Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Наши пернатые друзья»

Автор:
Панова Таисия Арсентьевна

Аннотация:

 

Разработка данного мероприятия направлена на развитие у школьников младшего и среднего звена интереса к не живой и живой природе, экологического мышления, экологической культуры, воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды, обучение  практическим навыкам в изготовлении кормушек для птиц, через использование системно-деятельностного, подхода в обучении. Мероприятие расширяет знания детей о мире птиц, их среде обитания.

При разработке мероприятия ставила следующие цели и задачи.

Цель: 

формирование экологической культуры воспитанников, развитие  мотивации творчества; обучение  практическим навыкам в изготовлении кормушек для птиц, через использование системно-деятельностного подхода в обучении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Задачи:

  • Обобщать и расширять знания детей о птицах.
  • Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
  • Выявить сильнейшего эрудита – знатока птиц.
  • Учить детей самостоятельно изготавливать полезные вещи из бросового материала.

 Поэтому при разработке воспитательного мероприятия большое внимание уделялось принципам комплексности, дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, где учитывался уровень экологических знаний школьников, которые напротяжении всего мероприятия непрерывно и последовательно углублялись и конкретизировались в знании материала.

 В воспитательном мероприятии учитывался возраст детей, их умственные и творческие способности.

Я думаю, что данное мероприятие поможет педагогам пробудить интерес у детей ко всему живому в природе. Научит воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать, беречь и охранять её.

 

Подпись :                           /Т.А.Панова/

 

 

 

Статья:

 Цель: 

   формирование экологической культуры воспитанников, развитие  мотивации творчества; обучение  практическим навыкам в изготовлении кормушек для птиц, через использование системно-деятельностного подхода в обучении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Задачи:

  • Обобщать и расширять знания детей о птицах.
  • Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
  • Выявить сильнейшего эрудита – знатока птиц.
  • Учить детей самостоятельно изготавливать полезные вещи из бросового материала.

Оборудование:

Выставка рисунков, на тему "Мир птиц". Плакат "Птицы  Севера". Пластиковые бутылки (подойдут бутылки любого объёма); веревка – 2шт. по 40см., прямой прутик для шестка – 2шт., немного изоленты, скотча или пластыря; канцелярский нож- 2шт,  фломастер для разметки – 2шт., магнитофон, аудио кассеты с записями голосов птиц, мультимедиа, проектор, конверты с пословицами.

Подготовка к мероприятию

За две недели до проведения мероприятия детям сообщается тема и день проведения.   Дети находят пословицы, поговорки загадки о птицах. Организовывается выставка рисунков на тему "Поможем зимующим птицам". Также даётся задание подобрать и выразительно прочитать стихи, посвященные защите пернатых друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия.

I. Звучит музыка "в мире животных". Под ее звуки дети   входят в класс.

Слайд 1.

С названием темы, цели и задач мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Ежегодно по всей стране 1 апреля празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц, для поддержки их сил. У северян тоже есть праздник птиц, и называется этот праздник -  «Вороний день».

Что означает этот праздник для северян?  (Ответ детей).

Какие птицы остаются зимовать на Севере? (Ответ детей).

Какие птицы улетают от нас зимовать на юг? (Ответ детей).

Почему без птиц нам не обойтись? (Ответ детей).

Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира. Прошло жаркое лето. Наступила дождливая и холодная осень. Многие птицы улетели от нас в тёплые края.

Ведущий:

Наступила холодная и морозная зима.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

 Ведущий: Наши ребята подготовили стихи о птицах и сейчас они нам их прочтут.

II. Дети читают стихи о птицах.

Воробей

Есть во дворе у нас друзья,

Встают они чуть свет

И в чужедальние края

Не улетают - нет!

Повеет ветер с тёмных нив,

Поникнут ветви ив,

Один другого спросит: "Жив?"

Другой ответит: "Жив".

Ворона

Серая ворона с чёрной головой,

Краски ей природа не нашла иной.

Голос хриплый, резкий, только "кар" да "кар",

Но она в округе лучший санитар.

Снегирь

Морозец лёгкий, всюду иней.

На фоне снежной чистоты,

На веточках в лазури синей

Необычайной красоты

Висят фонарики горящие,

Взгляни, ведь это настоящие -

Не лампочки, не фонари -

Живые птахи - снегири!

Синица

Прилетела робко птичка -

Желтогрудая синичка,

В клювик семечко взяла

И проворно унесла.

Сорока

Длиннохвоста, белобока

Говорливая сорока.

На верхушке дерева высоко сидит,

Об опасности в лесу всех предупредит!

Дятел

Продолбил себе дупло,

В нём и сухо, и тепло.

Для семьи построил дом,

Детки будут в доме том.

А хозяин - дятел пёстрый:

Клюв надёжный, прочный, острый,-

Всех козявок под корой

Сыщет летнею порой.

Сова

В лесах живут совы -

Глазасты, большеголовы,

Остры когти, клюв крючком,

Видят ночью, как и днём.

Каждый шорох совы слышат

И охотятся на мышек.

Нет какой-нибудь полёвки -

Так лягушку схватят ловко.

 Ведущий: Я думаю, что вы все любите птиц. О птицах сложено много загадок, песен, сказок, стихов и сейчас мы узнаем, чья команда хорошо знает загадки о птицах. За правильный ответ 5 баллов.

 

  1. III.            Загадки о птицах. В мероприятии принимают участие 2 команды.

 За каждый правильный ответ 1 балл.  

 Загадки для 1 команды

 

1. Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

 

2. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Журавли)

 

3. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

4. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

 

Загадки для 2 команды

 

1. Как бы мне пошла корона!

Важно каркнула….

( Ворона)

 

2. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

 

3. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

 

4. Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

 

4.  Конкурс «Кто больше»

Чья команда, больше назовёт птиц, не повторяясь? За каждый правильный ответ 1 балл.

 

5. Викторина.  За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 

 

- Вопросы для первой команды

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

Какой длины достигают крылья у гусей? (До 7,5 м)

Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)

 

- Вопросы для второй команды

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков- личинок)

Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крылья)

 

6. Игра со зрителями.

 

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

 

 7. Конкурс на лучшее знание пословиц. Конкурс оценивается по пяти балльной шкале.

 

Нужно соединить первую часть пословицы с  другой частью.

 

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ…       А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ…       КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

У КАЖДОЙ ПТИЦЫ…                     РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ…                   ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ…                  ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА…      ДА НИЗКО СЕЛ.

СТАРОГО ВОРОБЬЯ…                    СВОЯ ПЕСНЯ.

ВСЯКИЙ КУЛИК…                          ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

ГЛУПА ТА ПТИЦА…                      СЧИТАЮТ.

ОДНА ЛАСТОЧКА…                       СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,…   КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

КОГОТОК УВЯЗ…                            НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

 

Ответы:

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ, РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА,   КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

СТАРОГО ВОРОБЬЯ НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.                    

 ВСЯКИЙ КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

 ГЛУПА ТА ПТИЦА,КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

ОДНА ЛАСТОЧКА ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.                                                                

НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ, А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ, ДА НИЗКО СЕЛ.

КОГОТОК УВЯЗ ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

У КАЖДОЙ ПТИЦЫ  СВОЯ ПЕСНЯ.

                        

IV. Ведущий: Мы очень любим наших пернатых друзей! Свою любовь к птицам, мы    докажем, тем, что на нашем сегодняшнем мероприятии будем  изготавливать кормушки для птиц, а затем повесим их на ветках деревьев возле интерната.  

  

Польза птиц в природе  огромна.  И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

    Нашим садам, полям, лесам, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?  

(Нашествие насекомых, распространение болезней, т.к. некоторые птицы считаются санитарами природы.)

 

Кто самый главный санитар природы из пернатых? (Ответ детей).

 

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

- "Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!"

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 

Ведущий:  Сейчас у нас следующий конкурс. «Изготовление кормушек для птиц», за который команды могут заработать по 10 баллов.

 

V. Презентация изготовления кормушек. (Дети изготавливают кормушки.)

 

Слайд 2.

 

Кормушка для птиц из пластиковой бутылки

  

Мы с вами будем делать две кормушки для птиц из пластиковой бутылки. Одну подвесим на веревку, а другую жестко закрепим на стволе дерева.

 

Материал для кормушки

 

 

Нам понадобятся:

 

 - пластиковые бутылки (подойдут бутылки любого объёма);

- веревка;

- прямой прутик для шестка;

- немного изоленты, скотча или пластыря;

- канцелярский нож; - фломастер для разметки.

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

Размечаем и вырезаем окна

 

Небольшая деталь. В дне кормушек сделайте по несколько маленьких дырочек для стока воды. Так талая вода не будет скапливаться в кормушке, и корм не будет смерзаться.

 

Слайд 4.

 

                        Сбираем кормушку №1

 

Сначала сделаем подвесную кормушку. Разметим и вырежем два «окна» напротив друг друга. Обрезанные края получаются довольно острыми, поэтому, чтобы защитить птичьи лапки, проклеим нижние края окон изолентой, скотчем или пластырем. Под «окнами» сделаем крестообразные прорезы и вставим в них шесток. Он нужен чтобы птичкам проще было попадать в кормушку. Теперь займёмся крышкой. В центре сделаем крестообразный прорез, проденем туда концы веревки и завяжем их узлом. Прикрутим крышку к бутылке и кормушка готова.  Корм в такую кормушку добавлять довольно удобно. Отворачиваем корпус (крышка остаётся висеть на ветке), насыпаем корм и прикручиваем кормушку обратно.

 

 

 

 

Слайд 5.

 

 

Сбираем кормушку №2

 

 

При изготовлении второй кормушки делаем всё то же самое, кроме манипуляций с крышкой. Кормушку будем крепить за перемычку между «окнами» двумя верёвочками к стволу дерева.

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

                                                          

 

                  

 

          Слайд 6.

 

 

                            Галерея кормушек

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Праздник закончим песней "Песенка защитников природы"

  Дети выходят  с кормушками, становятся в круг и читают стихи.

 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                               А. Яшин

VII. Рефлексия.

 

Ведущий: Мне хочется узнать понравилось ли вам мероприятие?Ребята, у меня в руках птички двух цветов, голубого и чёрного. На доске  расположены деревья. Кому из вас понравилось наше мероприятие попрошу повесить птичек голубого цвета на дерево справа от меня, а птичек чёрного цвета на дерево слева - для тех, кому не понравилось.  

 

( Дети развешивают птиц из бумаги на деревья ).

 

Ведущий: Голубых птичек на нашем дереве оказалось больше. Я очень рада, что вам понравилось наше мероприятие.

 

9. Подведение итогов конкурса. Награждение команд. 

 

 Ведущий: Мероприятие закончилось. Всем большое спасибо за плодотворную работу. Я думаю, что птицы будут рады нашим подаркам.

 

10. После праздника ребята развешивают кормушки вблизи школы, во дворе интерната,

Приложение 1

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Т.И. Борко, В.Т. Галкин, А.Г. Еманова, А.В. Павлов

«Культура народов Ямала» г. Тюмень 2002 г.

  1. Л.В. Фёдорова «Северные родники» г. Сывтывкар  1995г.
  2. Е.Г.Сусой  «Из глубины веков».
  3.  Журнал «Северяне» №1,2 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010