Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Починки»

Автор:
Митюкова Галина Юрьевна

Аннотация:

                                                          Аннотация «Починки»

            Разработка темы внеклассного мероприятия составлена с учетом  актуальных на

сегодняшний день целей и задач воспитания: развитие познавательных интересов

учащихся, формирование у них ключевых компетенций, т.е. способностей решать

возникшие жизненные проблемы, используя имеющиеся знания, навыки, умения.

Атмосфера доброжелательного сотрудничества, в процессе традиционных девичьих

занятий, позволяет учить девочек экономить бюджет семьи.

 

                                                  Митюкова Галина Юрьевна______________

 

 

Статья:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение Шиткинская  СОШ

 

 

 

 

 

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия.

Праздник – конкурс «Починки» для 6 класса

 

 

 

 

 

Выполнила:  учитель технологии Митюкова Г.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шиткино 2009

 

Праздник – конкурс «Починки»

Цели:   познакомить учащихся  с одним из народных обычаев, связанных с рукоделием; развивать активную деятельность учеников;  воспитывать аккуратность и трудолюбие, стремление создавать красоту своими руками,  бережливых хозяек.

Задачи:        

  • знакомство с народным праздником  «Починки»;
  • закрепление приемов работы с иглой;
  • создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

 

 

Оформление и оборудование

На столах выложены швейные принадлежности, шкатулки с лоскутами, лентами, кружевом и т.п., изделия из лоскутов (домашнее задание), плакаты со словами : «16 февраля Семен и Анна сбрую починяют», « В починки дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю», «Починки по сохе поминки», «Худая сбруя – несчастный выезд».

Музыкальное оформление – фонограммы с народной музыкой.

 

 

Предварительная подготовка

1. Сбор исторических сведений о народном празднике «Починки».

2. Подготовка домашнего задания:

  • найти материал об истории праздника и представить свой рассказ на конкурс;
  • подготовить изделие на конкурс в технике лоскутного шитья;
  • подготовиться к фольклорному конкурсу (частушки, песни, танцы)

3. Подобрать задания для конкурсов и оформить раздаточный материал.

 

 

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Рассказ  участниц конкурса об истории праздника.
  3. Игра – головоломка.
  4. Конкурс загадок.
  5. Представление домашнего задания.
  6. Выполнение практического задания.
  7. Фольклорный конкурс.
  8. Подведение итогов конкурса.

1 ведущая. 

Дорогие друзья!  На свете существует много праздников. Многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие. Наша сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы познакомить вас с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас узнаете.  Представляю вашему вниманию участниц конкурса юных мастериц….

1 участница.

 Наш праздник связан со старинным народным обычаем, в основе которого лежит подготовка к весне. В конце зимы первые оттепели напоминали , что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы был специально отведен день в феврале, который назывался  Починки. Так звучат народные поговорки:  «16 февраля Симеон и Анна – расчинай  починки», «В починки дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю», «Починки, по сохе поминки», «Худая сбруя – несчастный  выезд». Крестьяне знали, что чем раньше примешься за хозяйство – тем больше весне угодишь. Тянуть с починками  до теплых дней не пристало рачительному хозяину. Работали дружно, всей семьей, находя, находя посильное дело и малым, и старым. Хозяйки в это время стирали, перебирали одежду в сундуках, чинили и латали ее.

2 участница.

Сегодня у нас праздник с необычным названием «Починки». Слово «починки» - русское, имеет один корень со словом «чинить». В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе, ознаменовать событие каким-то волшебным действом, например, гаданием, заговором, приворотом – чисто женскими развлечениями, имеющими тайный смысл. А потом угоститься особым ритуальным блюдом, приготовленным специально для этого дня.

3 участница.

По народному календарю Починкин день приходился  на 16 февраля. Накануне, 15 февраля, праздновали Сретенье, когда весна с  зимой встречаются. Наступала пора, когда надо было перебрать и пересмотреть одежду, подготовиться в смене погоды. Справная хозяйка заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила в большой шкатулке. Там было накоплено много разных безделушек : тесьма, ленточки, бисер, разноцветные лоскутки, камушки, бантики. Когда 16 февраля ларчик  торжественно открывался  для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки – что за сокровища там припасены? (Все рассматривают содержимое шкатулок.)

4 участница.

 Накануне Починок праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Поэтому вслед за таким активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить. Залатать старенькие кафтаны старались так искусно, чтобы они стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделия на Починки – так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер    - портной шил? Ни у кого в округе подобного нет!». Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном.

5 участница.

 Труд мужчин на Починки был иным – подшить валенки, залатать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины, как правило, уходили в глубь дома, поближе к печи, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких  ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев  будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. Иголка сновала, а бабонька нашептывала : «Не носить плаченого, не видеть злаченого»,  «Ныне в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой».

6 участница

Девушки с починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданное ватное или пуховое одеяло. Эта традиция сохранилась в некоторых деревнях до сих пор. Так как девушки на выданье должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять  разную работу. В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монету, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка». Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны, извлекались денежки, которые были очень к стати, выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.

2 ведущая

 Сегодня мы решили вспомнить забытый народный обычай по ремонту одежды, возродить его на новый лад в форме конкурса юных мастериц. Вы прослушали рассказы о истории праздника Починок, пока жюри оценивает I конкурс, мы проверим вашу смекалку, находчивость в игре –головоломке.  Задание:  прочтите названия инструментов, необходимых при рукоделии. (Ответы: игла, наперсток, булавка, спица, ножницы, крючок)

1 ведущая Очень почиталась в народе игла, бережно с ней обращались и ценили высоко, потому, наверно, поговорок и загадок об игле , да шитье немало сложено. Сейчас проверим, знают ли наши участницы загадки об игле.  (Выдает каждой участнице карточки). На одной из карточек первая половина  загадки, на другой – вторая половинка. Нужно составить полный текст шести загадок.

1.  Держится подружка

     За мое ушко,

     Стежкою одною

     Все бежит за мною.                                                        

2. Тонкий длинный паровозик

    За собой вагоны возит,

    Где проехал, дырки нет,

    Только шпал и рельсов след

3. Бежит свинка – золотая щетинка,

           Носочек стальной, а хвостик льняной

4. Шагает мастерица по шелку  и по ситцу,

    Очень мал ее шажок, а зовут его стежок.

                                                             5. Тонконогая Ненила

                                                                  Всех одела – нарядила.

                                                                  На самой бедняжке

                                                                  Даже нет рубашки

6. Стальная лошадка,

 Хвостик нитяной,

Мелькает птицей

По дороге ситцевой.

Для болельщиков я раздаю клубки ниток, внутри которых лежат записки тоже с загадками. Ваша задача – размотать клубок. И кто смекалкою обладает, пусть загадку отгадает.

 

То назад, то вперед, бродит пароход,

Остановишь – горе, продырявит море

                                                 (Утюг)

На полянке шерстяной

                                                                         Пляшет тонконожка,

                                                                         Из-под туфельки стальной

                                                                         Выползает стежка.

                                                                                         (Швейная машина)

Два братца – одно сердце.

                            (Ножницы)

                                                                        Тонка, длинна, одноуха, остра-

                                                                        Всему миру красна.

                                                                                                                       (Игла)

Кого с поля за хвост не поймаешь?

                                      (Клубок ниток) 

                                                                        На пальце одном ведерко верх дном.

                                                                                                                         (Наперсток)

Две стройные сестрицы в руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф у Петеньки.

                                                                      (Спицы) 

Смотрите,  мы раскрыли пасть,

 В нее бумагу будем класть:

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

                                      (Ножницы)

                                                                       По полотняной дорожке скачет на одной ножке.

                                                                                                                               (Швейная машина)

Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет.

                                                                      (Игла с ниткой)

Маленькая головка на пальце сидит,

 Сотнями глаз во все стороны глядит.

                                              (Наперсток)

                                                                         Весь мир наряжает, сама голая гуляет.

                                                                                                                                      (Иголка)

 

2 ведущая

Предлагаю вашему вниманию конкурс домашних заданий на тему «Лоскутная пластика». Полюбуйтесь красотой  работы, оцените умелые руки  наших девочек. (Участницы представляют жюри изделия, сшитые из лоскутков и вещей, бывших в употреблении). Глядя на эти работы можно смело утверждать, что народные традиции вечны, они сохраняются и развиваются потому, что всегда в народе будут цениться аккуратность и бережливость, стремление творить красоту своими руками.

1 ведущая

А наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самая аккуратная, быстрая, но и внимательная. Перед  вами стоят коробки, в которые насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна единственная  пуговица.  Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 6 таких же пуговиц. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание. (Жюри объявляет итоги прошедших конкурсов).

2 ведущая

Дадим девочкам еще одну возможность доказать, что для умелой руки все работы легки,но напомним о правилах безопасности труда.

(каждая зачитывает по две строчки)

 

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

 

Не бегай с ними по квартире-

Так можно сделать  харакири.

 

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперед колечками подай.

 

Игра в работе весела,

Она тонка и так мила!

 

Не будешь класть ее на место,

Вдруг потеряется в отместку.

 

И затаится в беспорядке..

Тебе ж потом воткнется в пятку.

 

    Чтобы одежда всегда была в порядке и  в хорошем состоянии, надо бережно относиться к ней, своевременно ремонтировать. Одежда никогда не будет аккуратной, если не  достанет пуговиц и другой фурнитуры.

    Для следующего задания нам понадобятся  наши пуговицы, лоскуток ткани и иголка с ниткой. Пришейте пуговицы на лоскуток. Работа должна быть выполнена не только быстро, но и очень аккуратно.

(Звучит фонограмма с народной музыкой)

  3 ведущая

 Пока наши консультантки выполняют задание, предлагаю зрителям тоже поработать. Закончите предложенные пословицы или поговорки:

-Дома и стены …(помогают.)

- По одежке встречают... (по уму провожают).

 -На бога надейся…(а сам не плошай).

-Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

-Мал золотник…(да дорог).

-Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).

-Один в поле… (не воин).

-С  миру по нитке… (голому рубашка).

-Дом вести… (не лапоть плести или не рукавом трясти).

-Не выбирай жених невесту…(выбери тещу).

-Один пашет, семеро… (руками машут).

1ведущая

Бережливость и аккуратность – большое достоинство человека. Чтобы ваша одежда выглядела красиво и чисто, за ней надо ухаживать и содержать в опрятном виде. Вовремя  сделанный ремонт одежды удлиняет  срок ее носки. Какие умелые и рачительные хозяйки из вас получатся - мы узнаем из следующего конкурса. Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и вам нужно пришить  накладную заплату, а под нее зашить монету на «черный день». Пока звучит музыка, вы это задание должны выполнить.

3 ведущая

Сызмальства крестьянские девушки помнили, что игла не только белый свет обшивает, но и на самые сокровенные вопросы  дает ответ. Поэтому шили они и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне свое личико суженого. Перед  кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?». «Иголка, иголка,  на кого буду шить, кого буду любить?» «Иголка,  иголка  справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго – надолго связывай!». От сосредоточенности  на зеркальной поверхности иглы  и монотонной работы мастерицы впадали в особое состояние, в котором их «посещало» видение. А так как они думали о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы.

(После окончания конкурса)

2 ведущая

«Делу время - потехе час». Закончив рукоделие, девушки устраивали веселье, пели, играли, водили хороводы. Нашим участницам конкурса тоже предстоит пора отдохнуть. Они приготовили частушки, которые сейчас исполнят.

Начинаю я припевку,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

От творенья наших рук

Возникла зависть у подруг.

Но это им простительно,

Ведь шьем мы изумительно.

 

Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь - ка ,  ребята,

На мои оборочки.

 

Эй, девчушки-хохотушки.

Продолжайте петь частушки!

Продолжайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

 

Как же мне не загордиться –

Хороши мои дела!

Свою творческую работу

На пятерку я сдала.

 

И пусть, чтоб нам всегда везло,

Поможет наше ремесло-

И будет каждый наш стежок

К удаче жизненной шажок.                           

3 ведущий

Наш праздник подошел к концу. В заключение хочется вспомнить слова русского издателя Новикова : «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».

Заключение

Жюри подводит итоги конкурсов, объявляет победительницу и присваивает ей титул «Красна девица – рукодельница». Среди остальных участниц определяются победительницы за лучшее изделие из лоскутков (домашнее задание); за лучшее выполнение практического задания; за лучшее исполнение фольклорного номера. Всем участницам вручаются памятные призы.

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010