Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Нам счастье досталось не с миру по нитке…» (Магнитогорская школа торгово – кулинарного ученичества 1955-1964гг.)

Авторы:
Лещинский Евгений Львович
Ведерников Олег Валентинович
Порохова Екатерина Игоревна

Аннотация:

 

«Нам счастье досталось не с миру по нитке…» (Магнитогорская школа торгово – кулинарного ученичества 1955-1964гг.)

 

Ведерников Олег Валентинович, Порохова Екатерина Игоревна, студенты 2 курса  ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им.В. П. Омельченко».

Лещинский Евгений Львович, преподаватель общественных дисциплин, Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко

 

Работа посвящена истории Магнитогорской школы торгово-кулинарного ученичества. В основе работы интервью ветеранов школы, бывших выпускников, сводные ведомости успеваемости учащихся, приказы директора по учебной деятельности и личному составу учащихся, публикации в газете «Магнитогорский рабочий». Авторы исследовали особенности коллектива учащихся МШТКУ, контингент педагогов и обслуживающего персонала, организацию теоретического и производственного обучения и внеклассную работу.

Школа прошла путь от 2 учебных групп в арендованной школе до учебного заведения со своим зданием, лабораториями и сотнями учащихся.

Выпускники школы имели высокую профессиональную репутацию.

Авторы: ____________ (Ведерников О.В)

               ______________(Порохова Е.И)

 

2015-16-07

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2015,

Направление: Воспитание   , Модуль: Воспитание школьников

Направление: Гуманитарное  , Модуль: История в школе

Направление: Гуманитарное  , Модуль: Проектная деятельность

Статья:

Открытый педагогический форум «новая школа 2015»

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональное образовательное организация

«Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»

 

 

 

 

 

Направление - гуманитарное

Модуль – история в школе

 

 

«НАМ СЧАСТЬЕ ДОСТАЛОСЬ НЕ С МИРУ ПО НИТКЕ…»

(МАГНИТОГОРСКАЯ ШКОЛА ТОРГОВО-КУЛИНАРНОГО УЧЕНИЧЕСТВА 1955-1964 ГГ.)

 

Исследовательская творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

студенты МТК
Ведерников Олег Валентинович,

Порохова Екатерина Игоревна

 

 

Руководитель:

преподаватель

общественных дисциплин МТК
Лещинский Евгений Львович

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2015

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………...3

1 Коллектив школы торгово-кулинарного ученичества. 4

1.1 Характеристика учащихся МШТКУ.. 4

1.2 Коллектив педагогов. 5

Выводы по первой главе. 6

2 Учебная жизнь школы.. 6

2.1 Учебно-материальная база. 6

2.2 Теоретическое обучение. 7

2.3 Производственное обучение. 8

Выводы по второй главе. 8

3 Политмассовая работа. 9

Выводы по третьей главе. 11

Заключение. 11

Список использованных источников. 13

 


Введение

 

 

Работа посвящается истории Магнитогорской школы торгово-кулинарного ученичества (МШТКУ), которая зародилась в середине 50-х г. 20 века и продолжает жизнь в лице Магнитогорского технологического колледжа (МТК).

Эти годы вошли в историю как «хрущевская оттепель». Растет благосостояние советских людей, активно строится жилье. Магнитогорцы переезжают из бараков в хрущевки. С 1950г. начинается строительство крупных магазинов. Это требовало новых специалистов торговли[28]. Их подготовку невозможно было осуществлять в столовых и магазинах как прежде. В декабре 1955г. созданы Магнитогорские постоянно действующие торговые курсы, с 1957г. преобразованные в МШТКУ.

Актуальность работы в том, что многое из опыта подготовки специалистов 60 лет назад может быть востребовано и сегодня.

Довольно много исследований посвящено Трудовым резервам СССР, но о школах торгово-кулинарного ученичества в литературе мы нечего не нашли.

Цель исследования – выявление особенностей подготовки специалистов в МШТКУ.

Задачи: изучить нормативную базу деятельности МШТКУ; проанализировать литературу о развитии торговли в Магнитогорске; опросить бывших выпускников и работников школы об обучении и воспитательной работе в ШТКУ; провести сравнительный анализ её деятельности в разные периоды существования школы.

В работе анализировались: 1) коллектив учащихся МШТКУ; 2) контингент педагогов и обслуживающего персонала; 3) организация теоретического и производственного обучения; 5) особенности внеклассной работы.

Предмет исследования – история МШТКУ

Объект исследования – подготовка рабочих в таких профессиональных школах.

Использованы методы: беседа, анкетирование, анализ, сравнение, синтез.

Основой работы послужили приказы по МШТКУ, ММК им Сталина, Смешторгу, сводные ведомости успеваемости учащихся, материалы интервью бывших выпускников и работников школы, их личных архивов и публикации газеты «Магнитогорский рабочий».

Работа может быть использована на уроках краеведения и истории России, в преподавании специальных предметов будущим работникам торговли и общественного питания, в музее колледжа и на классных часах.

 

1 Коллектив школы торгово-кулинарного ученичества

 

 

1.1 Характеристика учащихся МШТКУ

 

 

Постоянно действующие торговые курсы начали подготовку продавцов промышленных и продовольственных товаров в декабре 1955г. [1] [А]. Они сдавали вступительные экзамены по математике, русскому языку и Конституции СССР. Основой исследования послужили группы продавцов промышленных товаров № 1, продавцов широкого профиля № 27, группы поваров II категории № 6 и № 30. Учащиеся считались работниками магазинов и столовых, командированными на учёбу с оплатой 185руб.[1,3][Б]. В группах продавцов обучались только девочки. Учащихся отчисляли за неуспеваемость [4]. В группе №1 одна иногородняя, 33 магнитогорки [17]. В группе № 27, 12 приезжих, остальные – местные. Большинство горожан проживало в левобережье[21].

В обеих группах большая часть обучающихся русские, что соответствует данным переписи 1959г. по Магнитогорску. Большинство из них возрасте 17-18 лет [17,21,29].

По принадлежности к предприятиям, пославшим на обучение, значительная часть группы №1 и подавляющая часть группы № 27 относятся к неизвестному нам п/я 176 [12]. Мы предполагаем, что этот почтовый ящик большого закрытого производства, каких было много в то время на Урале. Много учеников направлены из ОРСов ММК, треста «Магнитострой», Смешторга…

Абсолютное большинство учащихся были членами ВЛКСМ [17].

Будущие продавцы изучали семь учебных дисциплин: товароведение, торговые вычисления, история, оргтехника, физкультура, учёт и отчетность, производственное обучение. Все предметы, кроме физкультуры и истории, связаны с будущей профессией.

Сравним группы № 6 и № 30 поваров II категории, обучавшиеся два года [25, 26]. Они отличаются количественно. В группе № 6 приезжих четыре, местных – 30 человек. На левом берегу проживали 14 учащихся, на правом – 19.Подобна группа кулинаров №11 [В]. В группе № 30 приезжих больше. Из горожан семь живут в левобережье, пять – на правом. Комсомольцев – 15, несоюзной молодежи – шесть [18, 24]. В группе №6 больше всего учащихся 16 - 20 лет. Национальный состав говорит о преобладании русских, что соответствует данным о населении города. Большинство выпускников-поваров направлялось на работу в ММК, трест «Магнитострой», п/я № 176, трест столовых [24]…

Ежегодно увеличивалось число профессий и учащихся. Это видно из таблицы, составленной по воспоминаниям бывшего завуча школы М. Ф. Афониной [40] [Д]. В 1955 - 1956 учебном году школа выпустила 59 продавцов, в 1963 – 1964 –633 кулинара и продавца. С 1957-1958 учебного года при школе работали курсы повышения квалификации, контингент которых вырос с 84 человек в первый год их существования до 620 человек в 1964г. Значительный рост контингента учащихся школы и курсов повышения квалификации говорит о большой нехватке продавцов и поваров в области.

Итог деятельности курсов и школы: подготовлено - 774 продавца промтоваров, 803 продавца продтоваров, 1490 поваров, 64 кондитера. Всего: 3128 человек [Д].

Единой формы не было, требованием к внешнему виду учащихся в дни теории - «светлый верх и темный низ». Для некоторых эта одежда была единственной[48, 58]

Большинство выпускников были верны профессии. Т.П. Шевчук приехала учиться из Троицка. «15-летним девчонкам было страшновато ехать в далекую Магнитку, плакали, приезжали по направлению…» [59]. Выбрала эту профессию потому, что нравилось готовить. Принимали на учебу без экзаменов, обучение длилось два года, неделя теории чередовалась с неделей практики. З [9, 57]. Родители помогали. «Тогда и цены были другие, и одевались проще…». Она отработала поваром 40 лет [59]. Схожая судьба А. Н. Моториной (Кольчугиной)[50].

 

 

1.2 Коллектив педагогов

 

 

   Педагогический коллектив курсов и школы можно условно разделить на две части:

1)     Выпускники высших или средних специальных учебных заведений;

2)     Питомцы МШТКУ, поработавшие на производстве и получившие средне специальное или высшее образование и вернувшиеся в школу.

Примером педагогов I группы служат В. В. Моторин, И. Г. Трухачева, А. А. Тимошина [55, 37]… В.В. Моторин после техникума общественного питания в Томске работал зав. производством в столовой. С 1960г. инструктор-кулинар в МШТКУ. В 1967г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (МИНХ). Преподаватель кулинарного училища до 1995г. «Отличник советской торговли», «Ветеран общественного питания». Пользовался огромным авторитетом у учащихся и коллег, многие из которых были его выпускниками [Е].

Преподаватель И. Г. Трухачева приехала в апреле 1964г по направлению МИНХа им. Г.В. Плеханова и успешно работала в ШТКУ – кулинарном училище – ПТУ № 121. «Отличник советской торговли», «Ветеран общественного питания», «Ветеран труда» …

Педагоги II группы - Г. П. Арцибашева, В. А. Степанова, Г. И. Никитин, В. Ф. Аллаярова, Н. Ф.  Зотова, Л. П. Краснопер, Г. А. Муравьева... [36, 47, 49, 51, 56]. Г. П. Арцибашева поступила на обучение в ШТКУ в 1960г. После работы поваром в ОРСе ЮУЖД инструктор производственного обучения МШТКУ [Г]. В 1964г. поступила в МИНХ. С 1970г. преподаватель спецдисциплин. С 1994г. 17 лет преподаватель Магнитогорского государственного университета.. Трудовой стаж – почти 50 лет.

Большую, но незаметную роль играет младший обслуживающий персонал. А. В. Абрамов работал в ШТКУ с марта 1963г. гардеробщиком. Имел высокое по тем временам образование – семь классов. На войне прошел путь от рядового до лейтенанта. Награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией». Постоянно менял места работы. В школе за 1.5года успел побывать инструктором, слесарем, завхозом, пом. директора по хозяйственной части… Причина его «метаний» - пьянство, скандалы и измены жене.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

1)     Учащиеся считались работниками тех организаций, куда их направляли на работу.

2)     Большинство обучающихся - русские, комсомольцы, коренные магнитогорцы.

3)     Успеваемость в учебных группах высока.

4)     Росло число профессий, по которым осуществлялась подготовка.

 

 

2 Учебная жизнь школы

 

 

2.1 Учебно-материальная база

 

 

Магнитогорские постоянно - действующие торговые курсы работали в школе № 55, где арендовали два класса во вторую смену. «Работали мы в очень трудных условиях: не было своего помещения, учебных и наглядных пособий, а главное – никакого опыта в преподавательской работе» [31, 32, 33, 35, 40]. Курсы «путешествовали» по школам города.

         Выяснилось, что нужда в кадрах торговли стабильна, потребовалось учебное заведение. Им и стала МШТКУ. М.А. Всехвальных, ветеран школы вспоминала: «30 счет, двое настольных недействующих циферблатных весов да одни весы обыкновенные – вот и вся наглядность, и все оборудование школы той поры» [32]. В 1957-1958 учебном году МШТКУ получило здание бывшего физкультурного техникума. Количество классов увеличилось с 2 до 9. Появились спортзал, библиотека, учительская. Но это здание с трухлявыми стенами, полом и с печным отоплением [32].

Педагоги и учащиеся одновременно работали и учились, занимаясь капитальным ремонтом школы[38]. «Работы выполнялись по принципу «от каждого – по его способностям». Кто клал кирпич, кто подносил его, кто проводил побелку» [34]. В 1963г. была построена кулинарная лаборатория и учебно-производственная столовая. «Эта столовая казалась красавицей по сравнению со старой» [37].

 

 

2.2 Теоретическое обучение

 

 

26 декабря 1955г. первые учащиеся школы сели за парты [2]. Обычно обучение начиналось не в сентябре, а в октябре, т.к. учащихся работали на уборке овощей[36].

У каждой группы был журнал, в котором можно прочитать отчеты по успеваемости, посещаемости и данные учащихся. В разделе сведений о состоянии группы мы видим необычные для нас графы «Для какой организации принят или кем направлен на учёбу», «партийность», «образование», «национальность», «данные об отчислении» – это говорит о том, что собирались полные сведения об учащихся школы.

Продавцов учили год. Изучались товароведение, оргтехника, торгвычисление, физкультура, история КПСС, учет и отчетность. Теория и практика чередовались.

Ветеран труда В.В. Моторин вспоминает: «Первое время я ночами готовился к завтрашнему занятию. Любил рассказывать новую тему с использованием действующих макетов кулинарного оборудования,» [55]. Помимо специальных предметов в 1961 - 1962 учебном году в программу было введено «эстетическое воспитание» [39]. Многие учащиеся благодаря этому предмету полюбили живопись, научились понимать язык кино[38]. Знания, полученные на уроках теории, закреплялись на практике.

 

 

2.3 Производственное обучение

 

 

Главным было производственное обучение. Каждая 2-я неделя была посвящена практике. При подготовке продавцов учащихся закрепляли за «торговой точкой», где их опекал опытный продавец [14]. Следили за соблюдением правил личной гигиены, ношением головных уборов и спецодежды [40, 5].

Иногда учащиеся опаздывали, прогуливали. За это им объявляли строгие выговоры и лишали стипендии. 27 декабря 1958г. директор школы Румянцев объявил строгий выговор с занесением в личное дело Вавиловой; выговор – Желтковой, предупреждение Степанову, Сортовой, Собирзянову – за систематический прогулы [13]. Были и случаи воровства. Таких учащихся, как правило, выгоняли. [15]. Если были смягчающие обстоятельства, могли оставить ученика с испытательным сроком.

Будущие повара проходили практику в различных местах, от театров до общежитий. Места практики менялись. Практика приучала их к дисциплине, взаимовыручке и ответственности [48, 10].

По окончании отчетного периода учащиеся сдавали экзамены, по результатам которых им устанавливался ученический разряд [9]. На I курсе ученики могли повысить разряд с I по II и одновременно стипендию с 185 руб. до 195 руб. На II курсе – с III до IV, стипендия повышалась с 225 до 260 руб. Многие из учащихся тех лет были из малообеспеченных семей, и разница в 10 – 30 рублей была ощутима.

 

 

Выводы по второй главе

 

 

1)    Производственное обучение имело особенное значение.

2)    Практика приучала к дисциплине, взаимовыручке и ответственности.

3)    По итогам учебы учащимся мог быть повышен ученический разряд и стипендия.

3 Политмассовая работа

 

 

Особое внимание уделялось политмассовой работе. В нее входили собрания, политинформации, походы в кино, театр, выпуск стенгазет, субботники, участие в праздничных демонстрациях, сбор металлолома. На собраниях обсуждались успеваемость, посещаемость, дисциплина, производственное обучение.

Политика пронизывала все стороны жизни общества. Городская газета «Магнитогорский рабочий» меньше всего была посвящена жизни города. В ней решения руководства КПСС, Советского правительства, жизнь дружественных социалистических стран, выполнение планов развития страны, пуск новых предприятий, борьба с происками иностранных империалистов, в первую очередь США.

В газете № 83 от 25 апреля 1956г. в статье «Коммунисты обсуждают вопросы о воспитании детей» бросается в глаза фраза: «…В школе № 55 имеются группы переростков-учащихся, которые по нескольку лет сидели в одном классе. Обучение этих великовозрастных учеников дорого обходится государству, и нужно решать в срочном порядке вопрос об их трудоустройстве» [43]. Проблема трудных учеников - вечна. Там же помещены материалы о дне рождения Ленина [44, 41]. В статье «Государственные займы СССР» говорилось, что по Магнитогорску в 1955г. в подписке на государственные займы развития народного хозяйства СССР приняли участие около 113 тысяч трудящихся, а сумма подписки на заем составила свыше 93млн. руб.[42].

Городская газета 11 апреля 1956г. на двух страницах поместила речь Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва «На новые подвиги, молодежь, во имя дальнейшего расцвета Советской Родины», где говорилась о важности профессии рабочего. Уже тогда значительная часть молодежи ориентировалась на высшее образование, в то время как стране нужны были квалифицированные рабочие [46]. Не случайно среднее образование стало 11-летним, чтобы каждый выпускник получил рабочую профессию.

Традиционным была публикация в газетах перед 1 мая и 7 ноября призывов ЦК КПСС. 1 мая и 7 ноября повсеместно проходили праздничные демонстрации, явка была обязательна. Было принято одеваться в лучшую одежду, строиться по группам, нести портреты руководителей страны, флаги СССР и союзных республик, цветы. До 1962г. демонстрации проходили в левобережной части города по проспекту Пушкина и мимо заводоуправления ММК, где располагалась трибуна у подножия памятника Сталину. На ней находились руководители города, приветствовавшие демонстрантов. 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября были праздничными днями. В МШТКУ, как и везде, издавался праздничный приказ. В нём говорилось о значимости праздника и назывались передовики учебы. «Единой монолитной семьей, тесно сплоченной вокруг родной Коммунистической партии, встречает советский народ праздник весны 1 Мая. Трудящиеся советской торговли, как и весь советский народ, знаменуют 1 Мая трудовыми успехами, единой борьбой за мир, за построение коммунизма в нашей стране» [8].

Магнитогорск - фактически два города, сильно отличавшиеся друг от друга. На левом берегу находилось градообразующие предприятие – металлургический комбинат им. Сталина, т. н. соцгород и множество бараков, щитовых домов, «своих» домиков на шести сотках и даже землянок [52, 54]. Правобережье – многоэтажные дома. Во время «оттепели» здесь появляются хрущёвки. На улицах практически не было рекламы кроме редких щитов со словами «Храните деньги в сберегательной кассе!» и «В случае пожара звоните «01»!». Соцгород и правобережье были мечтой многих магнитогорцев.

Растет число библиотек, магазинов, кафе и ресторанов... старожилы вспоминают гастроном на улице Кирова напротив заводоуправления. Рядом ресторан «Атач», позднее – «Урал». Эти торговые предприятия напоминали столичный Елисеевский гастроном [28].

Число магазинов торговых палаток и ларьков увеличилось. Розничный товарооборот с 1950 до 1960 гг. вырос с 90,4 млн. руб. до 174 млн. руб. (в ценах 1961 гг.) [28]. Стипендии, учащихся школы различались в зависимости от их успехов в учебе: 185-260 руб. Для сравнения приведем зарплаты работников школы. Техничка получала 260 руб., директор в 1956г. – 845 руб.; завуч– 765, инструктор производственного обучения – 75, бухгалтер – 400, секретарь – 360. Стоимость урока у большинства педагогов школы - 9,91 руб., у некоторых– 8,75. Видимо, разница в оплате зависела от стажа [7, 6].

Какова покупательная способность этих денег? Приведем цены на основные продукты питания и некоторые промтовары в то время: хлеб (кг) – 3 руб., молоко (1литр) – 5 руб. (стоимость бутылки 2руб.), яйца (куриные) – 9-10 руб., сахар (комковой) – 10 руб., масло сливочное – 33 руб., мясо свиное – 21 руб. печень – 14 руб. сосиски – 26 руб., колбаса ливерная – 5,40 руб. пельмени – 14 руб., стакан семечек – 1 рубль, сырок плавленый – 1.50 руб., сыр – 26 руб., сметана – 18 руб., пломбир – 2,20 руб. газированная вода с сиропом у продавца – 40 коп., из автомата – 30 коп., без сиропа – 10 коп., пшено – 6-7 руб., овсянка – 1,60руб., гречка – 5,60 руб. [48]. Детские товары стоили дешево, т.к. их дотировали. Мужской костюм импортный – 200руб., женский плащ – 15 рублей, сумочка женская – 40 рублей, платок – 20 рублей, туфли – 120 рублей [45, 47, 49, 50, 53, 55].

Большую роль играла комсомольская организация. Она занималась воспитанием, учебой и поведением – всеми сторонами жизни учащихся школы. Комсомольцы помогали слабым, контролировали неорганизованных, активно участвовали в учебных делах. «Комсомольские организации неуклонно проводят в жизнь завет В.И. Ленина о том, что «союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин», … в освоении природных богатств нашей страны, в строительстве новых городов, заводов, фабрик, рудников, дальнейшем подъеме сельского хозяйства, в развитии науки, культуры и искусства» [30]. Комсомольцы следуют нравственным принципам морального кодекса строителя коммунизма, изложенных в Программе КПСС [30].

 

 

Выводы по третьей главе

 

 

1) Коммунистическая идеология пронизывала все стороны жизни школы и общества

2) Каждый молодой человек страны должен был получить профессию рабочего.

3) Росла торговая сеть, а, следовательно, росла нужда в её работниках.

4) Стипендия ученика достаточна, чтобы самостоятельно прожить.

 

 

Заключение

 

 

С ростом Магнитогорска и благосостояния советских людей росла торговая сеть и ее товарооборот, а, следовательно, нужда в работниках торговли и общепита.

С момента организации МШТКУ прошло более 56 лет. С точки зрения истории это немного; с точки зрения прошедших перемен - «дела давно минувших дней».

За девять лет существования курсов и школы (1955-1964 гг.) подготовлено 3128 продавцов промышленных и продовольственных товаров, поваров, кондитеров. При МШТКУ существовали курсы повышения и переподготовки работников торговли и общественного питания, обучение на которых с 1957 по 1964 гг. прошли 1770 человек. Число профессий, по которым проводилась подготовка, выросло с двух до четырёх.

В школе работал профессиональный, сравнительно молодой педколлектив. Педагогами работали выпускники высших и средних специальных учебных заведений, часть из которых – питомцы курсов и школы. Многие из них работали вместе в школе, впоследствии кулинарном профессиональном училище, всю свою трудовую жизнь. Абсолютное большинство педагогов – женщины.

Учебное заведение начинало свой путь в двух арендованных вечерами классов в средней школе № 55 и завершило его в учебном здании со специализированными кабинетами и лабораториями, сотнями учащихся и квалифицированными педагогами.

В начале большинство учащихся - магнитогорцы. Со временем в учебном заведении обучалось достаточно много приезжих из Челябинской области. Подавляющее большинство учащихся - русские, что соответствовало доле русского населения среди магнитогорцев в те годы. Учащиеся были разновозрастные, с различным уровнем образования. Большинство – члены ВЛКСМ.

Контингент учащихся вырос более, чем в 10 раз. Большинство учащихся - из малообеспеченных семей. Мальчиков среде будущих продавцов и кулинаров было мало.

В курсе теоретического обучения преобладали специальные дисциплины, из общеобразовательных предметов были история, позднее обществознание и физическое воспитание, в 1961-1962 учебном году добавилось и эстетическое воспитание.

Успеваемость была высокой. Производственное обучение имело особенное значение. Успешно обучающимся учащимся повышали ученический разряд и стипендию. Практика приучала к дисциплине, взаимовыручке и ответственности.

Политмассовой работе придавалось важное значение, т. к. она была связана с воспитанием советских рабочих – строителей коммунизма.

Каждый советский молодой человек должен был пройти школу рабочего коллектива, для чего получить рабочую профессию через систему профтехобразования; среднюю школу; техникумы; ведомственные учебные заведения, подобные ШТКУ.

Всё в школе: и работа педагогов, и деятельность комсомольской организации – было направлено на одну цель: подготовить квалифицированного работника советской торговли и общественного питания.

Можно смело сказать, что на всех предприятиях общественного питания и торговли Магнитогорска и юга области успешно работали выпускники МШТКУ.

В наше время уровень образования намного выше, чем во второй половине 50-х – 60-х годов, но, к сожалению, число специалистов, преданных своему делу, намного меньше.


Список использованных источников

 

  1. Нормативно-правовые и другие официальные документы

 

  1. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 1-2.
  2. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 3.
  3. Архив МТК. Ф. МШТКУ. - Оп. 3. – Д. 01. - Л 4.
  4. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 12.
  5. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. -Л. 18-19.
  6. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 23.
  7. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 25.
  8. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 31.
  9. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп.3. – Д. 01. – Л. 32-34.
  10. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 36-37.
  11. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 39-40.
  12. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 56-58.
  13. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 63.
  14. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 81.
  15. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 95.
  16. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 01. – Л. 96.
  17. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 1-2.
  18. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 14-15.
  19. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 17-18.
  20. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 19-20.
  21. Архив МТК. Ф. МШТКУ. - Оп. 3. – Д. 2. – Л. 177-178.
  22. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 179-180.
  23. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 182-183.
  24. Архив МТК. Ф.МШТКУ. - Оп. 3. – Д. 2. -Л. 193-194.
  25. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 195-196.
  26. Архив МТК. Ф. МШТКУ. – Оп. 3. – Д. 2. – Л. 197.
  27. Архив МТК. Ф. МШТКУ. - Оп. 2. – Д. 9. – Л. 10-17.
    1. Моноиздания
    2. Карабельщиков, П.М. Торговый путь Магнитки. – Магнитогорск.: Магнитогорский дом печати, 2014. – 232 с. ил.
    3.  Магнитогорск в цифрах. – Магнитогорск: магнитогорский городской информационно – вычислительный центр государственной статистики, 1987. – 86 с.
    4. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи. М.: «Молодая гвардия», 1975. – 32 с.
      1. Статьи из периодической печати и сборников
    5. Корнев, М.С. Дела давно минувших дней… (история рождения школы) М.С. Корнев//По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений работников МПТКУ, посвященных десятилетию училища. – 1967. – С. 9-13.
    6. Всехвальных, Р.А. Как я помню…/ Р.А Всехвальных. // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений работников МПТКУ, посвященных десятилетию училища. – 1967. – С. 15-19.
    7. Саймонова (Хасанзянова), Г.Н. В труде своих учеников я вижу свой труд… (Вспоминает первый завуч нашей школы) …/ Г.Н. Саймонова (Хасанзянова//По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений работников МПТКУ, посвященных десятилетию училища. – 1967 – С. 21-23.
    8. Ушнурцева, В.С. Несколько строк «о нашей черновой работе» / В.С Ушнурцева // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. С. 25.
    9. Солодовникова, А. Н. Слово – одному из первых инструкторов/ А..Н Солодовникова // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 27-29.
    10. Степанова, В.А. Мои мечты и свершения / В.А Степанова // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 31-34.
    11. Тимошина, А..А. Как это было / А..А Тимошина // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 35-37.
    12. Амелина, М.С. Да, мы не только вели уроки. / М.С Амелина// По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 39-41.
    13.  Гаврилюк, В.П. Я расскажу о предмете «эстетическое воспитание» / В.П Гаврилюк. // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 43-45.
    14. Афонина, М.Ф О чем говорят цифры и факты (краткая история МПТКУ) / М.Ф Афонина // По ступенькам лет. Альманах воспоминаний литературных произведений. – С. 51-58.
    15.  Вечер калибровщиков // Магнитогорский рабочий. - 1956г.- № 83. – С. 2.
    16. Государственные займы в СССР. // Магнитогорский рабочий. – 1956г. – № 83. – С. 2.
    17. Коммунисты обсуждают вопрос о воспитании детей // Магнитогорский рабочий. – 1956г. – № 83. – С. 2.
    18. Магнитогорцы широко отметили день рождения Ильича // Магнитогорский рабочий. – 1956г. – № 83. – С. 2.
    19. А Овчинников; Икра, селедка, банка шпрот – так закусывал народ / А. Овчинников, Н. Бероева, Г. Валиева // Комсомольская правда. – 2005. – 30 декабря. – С. 4.
    20. Хрущев, Н.С. На новые подвиги, молодежь, во имя дальнейшего расцвета советской родины! Речь на Всесоюзном совещании молодых строителей 11 апреля 1956г./ Н.С. Хрущев//Магнитогорский рабочий. - 1956. – № 75. – С. 1-2.

 

  1. Интервью

 

  1. Аллаярова, В.Ф.: интервью авторам работы.
  2. Арцибашева, Г.П.: интервью авторам работы.
  3. Зотова, Н.В: интервью авторам работы.
  4. Кольчугина, А.Н.: интервью авторам работы.
  5. Краснопёр, И.П.: интервью авторам работы.1
  6. Лекарчук, В.В.: интервью авторам работы.
  7. Липина, П.В.: интервью авторам работы.
  8. Минязева, А.А.: интервью авторам работы.
  9. Моторин, В.В.: интервью авторам работы.
  10. Муравьёва, Г.А.: интервью авторам работы.

 

  1. Список используемых писем

 

  1. Лаптева, Н.Т. Письмо от 13 декабря 1985 / Н.Т. Лаптева // Музей колледжа № 17.
  2. Харлова А.А.  Письмо от 27 марта 2006г./А.А. Харлова//Музей колледжа, №19.
  3. Шевчук, Т.К. Письмо от 12 апреля 2006 / Т.П. Шевчук // Музей колледжа, № 20.

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010