Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Организация воспитательного процесса в интернате семейного типа МОШИ БШИС(П)ОО ЯНАО».

Автор:
Некрасова Ольга Сергеевна

Аннотация:

Аннотация «Организация воспитательного процесса в интернате семейного типа МОШИ БШИС(П)ОО ЯНАО».

В статье Некрасовой Ольги Сергеевны, заместителя директора по семьям, представлен опыт создания воспитательной среды учреждения, адаптированной к региональным особенностям Крайнего Севера. Дана характеристика целей и задач воспитательной работы и  пути их достижения. Описаны технологии и методики формирования у воспитанников компетенций: гражданской, социальной, информационной, культурологической, коммуникативной.

 

Статья:

Некрасова Ольга Сергеевна. SC - 4243.

Организация воспитательного процесса в интернате семейного типа МОШИ БШИС(П)ОО ЯНАО (из опыта создания воспитательной среды учреждения, адаптированной к региональным особенностям Крайнего Севера).

Условия возникновения  опыта. Белоярская школа – интернат среднего полного образования находиться в небольшом посёлке  Приуралья, район Крайнего Севера. Для школы-интернат характерны: удаленность от крупных научных и культурных центров, снижение адаптивных возможностей человека в связи с проживанием в неблагополучных районах Севера, трудная транспортная система и отдаленность образовательного учреждения от других школ и районного центра, суровые природно-климатические  условия. В периоды осень, весна единственный вид транспорта до Салехарда – вертолёт. В летний период добраться до районного центра можно  катером. Угроза низких температур, отсутствие транспорта в межсезонье делает невозможным участие в очных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах воспитанников.     

Кадровое обеспечение воспитательного процесса в интернате семейного типа (далее ИСТ). Педагогических работников в ИСТ-36, в том числе:

Заместитель директора по семьям – 1,

Воспитатели – 32,

Педагог-организатор – 1,

Социальный педагог -1,

Педагог-психолог -1.

Педагогов с высшим образованием 14 (38,8%),

со средним специальным образованием – 22 (61,2%), из них 11 (30,5%) получают заочно высшее образование, совмещая работу и обучение.

Контингент воспитанников. Общее число воспитанников 270 человек. В интернате семейного типа проживают воспитанники из числа коренных малочисленных народов Севера: ненцы,  ханты. Родители воспитанников ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Их основное занятие: оленеводство. В интернате скомплектовано 12 групп в соответствии со структурой здания (3 этажа, по 4 группы на этаже, по 2 группы на крыле). Каждая группа называется семья. Численность семьи 20 человек и выше. В одной семье находятся дети в возрасте от 6 лет до 18 лет. Преимущественно в одну семью распределяются дети, состоящие в родстве друг с другом: братья и сестры, двоюродные, троюродные братья и сестры и т. д.

Социальный статус семей воспитанников: -родовые семьи – 121 семья;

-многодетные семьи – 115 семей;                     -немногодетные – 6 семей;

-полные – 103 семьи;                                         -неполные – 18 семей;

-малообеспеченные – 121 семья.

Социальное положение родителей: рабочие – 1,8 %; оленеводы – 96 % чумработницы – 93 %; специалисты – 1,8 %; безработные – 1,3 %. Образование родителей: среднее -87 %; не законченное среднее – 67 %; среднее специальное – 3 %. Семьи воспитанников родителей и дети проживают в чумах. Более чем в половине чумов отсутствует электричество, в период каслания нет сотовой связи. Около трети семей оленеводов имеют электрические генераторы, телевизоры.

Режим работы учреждения. Сбор детей из тундры начинается с 22 августа, воспитанники прибывают в интернат на вертолёте или катере. Учебный год: с 1 сентября по 30 мая. Особенность: в апреле часть воспитанников родители забирают из учреждения, для детей учебный год заканчивается досрочно. В целях выполнения учебных программ происходит корректировка сроков весенних каникул и учебного планирования. Выпускники 9, 11 классов проживают в интернате до середины июня.

Режим дня.

                  7-00-7.05 – подъем

                  7.05-7.15 – зарядка

                  7.15-7.45 – утренний туалет, уборка

                  7.45 - 8.00 – завтрак

                  8.30 – начало занятий в школе 1-й смены.

                  9.00-11.00 – самоподготовка для 2-й смены

                  11.00-12.00 – занятия в кружках, секциях прогулки на свежем воздухе

                  12.30-12.50 – обед 2 смены

                  13.00 - начало занятий в школе 2-й смены.

                  13.30-13.50 – обед 1 смены

                  14.00-16.00 – самоподготовка для 1-й смены.

                  16.30-17.30 – занятия в кружках, секциях, личное время воспитанников

                  18.00-18.20 – ужин

                  19.00-20.00 – игры на свежем воздухе, мероприятии по плану.

                  20.00-20.10- вечерний приём пищи.

                  20.10-20.30 – вечерний туалет, уборка комнат

                  20.30-21.00 – отбой

                  21.00-7.00 – ночной сон

Оптимальным временем для проведения занятий кружков, репетиций с 11.00 до 12.00; с 16.00 до 17.30. Праздники и массовые мероприятия проводятся с 18.30 до 20.00 в учебные дни, а так же в выходные, праздничные дни и каникулы во время не занятое режимными моментами.

Методическая тема, над которой работает школа-интернат: «Достижение нового качества образования посредством использования компетентностного подхода в обучении и воспитании».

Цель воспитания школы-интернат:

Воспитание современной цивилизованной личности. Системообразующим ядром такой личности является органическое сочетание её разностороннего развития по основным культурологическим параметрам и углублённого развития в направлении избранной в соответствии с индивидуальностью профессией.

Задачи воспитания школы-интернат:

         1. Воспитание гражданина—личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном мире процессам, к решению глобальных проблем современной цивилизации. Особым аспектом воспитания гражданина является ориентация на гражданский мир в обществе, служение Отечеству.

         2. Воспитание труженика—ориентация личности на труд, как основу человеческого бытия.

         3. Воспитание гуманиста—личности, осознающей себя в качестве высшей ценности и, вместе с тем, способной гармонизировать собственные интересы с интересами общества, страны, семьи, трудового коллектива.

Задачи интерната семейного типа:

1.     Повышать уровень качества образования воспитанника через обновление содержания воспитательного процесса и внедрение современных образовательных технологий.

2.     Формировать ключевые компетентности воспитанников: гражданскую, информационную, коммуникативную, социальную, культурологическую.

Приоритетные направления воспитательной работы в интернате семейного типа:

1. Жизнь. Здоровье. Безопасность воспитанников.

2. Повышение качества образования воспитанников.

3. Всестороннее развитие личности воспитанника посредством дополнительного образования.

Общие направления воспитательной работы интерната БШИС(П)ОО:

1.               Гражданско-патриотическое воспитание.

2.               Воспитание познавательной активности учащихся.

3.               Экологическое воспитание.

4.               Трудовое воспитание и профессиональная ориентация.

5.               Художественно-эстетическое воспитание.

6.               Формирование здорового образа жизни.

7.               Воспитание на основе этнопедагогики.

8.               Развитие детского самоуправления.

 В интернате семейного типа (далее ИСТ) сложилась воспитательная система, способствующая формированию современной цивилизованной личности. Учёт региональных и национальных особенностей способствует внедрению технологий воспитательного процесса, создающих условия для физического развития детей, сохраняющих их психическое здоровье. Повышение уровня качества образования воспитанника через обновление содержания воспитательного процесса и внедрение современных  образовательных технологий призвано формировать ключевые компетентности воспитанников: гражданскую, информационную, коммуникативную, социальную, культурологическую. Результатом воспитательной деятельности учреждения должна стать подготовка выпускника школы-интерната, способного к

§                 адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

§                 сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности;

§                 осознанному профессиональному выбору с учетом  потребностей региона, а также своими  интересами и способностями;

§                 творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

§                 устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижения успеха в жизнедеятельности.

Ребёнок, получивший высокое качество образования, нацеленный на получение востребованной профессии, социализированный, но имеющий проблемы со здоровьем не сможет полностью раскрыть сой потенциал и быть успешным. Поэтому задача пропаганды ЗОЖ, формирования индивидуального стиля ЗОЖ стоит в ряду первоочередных. Решению этой задачи способствует уклад жизни учреждения, режим дня, обеспечение медицинского сопровождения образовательного процесса.

Большую роль в организации воспитательного процесса в интернате играет методическое объединение воспитателей. Руководит методоъединением  заместитель директора по семьям. Творческие группы методического объединения воспитателей ИСТ

Группа  «Патриот»

Группа  «Экологи»

Группа «Интеллект»

Этногруппа.

Группа «Здоровье».

Группа «Творчество».

Информационный центр.

 Каждый воспитатель выбирает одну из этих групп. Методическая тема воспитателя соответствует выбранному направлению работы. Массовые и тематические мероприятия проводятся членами этих групп в течение учебного года. Так же можно войти в проблемную группу. Выбор второй группы связан у воспитателей с их специальностями по дипломам. Многие имеют или получают специальность педагога – психолога, социального педагога.

Проблемные группы воспитателей ИСТ:

Группа  психологической поддержки,

Группа по профилактике антиобщественного поведения.

Детское самоуправление. В каждой семье выбран актив, который возглавляют старшая сестра и старший брат. Все ребята имеют поручения (например, физорги проводят зарядку, помогают комплектовать команды для спортивных мероприятий; экологи ухаживают за комнатными растениями; ответственные за учёбу помогают в выполнении домашних заданий, консультируют, проверяют сохранность учебников, санитарный центр проводит рейды по проверке чистоты комнат, соблюдению санитарных норм). В интернате проводятся выборы актива. По результатам выборов создан Совет Интерната в составе Председателя, 4 заместителей и членов Совета (по 1 от каждой семьи). Спланирована работа актива под руководством педагога-организатора. Так же действует 8 детских центров: учебный, спортивный, санитарный, краеведческий, экологический, творческий, этно-центр, пресс-центр. В каждом центре по 12 человек по 1 от семьи. Кураторами центров являются воспитатели. Центры организуют работу по своему плану. Уровень активности воспитанников во внеурочных мероприятиях высокий. Жизнь ребят в интернате освещается в нашей газете «Моя семейка», которую выпускает пресс-центр. Наиболее важные вопросы жизни интерната решаются на общем собрании воспитанников.

 Воспитанники и воспитатели вместе являются субъектами воспитательного процесса в учреждении, реализуя план работы.

Наиболее действенными являются следующие формы работы с детским коллективом ИСТ:

1.     Общие собрания

2.     Работа детских центров.

3.     Работа поисковых бригад.

4.     Работа Совета профилактики.

5.     Общеинтернатские тематические праздники.

6.     Спортивные соревнования и праздники.

7.     Работа волонтёрского отряда.

8.     Работа детских объединений дополнительного образования.

Массовые мероприятия: соревнования, праздники.

В течение учебного года проводятся традиционные общеинтернатские мероприятия: новый год, Парад Юнармии, Конкурс инсценированной патриотической песни. В рамках районной акции проведено общеинтернатское мероприятие День успеха (для ребят были организованы встречи с выпускниками школы-интерната – знаменитыми земляками). Концерт-съёмка программ телевидения ГТРК ЯМАЛ, программы «Завалинка собирает друзей».

21 мероприятие прошло в рамках работы методобъединений в 2010-2011 учебном году:

«Экологи» провели 2 праздника «Осенняя дискотека», Вороний день, Масленица.

«Интеллект» - День Учителя, «Следопыт», «Весенняя капель».

«Патриоты» - «Моё Отечество», «Ассорти», «9 мая – День Победы»,

«Здоровье» - «Весёлая олимпиада» 2 мероприятия, «Со спортом дружить – здоровым, сильным быть!»

«Творчество» - «Праздник улыбок», «Кукла Барби», конкурс одежды из нетрадиционных материалов «Самая обаятельная и привлекательная», «Нам весело вместе», конкурс актёрского мастерства.

Этноцентр – Лапцуевские чтения, Ненецкая сказка, День оленевода, конкурс рисунков. Конкурс «Ненецкая сказка» это – 6 театрализаций народных сказок на родном для детей ненецком языке. 2 сказки пришлось даже перевести на ненецкий, так как был только русский текст, утрачен оригинальный ненецкий текст. А ещё писались сценарии. Осваивалось актёрское мастерство. 6 «площадок» – сцен определили в учреждении. Зрители посмотрев театрализованную постановку, переходили на новую «площадку». Те кто был актёром в первой постановке сказки, становился зрителем, и наоборот. Конкурс «Ненецкой сказки» яркий пример получения дополнительных умений и навыков детьми, сочетания теоретической подготовки и практики, того, что и является сутью дополнительного образования.

Планы работ творческих групп выполнены. Качество проведения мероприятий – высокое.

Виды открытых мероприятий, проведённых воспитателями в своих семьях:

1.               Самоподготовка.

2.               Занятие кружка.

3.               Мероприятие в семье.

Тематика открытых мероприятий по семьям:

1.                ЗОЖ: «Путешествие в страну Здоровья», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Сильный, смелый, ловкий», «Мы за здоровый образ жизни», «Дом, который построим мы», акция «Всё в твоих руках», «Праздник здоровья», беседа «О вреде курения», «Весенние старты», «Блиц-старты», «Хорошие зубы – залог здоровья», «Богатырские потешки».

2.               Познавательно – развивающие: «Праздник художественных красок», «День птиц», «Сказочный огород», «По морям, по волнам», «Космическая азбука», занятие кружка «Умелые ручки» «Открытка к 8 Марта», «Мир цветов и чувств», «Огонь: друг или враг?», «Сказочный денёк», «По страницам любимых сказок», «Семь раз отмерь – один отрежь».

3.               Празднично-тематические: «Всё начинается с любви», «День святого Валентина», поле чудес «Вальс цветов», «Мамин день», «Да здравствуют, чудаки!»

4.               Краеведческо-этнографические: концертная программа «День рождения ЯНАО», «Ямал – мой край родной, с днём рождения!», «Весёлый девичник», «Тебе, Ямал, я посвящаю», «Ямал – наш дом», «Северный калейдоскоп», занятие кружка «Рукодельница»: «Ненецкая кукла», «Стихи поэтов Севера».

5.               Нравственные: Звёздный час «Вежливость»,

Период школьных каникул – время особое. Многие воспитанники остаются в интернате, так как родители не имеют возможности забрать детей домой. Надо разнообразить отдых детей, которые проживают в интернате. Каникулы очень благоприятное время для организации дополнительного образования детей, формирования и закрепления ключевых компетенций.

Осенние каникулы. Определены ключевые мероприятия, по 1-2 в день. Так же спланирована работа по группам, семьям. К ключевым мероприятиям необходима подготовка, в ходе которой формируется предметная и информационная компетентность. Каждый день имел своё название. Проводили их воспитатели из проблемных групп. Ко многим мероприятиям необходима была подготовка ребят. Например, чтобы быть успешными на мероприятии «Моё Отечество» пришлось повторить даты, события родной истории, вспомнить героев, великих полководцев.

1.               Спортивный день. Мероприятия: «Веселые старты» 1-4 кл., 5-9 кл.

2.               День Совета интерната. Игра по станциям «Ассорти». Собрание ребят по детским центрам.

3.               День Следопыта. «Конкурс следопытов».

4.               День согласия и примирения. «Моё Отечество».

5.               День кружков и открытых мероприятий. Открытые мероприятия в семьях, занятия кружков.

6.                День творчества. «Детская дискотека» для 0-4 кл. Конкурс актёрского мастерства для 5-11 классов. Тематическая дискотека для старшеклассников.

7.               День семьи. Мероприятия по семьям.

Весенние каникулы. Выработался алгоритм режима дня, в который ежедневно включались мероприятие познавательно-игрового характера, спортивная игра или соревнование, массовое тематическое мероприятие. Игровые формы способствуют более эффективному усвоению знаний о родном крае, его природе и истории, общие сведения об окружающей среде и правилах существования социума. Рассмотрим на примере мероприятия для младших школьников «1 апреля – День Ёжиков». Дети узнали о том, где и как живут ёжики; чем питаются, сколько у них ежат. Интересная игровая форма позволила и рисовать ёжиков, и выпить по стакану такого полезного для здоровья молока, и подвигаться, догоняя детей-ежат. Такой же интерес вызвали и другие мероприятия. Все спортивные мероприятия проведены на свежем воздухе.

1.               День Весны. Конкурсно - игровая программа «Весенняя капель». Соревнования «Сильный. Смелый. Ловкий» на свежем воздухе.

2.               День Юмора. Праздник «Да здравствуют чудаки!». Соревнования «Весенние старты» на свежем воздухе. «1 апреля – День Ёжиков».

3.               День Спорта. Игра-лотерея «Семь раз отмерь – один отрежь». Соревнования «Со спортом дружить – здоровым, сильным быть». Дискотека с конкурсной программой «Весеннее настроение».

4.               День Оленевода. Праздник «Вороний день. Мероприятие на ненецком языке «День Оленевода».

Индивидуальная работа. Организация участия воспитанников в заочных конкурсах, сетевых интернет - проектах, викторинах. Систематически с воспитанниками ведётся индивидуальная работа. Алгоритм таков: Выявление способностей детей. Инициирование интереса к различным видам деятельности. Развитие способностей. Создание индивидуальных образовательных программ. Отслеживание результативности развития воспитанников путём формирования портфолио.

В интернате организована группа «Исследователь». Организовано консультирование по работе над исследовательскими проектами: научными, учебно-исследовательскими, социальными. Ребята с работами по краеведению стали лауреатами всероссийского заочного конкурса «Первые шаги в науку», получив 2 диплома 1 степени и 3 диплома 2 степени. Тематика исследований связана с родным краем: создание национальной хантыйской одежды, каслание ненцев, имена и фамилии ненцев, карта стойбища ненцев. Учитывая индивидуальные интересы воспитанников, оказывалась помощь в углублённом изучении обществознания. Ребята получили благодарственные письма от Председателя Совета Федерации за успешные ответы в викторине на знание Конституции РФ. Участвовали в викторинах избирательной комиссии ЯНАО, конкурсе «Мы и наши права» территориальной комиссии Приуральского района. Интерес к работе музеев привлёк внимание к музейным конкурсам: районному «С днём рождения, музей!», всероссийскому «Моя музейная страна» в Санкт-Петербурге.

Интересующиеся информационными технологиями получили возможность отправить рисунки и рассказы на международный конкурс «Интернешк@». Сертификаты конкурса привели к активизации интереса к интернетпроектам. Перечень областей знаний и применения своих компетентностей постоянно расширяется, позволяя интегрироваться в современное информационное пространство ребятам, проживающим в сельской местности в отдалённом районе Крайнего Севера.

Дополнительное образование в ИСТ организуется:

1.               заместителем директора по семьям, педагогом – организатором,

2.               воспитателями - руководителями кружков,

3.               воспитателями, входящими в проблемные методические группы.

4.               учителями-предметниками, тренерами.

Формы дополнительного образования в ИСТ:

1.               Объединения воспитанников: кружки, секции, студии.

2.               Массовые мероприятия: соревнования, праздники.

3.               Индивидуальная работа. Организация участия воспитанников в заочных конкурсах, сетевых интернет-проектах, викторинах, волонтёрском движении.

Объединения воспитанников: кружки, секции, студии. Учащиеся занимаются в секциях волейбол, футбол, баскетбол, теннис и другие. Так как учреждение находится в районе Крайнего Севера, наиболее популярна секция «Национальные виды спорта». Ребята посещают спортивные секции  в спортшколе и спорткомплексе.

Организованы кружки и в интернате. У таких кружков много преимуществ. Они находятся в самом учреждении. Удобно время работы объединений. Кружки, секции, студии открывались с  учётом интересов ребят. Кружки имеют следующую направленность: спортивные и спортивно-оздоровительные,  декоративно-прикладного творчества, и творческие (танцы, вокал, театральный).

Перечень объединений (название, возраст кружковцев):

1.               Кружок «Юный математик», 0-1 класс;

2.               Кружок «Хочу всё знать», 0-1 класс;

3.               Кружок ИЗО «Волшебная кисточка», 5-9 класс;

4.               Творческая мастерская «Белоярочка», 5-9 класс;,

5.               Кружок «Компьютерра», 8-9 класс;

6.               Кружок «Лоскуток», 5-6 класс;

7.               Студия ИЗО «Солнышко», 2-5 класс;

8.               Кружок «Оч. Умелые ручки», 4-7 класс;

9.               Кружок вязания «Клубочек», 5-8 класс;

10.            Кружок «Рукодельница», 5-9 класс;

11.            Кружок «Мастерица», 2-5 класс;

12.            Кружок «За страницами учебника», 6-7 класс;

13.            Кружок лепки «Малышок»; 0-1 класс;

14.            Кружок «Умелые ручки»; 2-3 класс;

15.            Спортивный клуб «Мечта», 3-7 класс;

16.            Танцевальный кружок «Ритм», 5-8 класс, 9-11 класс;

17.            Творческая мастерская «Сияние Севера», 5-10 класс;

18.            Кружок «Лепка», 1-9 класс;

19.            Кружок «Оригами», 5-7 класс;

20.            Театральный кружок «Теремок сказок», 2-9 класс;

21.            Секция «Волейбол», 4-9 класс;

22.            Кружок «Рыболов», 5-7 класс;

23.            Клуб подвижных игр, 0-4 класс.

Содержание занятий кружков включает знания краеведческого материала, истории и культуры ненцев, ханты, коми. Это помогает создать нужный психологический климат воспитательной среды. А это способствует сохранению психического здоровья детей. Сложившаяся система позволила в течение 2010-11 учебного года показать высокие результаты: 2 воспитанника стали мастерами спорта и 2 воспитанника – кандидатами в  мастерами спорта по национальным видам, 6 – победителями и призёрами окружных и всероссийских соревнований, более 30 - победителями и призёрами районных соревнований. Команда из воспитанников интерната выиграла и легкоатлетическую эстафету, и военно-спортивную эстафету муниципального образования п. Белоярск, в котором находится учреждение. Победы и призовые места по декоративно-прикладному творчеству на уровне округа и района – результат работы мастеров, использующих национальные приёмы шитья, бисероплетения, изготовления изделий из различных материалов. Например, успешно выступили в окружном конкурсе «Пою тебя, седой Ямал», посвящённый 80-летию ЯНАО, получив 2 диплома за победу. Знания, полученные на кружке «Компьютерра», помогли в создании презентаций на районный конкурс «Я со всем миром – за здоровый образ жизни». Результат 2 место, что показало умение и отобрать материал о здоровом образе жизни, и создать мультимедийный продукт.

Эффективности организации дополнительного образования способствуют:

1. Использование  резерва педагогических возможностей педагогического коллектива. Обучение в ВУЗах, переподготовка на курсах, самообразование – способствуют обновлению содержания и методов работы педагогов. Спланированная система работы объединений позволяет воспитателям реализовать творческий потенциал.

2. Организация системы дополнительного образования в учреждении осуществляется без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Результаты организации дополнительного образования в ИСТ:

1.               Расширяется спектр образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.

2.               Создана  здоровосберегающая образовательная среда учреждения, оптимизированная к регионально-национальным особенностям.

3.               Рост результативности деятельности воспитанников, повышающий самооценку воспитанников, дающий новое качество образования.

4.               Сохранность физического, психического, соматического, социального здоровья воспитанников.

5.               Охват дополнительным образованием воспитанников интерната, регулярно занимающихся в кружках, секциях, студиях, за 2010-2011 учебный год составил 113 %. Рост по сравнению с предыдущим учебным годом на 59%.

Система воспитательной работы интерната опирается на использование  этнопедагогики, так как традиционная педагогическая культура коренных народов Севера является ценным воспитательно-образовательным, самобытным опытом, системой воспитания, которая сложилась в течение многих веков и способствовала формированию особого типа северянина.

 Для работы на основе этнопедагогики в интернате имеются определенные условия. Большая часть воспитателей ИСТ являются представителями коренных народов Севера – коми, ханты, ненцы, знающие язык, культуру, обычаи своего народа. В работе используется технология Няруй В.Н. Система работы 2-уровневая: общеинтернатские мероприятия и работа с коллективом семьи.

Основными формами работы по развитию национальных промыслов являются:

1.     Кружки, объединения дополнительного образования на базе ИСТ (например, кружок «Рукодельница»; творческая мастерская «Белоярочка», творческая мастерская  «Сияние Севера».

2.     Организация конкурсов и выставок по декоративно-прикладному искусству (например, выставки к Дню Белоярска (сентябрь), к Дню ЯНАО (декабрь).

3.     Создание условий для самостоятельного, индивидуального занятия рукоделием.

Воспитанники интерната получают дополнительное образование на школьном кружке «Резьба». В систему традиционных мероприятий интерната входят выставки декоративно-прикладного искусства. При подготовке выставок воспитатели организуют работу воспитанников. Воспитанники интерната создают: сумочки для хранения иголок, ниток (туча), национальные ненецкие и хантыйские куклы с использованием клюва уток (акань), чехол для ножа (харсе), пояс для национальной одежды ягушки, малицы (ни), подвязки для кисов, тобор (теэм), платья для девочек – ручное шитьё (ишбыт), длинные тонкие палочки для национальной игры (тырынку), палочки с резинками – приспособления для игры (вывко) и другое.

Воспитательная система интерната семейного типа позволяет сформировать основные компетентности у воспитанников. Освоение информационных технологий, формирование социальных и гражданских компетенций и одновременно культурологической и коммуникативной компетентности позволят детям получить возможность выбора. Выбор воспитаннику предстоит сделать или в пользу ведения  традиционного кочевого образ жизни, или выбрать для проживания в будущем посёлок, город, получив современную востребованную профессию. Таким образом, осуществляется реализация социального заказа родителей, учёт потребностей региона в социализированных, успешно прошедших обучение в рамках основного общего и среднего полного общего образования, юных гражданах России.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010