Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Одаренный ребенок: выявление, поддержка и воспитание»

Автор:
Маковская Любовь Владиславовна

Аннотация:

В настоящее время выявления способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Если дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества

  В своей модели работы с одарёнными детьми я докажу, что при желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. 

Статья:

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Что такое одаренность?  (приложение 1)

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»  и «одаренные дети встречаются крайне редко» (приложение 2)

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

  В работе с одарёнными детьми я докажу, что при желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. Ведь суть успехов не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей. Задача педагога – научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой, вселить уверенность в свои  силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.

 

Учитель должен быть:

·        увлечен своим делом;

·        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

·        профессионально грамотным;

·        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

·        проводником передовых педагогических технологий;

·        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

·        знатоком во всех областях человеческой жизни.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;

б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Вся работа условно включает четыре этапа:

I. Организационный этап.

            Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

II. Этап предварительного поиска.

            Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из четырех основных источников – это психолог, воспитатели, родители, сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты \"краткого теста творческого мышления (фигурная форма)\" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий.  В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

III. Этап оценочно-коррекционный.

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

В этом году наша школа вошла в эксперимент по ФГОС. На внеклассную работу в своем классе часы распределила : 1час- «Интеллектика»,  1 час- «Краеведение», 1час - «Сказкотерапия», 1 час – «Ритмика» и один час на «Истоки». Кружок «Интеллектика» -  это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования участвую в реализации общешкольной программы «Одарённые дети». Кружок «Краеведение» востребован и способствует развитию навыков проектирования и моделирования. Эти навыки позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Имею опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, фестиваля наук, который проходит  в начальной школе.  Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин. Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.

Мои дети  всегда принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. (Приложение 3)

IV. Этап заключительного отбора.

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

Принципы работы с одарёнными детьми

1.      принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2.      принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3.      принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4.      принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

5.      принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества 

Формы работы с одаренными учащимися

·        групповые занятия с сильными учащимися;

·        факультативы, спецкурсы;

·        кружки по интересам;

·        занятия исследовательской деятельностью;

·        различные конкурсы;

·        интеллектуальный марафон;

·        участие в олимпиадах;

·        сотрудничество с другими школами

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

·         индивидуальный подход на уроках;

·         дополнительные занятия с одаренными учащимися;

·        участие в школьных и городских олимпиадах;

·        психологические консультации, тренинги, тестирование;

·         конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования:

·         посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

·         использование современных средств информации;

·         создание детских портфолио.

Если дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

В нашей школе №4 г.Ленска  за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, турниры, лагерные сборы, научные общества учащихся «РОСТ», «РОСТОК», научно-практические конференции «Шаг в будущее», выставки творческих работ учащихся).

Система работы с одаренными детьми представляет комплекс учебно-воспитательных мероприятий. Система – это четкая структура взаимодействия основного, дополнительного образования и воспитательных мероприятий.  В школе организована в рамках программы повышения квалификации «Мастер» консультационная помощь учителям. Работа с одаренными детьми сопровождается психологической службой. С целью систематизации методической помощи преподавателям проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный».  Качественное решение проблем научно – методического сопровождения одаренных детей, возможно при создании региональных проектов в данном направлении.

Работа с одаренными детьми в школе  проходит в рамках Федеральной целевой программы «Дети России».

Проблемы финансирования решаются через государственно-общественную форму управления – ШУС, а также через районную программу «Одаренные дети». Наиболее распространенной формой материальной поддержки одаренных детей  являются стипендии и премии, повышающие самооценку детей.

Достаточно перспективным,  в плане поддержки одаренных, является выход  школы  на  сотрудничество и партнерство с  предприятиями города. Так на условиях  социального партнерства с рядом предприятий г.Ленска, подписаны и реализуются соглашения о материальной поддержке инвестиционных проектов учащихся в ЭКСПО-ярмарке.

Впервые в практике работы образовательных учреждений, ученики со своими социально значимыми  проектами приняли участие в  обсуждении бюджета МО «Ленский район» на 2009 год.

В работе с одаренными детьми учителя исходят из постулата «если ребенок плох – это не его вина, а вина окружения, так как каждый ученик хочет признания, уважения, любви окружающих».

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010