Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Два разных мира – «слабый» и «сильный» пол

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Ефремов Валерий Валерьевич

Аннотация:

Ефремов В.В., Кириллина М.М. Два разных мира – «слабый» и «сильный» пол.

    

     В статье представлена принципиальная особенность женщин в сравнении с мужчинами. Главное внимание отводится к женской и мужской половине человечества. Даны оценки пространства, оценки времени, оценки обстоятельств. На доступных примерах приведены мозговые и психические различия мальчиков и девочек.

     Статья адресована практикам, педагогам, родителям оптимально и творчески решать свои педагогические задачи, используя знания о возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций.

 Ключевые слова:

динамика развития, пубертатный период, функциональная организация мозга и психики, косноязычие, развитие речевого полушария, мозговые структуры, полушарная асимметрия, образно-эмоциональная, нейропсихология, лево-и правополушарники, ростовой скачок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

Два разных мира – «слабый» и «сильный» пол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Если вам кажется, что девочки у вас хорошие, а мальчики озорные, непослушные ит.д., не обольщайтесь – значит, вы просто не замечаете чего-то существенного.

        А вот между женской и мужской половиной человечества пролегает почти что вечность -не только жгучего интереса, но и досадного непонимания, отчуждения или даже войны.

        Чужая душа - потемки. Тем более женская душа для мужчины и мужская для женщины. Эти потемки и пугают, и манят. Многое в жизни сегодняшних школьников будет зависеть от того, научились ли они ориентироваться в этих потемках, различать в них свет божественной тайны, разгадывать которую им предстоит всю жизнь.

         Так давайте, все, поработаем над тем, чтобы ученики могли видеть реальные примеры уважения и мужского, и женского начала в окружающих людях - не только в родителях, учителях, но и в первую очередь в самих учениках. Тогда и им будет легче выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В чем же силен «слабый» пол по сравнению с полом «сильным»? Женщины однозначно слабее мужчин в оценке пространства. Они и опасаются пространства, и хуже в нем ориентируются. А может быть, наоборот: хуже ориентируются и потому опасаются.

        Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Зато в результате оно оказывается тщательно, до мелочей проработанным и актуально отражается в сознании. Женщины сильнее в оценках жизненной значимости объектов и явлений окружающего мира. Они и более чувствительны к ним, и лучше их оценивают: в аспекте назначения, практической полезности, жизненной необходимости.

        Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда как раз интерес его к средствам передвижения и воздействия.

        Вместе с тем (в том числе и по этой причине) многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражается в сознании. И часто в домашних делах, в быту мальчики беспомощнее, хотя и интересуются полетами в космос, путешествиями и приключениями. Иными словами, в быту женский пол практичнее мужского.

        Предпочитаемые мальчиками игрушки - это предметы перемещения, воздействия, преобразования. К первым относятся машины, самолеты, космические корабли, ко вторым – инструменты и оружие.

        Напротив, предпочитаемые девочками игрушки - это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни (предметы обихода, мебель, посуда и др.). В психике девочки с раннего возраста доминирует человек и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора игрушек.

        Девочки и женщины, как правило, используют предметы по их назначению, делая ошибки в употреблении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя ей неожиданные применения. Их больше интересует устройство вещи, чем ее назначение. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается с того, что он сразу же лезет внутрь -  посмотреть, как она устроена. Порою так и не испробовав ее в деле.

        В конструктивных играх мальчики и в конструктивных делах мужчины проявляют больше изобретательности. Мальчики строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях игры девочка строит не города, не замки, не вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

        Таким образом, символически охватываемое проектами пространство (объемы) существенно больше у мужского пола. К примеру, трудно представить себе ситуацию, когда женщина -  художник взялась бы создавать нечто вроде панорамы Бородинского сражения или обороны Севастополя. Зато в декоративном искусстве женщины достигают высоких результатов.

        У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции и проекты. Напротив, у девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением их творчества. Поэтому творчество представителей мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество представительниц женского пола -  упорядочивающий и декоративный.

        Женщины слабее в оценке хода времени. Поэтому им необходимо прилагать больше усилий, чтобы не опаздывать. Видимо, причина этого в более высокой эмоциональности женского пола.

        Будучи неумолимым фактором бытия, время каждого человека течет по-разному и к тому же неодинаковым темпом при различных событиях. Иногда часы пролетают, как минуты, иногда минуты растягиваются до бесконечности.

        Эмоции подчиняют себе внимание человека, и он перестает воспринимать ход времени. И как раз с представительницами женского пола это бывает чаще.

        Зато женщины лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят себе место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.

        Мужчина же -  скорее представитель обобщенных общественных отношений в семье, чем конкретно-межличностных. И он же представитель семьи во внешнем мире. Не случайно было сказано: «Не подлежит сомнению, что носителем общественной мысли является мужчина, а носительницей общественного чувства -  женщина».

        «Примерность» девочек в сравнении с шумностью и проказливостью мальчиков часто лежит в основе того, что при конфликтах между ними педагоги чаще становятся на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики их поведения.

         Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем, и это важно, не из осознанного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения.

         Девочкам бывает достаточно внушить, что «так надо». Ведь женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях. Но к правоте или неправоте это не имеет никакого отношения. Мальчики же и мужчины должны сами убедиться в необходимости того, к чему призывают. Поэтому в целом женский пол более исполнителен.

       «Примерность» представительниц женского пола, столь часто радующая неопытного педагога и столь милая сердцу любителей тишины в детском коллективе, может ввести в заблуждение. Следует исходить из того, что в целом нравственный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, пусть даже сами нравственные понятия формируются несколько раньше у девочек.

        Чем отличаются мозг и психика мальчиков и девочек? Как всем известно, девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков-ровесников при поступлении в школу. А в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить.

         Кроме того, у девочек и мальчиков по-разному развиваются и мозговые структуры. Мы знаем, что у человека разные полушария мозга осуществляют разные функции: левое полушарие отвечает за логическую переработку информации, а правое - за образно-эмоциональную. У мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, у женщин же пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие и позволяющий обмениваться информацией между полушариями, толще, обмен информацией осуществляется легче и функциональная специализация полушарий выражена меньше. Но это у взрослых. У детей же есть еще такая особенность - у мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

        Бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, а с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин, набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей.

        Девочки и женщины же помимо того, что эта группа более однородна, еще и более оречевлена, и то, что мы часто принимаем за эмоции, на самом деле не что иное, как эмоциональные метки, проявленные в их речи. То есть они склонны больше говорить о чувствах, по силе же проявления эмоций мальчики могут превосходить девочек, хотя и не всегда способны про это сказать. Женщина может воскликнуть выразительно: «Ах, как мне ее жалко!», но это совсем не значит, что сейчас ее переполняют отрицательные эмоции и что ей трудно себя сдержать. Это просто эмоциональная метка ситуации – она дала обозначение не своим переживаниям, а своему отношению к ситуации и классифицировала ее как отрицательную. После этого она спокойно может переключиться и заняться каким-нибудь совершенно другим делом. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко.

        Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее мальчиков входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление -  они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - тишина до тех пор (даже если ответ знают), пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как бы работают «на подхвате». Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.

        Для мальчиков эффективны ситуации соревнования. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит, и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились-подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.   

        Девочки же, если поссорятся, в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

        Следует учитывать и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе весь урок, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.

        Мальчики лучше работают от противного: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что с мальчиками работать сложнее, но интереснее.

        Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять их во всех типовых ситуациях.

        Есть и еще одна объективная трудность, которая мешает детям и первую очередь мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что учебники пишут в основном левополушарники – люди рационально-логического типа. Просто потому, что правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на бумаге. Им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией.

        Левополушарники же перегружают текст сложными грамматическими формами, трудными для восприятия. У нас большинство школьных технологий рассчитано на левополушарников. Но при этом мало того, что правое полушарие плохо развивается, люди правополушарного типа просто отсеиваются при такой системе. А поскольку в начале обучения мальчики в целом более правополушарны, то страдают от таких методов обучения в первую очередь они.

        Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять и воспроизвести схему, алгоритм.

        Мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Например, есть мальчики, которые просто все хватают на лету, все задачи решают; если подсадить к ним кого-то послабее, чтобы они объяснили, а они не могут. А есть девочки- отвечают у доски прекрасно, но они физического смысла не чувствуют. И на контрольных эти девочки пятерки получают, а мальчики – «три», а то и «два» - то определение не могут написать, то в вычислениях запутаются, то оформят неправильно. И что делать учителю? 

        Эти мальчишки знают, понимают, чувствуют предмет, но формально положительно их оценить ни по каким параметрам не получается, и учительница вынуждена ставить «три».

        Что еще важно отметить - у девочек с педагогами контакт теснее. Они, как более ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя.

        А если еще учесть, что и педагоги-то большей частью - женщины и им проще ориентироваться на девочек, то выходит, что мальчики и в начальной, и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.

        Особо хочется остановиться на тех проблемах, которые появляются в подростковом возрасте. У подростков пубертат (период полового созревания) начинается не одновременно - у кого-то раньше, у кого-то позже. Разница в биологическом возрасте просто колоссальна. Если класса до четвертого они более-менее ровные, то потом начинаются ростовые скачки. И педагоги часто не понимают, что ребятам просто физиологически сейчас очень трудно на чем-то сосредоточиться.

        При ростовом скачке внутренние органы, кровеносная и другие системы организма часто не успевают перестроиться, и организм бывает колоссально разбалансирован. В режиме повышенной нагрузки работают сердце, почки, мозг, они могут давать сбои даже у здорового ребенка. У подростков идет перестройка гормональной системы, биохимии всего организма. При этом происходят изменения в психической деятельности: это касается и восприятия, и памяти, и мышления, и всей познавательной деятельности.

        При перестройке происходит временный сбой: по-старому решать задачу уже не получается, а новые функции еще не сформировались достаточным образом. А подростков обвиняют в лени, распущенности, а то и ставят им в пример одноклассников, у которых пубертатный период проходит мягче или вообще еще не начался.

        В принципе в классе нет двух одинаковых людей. Динамика развития у всех разная, разная функциональная организация мозга, а значит, и связанные с ней особенности психических функций. А мы их все время сравниваем, кого-то ругаем, кого-то в пример ставим, подхваливаем. Но и тот, и другой могут иметь очень высокий интеллектуальный потенциал. Только один из них может (в силу своих природных данных) раскрыть его именно в этой образовательной системе, а другой может достигнуть не меньших высот, но только при условии использования других программ и методик, более соответствующих его типу организации мозга и психики.

        В подростковом возрасте мальчики становятся еще более правополушарными, в их поведении появляются элементы, присущие детям пятилетнего возраста. У мальчиков-подростков в пубертатном периоде могут возникать проблемы с памятью и речью, даже если их не было, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками.

        У девочек свои физиологические проблемы, у них притормаживается развитие речевого полушария, запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти.

        Возникают свои трудности и у педагогов. Понимание мужественности и женственности при такой биологической разнице, как у подростков одного возраста, сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики – защитники, сильный пол, а девочки – хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории чаще всего с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков.

        Еще один такой момент следует учитывать: сейчас девочки приходят в школу не в длинном закрытом платье - декольте, короткие топики, голые пупки, облегающий силуэт, мини-юбки ит.д. А это все не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде пубертатного развития, и провоцирует у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас просто из-за этого не может сосредоточиться на уроке.

        В подростковом возрасте возникают влюбленности, но девочкам мальчики становятся нужны раньше, чем мальчикам девочки, и девочки интересуются мальчиками более старшими, а не своими ровесниками.

 

 

 

Какие мы разные

     1. Маленькую девочку одевают в лучшее платьице, чтобы повести в гости. Через час она появляется в гостях и выглядит маленькой королевой.

Маленького мальчика одевают в лучший костюмчик, чтобы повести в гости. Через час на нем будет вся грязь, которую только можно отыскать на улице, даже если его везли на машине.

     2. Маленькой девочке бросают мячик, и пока она соображает, что его надо ловить, мячик попадает ей прямо в нос.

Маленькому мальчику бросают мячик, мальчик пытается его поймать, и тогда мячик попадает ему прямо в нос.

     3. Маленькая девочка найдет палку и будет рассматривать узоры на ней.

Маленький мальчик найдет палку и сделает из нее ружье.

     4. Маленькая девочка снимет свои колготки, чтобы пописать в горшок.

Маленький мальчик снимет свои колготки, чтобы пописать вокруг горшка.

     5. Маленькая девочка находит мамину косметику и почти инстинктивно начинает раскрашивать лицо.

Маленький мальчик находит мамину косметику и почти инстинктивно начинает раскрашивать стены.

     6. Если маленькая девочка случайно пукнет, она будет очень смущена.

Если маленький мальчик случайно пукнет, он тут же сымитирует этот звук раз десять.

     7. Большинство девочек научаются говорить раньше мальчиков.

Большинство мальчиков сначала научаются имитировать шум мотора.

     8. Мальчики ходят с длинными ногтями, потому что им лень их стричь.

Девочки ходят с длинными ногтями, чтобы им было удобно царапать мальчиков.

     9. С самого раннего детства девочек влечет к мальчикам.

С самого раннего детства мальчиков влечет к грязи.

   10. Девочки превращаются в женщин.

Мальчики превращаются в больших мальчиков.

 

 

 

 

 

    ! Не забывайте, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

    ! Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    ! Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    ! Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь гораздо больше.

    ! Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

    ! Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

    ! Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

    ! Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

    ! Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

    ! При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

    ! Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

    ! Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы!

    ! Помните, для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок! Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство над ним в знаниях.

    ! Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ними.

    ! Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди»!

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010