активного социального действия, готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включиться в общественный производительный труд и решать грандиозную задачу сегодняшнего дня -поднимать роль человека, работающего на земле, для земли и полностью ответственного за землю. Вот, собственно, в чем вижу суть моего труда и смысл  жизни.

   Никогда не устаю повторять своим воспитанникам слова поэта: «Как прекрасна земля и на ней человек».


Приложения

Изображение

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010