Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Классный час «Символы Российской Федерации и Республики Башкортостан. Символы Иглинского района РБ».

Автор:
Каримова Амина Ягфаровна

Аннотация:

Детство и юность – самое благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Классный час поможет систематизировать знания учащихся об истории создания государственных символов, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявление уважения к своей стране, сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно – нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности. 

Статья:

 Классный час   «Символы Российской Федерации и Республики Башкортостан. Символы Иглинского района РБ».

 

 

Автор:

 

 

 Каримова Амина Ягфаровна

 

 

Цель мероприятия:

 

 

       1.  Формировать чувство уважения и любви к Отечеству.

       2.  Приобщить к богатейшему наследию и  опыту предков, утвердить понимание   уникальности и неповторимости родной страны и родного края.

       3.  Воспитать уважительное отношение к государственным символам.

 

 

Задачи:

 

 

1.    Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг».

2.    Рассказать о государственной символике, о преемственности в ней.

3.    Организовать конкурс символов родного села.

 

 

Ресурсные материалы для проведения классного часа:

 

 

       1 .  Стенд с изображением символов Российской Федерации. Аудиозапись с гимном РФ

       2.   Стенд с изображением символов Республики Башкортостан.

       З.   Видеофильм о символах Республики Башкортостан.

       4.   Эмблема школы.

       5.   Аудиозапись гимна школы.

        6. Эскизы герба села Улу-Теляк.

 

 

План:

 

 

        1.  Символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

        2.  Символы Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн.

 З.  Символы Иглинского района: герб, флаг. Встреча с автором герба и флага             Шаяхметовым И.Г.

        4.  Символы родного села и школы.

 

 

Ход классного часа:

 

 

Учитель.  Ребята! Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Что же означает слово «символ»? В переводе с греческого это слово (symbol) означает опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества, знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею.

Как соотносятся между собой понятия «символ» и «эмблема»? Эмблема (еmblema) — греческое слово, означающее вставку, выпуклое изображение. В отличие от символа, значение,которого подвижно, текуче, под эмблемой понимают знак с зафиксированным значением.

Символы вызывают у нас определенные представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США мы видим статую Свободы или небоскребы.

Символы нашей Родины, символы России,  а что это такое для нас?

 

 

                                                         (Ответы учащихся)

 

 

Учитель.   Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов — это символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата в Москве или другом городе — это тоже символы России.

Учитель.   А что является символом для Башкортостана?

 

 

                                                        (Ответы учащихся)

 

 

Учитель.   Башкирский мед, курай, чак-чак, памятник Салавату Юлаеву – это символы нашей республики.

Учитель.   Давайте назовём символы нашего села?

 

 

                                                         (Ответы учащихся)

 

 

Учитель.   Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. Это государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Только в ХХ веке во всём мире установилась обязательная традиция — каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну — это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце ХУ в., первый флаг — в ХУIII в., а первый государственный гимн в ХIХ в.

Время шло. Одни символы сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив о себе долгую и благодарную память потомков.

Об истории государственных символов есть немало книг. Я предлагаю вам почитать эти книги, например:

1. Е.В.Пчелов. Государственные символы России: герб, флаг,гимн.

2. В.К.Романовский. Символы Российской государственности.

3. Государственные символы России. Моя Родина — Россия.

(Демонстрация книг. Демонстрация гербов различного периода истории России).

А сегодняшний разговор пойдет о символах нашего времени

Ученик 1 .  12 декабря 1993 года в нашей стране была принята новая Конституция. Она возродила суверенную (независимую) государственность России, обозначила стремление её граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины. Одновременно началась разработка новых государственных символов России. Рисунок герба выполнил художник Е.И.Ухналёв. Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна - большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите —всадник, поражающий копьем дракона.

Ученик 2.   Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ес частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель.   Изображения государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Например, на паспорте гражданина России. Его помещают на пограничных столбах, тем самым обозначая государственную границу нашей Родины. Боевые знамена воинских частей также украшает российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций.

Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна — независимое государство, а мы все — граждане новой, демократической России.

Ученик 3.   Следующий символ России — это флаг. В связи с событиями 19-21 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР постановил считать исторический флаг России бело-сине-красное полотнище — официальным национальным флагом Российской Федерации. В память о восстановлении государственного флага 22 августа решено было считать Днем Государственного Флага. Государственный статус этот флаг приобрел после Указа Президента о государственном флаге Российской Федерации» 11 декабря 1993 года.

Ученик 4.   Закон о Государственном флаге был одобрен Советом Федерации 20 декабря и подписан Президентом Путиным В.В. 25 декабря 2000 года. В статье 1 Закона говорится: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».

Что означают цвета российского флага? Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм. Синий цвет — это небо, верность. Белый — благородство, совершенство.

Учитель.    Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Ежедневно он взвивается на месте постоянного пребывания российских воинских частей.

В дни всенародного траура флаг припускают или же укрепляют к верхней части древка черную ленту. Это свидетельствует о скорби всего государства, всего народа.

Флаг — наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Ученик 5.    Следующий символ России — это гимн. 23 ноября 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполнение нового государственного гимна РСФСР и он единогласно утвержден как государственный гимн России. Правда, это был гимн без слов. Это было незавершенное произведение великого русского композитора М.И.Глинки. Считается, что композитор обдумывал музыку для создания государственного гимна, но сделать все не успел. Мелодию М.И.Глинки в 1944 году обработал композитор М.М.Багриновский и назвал её

«Патриотической песней». Указом президента России от 11 декабря 1993 года «Патриотическая песня» была утверждена как государственный гимн Российской Федерации.

Ученик 6.    Но гимн не был утвержден Государственной Думой. К вопросу о гимне вернулись в 2000 году. Текст нового гимна страны принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору А.В .Александрову.

Государственный гимн России был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000 года.

Так, накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.

Учитель.    Гимн России звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность президента России, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время проведения воинских ритуалов и т.д. Во время звучания Государственного гимна все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

 

 

                                                  (Прослушивание гимна)

 

 

Учитель.    А теперь поговорим о символах Республики Башкортостан.

Ученик 7.    Государственный герб Республики Башкортостан был утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 октября 1993 года. Автором государственного герба Республики Башкортостан является Ислахов Фазлетдин Фаррахович.

Ученик 8.    Государственный герб Республики Башкортостан является символом государственного суверенитета Республики Башкортостан и представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».

Учитель.    Давайте поговорим о Государственном флаге республики.

Ученик 9.    Государственный флаг Республики Башкортостан утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 25 февраля 1992 года.  Исполнителем являются Масалимов Урал Тимербулатович и Асабина Ольга Евгеньевна. Государственный флаг нашей республики является символом ее государственного суверенитета.

Ученик 10.    Государственный флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных полос зеленого, белого, синего цветов.

Синий цвет означает ясность и чистоту помыслов народов республики, белый — их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый — свободу, вечность жизни. Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков симнолизируют семь родов, положивших начало консолидации и единению народов Башкортостана на его территории.

Учитель.    Флаг Республики Башкортостан поднимается по тем же случаям ,что и флаг Российской Федерации. В нашей  республике поднимаются  2 флага — российский и башкирский.

Ученик 11.    Несколько слов о гимне нашей республики. Гимн Республики Башкортостан утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 октября 1993 года. Его автор — Идрисов Фарит Фатихович. Гимн Республики Башкортостан звучит при официальных и торжественных церемониях. При публичном исполнении Государственного гимна Республики Башкортостан присутствующие выслушивают гимн стоя.

Учитель.    Давайте, ребята, посмотрим небольшой отрывок видеофильма о государственных символах нашей республики.

 

 

                                           (Просмотр видеофильма)

 

 

Учитель.    Ребята! Мы живем в Иглинском районе Республики Башкортостан. И мы можем гордиться тем, что у нашего района есть свои символы. Как вы думаете, кто может лучше всех рассказать о символах нашего района? Конечно же, сам автор этих символов. Слово предоставляется преподавателю рисунка кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета, члену комиссии по государственной символике при Президенте Республики Башкортостан, полномочному представителю Академии русской символики в Республике Башкортостан Шаяхметову Ильдару Гиндулловичу.

 

 

                                (Выступление Шаяхметова И.Г.)

 

 

Учитель.    Готовясь к сегодняшнему классному часу, ребята так заинтересовались символами, что решили попробовать свои силы в геральдике. Сейчас вашему вниманию будут представлены варианты символов села Улу-Теляк.

 

 

                                (Рассказ учащихся о символах села)

 

 

Учитель.   Ильдара Гиндулловича попросим высказать свое мнение о работах наших ребят.

Учитель.   Мы любим свою Россию, родной Башкортостан, наш Иглинский район, нашу «малую родину» Улу-Теляк. А так же мы любим свою школу. Она у нас большая, светлая, уютная, красивая, добрая. И такая школа, конечно же, не может без своих символов. У нас есть эмблема школы.

 

 

                                (Демонстрация эмблемы и рассказ о ней)

 

 

Учитель.   У нас есть гимн школы, авторами которого являются наши учителя Кугейко Дина Кабировна и Гафаров Рустем Римович. И сегодняшний классный час хотелось бы закончить нашим гимном.

 

 

                              (Ученики и учителя исполняют гимн школы)

 

 

Литература:

 

 

1. Государственные символы России. Моя Родина — Россия. М., 2002 г.

2. Государственные символы Республики Башкортостан. Уфа,1994г.

З. Край родной — Иглинский. Уфа, 2005г.

4. Е.В.Пчелов. Государственные символыРоссии. Герб, флаг, гимн, М., 2002 г.

5. В.К.Романовский. Символы Российской государственности. Герб, флаг, гимн. М., 2002 г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010