Автор:
Марьясова Нина Марковна
Тема: «Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через знакомство с флорой и фауной Таймыра»
Познание окружающего мира младшими школьниками включает в себя ознакомление с различными объектами природы, растительного, животного мира под руководством педагога. Именно педагог закладывает основы экологического мировоззрения своих воспитанников. Учитывая особенности мышления детей с проблемами интеллектуального развития я стараюсь подбирать и выбирать те сведения о природе, которые дети могут понять и усвоить. При знакомстве с дикими животными, птицами, насекомыми я стараюсь представить материал таким образом, чтобы ребенок понял взаимодействие живого объекта со средой обитания. Закладывая основы экологического сознания, обращаю внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, воспитании в детях бережного отношения ко всему живому.
Если от островов Северного Ледовитого океана двигаться на юг, то попадете в тундру. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, словно навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она покажется Спящей царевной.
В тундре холодно, пустынно и просторно, как в ледяных чертогах. Зимой здесь бушует, злится пурга. Во время пурги жители тундры стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко потерять ориентиры и заблудиться даже недалеко от дома. Кажется, что нет ничего живого вокруг, но это совсем не так. Животный мир края разнообразен и уникален (342 вида птиц и 89 видов млекопитающих, среди последних наиболее значительной является популяция северного оленя, насчитывающего 600 тысяч голов). В арктической пустыне живут белые медведи, овцебыки, моржи, тюлени, нерпа, в тундре – заяц-беляк, северный олень, песец, лемминг, белая полярная сова и много других животных и птиц. Наряду с таким изобилием и разнообразием фауны тундры, некоторые виды животного и растительного мира занесении в Красную книгу как исчезающий вид. Среди этих млекопитающих находится и снежный баран или толсторог.
На эту тему я провела несколько занятий, на которых дети познакомились с образом жизни этого замечательного и гордого животного, который смог выжить в этих очень сложных климатических и экологических условиях. Обязательный упор делаю на сохранение и бережное отношение человека к природе родного края. Просмотрели несколько серий фильма «В стране Толсторога», где дети с замиранием смотрели и узнавали очень многое о жизни и выживании их в суровых условиях Таймыра. При проведении занятий по знакомству с животным и растительным миром Таймыра очень часто использую видеофильмы, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья лучше, легче усвоить данный материал и глубже его прочувствовать эмоционально. Мероприятия такого плана учат детей быть добрыми, заботливыми, развивают такие чувства как сопереживание, сочувствие, любовь к живому миру на Земле.
Статья:
Комплексное занятие на тему: «Животный мир Таймыра».
Цель: Обогащать и расширять знания детей о фауне Таймыра.
Задачи: Познакомить детей с образом жизни снежного барана, значимостью этого животного в экосистеме Таймыра.(занесен в Красную книгу).
Обобщать представления детей о животном мире Таймыра, уметь находить общее в образе жизни их в условиях Севера.
Формировать экологическую культуру через заботливое, бережное отношение к живому миру Таймыра.
Коррекция мышления на основе умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Материал: Иллюстрации животных Таймыра, таблица к игре «Третий лишний», видеофильм «Страна толсторога», тест «Расскажи о животном».
Ход занятия.
- Организационный момент:
А). Упражнение «Мое настроение»
Цель: Создание положительного психо – эмоционального настроя.
Правила: Дети на столе выбирают цветы, вырезанные из бумаги того цвета, который соответствует их настроению и прикрепляют на доске в форме букета.
Б). Игра «Эхо».
Цель: Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Правила: Воспитатель называет свое имя, например, Нина, а дети как эхо его прохлопывают и проговаривают ни – на и т. д. Дети по кругу называют свое имя и прохлопывают.
- Введение в тему:
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю упражнение «Третий лишний».
Правила: В горизонтальном ряду надо убрать «лишнее» слово и объяснить, почему его убрали.
- Куропатка, олень, морж.
- Белый медведь, тюлень, гусь.
- Утка, волк, заяц.
- Песец, лемминг, полярная сова.
- Овцебык, бурый медведь, глухарь.
- Сокол, росомаха, снежный баран.
- Что объединяет оставшиеся слова? ( это животные, животные Таймыра).
3. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
- Вот и тема нашего занятия называется «Животный мир Таймыра» (вывесить на доске).
- Где находится полуостров Таймыр? (На севере Красноярского края. Показать на карте).
-Мы с вами, ребята, живем на севере Красноярского края. И город Норильск расположен на полуострове Таймыр, недалеко от Северного полюса. Таймыр поражает своей суровой природой - это край лютых морозов, сильных студеных ветров. Полярная ночь длится более двух месяцев. Зима 8-9 месяцев. Лето короткое и холодное. Кажется, что ничего живого не существует в этом ледяном царстве. Но это совсем не так. Таймыр восхищает богатством своей живой природы и разнообразием животного мира.
- Какие же животные обитают на Таймыре? ( дети называют, вспоминают их).
- Давайте с этими животными познакомимся поближе, а помогут нам в этом специальные таблицы, в которых вы можете подчеркнуть правильный вариант ответа и сможете рассказать об этом животном.
Где живет? (на севере, на юге, по всей России. |
Чем питается? (травоядное или хищное..). |
Как выживает в условиях Севера? (накапливает жир, находится в спячке, уходит в более теплые края..). |
Какую пользу приносит? (теплый мех, мясо ценное, жир полезный, рога лечебные…). |
- Ребята, одно правило, которое необходимо выполнять: вы рассказываете о животном не называя его, а остальные дети должны отгадать, что это за животное?
Учитывая разный уровень информации детей по данному вопросу, я использую дифференцированный подход в этой части занятия.
1 группа – отдаю карточки домой и они готовят небольшую информацию об определенном животном. (слабо развита монологическая речь, неуверенные дети…).
2 группа – заучивают загадки о каком – либо животном заранее (коррекция памяти на основе запоминания, дети, которые могут растеряться, которым трудно выступать перед классом).
3 группа - это дети более уверенные, обладают достаточным запасом знаний, не бояться выступать перед классом, аудиторией..).
Примерный перечень информации о животных Таймыра.
Белый медведь – самый крупный хищник на Земле. Весит очень много ( если поставить на весы всех нас, то он будет намного тяжелее, такой вот он огромный. На голове у него маленькие ушки, лапы у него большие с недлинными, но острыми когтями. Шерсть очень густая, белого или чуть желтоватого цвета, покрыта она жировой смазкой и при плавании он почти не мерзнет в ледяной воде и плавает в ней много часов подряд. Питается тюленями, рыбой.
Северный олень – крупное животное, у него теплый мех, который согревает его зимой, а летом защищает от укусов насекомых. Он большой и сильный, на голове большие, ветвистые рога. На ногах копыта, с помощью которых он без труда передвигается по снегу. Живут они стадами. Он бывает дикий и домашний.
Песец – основной пушной зверь нашего Севера. Зимой у него белый, красивый, густой мех, который очень ценится. Сам он небольшой, с пушистым хвостом, маленькими глазками и небольшими ушками. Питается леммингами, разоряет птичьи гнезда.
Лемминг -…небольшое животное, живет в норках, тело покрыто серой, густой шерстью. У него маленькие глазки и острые зубки.
Волк –хищное животное. Тело покрыто серой шерстью, рыщет по тундре ищет добычу, зубы острые. Многие звери его боятся.
шерсть, толстая шкура и большой слой жира, небольшие темные глазки. Передвигается он с помощью ласт. Несмотря на свою неуклюжесть, это ловкий охотник. Питается рыбой.
Загадки:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (бурый медведь).
Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц).
Ребята отгадывают животных и по мере отгадывания иллюстрации вывешиваются на доске и дети их рассматривают, сравнивают с описанием.
Физминутка: игра «Доброе животное».
Цель – развитие чувства единства.
Правила игры: Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Можно движения видоизменять.
-Ребята, вы уже знакомы с Красной книгой. А для чего она нужна?
- Какие животные Таймыра занесены в Красную книгу?
- Вот сейчас я вас познакомлю с очень редким животным, занесенным в Красную книгу. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто ни в жару
Ни в стужу
Не снимает шубу? (баран).
- И расскажу я вам не просто о баране, а о снежном баране. Послушайте.
Рассказ воспитателя:
- Снежный баран или еще его называют толсторог, или чубук. Снежный баран – животное средних размеров и довольно массивного сложения. У самцов большие красивые, мощные рога, у самок тоже рога, но небольшие. Очень редчайший вид снежного барана обитает у нас, на Таймыре, в горах Путорана. Редкий вид и поэтому он занесен в Красную книгу, с целью сохранения этого редкого животного Таймыра .Раньше это животное даже могло находиться в окрестностях Норильска, но сейчас нет. Численность снежного барана резко сокращается, поэтому необходимы срочные меры по его защите. Уничтожают снежных баранов в основном браконьеры. Любят бараны места с крутыми склонами, недоступными для людей. Здесь они находятся постоянно. Но летом, в период большого количества комаров, мошек, гнуса они выходят на безлесое место, где ветер дует и они спасаются от комаров. Летнее питание – сочные, зеленые корма. Зимой – дриада, пушица, брусника, голубика, багульник, который они добывают из – под снега. Молодые рождаются в июне, июле – 1 -2 детеныша. Враги – волк, росомаха, рысь. Для охраны создан заповедник «Таймырский». ( эту информацию можно сократить или добавить с учетом возможностей детей).
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из видеофильма, который называется «Страна толсторога», где рассказывается о жизни снежного барана у нас на Таймыре. (просмотр видеосюжета).
- Где живет снежный баран?
- Как он выживает в таких суровых условиях Севера?
- Нужна ли этим животным помощь и забота человека и для чего?
Гимнастика для глаз:
- Ребята, посмотрите на кружок зеленого цвета на стене не поворачивая головы, затем на кружок красного цвета, затем желтого и затем синего, крепко зажмурьте глаза и откройте.
- А сейчас Людмила Леонидовна, учитель биологии, познакомит вас с еще одним животным Таймыра. Послушайте, пожалуйста. Рассказ сопровождается показом иллюстраций.
Рассказ учителя.
- В 1974 - 1975 годах на Таймыр с целью акклиматизации были завезены 10 канадских и 20 аляскинских овцебыков. Раньше эти животные обитали на Таймыре, но вымерли. Два года держали овцебыков в загоне, в устье реки Бикада. Небольшое количество этих животных погибло во время акклиматизации. Остальная часть сохранилась и дала приплод .Сейчас это стадо уже большое, им очень нравится у нас на Таймыре и они свободно путешествуют .Но в прошлом году случилась очень печальная история с маленьким овцебыком Гришкой, который отстал от стада и на него напали волки и загрызли его. Поэтому чтобы выжить в суровых условиях Севера эти животные держатся рядом, защищая друг друга от врагов.
- Какие вопросы у вас будут к Л.Л.?
- А кто же самый главный защитник животных на Севере, которым так трудно здесь выжить и почему?
- Конечно же, человек, от поведения которого зависит будут ли жить на Земле такие удивительные животные , с которыми мы с вами сегодня еще раз познакомились и будем ли мы жалеть и беречь их, а они будут радовать нас своей красотой, добротой. Ведь им так тяжело выживать в этом суровом, ледяном краю. Давайте же будем их друзьями и защитниками!
- Заключительная часть.
- Что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии?
- Что бы хотели узнать? ( если дети затрудняются, то можно предложить такой вариант: например, спросить: «А кто такая ондатра? Есть ли она у нас на севере? Почитайте дома энциклопедию, побеседуйте с родителями и на следующих занятиях расскажите что- нибудь интересное».
- Спасибо. Всего доброго.