Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Культура русских народных праздников весны»

Автор:
Лукаш Наталья Павловна

Аннотация:

 

Программа «Культура русских народных праздников весны».

Автор: Лукаш Наталья Павловна.

 

 

Русские народные праздники всегда сохраняли свою воспитательную силу. Приобщение к ним – это приобщение к основам национальной культуры и духовности русского народа. Реализация программы «Культура русских народных праздников весны» содействует достижению цели развития ценностного отношения к культуре русских народных праздников младших подростков через решение задач знакомства с обычаями и традициями русских народных праздников весны, развитие интереса и чувства любви к русским народным праздникам.  Работа по этой программе поможет в деле воспитания нравственной личности гражданина и патриота России.

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Воспитание , Модуль:Воспитание школьников

    

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательная программа

 

 

«Культура русских народных праздников весны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составила: Лукаш Н. П.

Код автора: SC-3667

Пояснительная записка.

 

 

Педагогическая целесообразность программы  обусловлена необходимостью приобщения подрастающего поколения к ценностям русской культуры, обычаям и традициям народных праздников, которые воспроизводили духовную культуру народа, являлись источником воспитания патриотизма. Народная педагогика праздников  помогала формированию трудолюбия, взаимопомощи, товарищества, уважения к труду, эстетического восприятия родной природы. Творчество обязательно в становлении личности, неповторимой индивидуальности, а потому так важно включать подростков в деятельность, которая бы помогала раскрыть их природный творческий потенциал. Программа предоставляет возможность каждому ее участнику не только соприкоснуться с традициями празднования в народе праздников весны, но и возможность отнестись к этому опыту творчески. Принцип культуросообразности основывается на общечеловеческих ценностях культуры, особенностях национальных культурных традиций, культурных особенностях регионов. Это позволяет организовывать воспитательную работу, учитывая всю богатую палитру празднования народных праздников.  Все это помогает формированию потребности шире знакомиться не только с культурой своей страны, но и с культурными традициями других стран. Воспитание подрастающего поколения как носителей традиций, обычаев и духовной культуры народа в целом – важная часть воспитательной работы. В рамках данной программы могут решаться и мировоззренческие проблемы, которые отражают идею гармонии природы и человека.

Развитие ценностного отношения к культуре русских народных праздников содействует гармоничному развитию личности и способности толерантно реагировать на проявление другой культуры. Приобщение к культурным традициям своего народа должно служить важным ориентиром в деятельности воспитателя, а знакомство с культурой празднования русских народных праздников поможет почувствовать себя сопричастными к великой культуре нашей страны. Работа по данной программе создаст атмосферу, в которой воспитанники смогут развить свои творческие способности, сформировать культуру общения, научиться эстетическому восприятию окружающего их мира. Устойчивое развитие воспитательных результатов предполагает не только приобретение знаний, но и опыта переживания ими ценности этого знания. Формы деятельности, содержание выстроены таким образом, чтобы наиболее эффективно содействовать и соответствовать поставленной цели программы «Культура русских народных праздников весны». Это, несомненно, должно оказать позитивное влияние на развитие личности в целом.

Цель программы: Развитие ценностного отношения к культуре русских народных                                            праздников.

Задачи: 1. Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников весны.

              2. Развитие интереса и чувства любви к русским народным праздникам.

 

Программа предполагает организацию комплекса регулярных  занятий по 18 темам (общим объемом 47 часов).

Данная программа может быть реализована в работе с детьми младшего подросткового возраста.

 

 

Тематическое планирование.

 

п\п

Тема занятия

Количество часов.

1

2

3

1

Знакомство с особенностями русских народных праздников весны.

1

2

Ярилины праздники. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздников.

4

3

Конкурс дизайн-проектов организации пространства Ярилиных праздников. Реализация проекта-победителя.

2

4

День Тимофея-весновея.

1

5

Праздник Весновки - начало года русского земледельца.

2

6

День равноденствия – 22 марта.

3

7

Русские народные праздники апреля

1

8

Третья встреча весны – Благовещенье.

3

9

Никитин день – праздник рек, озер, ручьев.

1

10

Разработка сценария и проведение праздника «Федул-ветреник».

6

11

Разработка и осуществление проекта фотодизайна «Фотоальбом «Празднование народных праздников весны в моем городе».

 

4

1

2

3

12

Разработка и реализация проекта «Русские народные праздники мая».

4

13

Искусство создания праздничных костюмов.

4

14

Конкурс «Праздничные костюмы».

1

15

Праздничное творчество.

2

16

Русские народные праздники весны.

1

17

Конкурс поделок из природного материала «Русские народные праздники весны».

4

18

Ярмарка

3

 

Всего

47

 

 

Содержание деятельности.

 

 

  1. Знакомство с особенностями русских народных праздников весны (1ч).

Опыт создания праздников на основе русского народного календаря. Народная культура русских народных праздников весны. Русские народные праздники: история и современность.

  1. Ярилины праздники. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздников (4ч).

История празднования Ярилиных праздников. Ярмарочные гулянья. Ярилины огни, игры. Обряд «Утучнение снега». Праздничные костюмы. Традиция кормления птиц «Овсянничками» (изделия из овсяной муки). Разработка дизайнерских проектов организации пространства Ярилиных праздников.

  1. Конкурс дизайн-проектов организации пространства Ярилиных праздников. Реализация проекта-победителя конкурса (2ч).

Конкурс дизайн-проектов организации пространства «Ярилиных праздников». Реализация проекта-победителя конкурса.

  1. День Тимофея-весновея (1ч).

Наблюдения за природными явлениями. Особенности выявления погодных условий весны в День Тимофея-весновея. Народные приметы.

  1. Праздник Весновки – начало года русского земледельца (2ч).

Первая встреча весны – День Весновки. Поговорки о народных приметах. Древний обычай изготовления свистулек для встречи весны и богатого урожая, счастливого года. Целебная сила талой мартовской воды «Снежицы». Кормление птиц обрядовым праздничным печеньем.

  1. День равноденствия -22 марта (3ч).

Основная встреча весны на Руси. Сороки. Прилет жаворонков. Старинная традиция проведения  обряда встречи весны печеньем с льняным и конопляным семенем. Изготовление обрядовых бубликов, колобков, самодельных бумажных птичек. Народно - спортивные игры, праздничные хороводы, песни.

  1. Русские народные праздники апреля (1ч).

История празднования русских народных праздников апреля. Связь праздников и знаменательных дней апреля - березозола с пробуждением природы. Обряд встречи солнца с горы-яра. Почитание Матери Сырой Земли.

Разработка и реализация проекта « Русские народные праздники апреля».

  1. Третья встреча весны – Благовещенье (3ч).

Обрядовые костры, праздничные песни, хороводы. Обряд «Чин хлебопреломления» (действие о ниспослании в новом году богатого урожая).

 Традиции Красной горки. Народные подвижные игры. Праздничные цветочные венки. Одаривание взрослыми молодежь благовещенским печенье: «серны» -девушкам; «плуги» и «бороны» - парням. Использование этого печенья во время весенней пахоты.

  1. Никитин день – праздник рек, озер, ручьев (1ч).

Значение праздника для рыбаков. Старинный обряд с первой пойманной рыбой.  Сказочный образ водяного. Кормление обитателей рек и озер хлебом, пшенной кашей.

  1. Разработка сценария и проведение праздника «Федул – ветреник» (6ч).

Разработка сценария праздника «Федул – ветреник» как художественно-эстетического, познавательного события. Конкурс разработанных сценариев и проведение их презентаций. Репетиция и проведение праздника.

  1. Разработка и осуществление проекта фотодизайна «Фотоальбом «Празднование народных праздников весны в моем городе» (4ч).

Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Празднование народных праздников весны в моем городе». Презентация выставки проектов фотодизайна «Фотоальбом «Празднование народных праздников весны в моем городе».

  1. Разработка и реализация проекта «Русские народные праздники мая» (4ч).

Разработка и реализация проекта «Русские народные праздники мая». Презентация выставки проектов «Русские народные праздники мая».

  1. Искусство создания праздничных костюмов (4ч).

Традиции создания костюмов русских народных праздников весны. Создание эскизов  и изготовление праздничных костюмов и украшений.

  1. Конкурс «Праздничные костюмы» (1ч).

Конкурс творческих работ по созданию праздничных костюмов русских народных праздников весны. Презентация работ победителей конкурса.

  1. Праздничное творчество (2ч).

Изготовление поделок из природного материала на тему «Русские народные праздники весны».

  1. Конкурс поделок из природного материала «Русские народные праздники весны» (1ч).

Проведение конкурса работ из природного материала «Русские народные праздники весны». Презентация работ победителей конкурса.

  1. Фольклорный праздник «Веселый месяц май» (4ч).

Разработка сценария праздника. Распределение ролей. Изготовление праздничных костюмов. Оформление газет по теме праздника, приглашений гостям.  Репетиция и проведение праздника «Веселый месяц май».

  1. Ярмарка (3ч).

Традиции ярмарочного гулянья русских народных праздников весны. Разработка сценария и проведения ярмарки.

 

Для получения данных о результатах освоения программы целесообразно использовать методы: анализа продуктов деятельности, наблюдения, беседы, анкетирования.

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

 

 

  1. Приобретение воспитанниками знаний  об особенностях празднования русских народных праздников весны, как части национальной культуры.
  2. Повышение общего уровня культуры общения, конструктивной групповой работы, межличностного взаимодействия.
  3. Усвоение представлений о способах презентации творческих работ.
  4. Обогащение эмоционального мира, получение опыта переживания ценностей национальной культуры и позитивного к ней отношения.

 

 

Формы занятий и подведения итогов реализации воспитательной  программы.

 

 

Для достижения выдвинутых целей и поставленных задач используются: беседы, творческие проекты, праздники, художественные выставки, конкурсы, презентации, викторины, ярмарка.

 

 

Список  литературы.

 

 

  1. «Русские традиции и праздники».

Хрестоматия «Отечество».

Авторы: Л. Михеева, M. Короткова.

Москва, «Дрофа-Плюс», 2007.

 

  1. «Русские обрядовые песни».

Автор: Ю. Г. Круглов.

Москва «Высшая школа», 1982г.

 

  1. «Чудесный Короб».

Русские народные песни, сказки, игры, загадки.

Составление, запись и обработка: Г. Науменко.

Москва. «Детская литература», 1988г.

 

4. «Весенние праздники, игры и забавы для детей».

В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л. Д. Короткова.

Москва. Т.Ц. «Сфера».

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010