Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Общешкольная гражданско-патриотическая игра «Зарничка» как одна из форм профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, приобщению детей к здоровому образу жизни

Автор:
Матвиишин Александр Николаевич

Аннотация:

С 1 сентября 2009 года был изменен статус школы № 279: школа стала начальной. Для создания воспитательной системы школы, которая бы заработала, привнося в школьную жизнь интерес, живость, и помогала бы нашим деткам чувствовать себя в школе комфортно, подняла бы на новый уровень их желание не только играть, но и учиться (повысила бы их мотивацию  учебной деятельности), была задумана гражданско-патриотическая игра «Зарничка». Игра проводится на протяжении всего учебного года, состоит из 5 этапов, охватывающих максимальное поле деятельности наших учащихся и их классных руководителей. В настоящее время игра «Зарничка» является основой воспитательной системы школы, без которой невозможно качественное образование, желание наших детей посещать учебное заведение.

Статья:

Матвиишин Александр Николаевич,

заместитель директора по ВР,

 МБОУ ООШ № 279,

г. Гаджиево Мурманской обл.,

код автора №SC-3611

 

Общешкольная гражданско-патриотическая игра «Зарничка» как одна из форм профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, приобщению детей к здоровому образу жизни

В связи с рестуктуризацией общеобразовательных школ г.Гаджиево с 1 сентября 2009 года был изменен статус школы № 279: в ней обучаются учащиеся только 1-4 классов. Для реализации поставленных воспитательных задач в школе  была разработана необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

Нам необходимо было привести все разрозненные воспитательные мероприятия школы в единую систему, которая бы заработала, привнося в школьную жизнь интерес, живость, и помогала бы нашим деткам чувствовать себя в школе комфортно, подняла бы на новый уровень их желание не только играть, но и учиться (повысила бы их мотивацию  учебной деятельности). Все мы понимаем, что работа с детьми младшего школьного возраста не подразумевает применение только игровых технологий, им уже надо  учиться, хотя в этом возрасте ещё хочется просто играть. Все, наверное, знают, что одна из самых интересных игр – это школьная игра «Зарница», которая проводится для учащихся старших классов. Но проанализировав эту игру, мы пришли к выводу, что в таком формате она нам не подходит, т.к. подразумевает действие в течение 1-2-х дней по заранее спланированному сценарию и больше для отчета. После долгих размышлений появилась мысль попытаться адаптировать её к нашим условиям. Исходя из этого и была задумана гражданско-патриотическая игра «Зарничка», которую мы решились «растянуть» на весь учебный год, разделив её на 5 этапов, охватывающих максимальное поле деятельности наших деток и их классных руководителей.

Первая «Зарничка-2010» проходила в ускоренном режиме, с февраля по май 2010 года и была посвящена 65-летию Великой Победы. Так происходило открытие игры:

   Рисунок 1    Рисунок 2

Не все с энтузиазмом восприняли новое начинание. На заседании Совета школы классные руководители были не в восторге от данной идеи, а председатель засомневался в том, что вообще ничего не получится из этой затеи. Однако, наши дети, возглавляемые классными руководителями, активно включились в данную игру. И результат превзошел все ожидания. Мы видели глаза детей, классных руководителей и родителей – одним словом неподдельный восторг! По рассказам классных руководителей, родителей мы знаем, что наши дети стали смотреть фильмы о ВОв; при упоминании о Белорусском фронте сообщали родителям, что ним командовал маршал Жуков; в праздничные дни дети просматривали каждый концерт с ожиданием любимой песни «Синий платочек» (и дождавшись с воодушевлением подпевали исполнителям); провели совместно  со своей семьей очень большую поисковую работу (писали и звонили родственникам на большую землю с просьбой (и даже требованием) предоставить информацию об истории семьи, причем для многих родителей было новостью, что их предками был пройден такой славный путь защитника Отечества). При подведении итогов каждому классу был вручен кубок, сладкий пирог, а каждому учащемуся – медаль:

  Рисунок 3 

 Итог первой игры: мы разработали положение о ее проведении, организовали награждение, которое спонсировали наши уважаемые родители. И на последнем заседании Совета родителей было принято решение: «Зарничке» - жить!», родители готовы оказывать всестороннюю помощь.

 В 2010-2011 учебном году «Зарничка-2011» прошла под девизом «Любимая школа», и уже реально мы начали первый этап с октября 2010 года.

Все 5 этапов прошли великолепно, в мае 2011 года – состоялось подведение итогов и награждение.

Изюминкой «Зарнички-2011», благодаря договору с нашими шефами, стала военно-полевая кухня, работники которой приготовили нам  гречневую кашу с тушенкой. Это был писк сезона: сказать, что это понравилось детям – ничего не сказать. Было очень приятно слышать от родителей: «Это дома не едят», «Надо же, гречку дома не ест, а здесь за добавкой пошел». Наши дети с нетерпением ждали мая 2012 года, чтобы поесть «военную» кашу.

                         Рисунок 4                                                                             Рисунок 5

Итак, наступила «Зарничка-2012». Тематика игры – Отечественная война 1812 года. В этом году традиционно она состояла из 5-ти этапов.

1-й этап: физическая подготовка. Для этого этапа необходимо быть физически готовым: сила, ловкость, скорость, выносливость – все это приветствуется. Позволю заметить, что, по словам классного руководителя 4а класса, занявшего 2 место в «Зарничке-2011», дети в конце мая начали самостоятельно друг другу раздавать задания: «ты, Петя, летом бегаешь», «ты, Вася, подтягиваешься», а «ты, Лера, качаешь пресс» и т.д. и т.п. Не знаю, насколько это все помогло, но 4а в этом году занял 1 место, захватив лидерство с 1-го этапа (4а – это только пример).

2-й этап: гражданская оборона. Дай бог, чтобы нашим детям и нам с вами, не пришлось изготавливать ватно-марлевые повязки, одевать противогазы, выносить пострадавших из зон завалов и заражений, оказывать первую медицинскую помощь. Но, как говорят, предупрежден, значит, вооружен. Смысл 2-го этапа – научить оказывать хотя бы минимальную помощь людям, попавшим в беду. Наши детки успешно с этим справляются.

3-й этап: викторина по тематике игры. Если в первой «Зарничке» классным руководителям раздали вопросы, ответы на которые готовили заранее и дети могли их выучить, то с прошлого года мы решили эту задачу усложнить. Классным руководителям был дан набор тем, которые они должны были обсудить на классных часах и в ходе бесед с учащимися. По этим темам составлялись вопросы. Отрадно видеть, что в этом году по тематике войны 1812 года был поднят такой пласт знаний, над которым бы и не поработали наши ученики, если бы им предложили прочитать историю России по данной тематике. Думаю, что детям это было бы не совсем интересно. Но, когда на предложенные вопросы дети отвечали правильно практически на все вопросы и даже предлагали дополнительно рассказать стишок или какую-нибудь историю, мы были шокированы. Это было неожиданно.

                         Рисунок 6                                                                 Рисунок 7

4-й этап: газета. Один  из самых сложных этапов. Ведь в него включаются родители. На этом этапе они начинают лихорадочно вспоминать, что кто-то из них писал стихи, кто-то умел рисовать, у кого-то и дети это умеют, и их надо привлечь к оформлению этого безобразия… Вот так рождается стенгазета, посвященная определенной тематике «Зарнички». Спасибо большое родителям за это. Практически каждая газета – шедевр. Самый сложный этап, который оценивает жюри, потому, что разумным мыслям и творчеству предела нет.  

                     Рисунок 8                                                                             Рисунок 9

И вот он – последний, 5 этап: «Статен в строю, силен в бою». Все распределено по возрастным категориям. 1-е классы читают стихи, предварительно выявив 3–х победителей в классах. 2-е классы инсценируют песню на тему «Зарнички».

  Рисунок 10

3-4-е классы доказывают, что они достойные продолжатели дел своих отцов-защитников Отечества в эскадре Подводных сил. (выполняли строевые приемы, шагали под маршевые песни, опять же по тематике игры «Зарничка»). Заключительный  этап самый зрелищный: фантазии классных руководителей и родителей предела нет. Родителями изготавливаются , шьются костюмы: военных лет, гусар и др. В этом году девочкам-второклассницам для инсценирования песни прически делали в парикмахерской.

                          Рисунок 11                                                               Рисунок 12   

Завершая вышесказанное, хотелось бы сделать вывод, что: «Зарничка» крайне необходима в таком формате для полноценной работы школы будь она: начальной, основной или средней.

Ведь она:

  1. Расширяет кругозор  учащихся, способствует развитию интеллекта.
  2. Способствует укреплению физического здоровья.
  3. Укрепляет сотрудничество семьи и школы.
  4. Способствует профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, ведь в основном наши так называемые «хулиганы» физически хорошо развиты, и в нашей игре имеют возможность проявить свои наилучшие качества, стать нужными коллективу. А тренировки, особенно для «силовых» этапов, занимают очень!!! много времени, и приходится готовиться, вместо праздного шатания на улице.
  5. Развивая творческие способности, желание ребенка быть полезным в общем деле, органично вписывается в реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части плана внеурочной деятельности.
  6. И самое главное, сплачивает классный коллектив, где каждый ученик стремится внести свою лепту в общее дело: класса, школы.

А это значит – воспитывает настоящего гражданина своей страны!

Игра «Зарничка» является основой воспитательной системы школы, без которой невозможно качественное образование, желание наших детей посещать учебное заведение.

Так получилось, что с 01 сентября 2012 года наша школа опять изменила статус: теперь мы основная школа и три пятых класса будут обучаться в этом учебном году. И очень отрадно слышать от наших пятиклассников и их родителей: «А «Зарничка» у нас будет?», а, когда в ответ они получают положительный ответ, их лица озаряются улыбкой!

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010