Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Интерес, мода, панацея или атрибут взрослости?...

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Кычкина Анджелика Ивановна

Аннотация:

Кычкина А.И., Кириллина М.М.  Интерес, мода, панацея или атрибут взрослости?...

    В статье рассматриваются семь факторов курения и некоторые   Ключевые слова:

мифы о вредной привычке. Приведены примеры и доказательства  кашле курильщика, яппи,

о вреде курения в современной медицине. Описываются причины  своеобразная элита

никотиновой зависимости.                                                                     общества, атрибут

    Даны советы, рекомендации родителям, педагогам по                   взрослости,

устранении подобных проблем и отказа от вредных соблазнов.       подписывание

                                                                                                                   обязательства, алгоритм

                                                                                                                   отказа, индивидуальный

                                                                                                                   договор, встречное

                                                                                                                   предложение, социальная

                                                                                                                   прерогатива.        

                                                                                                                   

                                                                                                   

                                                                                                     

                                                                                         

Статья:

      

« Интерес, мода, панацея или атрибут взрослости?...»

 

 

 Мы живём в эпоху коренной ломки вековых ценностных ориентаций. Сейчас часто говорят о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов, появилось понятие о лжеценностях, т.е. о таких ориентациях, которые на самом деле вредны.

        Современные дети уже не знают тех имён, которые были на слуху у представителей старшего поколения, и литературных героев, которые были идеалами. Складываются иные жизненные ориентации.

        Иногда взрослые считают, что стоит завернуть за угол, прикрыть поплотнее дверь или отправить детей подальше, как всё-можно расслабиться, выпить коньячку, выкурить сигаретку, похихикать над пикантным анекдотом, посплетничать: что детям видеть не положено, они и не видят.

        Но, оказывается, взрослые у детей как на ладони. И не скрыться от их любопытных ушей и глаз. Поэтому очередные воспитательные меры могут оказаться для детей школой двоемыслия, двуличия, двоедушия. А вот этого как раз очень бы не хотелось. Как быть-готовых рецептов нет.

        Но если каждый из нас станет отдавать себе отчет в том, что мир взрослых во многом прозрачен для ребенка, то тогда, может быть, воз этих неподъемных проблем тронется с места и найдутся какие-то неожиданные педагогические ходы, которые не будут чреваты лицемерием - ни детским, ни взрослым.

        Оправдание себе, конечно, всегда можно найти, но разве большинство взрослых поступают иначе?

      -Ну чё, пойдем покурим? С этого вопроса-призыва у некоторых (кстати, весьма многочисленных) школьников начинается каждая перемена. И вот опять человек пятнадцать-двадцать подростков отправляются за угол, чтобы выкурить очередную сигарету, попутно ругая (не без помощи нецензурной лексики) надоевших учителей и отводя душу за разговорами на «молодежные» темы. Большую часть этой компании составляют старшеклассники, которые пристрастились к курению давно, но можно увидеть там и новичков из средних и даже младших классов, которые только-только начинают приобщаться.

       Что же заставляет нас в подростковом возрасте брать в руки зажженную сигарету и отравлять свой еще не окрепший организм табачными ядами?

       

      

 

 

 

Миф первый

Не хочу быть белой вороной

        Сигарета стала неотъемлемой частью имиджа стильных людей. Среди школьников бытует мнение, что сигарета придает девушкам шарм, особую притягательность, изысканность, а молодым людям - мужественность и надежность.

        Конечно, если человек обаятелен от природы и обладает внутренней притягательностью, никакая сигарета ему не нужна - он и без нее будет чувствовать себя уверенно. Ну, а если ничего этого нет (или кажется, что нет)? Вот и остается с помощью сигареты привлекать внимание окружающих к своей персоне.

        Безусловно, сигарета придает подросткам уверенности в себе. Затягиваясь и пуская колечки дыма, кто-то чувствует себя крутым героем кинофильма. Подростковая психика очень неустойчива, поэтому зачастую мы начинаем курить за компанию, чтобы не отрываться от коллектива. Иными словами, просто поддаемся влиянию тех, с кем общаемся: «Ну не буду же я белой вороной!».

         При этом каждый курильщик, конечно, знает, что глупо отравлять свой организм и портить собственное здоровье (которое, если вы помните, ни за какие деньги не купишь!) ради веяний прихотливой и изменчивой моды…

Миф второй

Надо в жизни все попробовать

        Немаловажную роль в решении попробовать закурить играет любопытство, или, проще сказать, интерес. О вреде курения так много говорят и пишут, что поневоле подростку становится интересно: а что же чувствуешь, когда куришь? Какие они, сигареты, на вкус? Вот и покупаем на сэкономленные карманные деньги не мороженое или конфеты, а пачку разрекламированных «LM».

        Естественно, первое впечатление далеко от приятного, и дальше события развиваются по одному из вариантов. Первый, более благополучный: разочаровавшись в сигаретах, я  навсегда отворачиваюсь от курения. Второй, менее благополучный: я упрямо продолжаю приучать свой организм к табаку («Ну что-то ведь в нем другие находят? И я найду!»).

        Все нам в жизни интересно, все нам познать хочется, и с этим ничего не поделаешь!

Миф третий

Сигарета успокаивает

        Многие из нас начинают курить в моменты депрессии, отчаяния. Существует мнение, что если у тебя большие проблемы и тебе плохо - выкури сигарету и станет легче. А так как большие проблемы бывают у всех у нас постоянно, то предлагаемое средство воспринимается горемыкой как спасательный круг. И прожужжавшие все уши разговоры о том, что курение вредно для здоровья, моментально забываются - «ведь я только сегодня, только один разочек, ведь мне так плохо!».

        Как правило, одним разом не заканчивается. Да, на короткий отрывок времени становится легче, но потом находятся все новые поводы для того, чтобы успокаиваться сигаретой. Оправдание себе можно найти всегда, и разве большинство взрослых (и не только родителей, но даже учителей!) поступают иначе?!

        Эти три мифа - мода, интерес и панацея - приводят не только к курению, но и к более страшной беде - к наркомании. В сущности, никотин - тоже наркотик, так как организм курящего физически зависит от сигареты не меньше, чем организм наркомана от очередной дозы наркотика. Но курение не считается столь широкомасштабной проблемой, как наркомания. Может быть, отчасти потому, что от наркотиков люди умирают быстрее и чаще.

        Сейчас проводятся специальные кампании по борьбе с курением, идет агитация за здоровый образ жизни, за занятия спортом. Это, конечно, очень хорошо и необходимо, но все-таки малоэффективно. Ведь кругом - заманчивая реклама сигарет. Еще бы в детских садах повесили!..

        Как же нам быть? Запреты нужного эффекта не дают. Активные кампании дают, но мало. Существует ли оно, это решение?!

        Любой из нас скажет, что все зависит от самого человека. И никакие запреты на нас не действуют, если уж кто решил закурить. А если захочет бросить, то бросит исключительно по своей воле. А вовсе не потому, что никотин – яд для организма.

        Так что нам только и остается, что уповать на благоприятную обстановку в семье и хорошую компанию друзей.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Как нужно разговаривать с родителями, которые своего ненаглядного ребенка холили-лелеяли, по науке кормили и на свежий воздух вывозили, чтобы он, войдя в бунтарский подростковый возраст, не начал курить? Читать лекции о вреде табака? Стращать тяжелыми болезнями? Запрещать и близко подходить к курящим ровесникам?.. Насколько это неэффективно, вы знаете и сами. Но можно подсказать родителям, как им помочь своему ребенку противостоять вредным соблазнам.

        И мальчик 11-12 лет, и девочка чуть старше неизбежно столкнутся с тем, что ровесники или взрослые ребята предложат им покурить. Будут подначивать: «Боишься попробовать? Значит, слабак, маменькин сынок!». И что вашему ребенку этим искусителям ответить?

        На самом деле не важно, как ребенок будет мотивировать свой отказ, какие доводы он произнесет, эти доводы даже могут взрослому человеку показаться смешными и нелогичными и тем не менее будут приняты подростками. Но ребенок может противостоять чужому мнению только тогда, когда у него есть собственное достоинство.

        А собственное достоинство появляется у подростков, если вы в общении с ними переходите на уровень «со…»- содружества, сотрудничества, сопереживания, то есть обходитесь с ними, как со взрослыми. Что обычно делают родители? Декларируют права подростка: «Ты уже взрослый…», но при этом обращаются с ним, как с ребенком, разговаривают только в повелительном наклонении: «Убери, подойди, не забудь…». Общаются с позиции сверху.

        Узнав, что ребенок закурил, родители начинают антитабачную кампанию так: выдирают его, как сидорову козу, потом читают мораль, а затем грозят, что он будет наказан еще страшнее, если не выкинет эту блажь из головы. А вообще-то начинать антитабачную и антиалкогольную пропаганду надо намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках, то есть работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение приносит организму вред, а пьянство просто разрушает личность, любую историю, увиденную по ТВ или услышанную по радио,-своими репликами расставлять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Это только кажется, что дети не воспринимают то, что говорят не специально для них, а при них. На самом деле все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина-точка зрения.

         То есть загодя создавать ребенку окружение, с умом выбирая для него кружок или спортивную секцию-детский коллектив, где ребенок будет проводить много времени, где найдет друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья. Какие у него друзья? Он хочет быть на них похож?

        Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрослый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Подростки очень боятся собственной неуспешности, а успешность дает им уверенность. Появляется собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать своему приятелю «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не отравлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство ограждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.

        Но, если ребенок закурил и вы не успели поработать на предупреждение. Что делать? Поискать правильную форму для выражения своего отношения к этому событию. Подростки обычно бывают против не сути наших требований, они уже интеллектуально развиты настолько, что понимают справедливость наших опасений. Их возмущает форма предъявления этих требований.

        Попробуйте поговорить с ними, как со взрослыми, то есть дадим им возможность самим принять решение. Они сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…». И дальше изложить то, что произведет на ваше чадо наибольшее впечатление. На одних-и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учении, и про несовместимость курения и достижений в спорте…Девочкам-про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких наследников…

        В общем, кури, зная свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, к которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы ребенок не закурил

         Подросток чаще всего начинает курить, чтобы продемонстрировать всему миру, что он уже вырос: ведь общество разрешает курить взрослым, но не позволяет это делать детям. Чтобы подобных искушений у ребенка не было…

1. Считайтесь с ним, уважайте его взгляды, не подавляйте его.

         Курение для подростка-жест: «Я теперь взрослый!». Психологи считают, что, если родители не подавляют взрослеющего ребенка, а постепенно позволяют ему все больше и больше вопросов решать самостоятельно: с кем дружить, какую музыку слушать, какой моде следовать, как стричься и так далее, - у него не будет острой потребности доказывать свою взрослость с помощью сигареты.

         Не забывайте время от времени отпускать поводок! Нелепую подростковую манеру одеваться можно и перетерпеть ради того, чтобы наследник не привык к никотину.

2. Помогайте ему стать хоть в чем-то более успешным и более компетентным, чем сверстники.

         Подростку очень важно иметь авторитет у окружающих его ребят. Часто он начинает курить, чтобы казаться в глазах своей компании человеком опытным и искушенным. Но если у него есть какое-то увлечение, где он лучше других - лучше одноклассников играет на гитаре, или катается на сноуборде, или разбирается в компьютерах, - авторитет среди друзей ему и так обеспечен. И не нужна тогда сигарета.

3. Не курите сами.

         Курите? Тогда ваши дети имеют гораздо больше шансов пристраститься к этой пагубной привычке, чем дети некурящих родителей. По расчетам наркологов, вероятность того, что подросток закурит уже в 12 лет, достигает 80%, если в его семье курят трое взрослых, и 40%, если курит хотя бы один человек.

         Подумайте. Может, вы решитесь бросить курить ради того, чтобы ваш ребенок не пристрастился к этой вредной привычке? Это будет сильный ход, подросток его оценит. Не можете бросить? Кайтесь. Но ни в коем случае не вставайте в позу: «Я взрослый - мне можно, а ты пока еще ребенок - поэтому тебе нельзя».

         Психологи считают, что так вы только подтолкнете подростка к курению. Если вы курите сами, активно запрещать это делать ребенку хуже, чем вообще молчать. Подростковый возраст- возраст максимализма. Подростки совершенно не приемлют двойной морали, которой грешим все мы, взрослые: «Конечно, этого делать нельзя, но в данном случае в виде исключения немножко можно». Главная претензия подростков к нам, взрослым, что мы, по их мнению, все время врем.

         Поэтому единственный выход для курящего родителя - покаяться: «Да, я сделал глупость, что когда-то начал курить…Теперь у меня от курения такие-то проблемы со здоровьем… Поэтому мне не хотелось бы, чтобы ты повторил мою ошибку». А там уж, как он решит.

4. Объясните ему, что «развитый» Запад курит меньше «неразвитых» стран. Курить в цивилизованном обществе немодно.

         И это на самом деле так. В США в 1966 году, когда началась антитабачная национальная кампания, курили 42,6% населения страны. Сейчас курит 16%. А к 2010 году число курильщиков сократится до 12%.

         В Британии курят 28% мужчин и 26% женщин. У нас же-72% мужчин-рабочих и 65% мужчин, занятых в сельском хозяйстве. Про получивших высшее образование данных почему-то не имеется, но, наверное, курят они ненамного меньше.

         К сожалению, в этом смысле у нас дикая страна. Но здоровая мода дойдет и до нас. И тогда некурящим следовать ей будет легче. В США не разрешается курить в общественных местах и в офисах, там масса кафе и ресторанов для некурящих. У нас только начинают принимать такие меры законодательно. Надеемся, что скоро этот законопроект вступит в силу. Солидные фирмы предпочитают нанимать на работу людей, не обремененных этой вредной привычкой:  они не хотят, чтобы их сотрудник пропускал по болезни много рабочих дней, а что курящие болеют чаще, давно доказано.  

         Карьерный взлет курильщику в США тоже не грозит: руководитель, заходящийся в застарелом кашле курильщика, - это не тот образ менеджера, который работал бы на прославление фирмы. Ваш отрок хочет в будущем стать истинным яппи? Тогда не надо начинать курить. Внушайте ребенку: некурящие - своеобразная элита общества, люди более высокой культуры и более развитого интеллекта.

5. Вместе посчитайте, сколько денег уходит у курильщика на сигареты в год и какие полезные вещи на эти деньги можно было бы купить.

        Из западных стран к нам пришло движение, когда подростки классами подписывают обязательства не притрагиваться в течение года к табаку. Среди сдержавших слово разыгрывается денежный приз, который класс должен истратить совместно.

        С психологической точки зрения это очень действенный прием. В компании сверстников легче воздерживаться от курения, да и некому соблазнять, раз одноклассники тоже не курят. Стоит продержаться школьные годы, а там, глядишь, дети поумнеют, займутся чем-то по-настоящему для них интересным и не начнут курить вовсе.

        Если у вас нет возможности вовлечь в это движение друзей вашего ребенка, попробуйте подписать с ним индивидуальный договор: он не курит год, а вы за это в конце года подарите ему желанную вещь, которая стоит не меньше, чем он потратил бы за год на сигареты.

6. Подскажите ему, как отказаться от предложения закурить.

        Алгоритм отказа ребенку надо освоить заранее, чтобы он не растерялся, когда во дворе ему предложат сигарету, чтобы не боялся, что в случае отказа он услышит насмешку: «Ты что, слабак?».

        Насмешки он не услышит, если отказ построит, как советуют психологи: отказ + аргумент + встречное предложение. Аргументом может быть слабое здоровье: «Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипедах?». Или: «А ты видел новый клип Алсу?».

         Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Сделав встречное предложение, ваш ребенок достойно выходит из сложной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         В XX веке разрозненные свидетельства о вреде, наносимом курением здоровью, были объединены в ходе статистических исследований. В 1956 году публикуется обобщение клинических наблюдений 40 тысяч практикующих врачей.

         Доказательство о вреде курения в современной медицине, как правило, строится на том, что по целому ряду заболеваний коэффициент смертности у курящих в несколько раз выше, чем у некурящих. При этом установлено, что привычка курить носит не столько физиологический, сколько психологический характер. Психологи называют семь факторов курения: беспокойство, привычка, подражание, способ самовозбуждения, социальная прерогатива, удовольствие от вкуса, обычай.

         И хотя большинство населения цивилизованных стран разделяют мнения, осуждающие курение, но оно по-прежнему столь распространено, что любые законодательные ограничения возможности курить в общественных местах вызывают заметное недовольство, особенно среди молодежи.

         Американские психологи составили портрет подростка, наиболее подверженного «вредному влиянию улицы». Оказывается, шанс попасть в плохую компанию и увлечься курением, алкоголем и даже наркотиками выше всего у подростков 14-17 лет, единственных детей в семье, получающих на карманные расходы сравнительно мало денег. У девушек вредные привычки и пристрастие к наркотикам вырабатываются быстрее, чем у юношей.

        Авторы исследования полагают, что, для того чтобы предотвратить подобные проблемы, родителям достаточно занять чем-то своего ребенка и здраво обдумать, сколько денег ему требуется на всякие «мелочи жизни».

        Британские социологи установили, что, получив в свое распоряжение мобильные телефоны, подростки стали меньше курить. В 1996 г. в Британии курили 28% юношей пятнадцати лет и 33% девушек того же возраста. В 2002 г. эти цифры сократились до 19% и 25% соответственно. Сейчас мобильники есть у всех. Британская организация по борьбе с курением Action on Smokinq and Health считает, что мобильники как атрибут взрослой жизни вытеснили другой атрибут «взрослости» - сигарету. К тому же карманные деньги, которые раньше шли на табак, тратятся теперь на телефонные счета.

         Подросткам необходимо подтвердить свою взрослость внешним атрибутом. Если вы сомневаетесь в полной безопасности для здоровья такой замены: вместо сигареты-мобильный телефон, подберите другой атрибут. Но не отбрасывайте здравую идею совсем.

         В деле антиникотиновой пропаганды обязательна профессиональная компетентность. Валеологические знания должны стать одним из основных компонентов профессиограммы любого учителя, работающего с детьми. Недостаточная установка педагога к разрешению проблемы, отсутствие коллективного единодушия в деятельностном подходе при решении проблемы, примирение с вредными привычками как неразрешимой проблемой, и наконец, просто равнодушие или пассивная позиция педагога, всё это вместе становится причиной неэффективности профилактической работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010