Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Как воспитать современного ребёнка?

Автор:
Кириллина Мария Михайловна

Аннотация:

Как воспитать современного ребёнка?

                                                                                          Кириллина М.М.

     Воспитание является основным содержанием педагогического процесса. В данной статье рассматривается вопрос о воспитании современного ребенка.

     Современные дети кардинально отличаются от детей предыдущего поколения. Даны характеристики темперамента, поведения и увлечения нового поколения.

      Рассматриваются парадоксальные явления воспитательного процесса, описываются технологии создания воспитывающего образовательного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

современные дети, клиповый, блоги, sms-сообщения, поисковый, интернет-пространство, дистантная технология обучения, тайм-менеджер, технологии, эгоцентрическая доминанта.

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как воспитать современного человека?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Сегодня мы повсеместно встречаемся с мнением о том, что современные дети кардинально отличаются от детей, которые росли даже сравнительно недавно, в конце 20 века.

       Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, породили невиданную доселе массу новых тенденций.

       Это мнение, которое разделяем и мы сами, основывается на многочисленных наблюдениях, порождающих у взрослых людей разнообразные по эмоциональной окраске реакции. Причем реакции в диапазоне от нейтральных до негативных. Последнее не удивляет, так как история показывает, что поведение нового поколения редко вызывает позитивные эмоции у поколения более старшего. Степень объективности этого восприятия-вопрос риторический.

        На наш взгляд, современного ребенка следует охарактеризовать следующим образом. Он «клиповый», воспринимающий информацию фрагментарно, небольшими порциями. Причем информационная емкость этих фрагментов небольшая, а сама информация должна часто меняться - по содержанию, направленности, форме подачи и методам ее усвоения. Отсюда стремление ребенка читать не книги, а блоги, стремление сокращать слова в sms-сообщениях, создавая свой язык вне правил орфографии и пунктуации.

       Современный ребенок очень критичный и поисковый. У него есть возможность перепроверить информацию, поступающую от взрослых, даже получить ее со значительным опережением.

       Они с детства приобщаются к инновационным технологиям, а главное - владеют совсем иным подходом к информации. В обществе о юных пользователях уже сложилось множество устойчивых мнений. Но учёные взяли на себя труд проверить каждый из мифов на прочность.

        Ребенок сегодня становится хозяином своего социального статуса в интернет-пространстве, благодаря дистантным технологиям обучения – тайм-менеджером, распорядителем темпа учения, последовательности своей работы над учебным материалом.

       При этом следует учитывать и тот факт, что современный ребенок - при всех изменениях - остается ребенком как представителем детства, как особой социокультурной реальности. Это означает, что он испытывает все базовые потребности детства-потребности в приключении, общении, радости, движении, созидательности, путешествии. Кроме того, для ребенка остаются актуальными и все группы доминирующих интересов, описанных еще Л.С.Выготским в качестве ключа ко всей проблеме психического развития подростка: «эгоцентрическая доминанта» как интерес к собственной личности; «доминанта дали», предполагающая установку на обширные, большие масштабы; «доминанта усилия», выявляющая тягу ребенка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям; «доминанта романтики», характеризующаяся его стремлением к неизвестному и рискованному, к приключениям и героизму, современному ребенку присуща тоже.

        Здесь следует оговорить, что границы подросткового возраста в настоящее время также испытывают значительные изменения, что требует особого психолого-педагогического исследования. По наблюдениям и результатам опроса педагогов и родителей детей 8-12-летнего возраста, проявления подросткового поведения начинают быть заметными у девочек уже в 8,5 лет, а у мальчиков в 9-10 лет. Отсюда возникает проблема поиска теоретических оснований разработки системы воспитательной работы, максимально соответствующей потребностям современного ребенка.

        К первому парадоксу мы относим, что воспитание современного ребенка базируется как на классических, так и на уже ставших привычными в последние годы для педагогики принципах.

        К первым отнесем принципы наглядности и культуросообразности, ко вторым - принципы вариативности и открытости. Однако специфика современного детства предлагает нам совместить говорить об индивидуализации вкупе с виртуальными способами фасилитации социализации.

        Следующий парадокс в том, что цели воспитания, в большинстве своем, остаются неизменными уже много веков. Сегодня мы наблюдаем возрождение идей и практик воспитания, причем приоритетное перед обучением. Современные стандарты образования тому подтверждение.

         Заметим, что развести понятия воспитания и обучения в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена достаточно трудно, практически невозможно. И аналитический взгляд на генезис формирования, становления и развития у современного ребенка картины мира - что, по сути, являет собой результат его образования -убедительно доказывает: воспитание современного ребенка предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и затем окончательно доминирует через различные свои формы (влияние значимого другого человека, среды, впечатлений, средств массовой информации, событий и, что главное, самовоспитание). Современно звучат и цели, поставленные Я.А.Коменским перед образованием: развивать способности, совершенствовать языки, воспитываться нравственно, то есть то, что помогает человеку стать истинным человеком. Даже его призыв искренне почитать Бога сегодня в той или иной форме и степени возвращается.

         Третий парадокс, который мне хотелось бы обозначить, заключается в том, что, с одной стороны, современный ребенок более чем когда бы то ни было нуждается в защите взрослого и педагогическом сопровождении им своего развития, с другой - взрослые, признавая это на словах, на практике все меньше уделяют внимания детям. Такую же картину описывал Я.А.Коменский.

          Действительно, про нас написано, что по первому высказыванию - юношество сейчас действительно увлекается примерами «злых» людей, и достаточно сложно найти и нужные слова и нужные методы взаимодействия с подростками и молодыми людьми, чтобы «вернуть их на путь истинный».

          И классификация родителей на три группы: самая малочисленная, представители которой могут научить своих детей хорошему; вторая - которые не могут априори; третья - могут, но у них нет на это времени. И про педагогов, очень хороших педагогов, которые уходят в частные школы потому, что там за свой труд получат достойную зарплату. Иногда складывается впечатление, что автор «Великой дидактики» был таким педагогическим Нострадамусом.

          А если люди остались те же, так что же изменилось? Технологии. А отсюда - открытость всего всем и доступность всего всем, если уж следовать терминологии Я.А.Коменского.

          И это не может не влиять на формы и методы образования - его индивидуализация, дистанционность прочно и судя по всему надолго входят в жизнь наших детей, о чем мы уже говорили выше.

          Возрастание скорости получения информации все более акцентирует социокультурно обусловленную направленность детей на будущее, при том, что ритуалы и традиции школьного уклада в большинстве школ постоянно обращают их в прошлое.

          Мы не отрицаем ценность традиций, даже не отрицаем классические для педагогики способы их преподнесения, за исключением классных часов, построенных на монологах - часто заранее предсказуемых и поэтому скучных. И если говорить о воспитании современного ребенка, то прежде всего надо заявлять о создании воспитывающего образовательного пространства. Причем создании не заново, а возрождая многие из, к счастью, не совсем утерянных сегодня педагогических традиций, но используя при этом современные средства получения информации и способы общения людей.

          Обратите внимание, дети это делают сегодня сами! Они «выдумывают» то, что нашими учителями уже было разработано. Традиции коллективно-творческих дел не утеряны - современные дети породили флеш-мобы. Но потребность-то, лежащая в основе этих поступков, имеет единое основание-объединение, чувство общности.

          Создание воспитывающего образовательного пространства должно начинаться не с разработки системы мероприятий, даже не с написания концепции воспитательной работы, остающейся на бумаге, а с поиска уклада образовательного пространства школы.

           Именно уклад школы представляет собой, собственно, систему межличностных отношений педагогов, детей, родителей, администрации, других сотрудников и представителей фирм и учреждений городского/сельского сообщества, так или иначе причастных к организации и осуществлению образовательного процесса.

           Уклад есть некий устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом. Его априори определяет некая базовая система ценностей, которые разделяют все перечисленные субъекты. Причем разделяют не декларативно, а событийно, открывая тем самым ребенку и самим себе новые пласты социокультурных явлений и взаимоотношений, свода правил поведения, при этом понимая и принимая друг друга.

           Встречи родителей, детей и педагогов как события, наполненные смыслом совместности, значительно более важны для понимания первыми своей роли матери и отца, для индивидуализации и социализации вторых и для профессионального развития третьих, чем непродуктивно проведенное взрослыми время на традиционно организованных родительских собраниях, педагогических советах и классных часах.

           И именно уклад школы задает тон этих встреч и тем самым определяет ориентацию образовательного процесса на приоритет процессов воспитания, развития или учения либо на разумное их сочетание, а следовательно, в той или иной степени формирует ценность для ребенка внутриличностных механизмов самоопределения и самореализации, внутриличностных отношений, многочисленных проявлений его «Я». Именно уклад школы является сегодня основополагающим в выборе педагогами репродуктивных либо альтернативных им методов воспитания и обучения и, в конечном счете, определяет выбор ее родителями для своих детей, а следовательно, обеспечивает школе возможность получать финансирование и развиваться дальше. И мы можем утверждать, что уклад школы как система межличностных отношений влияет на формирование ценностного, понятийного, проблемного и деятельностного поля развития современного ребенка.

          

 

        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

                                                                           

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010