Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения в современных условиях»

Автор:
Поспелова Марина Анатольевна

Аннотация:

В статье представлена модель воспитательной системы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области, разработчиками которой являются педагогический и ученический коллективы, родительское сообщество. Автором статьи раскрыты этапы реализации воспитательной системы лицея с 2014 по 2019гг., ценности и идеи, цель, задачи и результат работы, формы организации воспитательного процесса и социализации школьников, принципы и группы методов, условия реализации цели и задач  воспитания обучающихся. Подробно прописаны основные направления, традиционные мероприятия, формы принятия управленческих решений, критерии изучения эффективности воспитательной системы и качественные показатели эффективности её функционирования, методики изучения и механизм реализации воспитательной системы. Воспитательная система лицея осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека грамотного, компетентного, высоконравственного».

Автором статьи является Поспелова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе Мончегорского лицея имени В.Г.Сизова.

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Воспитание , Модуль:Воспитание школьников

    

Поспелова М.А.

Статья:

 

«Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения

в современных условиях»

 

 

Автор статьи: Поспелова Марина Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ лицей имени В.Г.Сизова

г.Мончегорска Мурманской области

(персональный код автора: SC-3191)

 

          При построении воспитательной системы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска Мурманской области смоделированы и созданы условия для самореализации и самоутверждения личности обучающегося, учителя, родителя, что, несомненно, будет способствовать их творческому самовыражению и личностному росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

          Проектируемая воспитательная система МБОУ лицей имени В.Г.Сизова состоит из трёх этапов и рассчитана на пять лет (2014-2019гг.): 1) проектный (сентябрь-декабрь 2013г.); 2) практический (январь 2014г. – август 2019г.); 3) обобщающий (сентябрь-декабрь 2019г.).

Рассмотрим содержание каждого этапа реализации воспитательной

системы лицея.

 

 

Первый этап - проектный:

-создание временной творческой группы по разработке модели воспитательной системы лицея;

- изучение современных теорий проектирования, концепций воспитания, нормативно-правовых документов образовательного процесса;

- выполнение анализа эффективности воспитательной системы лицея за период с 2005 по 2013 годы;

- выявление проблем, обоснование их актуальности;

- определение приоритетных направлений в организации образовательного процесса лицея;

- ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников, с результатами анализа эффективности воспитательной системы, её «сильными» и «слабыми» сторонами»;

- изучение сущности, признаков и компонентов воспитательной системы, её теоретических и методических основ построения и развития;

- определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса;

- проведение семинара-практикума по теме «Игры, приёмы и методы для развития творческих способностей обучающихся»;

- обсуждение имеющихся моделей выпускника начальной, основной и средней школы лицея имени В.Г.Сизова;

-кадровое и материально-техническое обеспечение реализации воспитательной системы лицея;

- проведение социологического опроса обучающихся, педагогов, родителей по теме «Новые идеи по воспитательной работе», в ходе которого выяснилось, что субъекты образовательного процесса имеют общую цель воспитания (обучающиеся 6-11 классов предлагают включить в план воспитательной работы акцию «33 добрых дела», Единый день «Весёлая суббота», День народов мира, Единый День искусства, дискотеки или костюмированные вечеринки, экстремальные игры, спектакли, рок-концерт, соревнования по стрельбе, шоу «Минута славы», смотр строя и песни, военизированные эстафеты, КВН, игры «Что? Где? Когда?», «К барьеру», «Битва умов», «Своя игра», «Прояви себя», «Кто хочет стать миллионером?», «Тройка», «Калейдоскоп», «Космодром», конкурс  «Самый танцующий класс» и т.д.,, педагоги и родители - конкурсы «Лучший ученик по предмету», «Интеллектуальное многоборье» в старших классах, «Грация, красота и сила», игры «Интеллект на интеллект», «Класс быстрого интеллектуального реагирования», «Своя игра» между учителями и учениками,  «Интеллектуальная битва поколений», тематические ученическо-учительские-родительские  постановки, например, спектакль «Детство и война», виртуальные и реальные экскурсии по памятным местам и достопримечательным местам, диспуты, конференции по обсуждению книги или фильма, фестиваль искусств, политинформации, Дни национальной культуры, практикумы по этической грамматике, праздники «Семейные традиции», интерактивные беседы со специалистами, возрождение тимуровского движения и  общественно полезного труда, игру «Зарница» на снегу, смотр строя и песни, спортивную «Масленицу» и т.д.);

-определение критериев, показателей, методик и методов эффективности воспитательной системы лицея;

- создание новой модели воспитательной системы всеми субъектами образовательного процесса и обсуждение её на педсовете «Результативность и эффективность воспитательной работы в свете стандартов второго поколения. Проблемы и перспективы»;

- разработка стратегического плана развития воспитательной системы лицея до 2019 года;

- прогнозирование отдельных положительных результатов и др.

Второй этап - практический:

- окончательное утверждение приоритетных направлений в организации образовательного процесса лицея;

- обеспечение условий для реализации стратегического плана развития воспитательной системы лицея до 2019 года;

- апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;

-организация социально-психологической поддержки личности обучающегося в процессе развития;

- осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов лицея;

- проведение мониторинга развития личности и формирования школьного и классных коллективов;

- сопоставление уровня воспитанности выпускников 4-х, 9-х и 11-х классов моделям начальной, основной и средней школы лицея имени В.Г.Сизова;

-  внесение корректив в систему ученического самоуправления;

- создание условий для реализации возможностей обучающихся в лицее, например,  организация кружков, секций, объединений по интересам во внеурочное время в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями обучающихся;

-обеспечение информационной поддержки образовательного процесса и др.

Третий этап - обобщающий:

- обработка и интерпретация данных за пять лет;

- выявление и оценка реальных результатов работы лицея, их соотношение с поставленными целями и задачами;

- обобщение опыта инновационной деятельности педагогов;

- внесение корректив в воспитательную систему лицея;

- выполнение анализа и корректировка воспитательных систем классов и др.

            В основе создания воспитательной системы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова заложены следующие ценности и идеи: 1). Главными ценностями учреждения являются ценности интеллектуального развития, инновационной грамотности, ценности социального опыта, ценностные личностные ориентации, культура, здоровье, адекватно-нравственное поведение в окружающей среде, ценности самоопределения, осмысления образовательного результата и перспектив роста, совместного проживания, ценности партнёрства и сотрудничества    субъектов   образования. 2). Основные идеи:

Идея культуросообразности.Одним из важных аспектов образования становится формирование культуры молодого поколения. Развитие  технического прогресса, осуществляемое стремительными темпами,  кризисные  социальные и экономические явления привели к  снижению уровня культуры.  Культура общества попросту не успевает за техническим прогрессом: «Беспрерывно убыстряющийся прогресс оплачен постоянно усиливающимся человеческим регрессом» (Н.Бедемор).Кроме того меняются жизненные ценности. Во многих случаях семья заинтересована только в том, чтобы прокормить себя и детей, и главным приоритетом становятся деньги. Семейные традиции, культура взаимоотношений, культура быта,  речевой этикет отходят на последнее место или им совсем не уделяется внимания.  При этом  культура как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении всего существования человечества,  несет в себе не только внешнюю, но и внутреннюю атрибутику - духовно-нравственные  отношения. Назначение образовательного учреждения – создать такую среду, которая сформирует  высоконравственное  отношение обучающихся, педагогов, родителей  к окружающему миру и к самим себе.

Идея  сочетания традиций и инноваций. Нельзя создать новую обучающую и воспитывающую среду, отвергая и разрушая  предшествующий опыт и традиции. Поэтому, сохраняя традиции образования, воспитания, поведения, взаимоотношений, нужно создать такую образовательную среду, которая сформировала бы новое поколение лицеистов, грамотных, компетентных, высоконравственных. А творческим толчком для этого должна стать система инноваций и включенность в этот инновационный творческий процесс всех субъектов образования.

  •  «Современный, национальный, воспитательный  идеал – это

высоконравственный, творческий, компетентный  гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее  своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» {3, С.11}.

           Воспитание обучающихся ориентировано на достижение определённого идеала, то есть на модели выпускника начальной, основной и средней школы лицея имени В.Г.Сизова. В 2010/2011 учебном году разработаны модели выпускников начальной школы,  основной школы, средней (полной) школы лицея имени В.Г.Сизова в соответствии с требованиями ФГОС (Приложение 1).

Воспитательная система лицея охватывает весьпедагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, при этом она должна отвечать таким базовым требованиям, как: 1) гуманистический стиль отношений образовательного процесса между всеми участниками; 2) разумная дисциплины и порядок; 3) возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны; 4) демократические принципы управления учреждением. Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов: субъектов, целей, системообразующей деятельности, отношений, управления.

          Воспитательная система в лицее создаётся  усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, обучающимися, родителями. В процессе их взаимодействия  формируются  её  цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Основная цель воспитательной системы – содействовать формированию высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности обучающегося лицея.

Результат работы  - успешная социализация выпускников лицея.

Воспитательная работа направлена на решение основных  задач:

- создание  воспитательной среды, содействующей воспитанию и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного лицеиста;

-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

-   формирование положительного имиджа лицея, развитие и укрепление его традиций;

- развитие здоровьесберегающей среды в лицее, направленной на формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

- организация совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и других объектов социализации;

- развитие лидерские качества обучающихся, содействие воспитанию навыков коллективного и группового взаимодействия;

-   обеспечение активного участия обучающихся и родителей в управлении лицеем;

-   осуществление контроля функционирования воспитательного процесса;

-   организация методического сопровождения педагогов-воспитателей.

          Содержание воспитания – система действий воспитателей и воспитанников, единство двух типов отношений: товарищеского творчества и творческих задач. В лицее организована среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

           Организация деятельности базируется на принципах: успешности  (степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество, инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово учителя, его интонация, жесты, мимика); открытости (предполагает наличие в отношениях субъектов

образовательного процесса откровенности, правдивости и доверия, все отношения должны быть понятны и прозрачны для партнёров без всяких исключений); сотрудничества (предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скреплённую взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности).

           Для решения вышеназванных задач используются разнообразные формы, приёмы, методы педагогической деятельности.

Формы организации воспитательного процесса: коллективно-творческие дела, ролевые, интеллектуальные и станционные игры, конкурсы, смотры, соревнования, экскурсии, походы, кукольные спектакли, тренинговые занятия, конференции, ток-шоу, акции, ученическое самоуправление и др.

Группы методов, соответствующих целенаправленной деятельности

педагогов и организованной целенаправленной деятельности обучающихся {6, с.60-61}: методы убеждения: показ, рассказ сущности дела с объяснением его

важности, полезности; личный пример/показ; практическая деятельность с отдельными обучающимися, практическая помощь каждому (метод приучения); поощрение; наказание; осуждение; одобрение; методы упражнения: практическая самостоятельная деятельность обучающихся, когда идея подаётся учителем; творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе; методы косвенного воздействия на обучающихся:  опосредованное влияние на обучающихся, их самовоспитание в образованных педагогом воспитательных ситуаций риска, помощи слабым и др.

           Условиями реализации цели и задач воспитания обучающихся   являются создание в лицее благоприятного психологического  микроклимата и атмосферы взаимодействия; организация интересной внеурочной и внеклассной деятельности в соответствии с интересами и склонностями обучающихся; организация ученической системы самоуправления; обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи; развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между учениками и учителями, между педагогами и родителями учеников и др.

Основными направлениями воспитательной деятельности определены следующие:1)воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью, здоровому образу жизни; 4) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;  6) работа по организации ученической системы самоуправления.

В каждом вышеназванном направлении представлены  традиционные и нетрадиционные дела лицея, а также мероприятия, запланированные совместно с социальными партнёрами: управлением образования, Центром психолого-медико-социального сопровождения, Центром развития творчества детей и юношества «Полярис», территориальной избирательной комиссией, отделом по делам молодёжи и взаимодействию с общественными объединениями, отделом культуры, музеем цветного камня имени В.Н.Дава, музеем истории города, Централизованной библиотечной системой, комитетом по физической культуре и спорту, сектором охраны окружающей среды, Комплексным центром социального обслуживания населения, Центром планирования семьи, Центром здоровья, ОМВД России по г.Мончегорску и другими.

Составной частью воспитательной системы является сохранение школьных традиций, главной целью которых является целостность интересов субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Годовой круг лицейских дел представляет собой комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в учреждении. Сохранение школьных традиций обеспечивает создание в лицее атмосферы сотрудничества,

ответственности, помогает ощутить себя причастным к коллективу, к общему делу.

Традиционными мероприятиями в лицее являются праздники «Да здравствует лицей», «Лицея день заветный», «Моя мама самая лучшая», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Ёлочка, живи!», Их стихия – небо», «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Последний звонок», «Слава науке и ученикам», митинг «Яркий свет идей Сизова», Пушкинский вечер, новогодний вечер старшеклассников, концерты «Спасибо Вам, учителя», «Вам, милые женщины», День самоуправления, обучающий семинар «Я – лидер», День вежливости и хороших манер, акции «Лицей – территория закона», «Сохраните наши жизни», «Вахта памяти», «Цветок толерантности», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Здоровые сердца», «Проверь свои лёгкие», «Подари кусочек счастья», «Почта любви», «Зелёный и чистый Мончегорск», «В защиту животных», «Сохраним леса России», «Поможем птицам», «Ты не одинок», «Георгиевская ленточка», реализация проекта «Улица Комсомольская, на которой наш лицей», КТД «Учение с увлечением», конкурсы «Интеллектуальное многоборье», «Семья года», «Класс года», «Уголок класса», «Звёздная пыль», «Самый читающий шестой класс», «Самый прикольный внешний вид первого апреля», обзорные экскурсии по городу, поход «Золотая осень», лыжные походы, тематические экскурсии в музее истории школы, поездка «Партизанскими тропами Заполярья», литературно-музыкальные композиции «Мы родились, когда уж всё свершилось…», «Память бережно храним», «Имя подвига – Победа», познавательно-игровые программы «Посвящение в пешеходы», «Весёлый перекрёсток», «Красный, жёлтый, зелёный», станционные игры «Жить здорово», «Путешествие в страну Пешеходию», конкурсно-игровая программа «Маскарад вредных привычек», спортивно-правовая игра «Безопасное колесо», Школьная спартакиада, спортивные соревнования «Весёлые старты»,  «Джентльмен-шоу», «Малые Олимпийские игры», кукольные спектакли  «Незнайка на улице», «Как медведь трубку курил», тематические выставки детских работ, заседания профориентационного клуба «Ориентир», общешкольные конференции, выборы Президента МОО «Республика сизовцев»  и т.д.

Формами социализации являются молодёжная общественная организация «Республика сизовцев», молодёжное движение «Возрождение», детское общественное объединение «Трилистник», хоровая студия «Росинка», клуб авторской песни «Роза ветров», кружок «Северные фантазии», изостудия «Палитра», объединение «Сизовцы», литературный клуб «Духовное наследие», профориентационный клуб «Ориентир», пресс-центр «Школьные ступени», музей истории школы, кукольный театр «Муравейник», клуб «Образ я» и др.

           Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов - педагогического и ученического. При  этом педагогический коллектив - управляющая подсистема, а ученический - управляемая. Ученический коллектив - это не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития. Воспитательная система МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска представлена на рисунке 1 (Приложение 2).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются три основные формы принятия управленческих решений: 1) в форме соуправления - на высшем уровне управления лицеем такими органами являются общешкольная конференция и Совет лицея, управленческие решения считаются принятыми при достижении соглашения заинтересованными сторонами; 2) в форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, Совете обучающихся, Совете родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) в форме административного управления - если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании администрации – коллегиально.

             Воспитание – это управление процессом развития личности ребёнка через создание благоприятных для этого условий. А значит и диагностика должна быть направлена на изучение личности ребёнка и создаваемые воспитательные системой условия для её развития. Выделим три критерия изучения эффективности воспитательной системы: 1) социализация и адаптация обучающихся в жизни(получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребёнка, на формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни); 2) удовлетворённость обучающихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении (получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить степень комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучия  жизни в учебном заведении); 3) значимость образовательного учреждения (получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет анализировать результаты образовательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своём учебном заведении, но и в контексте с достижениями других образовательных учреждений города и области).

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы: 1)образ МБОУ лицей имени В.Г.Сизова  в сознании обучающихся, учителей, родителей; 2) модели выпускников начальной, основной и средней школы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова как результат воспитательной системы; 3) психологический климат, самочувствие школьников и педагогов  в МБОУ лицей имени В.Г.Сизова; 4) характер взаимоотношений между различными субъектами системы; 5) событийный характер деятельности; 6) проверка временем (прочность связи поколений, традиции); 7) авторитет МБОУ лицей имени В.Г.Сизова (отношение к учебному заведению работников управления образования, родителей, обучающихся).

Методики  изучения:

1).Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося: статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, методика определения готовности школе Л.А.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», методика Л.А.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», методика Л.А.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», школьный тест умственного развития (ШТУР), краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся.

2). Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося:

тест Н.Е.Щербаковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности, методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности, методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся: диагностическая карта М.И.Шиловой для изучения уровня воспитанности обучающихся и диагностическая карта «Система ценностных ориентаций», педагогическое наблюдение.

3). Сформированность физического потенциала личности обучающегося

(статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся, выполнение контрольных нормативов в беге 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании – юноши, поднимание туловища – девушки, методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся).

4). Сформированность творческого потенциала обучающегося: краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), метод оценки продуктов творческой деятельности учеников.

5). Самоактуализированность личности обучающегося: метод анализа личностных достижений школьников, методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников, методика изучения общительности В.Ф.Ряховского, тест «Будь готов!» Е.Ю.Пряжниковой, матрица выбора профессии Г.В.Резапкиной, методика И.А.Савченко «Составление формулы профессии», «Опросник профессиональных предпочтений» Дж.Холланда, методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока, методика «Опросник профессиональных склонностей» Л.Йовайши.

6).Удовлетворённость обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении: методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости обучающихся школьной жизнью», методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении», методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса, методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе, методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная Т.В.Снегиревой, методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив?», методика «Наши отношения» (составленная по кн. Л.М.Фридман), методика Л.Г.Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе», мониторинг оценки деятельности классных руководителей (по  региональным критериям и показателям).

7). Сформированность общешкольного коллектива: методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)», методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления», методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия, тест-опросник О.С.Газмана для обучающихся, родителей и педагогов «Мое мнение о классе», анкета «Я, мой класс и мой лицей» (разработанная специалистами лицея и Центра психолого-медико-социального сопровождения).

             Механизм реализации воспитательной системы.

            Выполнение запланированных мероприятий осуществляется в рамках стратегического плана развития  воспитательной системы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова на 2014-2019 годы  и  годовых  планов работы учреждения. В стратегическом плане развития воспитательной системы лицея представлены мероприятия, направленные на создание в лицее благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества; работу по организации ученического системы самоуправления; организацию жизнедеятельности школьного и классных  коллективов; организацию деятельности по самореализации обучающихся,  поддержку их творческой активности; организацию контроля  функционирования воспитательного процесса и методического сопровождения педагогов-воспитателей.Результаты контроля выполнения плана мероприятий доводятся до сведения всех участников образовательного процесса посредством  публичной отчётности.

          Итак, в современных условиях развития общества на образовательное учреждение возложена особая миссия - создание целостной системы  обучения и воспитания, обеспечивающей новое качество лицейского образования,  удовлетворяющее  социальному заказу со стороны государства, общества, личности, на основе   компетентностного подхода, традиций российского образования и  традиций духовно-нравственного  воспитания и вовлечения в инновационный процесс всех субъектов образования. Результатом работы должна стать успешная социализация выпускников лицея.

           Разработчиками модели воспитательной системы МБОУ лицей имени В.Г.Сизова г.Мончегорска являются педагогический и ученический коллективы, родительское сообщество. В процессе их взаимодействия  сформированы  цели и задачи воспитательной системы, определены пути их реализации, спланирована деятельность. Воспитательная система лицея осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека грамотного, компетентного, высоконравственного».

 

Список использованной литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В., Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя/Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов; Под ред. Л.И.Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006. – 207с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков  В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение. – 2009г. – 23с.
  4. Интернет-ресурсы.Myshared.ru/side. Роль проектирования в воспитательной системе образовательного учреждения.
  5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/Под ред. Н.Л.Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
  6. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. И доп. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352с. (Серия «Педагогическое образование»).
  7. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие/Под общ.ред. И.И.Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – 664с.
  8. Программа развития МОУ лицея имени В.Г.Сизова до 2015 года «Призма». - Мончегорск,  2011г. – 50с.
  9. Советова Е.В. Система воспитательной работы в школе/Е.В.Советова, О.В.Шувалова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотека «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.22).
  10. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64с.
  11. Управление образовательными системами: Учебное пособие/Под ред.В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464с. (Серия «Педагогическое образование»).
  12. Управление школой: теоретическое основы и методы: Учебное пособие/Под ред. В.С.Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009г. приказ Минобрнауки России №373).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010г. приказ Минобрнауки России №1897).
  15. Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  16. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.
  17. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография/В.В.Юдин. – Москва: Университетская книга, 2008. – 302с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 

 
 
 

 

 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 

 

 
 
 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010