Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Внеурочное мероприятие, посвященное вступлению в отряд "Юные сталинградцы"

Автор:
Бойко Светлана Валерьевна

Аннотация:

Третий год я являюсь руководителем одного из трех отрядов «Юные сталинградцы», созданного на базе 7 б класса МОУ Средняя школа  с углубленным изучением отдельных предметов № 77 Ворошиловского района. Волгограда. В течение учебного года мы с ребятами проводим большую работу по сбору и поиску информации о ветеранах Великой Отечественной войны, членах организации «Дети военного Сталинграда», тружениках тыла, принимаем участие в мероприятиях патриотической направленности, поздравляем ветеранов, проводим встречи ветеранов с учениками нашей школы. На первом этапе работы очень важным является вступление ребят в отряд «Юные сталинградцы».  По традиции в нашей школе старшие ребята готовят вступление  младших в отряд, где они рассказывают о своей работе, делятся опытом общения с ветеранами.

Данное мероприятие рассчитано на учеников среднего звена.

Для проведения мероприятия используются информационные технологии, в том числе интерактивная система тестирования и опроса VOTUM. Уникальность данной системы состоит в том, что для использования её в учебном процессе  не нужен компьютерный класс. Интерактивную систему тестирования VOTUM можно использовать в любом предметном кабинете, который оснащен одним компьютером или ноутбуком (нетбуком).

Участники: ученики 6 б  и 5 а классов, родители.

По времени мероприятие рассчитано на 45-50 минут.

Бойко Светлана Валерьевна.

Статья:

Разработка внеурочного  мероприятия, посвященного вступлению в отряд «Юные сталинградцы», приуроченного к началу контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября.

Автор: Бойко Светлана Валерьевна.

Цель: воспитание  у подростков гордости за свою Родину, чувства патриотизма и единения.

 

Подготовительная работа:

  1. Сбор учащимися материалов о подвигах участников Сталинградской битвы.
  2. Встреча с  Егоровой Ниной Сергеевной, бывшего учителя географии МОУ СОШ № 48,  члена организации «Дети военного Сталинграда».
  3. Подбор высказываний знаменитых людей о битве на Волге.

 

 

 

 

Оформление доски:

 заголовок «Начало великого перелома»,

карта «Великая Отечественная война»,

карта-схема «Сталинградская Битва»,

портреты участников  Сталинградской битвы,

выставка книг о Сталинградской битве,

высказывания различных людей о значении Сталинградской победы.

Диск «День Победы» (песни о Великой Отечественной войне)

 

 

 

Ход урока:

  1. Кадры хроники (5 мин)
  2. Ребята читают стихи:

 

 

В городе на Волге 

Как трудно было умирать 
солдатам, помнящим о долге, 
в том самом городе на Волге — 
глаза навеки закрывать. 

Как страшно было умирать: 
давно оставлена граница, 
а огневая колесница 
войны 
еще ни шагу вспять... 
Как горько было умирать: 
"Чем ты подкошена, Россия? 
Чужою силой иль бессильем 
своим?" — им так хотелось знать. 

А пуще им хотелось знать, 
солдатам, помнящим о долге, 
чем битва кончится на Волге, 
чтоб легче было умирать...

(С. Викулов)

 

  1. Ведущий:

Сегодня 19 ноября. Кто из вас помнит, что значит эта дата в истории Великой Отечественной войны? (началось контрнаступление советских войск под Сталинградом). Обратите внимание на карту и  скажите,  какое значение имела победа под Сталинградом в ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войн?  (начало «коренного перелома» в Великой Отечественной и Второй Мировой войне)  

Ведущий: Посмотрите на высказывания выдающихся людей о Сталинградской битве. Какие из них вам кажутся наиболее точными? Объясните,  почему вы так думаете. (3 мин.)

 

  1. Звучит песня из кинофильма «Горячий снег» (2 мин)

             

Ведущий: Какие вы знаете подвиги, совершенные во время Сталинградской битвы?

 

Ребята выходят к доске, находят портреты героев Сталинградской битвы, рассказывают о подвигах: М. Путилова, М.Паникахи, Н. Сердюкова, В.Зайцева, др. (5 мин)

 

  1. Ведущий: Эти подвиги совершили солдаты, выполняя свой воинский долг, но сегодня мы должны вспомнить о тех детях, которые пережили те страшные дни в Сталинграде.

 

Ребята читают стихи:

Дети Сталинграда

В кругах рукотворного ада,
Достойного дел сатаны,
Я вижу детей Сталинграда,
Девчонок, мальчишек войны.

Когда днём весенним погожим,
Проходит победный парад,
Возможно,  увидишь, ты, тоже
Горящий, в дыму Сталинград.

Над Волгой дыхание смерти,
И всплески кровавых огней.
И в страшной, шальной круговерти,
Увидишь, ты, лица детей.

Зачем? За какую провинность
Они угодили сюда?
За что проявила немилость
К их душам невинным судьба?

Ответ мы отыщем едва ли.
И дела не выправит он.
Из чёрных горящих развалин,
Лишь слышен подавленный стон.

И в тёмных расколах подвалов,
Как в давних веках на Руси,
Простая молитва звучала:
Помилуй Господь и спаси.

Бог, может быть, их не покинув,
Хотел бы молитву принять,
Но в грохоте адских разрывов,
Ребячьих молитв не слыхать.

А дьявол с крестами на крыльях,
Нёс смерть и страданья с небес.
Сил злобных сплошное засилье,
Как будто бы Бог не воскрес.

Давно уж виски серебрятся,
У выживших в пекле детей.
Но так же, по-прежнему снятся,
Им лица, ушедших друзей.

Да, молох войны беспощаден.
А к детям безвинным вдвойне,
Всегда ненасытен и жаден.

Так было на каждой войне.

Но память  жива, невредима,
О тех, кто не вышел из тьмы.
Они в Сталинградских руинах
Навеки остались детьми.

Эдуард Цывкин

 

  1. Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии присутствует Егорова Нина Сергеевна, ей предоставляется слово.

Егорова Н.С., бывшая воспитанница Урюпинского и Дубовского детских домов для детей военного Сталинграда, рассказала о своей жизни в военном Сталинграде:

«…В августе 1942 года на моих глазах Сталинград горел после страшной бомбежки. Мы с мамой и маленькой сестренкой прятались в окопе рядом с домом. Очень хотелось пить, про еду забыли. Над головой с шумом пролетали самолеты, рвались снаряды, кругом крики людей, громкий плач детей. В окопе тесно, но рядом была мама. Тогда мы не знали, что к нам все ближе приближалась смерть. В поисках воды, мама вместе с другими женщинами, выползла из окопа. Обратно она не вернулась, так как рядом взорвалась бомба и всех людей разорвало в клочья. В архивной справке так и напишут: «Мать погибла в Сталинграде». В этом кромешном аду тебя никто не слышит, кричи не кричи, а тут еще потерялась сестренка, ей было 4 года. Я долго горько плакала. Не знала, что отец погиб на фронте. Я – круглая сирота. Но меня спасли, нашли и вытащили из руин. Ручка была ранена осколком снаряда, из окровавленных глаз лились слезы. От страха я очень громко кричала. Солдаты, которые нашли меня, принесли в бомбоубежище, дали попить воды из каски, как смогли, обогрели. Помню, как в бомбоубежище громко плакали дети. Некоторые взрослые находили своих детей, а меня искать было некому. Хорошо, что на шее у меня был шнурок с медальоном, на котором была написана моя фамилия: Олейникова Нина. Меня определили в Урюпинский детский дом. В Карповке врачи определили дату моего рождения – 17 января 1937 г.  В детском доме по ночам часто преследовали кошмары. Мы, дети заново переживали свое горе. Воспитатели прикладывали много усилий, чтобы к нам вернулось детство. В детдоме молодая пионервожатая Леля. Мы все звали ее мамой. Она возвращала нас к жизни, обогревала, заботилась как о родных.  Жители города первое время одевали, обували, несли все, что у кого осталось. Хорошо помню День Победы. Мы очень радовались и не могли удержать нас, когда в Урюпинск в воинскую часть возвращались солдаты с фронта, а мы бежали им на встречу и кричали: «Папа», «Мой папа». Они со слезами подхватывали нас на руки и угощали сахарком и сухариками. Это было самое яркое воспоминание. Потом мы часто выступали с концертами в воинской части. Старшие ребята помогали писать  раненым солдатам письма домой. Это было незабываемое время. В 1951 году случайно нашлась моя сестренка в Дубовском детском доме. Хочу сказать огромное спасибо тем солдатам, которые спасли еле живых детей и вывезли из города, чтобы сохранить детей Сталинграда…».

Эти воспоминания невозможно слушать без слез, ребята дарят цветы Нине Сергеевне. (8-10 мин.)

 

  1. Ведущий: В нашей школе созданы и работают отряды Юные сталинградцы. По традиции мы сегодня рассказываем о своей работе за год. Показывает презентацию. (5 мин.)
  2. Ведущий: сейчас я предлагаю проверить свои знания по истории Сталинградской битвы. В этом нам поможет система голосования VOTUM. Ребята берут пульты, регистрируются в системе, затем начинают отвечать на вопросы:

 

 Вопрос 1- Даты Сталинградской битвы:

1)      22 июня 1941- 9 мая 1945гг.

2)      17 июля 1942- 2 февраля 1943гг.

3)      17 июля 1941 – 2 февраля 1943гг.

4)      17 сентября 1942 – 19 ноября 1942 гг.

 

 Вопрос 2- Дата создания Сталинградского фронта:

1)      17 июля 1942г.

2)      22 июля 1942г.

3)      12 июля 1942г.

4)       30 июля 1942г.    

 

Вопрос 3-  Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом   

1)      19 ноября 1942г.

2)       23 ноября 2942г.

3)      23 августа 2942г

4)      23 сентября 1942г

    

 

 

Вопрос 4-  Название операции по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом:

1)     «Кольцо»

2)     «Тайфун»

3)     «Уран»

4)     «Цитадель»

 

Вопрос 5 - На окоп, в котором находился этот солдат, двигались немецкие танки, взяв две бутылки с горючей смесью, он пополз в сторону танка. По нему был открыт огонь. Пуля попала в одну из бутылок. Жидкость воспламенилась и горящий солдат бросился на танк, разбил об люк вторую бутылку. Таким образом немецкий танк был уничтожен. Назовите имя совершившего этот подвиг солдата.

1)     Яков Павлов

2)     Николай Сердюков

3)     Матвей Путилов

4)     Михаил Паникаха

 

Вопрос 6 -  На счету этого снайпера около 300 немцев.  Он является основателем школы снайперов в Сталинграде. Особенно прославил этого его поединок  с майором Кенигсом:

1) Иван Людников

2) Василий Зайцев

3) Петр Болото

4) Яков Павлов

 

Вопрос 7 -  . С именем этого генерала, дважды героя Советского Союза, и гвардейцев его стрелковой дивизии связаны ярчайшие страницы Сталинградской эпопеи: героическая переправа через Волгу, бои за железнодорожный вокзал, защита Мамаева кургана, оборона "Дома Павлова». Назовите имя этого человека.

1) В.А.Глазков

 2) И.И.Людников

3) В.И.Чуйков

4) А.И. Родимцев

 

Вопрос 8 -   Командующий 62 Армией: (портрет на экране)

1)     М.С.Шумилов

2)     В.И.Чуйков

3)     А.М.Василевский

4)     Г.К.Жуков

 

Вопрос  9 -   Какой маршал Советского Союза участвовал в разработке плана контрнаступления советских войск под Сталинградом, за что был награждён орденом Суворова 1 степени. Всего он имел 49 наград.

1)     Г.К. Жуков

2)     М.С.Шумилов

3)     В.И.Чуйков

4)     А.М.Василевский

 

Вопрос  10 -   (на экране стихотворение)

Шинель как шинель, я как мишень,
Ворс изрешечен градом кровь пьющих осколков
Не спастись от холода, не скрыть свою тень,
Не в тепле и в тылах мне держать свою «холку».

Не ателье и не портные мне сшили шинель,
Сшили ее 160 вражеских пуль и осколков,
Так подвигом советским выдержать шрапнель,
Стоять на земле, и вернуться к истокам.

Кому из героев Сталинградской битвы  принадлежит этот музейный экспонат?

1)     В.А.Глазкову

2)     А.И.Еременко

3)     С.К. Тимошенко

4)     К.К. Рокоссовскому

  1. Ребята читают стихи:

Волгоград – Сталинград 

Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда –
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава,
Нагло перла орда,
Прикрываясь бронею "тигриной"

Черно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрестным огнем покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушел, не простившись…
(Д. Дарин)

(12 минут)

 

  1.  Ведущий: Отряд «Юные сталинградцы» 6 б класса приготовьтесь произнести клятву вместе с пятиклассниками.

 

Клятва юных сталинградцев:

Вступая в ряды «Юных сталинградцев» клянемся:

- Свято нести  честь солдат Великой Отечественной войны, клянемся!

- Воспитывать в себе лучшие человеческие качества, клянемся!

- Быть преданными своему Отечеству, клянемся!

- Быть правдивыми благородными и дисциплинированными, клянемся!

- Воспитывать волю и характер,  клянемся!

- Всегда стоять на страже чести и добра, клянемся!

- Соблюдать обычаи и традиции патриотического движения, клянемся!

- С честью и достоинством нести звание «Юные сталинградцы» клянемся!

 

- Всегда следовать девизу:

 «Память о войне жива в наших делах и сердцах»

 

(3-5 мин.)

 

 

  1. Пятиклассникам повязывают красные галстуки, говорят напутственные слова.

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010