Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«В ней было что-то красоты прекрасней»

Автор:
Хамова Екатерина Андреевна

Аннотация:

Аннотация работы

«В ней было что-то красоты прекрасней»

(Жена и муза А.С. Пушкина глазами школьниц 21 века)

Хамовой Екатерины Андреевны.

Персональный код автора: SC-4448

 

 

Данная работа посвящена грядущему 200-летнему юбилею со дня рождения жены и музы А.С. Пушкина. Объектом литературоведческого исследования стали посвящённые Наталье Николаевне стихи воспитанниц Пушкинской школы г. Новомосковска Тульской области.

Какою видят избранницу великого поэта девочки 21 века? Что особенно привлекает и подкупает их в этой женщине? Как они объясняют выбор Пушкина? В чём хотят быть похожими на «прекрасную Натали»? Какие художественные средства используют юные поэтессы, чтобы выразить свои мысли о Н.Н. Гончаровой и своё к ней отношение? На эти вопросы и отвечает данная работа.

 

 

Автор работы                                                      Хамова Е.А.

    

 

    

 

 

Статья:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Пушкинская школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В ней было что-то красоты прекрасней»

(Жена и муза А.С. Пушкина глазами школьниц 21 века)

 

 

 

 

 

Автор:

Хамова Екатерина Андреевна.

Персональный код автора: SC-4448

Педагог-руководитель:

Бородина Наталья Яковлевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тульская область,

г.  Новомосковск, 2011

В следующем (2012-ом) году мы будем отмечать удивительное событие – 200-летие со дня рождения жены и музы А.С. Пушкина Натальи Николаевны.

Конечно (а лучше сказать, к сожалению), этот юбилей не будет отмечаться так торжественно и масштабно, как отмечалось двухсотлетие самогó «первенствующего поэта русского» (на всех континентах! более чем в ста странах!). Но не заметить и не отметить такое событие нельзя, ведь речь идёт об избраннице гения, о замечательной женщине, воплотившей мечту нашего великого поэта о добродетельной подруге, о душевном приюте, о Доме. О женщине, подарившей Пушкину столь «необходимо нужное» ему ощущение семейного тепла и счастье отцовства.

Называя Наталью Николаевну «ангелом кротости и красоты», «чистейшей прелести чистейшим образцом», своей «мадонной» (то есть сравнивая её с самой Пречистой!), Пушкин утверждал: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив» (! – Е.Х.) и признавался: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, кроткое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом…».

Божественная красота Натальи Николаевны была таким же редким даром Природы, как и гениальность её великого мужа.

Главную же прелесть Натальи Николаевны составляли отсутствие всякого жеманства, врожденная скромность и естественность (столь редкие спутницы торжествующей красоты!) и умение самоотверженно любить. Любовь была главным даром, данным ей Богом. Даром, по силе, может быть, не уступавшим пушкинскому гению.

Выбирая в жены Натали Гончарову, Пушкин прежде всего выбирал женщину, обладающую даром любви и самоотвержения, даром берегини, даром матери.

Наталья Николаевна являла собою образец гармонии внешней и внутренней красоты.

Лучше всех об этом знал и лучше всех об этом сказал сам Александр Сергеевич. В одном из своих писем к жене он написал так: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица…».

Показательно, что во многих письмах Натальи Николаевны (и это так красноречиво говорит о её мудрости и скромности, о её христианском облике!) ею высказывается удивление по поводу восторженных слов о её красоте. Она считала, что «красота от Бога» и её собственной заслуги в этом нет. Вот, например, строки из письма Натальи Николаевны ко второму мужу (П.П. Ланскому): «если речь идет о моей внешности, – это преимущество, которым я не вправе гордиться, потому что это Бог пожелал мне даровать».

Мы уже не говорим о том, что быть женой гения – это всегда жизненный подвиг.

Остаться в неполных двадцать пять лет вдовой с четырьмя малыми детьми, всех их вырастить, воспитать (в том числе воспитать в них трепетное и почтительное отношение к их отцу) – это тоже жизненный подвиг.

И мы не вправе забывать имя удивительной женщины по имени Наталья Николаевна!

Автор данной работы располагает ярким и удивительно трогательным «документом», убедительно показывающим, что современные школьницы, проникнувшись к Наталье Николаевне искренней симпатией и великой благодарностью, пытаются извлечь из её жизни уроки любви и самоотвержения, уроки скромности и стойкости, уроки мудрости и истинной женственности. Уроки, в которых мы нуждаемся всё больше и больше!

Этот «документ» вышедшая в 2007 году в тульском издательстве «ИНФРА» книга «Венок Натали», представляющая собой сборник стихотворений, написанных воспитанницами нашей Пушкинской школы, участницами традиционного конкурса «Натали».

Красивая традиция проводить в Натальин день (8 сентября) праздник-конкурс «Натали» существует в нашей школе (а школа наша – первое в России специальное «пушкинское» учреждение дополнительного образования детей) с 1998 года.

Каждая из его участниц мечтает быть увенчанной диадемой и получить титул «грациозной», «стройносозданной», «мадонистой», «богинеобразной Натали». (Такими восторженными словами охарактеризовал жену великого поэта старший друг и наставник А.С. Пушкина, наш замечательный земляк В.А. Жуковский).

Путь к победе чрезвычайно не прост. Девочки готовятся к этому конкурсу не один месяц, ведь они должны прочитать книги о «прекрасной Натали», хорошо знать её иконографию, быть умелыми рукодельницами, уметь хорошо танцевать вальс, развлекать детей (ведь имевшая пять дочерей и двух сыновей Наталья Николаевна по нынешним меркам – мать-героиня!), музицировать и писать стихи.

Лучшие из написанных участницами конкурса «Натали» за многие годы стихотворений и вошли в сборник «Венок Натали».

Цель данной работы – «свой слог на важный лад настроя», проанализировать эти стихотворения: выделить основные идеи и впечатления, в них отражённые; попытаться сделать языковой анализ этих стихотворений, помогающий лучше передать и понять заложенные в них мысли и чувства современных школьниц.

Какою видят Наталью Николаевну девочки 21 века? Что особенно подкупает и привлекает их в этой удивительной женщине? Как они объясняют выбор (гениальный выбор!) Пушкина? В чём хотят быть похожими на избранницу своего любимого поэта?.. – Вот основной круг вопросов, на которые призвана ответить наша работа.

Конечно же, все авторы искренно восхищаются неземной красотой невесты и жены Пушкина.

«Божественна! Других слов не найти!» восклицает Ирина Захарова.

«Своим сияньем Натали соперниц бледный круг затмила!» восторженно пишет Вера Кадина.

При этом (и это особо подчеркнём) каждая из девочек тем или иным образом, но обязательно выражает мысль о том, что её сердце «в восторге замирает» не только и не столько от необыкновенной внешней красоты спутницы Александра Сергеевича, сколько от необыкновенных качеств души этой женщины.

«Скромна, нежна и благородна», так описывает Наталью Николаевну Кристина Вознюк.

«Ангел красоты и кротости она», пишет Татьяна Волчкова, почти дословно повторяя самого Пушкина и выделяя в Наталье Николаевне замечательное качество лучших героинь пушкинских сказок – кротость.

Объясняя выбор великого поэта, Яна Фокина пишет, что Пушкин «был очарован («огончарован»! – Е.Х.) её красотой, умом и талантом, и светлой душой».

«Небесной» называет душу жены Александра Сергеевича Анна Чухнюк.

«Он покорён был красотой и христианским воспитаньем», считает Вера Кадина.

«Была достойною женой и мамой

И самой доброю, и нежной самой»!

восхищается Екатерина Бокарёва.

«Красой и внешней, и душевной её Создатель наградил», формулирует ведущую идею о гармоническом сочетании в жене и музе великого поэта удивительной внешней привлекательности и покоряющего своей красотой внутреннего облика Мария Русанова.

Законченным образцом этой важной мысли нельзя не признать восьмистишие Галины Ларкиной, в котором поразительно удачно используется замечательная пушкинская формула «прекрасный союз». Стихотворение красноречиво названо «Пою я гимн»:

О Натали! О пушкинская муза!

Вы были сказочно, небесно хороши!

Пою я гимн «прекрасному союзу»

В Вас внешней красоты и красоты души!

 

Женой любимою Вы стали для поэта,

Прекрасной матерью его детей, потом печальною вдовой.

И только Вам известно, как непросто было это.

Вас назову я идеалом женщины земной!

Мысль о том, что Наталья Николаевны стала для них «идеалом женщины земной» и образцом для подражания – ключевая и самая отрадная мысль – особенно трогательно звучит, наверное, в стихах Яны Фокиной:

 «Признáюсь, и мне бы (хоть чуточку!) тоже

 Хотелось бы стать на Наталью похожей».

Выделив лейтмотив стихотворений школьниц о Наталье Николаевне, подробнее (на уровне «деталей» и анализа используемых авторами художественных средств) остановимся на нескольких из произведений, которые произвели на нас особое впечатление.

Так, очень понравилось нам стихотворение Ольги Бобковой:

Мне приснился сегодня удивительный сон:

Будто я – Натали Гончарова!

Александр Сергеевич в меня был влюблен,

Красотою моей очарован.

 

Поклонившись, меня пригласил он на вальс.

Я с улыбкой к нему обернулась:

«Ах, на вальс? Я согласна! Но только для вас».

И зачем я так быстро проснулась?

Стихотворение привлекает своей живостью, какой-то в хорошем смысле этого слова игривостью. А как же иначе? Ведь это «удивительный сон». В чём же диво? 

Я – Натали Гончарова!

Александр Сергеевич в меня был влюблен,

Красотою моей очарован, –

пишет Ольга Бобкова. (Выделено мною. – Е.Х.)

Монолог украшен парцелляцией: «Ах, на вальс? Я согласна! Но только для вас».

Расчленение готового высказывания на ряд обособленных слов придает естественность, простоту, а междометие «ах» выражает и испуг, и удивление, и радость.

Ключевыми словами этого лирического откровения являются личные местоимения: «мне», «я», «в меня», «моей». Тавтология морфем (Гончарова, очарован) помогает  поверить в реальность чудесного сновидения.

Благодаря последней строчке, содержащей риторический вопрос («И зачем я так быстро проснулась?») стихотворение приобретает какую-то особую, покоряющую читателя человеческую привлекательность.

Поэтическое сновидение интересно и внутренней рифмой (вальс // вас), и преобладанием гласных звуков (ассонанс), и музыкальностью. Мы слышим звуки вальса и сожалеем, что это всего лишь сон.

 

Замечательно, на наш взгляд, и другое стихотворение этого же автора. 

Я пушкинской музой тебя назову,

Пленяешь красою своей и поныне!

Какой же была ты тогда наяву,

Коль так ты прекрасна сейчас на картине? (Т.е. на портрете кисти А.П. Брюллова. – Е.Х.)

Как вешняя роза, нежна и стройна.

Тебе кроткий нрав Небеса подарили!

И если б жила я в твои времена,

С тобой (помечтаю!) дружны бы мы были.

Проникновенное, доброе, открытое поэтическое признание:  

«И если б жила я в твои времена,

С тобой (помечтаю!) дружны бы мы были».

Естественность и живость стихотворению придает глагол первого лица и личное местоимение. Мечтания вызваны впечатлением от портрета А.П. Брюллова, на котором изображена юная жена Пушкина, ждущая первенца.  

«Пленяешь красою своей и поныне! –»

признаётся автор, и «слóва мастерская» выдает выразительное сравнение:

«Как вешняя роза, нежна и стройна»

Риторическим вопросом:

«Какой же была ты тогда наяву,

Коль так ты прекрасна сейчас на картине?»

передано и удивление, и восторг, и преклонение. И как вывод звучат слова: «Тебе кроткий нрав Небеса подарили!»

О самом сокровенном в стихотворении говорится просто и естественно.

 

Кладезь глубоких мыслей и образности мы нашли в стихотворении Марины Лариной (не случайно строчкой именно из этого стихотворения названа наша работа!).

О Натали! Из нежности и света!

И вмиг затихли звуки всех былых страстей,

И сердце властно подсказало: «Эта!

Да, только эта – луч в судьбе твоей!»

В ней было что-то… красоты прекрасней,

Что говорит не с разумом – с душой!

В ней было что-то, что лишь в Неба власти,

Что выше и любви, и прелести земной!

Начинается оно с риторического обращения:  «О Натали!»

А дальше удивительное несогласованное определение: «Из нежности и света!».

От избытка чувств у автора перехватывает дыхание, предложение разрывается на отдельные слова, не заканчивая мысль.  Парцелляция помогает передать состояние души. Говорит уже не разум, а только сердце: «И сердце властно подсказало».

Развернутая метафора очень выразительна. И дальше идет внутренний монолог:

«Эта! Да, только эта – луч в судьбе твоей!»

Повтор слова придает убедительность сделанному открытию, теперь она для поэта – путеводная звезда. Но юная поэтесса предпочитает другую перифразу: «луч в судьбе твоей». Единым текст делает анафора «в ней было что-то…что».

Использование неопределенных местоимений, умалчивание, которое передано автором многоточием, говорит о неземном происхождении красоты Натальи Николаевны, для выражения такой божественной красоты нет слов:  «малá у мира слóва мастерская, подходящее откуда взять?». От сильного наплыва чувств не хватает слов, поэтому-то и получается, что «красоты прекрасней». Грамматическая несогласованность слов («в Неба власти») и намеренный пропуск слов (эллипсис), и инверсия («прелести земной») – все удивительным образом работает на то, чтобы передать восторг, восхищение, преклонение.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, перекрестная рифма украшает восьмистишие.  

Кто не читал писем А.С. Пушкина к жене?! Их не случайно называют лучшей книгой о любви! Сколько в них теплоты, заботы, внимания и любви! Под впечатлением от них и родилось стихотворение Екатерины Белоусовой:

Я люблю перечитывать письма поэта,

Где заботою каждая строчка согрета:

«Ангел мой, моя Натали!

Ты детей и себя от невзгод береги –

Кланяйся сёстрам, умницей будь,

Машку не бáлуй, писать не забудь…

Свой долгожданный привет тебе шлю!

Твой Александр. Целую. Люблю».

Композиционно стихотворение делится на 2 части. «Я люблю перечитывать письма поэта», – признаётся автор в первой его части.

А во второй – юная поэтесса пытается передать в стихотворной  форме само письмо. И это ей, на наш взгляд, удается.

Инверсия («Ангел мой»), разговорная лексика («кланяйся…, не балуй…, шлю привет»), односоставные предложения («Целую. Люблю») – придают стихотворению простоту и естественность эпистолярного жанра.

Сочинение практически лишено образности (единственная метафора – «заботою каждая строчка согрета»), но от этого оно не становится менее проникновенным.

Автор сумел передать и любовь поэта к жене («Ангел мой»! Только самого дорогого человека можно так назвать!).

Параллельная рифма и трехсложный размер стиха (дактиль) приближают стихотворение к разговорному стилю, придают естественность и простоту его звучанию.

Задушевные строки этого стихотворения хочется читать снова и снова!

Совсем иначе звучит стихотворение Юлии Гиренок.

«Размышления у портрета», – так бы мы назвали его.

На твой портрет гляжу я, Натали, -

Пленит любого образ романтичный.

Невольно слышу музыку вдали –

Кружáтся пары на балу столичном.

Тогда, в мерцанье праздничных свечей,

Под музыку старинного кларнета

Растаяла душа поэта

В плену твоих чарующих очей.

Лирический герой смотрит на портрет красавицы Натали и, зачарованный, представляет бал, танцующие пары. Через аллитерацию (повторение согласных звуков ж, з, ч, щ) автором умело передаётся и шелест накрахмаленных бальных платьев, и звуки скрипки и кларнета.

Да, в такую красавицу трудно не влюбиться!

Чтобы передать атмосферу бала пушкинской поры, автор стихотворения использует устаревшие слова высокого стиля: «пленит», «очей», переставляет в слове ударение: «кружáтся». Мы понимаем метафоры: «растаяла душа поэта», «оказался в плену очей». И не просто очей, а «чарующих». Какой красивый, ёмкий эпитет! Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой, что делает его очень динамичным и музыкальным.

Вместе с музыкой в наши души входит и стихотворение Ангелины Ильинской «Первый бал».

Свечей сиянье… Шумный  бал…

Здесь Йогель цвет Москвы собрал.

Вот Вы явились, ангел нежный,

Наряд изыскан белоснежный;

И обруч – золотой венец,

Как нимб, надел на Вас Творец!

О Натали! Шестнадцать лет…

Назвал Мадонной Вас поэт.

Стихотворение создаёт особое впечатление – впечатление присутствия на балу. Удачно рисуется  образная картина бала: «Свечей сиянье… Шумный  бал…».

Этот бал устроил танцмейстер Йогель. На таком бале зимой 1828-29 года А.С. Пушкин впервые  увидел шестнадцатилетнюю Ташу Гончарову.

Поэтесса передаёт её красоту стравнением Натали с «ангелом нежным». Эпитетами, выраженными сочетанием краткого и полного прилагательных («наряд изыскан белоснежный»), рисуется красота её бального наряда.

«И обруч – золотой венец,» – Натали появилась с золотым обручем на голове! Этот обруч, желая подчеркнуть божественное происхождение красоты Натали, особую чистоту этой девушки, поразившую Пушкина, автор сравнивает с нимбом.

Стихотворение написано двухсложным размером (четырехстопным ямбом), использована параллельная рифмовка.

Тема бала стала основной и в стихотворении Дарьи Дагаевой «Натали и Пушкин».

Натали – прекрасна, как рассвет,

В бальном зале медленно танцует,

Тонкий стан её в шелка одет,

Взглядом гладит, будто бы целует.

 

Пушкин шепчет нежные слова:

«Ангел мой, душа моя, Наташа!

От любви кружúтся голова!

Нет тебя добрей, нежней и краше!»

Всё очень зримо: бал, необыкновенная пара танцующих – Пушкин и Натали.

Пушкин шепчет нежные слова:

«Ангел мой, душа моя, Наташа!

От любви кружúтся голова!

Нет тебя добрей, нежней и краше!»

Судя по всему, любовь их взаимна. Удачно подобранные метафора («Взглядом гладит») и сравнение («будто бы целует») подтверждают эту мысль. От счастья вырастают крылья: «от любви кружится голова». А как  же иначе? Ведь «тонкий стан ее», «в шелка одетый», находится в объятиях влюблённого поэта.

Выразительным сравнением «прекрасна, как рассвет» сказано многое: это и юный возраст Натали, и её чистота и непорочность, и свежесть, и одухотворённая красота. И хочется и Пушкину, и нам, чтобы музыка не кончалась и бал продолжался долго, потому что нет Натали «добрей, нежней и краше»!

Зима, заснеженный храм Вознесения у Никитских ворот, колокольный звон. Такая картина видится читающим стихотворение Ангелины Ильинской «Венчанье»:

Храм Вознесенья у Ворот Никитских

Не место встреч вальяжных сибаритских,

Звон колокольный сквозь колючий снег –

Здесь к Богу вопрошает человек.

Поэт и Натали… Биенье в такт сердец.

Скрепи навеки их, Всевышний наш Отец,

Но вдруг свеча погасла и кольцо упало…

Ужель беда на место счастья встала?

В церкви совершается таинство венчания. Всевышний скрепляет союз двух сердец – Пушкина и Натали. Во время венчания Пушкин, нечаянно задев аналой, роняет крест; когда менялись кольцами, одно упало на пол; погасла свечка; первым устал держать венец шафер жениха. Пушкин решил, что всё это дурные предзнаменования; он был человеком суеверным...

В поэтизированной форме этот факт биографии Пушкина звучит подчёркнуто завораживающе и тревожно. Односоставные и неполные предложения, умалчивание, риторические обращения придают таинственность происходящему.

Автором используется своеобразная лексика: не спрашивает и не просит, а «вопрошает», любовь заменяется перифразой «биенье в такт сердец», используется устаревшая лексика: ужель, сибаритских.

Торжественность и тревога, радость и дурное предчувствие выражены и с помощью правильно подобранной рифмы (перекрестная). Стихотворение написано неспешным пятистопным ямбом.

Школьнице удалось поэтически запечатлеть предчувствие трагического конца семейной жизни венчающихся.

Печальная мысль об этом завершает и стихотворение Дианы Куркиной «У портрета Н.Н. Гончаровой»:

Когда опять картину вижу ту, (портрет Натали кисти А.П. Брюллова – Е.Х.)

В немом восторге замираю снова…

Как тонко кисть художника Брюллова

Её запечатлела красоту!

 

Глядит задумчиво с портрета –

Нежна, прелестна, молода –

Любовь великого поэта,

Его печальная звезда…

Читаешь стихотворение и вспоминаешь, что акварель Александра Павловича Брюллова была единственным портретом Натальи Николаевны, созданным при жизни Пушкина. Именно о нём писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный Завод: «Целую твой портрет».

От акварели Брюллова действительно невозможно оторвать взгляд, не случайно автором использовано слово «опять», то есть «в который раз, много раз».

Восторг от таланта художника выражен риторическим восклицанием:  

«Как тонко кисть художника Брюллова

Её запечатлела красоту!»

Метафора в этом предложении передает не только умение творить, но и внимательный, зоркий взгляд настоящего художника, сумевшего увековечить главное:

«Глядит задумчиво с портрета –

Нежна, прелестна, молода…»

Ряд однородных кратких прилагательных дает возможность продолжить перечисление характеризующих юную жену Пушкина признаков.

Перифраза «любовь великого поэта» помогает избежать повтора: «она, она». Она – это и «печальная звезда»!

«В немом восторге замираю снова».

На первый взгляд, это признание – оксюморон. Восторг не может быть немым. Он требует всплеска чувств. Быстрее же всего, здесь совсем иное: понимание того, что было сказано Пушкиным в романе «Евгений Онегин»: «…я, любя, был глуп и нем»!

Стихотворение подкупает задушевностью и затаённой грустью. Невольно вспоминается, что затаённая грусть, по воспоминаниям одной из дочерей Натальи Николаевны (Александры Араповой), стала неразлучной спутницей «прекрасной Натали» после смерти Александра Сергеевича.

Проанализированные нами стихотворения современных школьниц показывают, как много девочки знают о жене и музе великого поэта, как – вслед за Пушкиным – восхищаются ею, любят её. Им понятен и близок выбор гения.

Видя и отмечая в избраннице любимого поэта столь редкие в наши времена, но столь прекрасные качества, как целомудренность, кротость, умение самоотверженно любить, они находят в ней «что-то красоты прекрасней», что делает для них жену Пушкина образцом женственности, идеалом. Отсюда совершенно замечательное желание авторов стихотворений – желание подражать «прекрасной Натали». Желание, которое они (по всей видимости, увы, несколько наивно) распространяют и на других своих современниц, и на девушек «времён грядущих».

От имени всех авторов сборника «Венок Натали» надежду на то, что и в далёком будущем избранница А.С. Пушкина будет идеалом женщины, жены и матери, выразила Екатерина Бокарёва:

«Пройдёт года, века – и будут девушки мечтать

Хотя б немного на тебя похожей стать!»

Горячо приветствуя такую мечту, нам остаётся только процитировать Книгу книг:

«Да будет так. Да исполнится!»

 

             

             

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010