Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Сценарий литературно – музыкальной гостиной «Наследники великих побед»

Автор:
Богатырева Инна Вениаминовна

Аннотация:

   Литературно – музыкальная гостиная – одна из форм патриотического воспитания. Она  дает учащимся возможность не только пополнять свой запас знаний по теме, но и продемонстрировать эрудицию, поделиться с другими участниками гостиной мыслями, проявить творческие способности в чтении стихотворений или исполнении музыкальных произведений.

   Литературно – музыкальная гостиная «Наследники великих побед» ориентирована на учащихся 3-5 классов общеобразовательной школы. Целью мероприятия является обеспечение преемственности поколений в развитии патриотических чувств, гражданственности, содействие воспитанию гордости за свою Родину.

Статья:

 

Сценарий литературно – музыкальной гостиной

«Наследники великих побед»

 

 

Пояснительная записка

 

    Литературно – музыкальная гостиная – одна из форм патриотического воспитания учащихся, которая дает возможность не только пополнять свой запас знаний по теме, но и продемонстрировать эрудицию, поделиться с другими участниками гостиной мыслями, проявить творческие способности в чтении стихотворений или исполнении музыкальных произведений. Подготовка тематического видеоряда или презентации – это закрепление умений, полученных на занятиях. Соединение литературного материала и музыки позволяет воздействовать на эмоциональную сферу всех участников.

    Литературно – музыкальная гостиная «Наследники великих побед» ориентирована на учащихся 3-5 классов общеобразовательной школы.

Цель мероприятия:

Обеспечение преемственности поколений в развитии патриотических чувств, гражданственности, воспитание гордости за свою Родину.

Задачи:

- Познакомить учащихся со страницами истории нашей страны.

- Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков и формированию личностных качеств активного гражданина.

- Содействовать воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и историческому прошлому.  

  Реализация данных задач возможна при использовании словесных (беседа, рассказ, вокальное выступление) и наглядных методов (видеоряд, видеофильм).

Ожидаемые результаты проведения данного мероприятия:

  1. Пополнение учащимися запаса знаний и развитие интереса к изучению истории нашей страны.
  2. Получение опыта воспитанного слушателя и опыта общения с аудиторией.
  3. Проявление активности и заинтересованности в обсуждаемой теме.

 

Литературно – музыкальная гостиная для учащихся 3-5 классов

«Наследники великих побед»

 

 

 Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

    Я рада приветствовать вас в нашей литературно – музыкальной гостиной. Встречаемся мы между двумя датами, связанными с важными событиями в истории нашей Родины. Эту встречу мне помогли подготовить учащиеся студии эстрадного вокала и объединения «Классическая литература». Назвали мы ее «Наследники великих побед».

- Как вы это понимаете? (учащиеся высказывают свое мнение)

   Ведущий: Сегодня у нас в гостях наши друзья из Совета ветеранов № 5 района Ясенево. (представление гостей)

   Наша страна велика и богата. Ее бескрайние просторы, леса, населенные ценными зверями и птицами, недра с полезными ископаемыми, реки богатые рыбой издавна манили к себе иноземных захватчиков.

  Несколько дней назад был праздник, который появился в нашем календаре недавно.

А связан он с важным историческим событием.

- О каком празднике идет речь? (Дне народного единства)

  Первая дата, которую я хотела бы назвать – 4 ноября 1612 года.

- Что вы знаете о ней? (присутствующие рассказывают; их рассказы дополняют специально подготовившиеся учащиеся. Выступления сопровождаются видеорядом: Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, памятники в Ярославле и Москве)

1.    «Смутное время». На русском престоле нет царя. Боярская дума никак не может принять решение, кого призвать на царство. А в это время неспокойно в нашем государстве. Поляки, пришедшие на Русь, хотели бы в Кремле видеть своего царя. Вместо того, чтобы решать вопрос о защите государства, бояре приняли решение открыть ворота Кремля для польских захватчиков. Но российские люди не хотели мириться с этим. Они думали о спасении родной земли.

2. «От москвичей призыв идет,

    По городам до волжских вод.

    Всю землю нашу охватив,

    Дошел до Нижнего призыв,

    До старосты, до мужика –

    Нижегородца – мясника,

    Что звался Минин – Сухорук.

    Он весь народ собрал вокруг:

    «Волжане! Православный люд!

    Повсюду русских ляхи бьют!

    Ужели враг непобедим?

     Ужели землю отдадим?

     Нет! За собой народ ведя,

     Пойдем мы, жизни не щадя!»

   3. «На Балахну, на Кострому,

    По Волге Минин рать повел,

    И в ополчение к нему

    Из дальних городов и сел

    Шли ратники, текла казна

    Из Соли-Камской, с Устюга,

    И понимала вся страна,

    Что здесь спасенье от врага».

Ведущий: Так написала в своей книге «Наша древняя столица» в главе «Быль о Минине – купце, воеводе и бойце» поэтесса Наталья Петровна Кончаловская [4].

   На собранные народом деньги наняли войско. Начальство над ним принял славный и храбрый полководец - князь Пожарский. Русское ополчение встретило поляков под Москвой. Вот как рассказывает в книге «Моя первая русская история» писатель Николай Николаевич Головин [2]:

4. «Была жестокая битва, не сдавались долго поляки. Но уже в Москве был страшный голод. Войско Пожарского не пропускало в Москву хлеба, и поляки, а также русские, находившиеся в плену у поляков, умирали от болезней и голода…

  Тогда отворили поляки городские ворота и освободили крепость Кремль. С торжеством вступило русское войско в несчастный разоренный город. …

  Так русский народ отстоял свою дорогую родину». Это произошло 4 ноября 1612 года.

Ведущий: Дата 2-го события – 7 ноября 1941 года.

- Кто знает, о каком событии идет речь? (Парад 7 ноября 1941 года)

Ведущий: Начиная войну против нашей страны, фашистское командование планировало завершить ее за 4 месяца и 7 ноября 1941 года провести на Красной площади в Москве парад победителей.

- Суждено ли было исполниться этим планам? (ответы учащихся)

 Ведущий: Осень 1941 года. Шел 5-й месяц Великой Отечественной войны. Над нашей страной нависла смертельная опасность! Враг находился на подступах к Москве. Территория нашего района Ясенево, где мы с вами живем, становится юго-западным рубежом обороны столицы. В окопах под Москвой поэтом Алексеем Сурковым было написано стихотворение, из которого потом родилась песня.

5. Исполняется песня на стихи А.Суркова, музыка К. Листова «В землянке».

Ведущий: А вот строки из книги Николая Андреевича Внукова «Москва за нами» [1]:

6. «Грозно выглядела в те дни столица.

Площади и бульвары ощетинились зенитными пушками. Были подняты на тросах аэростаты воздушного заграждения. На крышах домов стояли посты воздушного наблюдения и противопожарной обороны. Дежурили все, даже школьники».

Ведущий: Чтобы поддержать боевой дух в войсках, вселить в людей уверенность в победе над врагом, Правительство нашей страны принимает решение: по традиции 7 ноября провести на Красной площади парад.

    Мне бы хотелось попросить наших гостей – ветеранов Великой Отечественной войны вспомнить то далекое время.

- Было ли известно о параде заранее?

- Где находились Вы в это время? Как восприняли весть о параде? (рассказы ветеранов)

Ведущий: Подготовка к параду проходила в условиях строжайшей секретности. Начался он на 2 часа раньше обычного. Вот как описывает это событие Н.А.Внуков [1] в своей книге:

7. «По всей площади выстроились войска.

   Пехотинцы, моряки, курсанты военных училищ, отряды рабочего ополчения стояли в колоннах не в праздничной красивой форме, как обычно на парадах, а в зимнем походном обмундировании.

   За площадью … изготовились к маршу кавалерия, артиллерия и танки. Пушки, прицепленные к тягачам, были снаряжены полным боеприпасом. Танки подготовлены к бою.

8.   В восемь часов утра из ворот Спасской башни Кремля, как всегда, выехал на коне принимающий парад Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный. Он принял рапорт командовавшего парадом генерал-лейтенанта Артемьева, потом вместе с ним объехал войска. …

  А затем с трибуны Мавзолея к участникам парада обратился Председатель Государственного комитета обороны Сталин. …

  Как только затихли последние слова: «Наше дело правое! Мы победим», небо над площадью дрогнуло от артиллерийского салюта. И начался парадный марш войск по площади».

Ведущий: Сейчас мы сможем в кадрах кинохроники увидеть, как это было.

В/ф «Парад 1941 года» под песню «Священная война»(музыка А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача)

9. С Красной площади «участники парада уходили на фронт. Москвичи провожали их с гордостью и надеждой. Многие плакали. Парад казался им чудом.

 

 

О нем не объявляли в газетах и по радио. О нем не осмеливались даже думать».

10. Исполняется «Песня защитников Москвы» (стихи Алексея Суркова, музыка Бориса Мокроусова) 

Ведущий: Прозвучала «Песня защитников Москвы», написанная поэтом А.Сурковым и композитором Б.Мокроусовым в 1941 году.

           Долгих 3,5 года еще будет идти эта самая кровопролитная война ХХ века и завершится только 9 мая 1945 года. Но парад 1941 года навсегда войдет в историю. Вот как писала о нем английская газета «Ньюс Кроникл»: «Организация в Москве обычного традиционного парада в момент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, представляет собой великолепный пример мужества и отваги». Парад помог поднять боевой дух войск, укрепить их веру в окончательную победу. Велико его значение и для дальнейшего хода войны. Ведь не случайно же этот Парад приравнивают к важнейшим военным операциям. В ходе его проведения, как в Смутное время XVII века, были продемонстрированы лучшие национальные качества российского народа, ведущего справедливую войну с врагом за независимость и процветание своей Родины.

   А  24 июня 1945 на Красной площади будет еще один парад – парад Победы. Вот как вспоминал о нем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков [3], принимавший этот парад:

11. (текст сопровождается видеорядом с Парада Победы) «Без трех минут десять я был на коне у Спасских ворот. Отчетливо слышу команду: «Парад, смирно!». Вслед за командой прокатился гул аплодисментов. Часы отбивают 10.00.

  Что тут говорить, сердце билось учащенно… Тронул коня и направился на Красную площадь. Грянули мощные и торжественные звуки столь дорогой для каждой русской души мелодии «Славься!» Глинки. Затем сразу воцарилась абсолютная тишина, раздались четкие слова командующего парадом Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского, который, конечно, волновался не меньше моего. …

12. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные

войной мужественные лица воинов, их восторженно блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Как жаль, что многим верным сынам Родины, павшим в боях с кровавым врагом, не довелось дожить до этого радостного дня, дня нашего торжества!

13. Особенный восторг охватил всех, когда торжественным маршем двинулись полки героев мимо Мавзолея В.И.Ленина. Во главе их шли прославившиеся в сражениях с немецкими войсками генералы, маршалы родов войск и Маршалы Советского Союза.

   Ни с чем не сравнимым был момент, когда двести бойцов – ветеранов войны под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея В.И.Ленина двести знамен немецко-фашистской армии».

14. Исполняется песня Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы».

Ведущий: Мы сегодня много говорили о людях предыдущих поколений, их готовности встать на защиту Родины. Я хочу обратиться к нашим старшим друзьям:

- Какими бы Вы хотели видеть сегодняшних ребят? Какой бы наказ им дали? (наказ ветеранов).

- Готовы ли вы, ребята, выполнить этот наказ? (ответы учащихся)

 В завершение нашей встречи хочу напомнить, что даты 4 ноября 1612г., 7 ноября 1941 г. и 9 мая 1945г. внесены в календарь Дней воинской славы России.

15. Исполняется песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен»(композитор: Рафаил Хозак, слова: Евгения Аграновича)

Ведущий: Мы благодарим наших друзей из Совета ветеранов №5 района Ясенево за участие в сегодняшней встрече (вручение цветов).

 

Литература, использованная при подготовке мероприятия:

 

  1. Внуков Н.А. Москва за нами. М.: Детская литература,1985
  2. Головин Н.Н. Моя первая русская история. М.: ТЕРРА, 1995
  3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Издательство АПН,1969
  4. Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М.: Детская литература, 1972

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010