Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формы взаимодействия с родителями:

Автор:
Гусева Людмила Алексеевна

Аннотация:

Разумная любовь должна быть основою взаимоотношений между родителями и детьми. Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Бескорыстная родительская любовь может явиться только тогда, когда в любом ребенке видят, прежде всего, человека, рожденного не для чьей – либо потехи, а для самого себя, человека, которому принадлежит будущее, но который в настоящем требует помощи, чтобы подняться, чтобы встать на ноги и устроить свою судьбу согласно со своим человеческим назначением. Мы, взрослые, служим наглядным пособием в их воспитании, самым главным пособием.

Статья:

*общешкольные родительские собрания;

*классные родительские собрания;

*индивидуальные консультации;

*тематические консультации;

*совместные мероприятия;

*посещение на дому.[2]

Основные направления работы с родителями:

*организация диагностической работы по изучению семей (изучение семейной атмосферы, окружающей ребенка, его взаимоотношений с членами семьи);

*психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

*организация и совместное проведение времени детей и родителей;

*защита интересов и прав ребенка. [2]

ž     Бесконфликтное существование –идеал любого человеческого сообщества. Конфликт внутрисемейный, между родителями и школой – это всегда неприятность, которой желательно избегать. В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование.

ž     Возможны следующие варианты психолого – педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных посредников, переключение внимания, отделение содержательной и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.

ž     Оптимальное разрешение конфликтов обеспечивается в рамках подлинно демократического стиля общения педагога и родителей, при котором обе стороны признают права друг друга на собственные позиции и стремятся эти позиции примирить, сблизить, достичь компромисса.

ž     Наиболее эффективно общение учителя с родителями в домашней обстановке. Посещать необходимо всех своих учеников – и плохих, и хороших. Не обязательно такие посещения устраивать часто. О времени визита следует предупредить заранее. Сразу же надо снять стереотипный родительский вопрос, вызывающий у них беспокойство, отрицательные эмоции: «Что он натворил в школе?»

ž     Нельзя в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии.

ž     Ничего, кроме раздражений родителей, вы тем самым не добьетесь.

ž     Положительное должно обосновываться одновременно с недостатками, замечаниями, но не делайте пока никаких акцентов. Проявите максимум осторожности. Выясните взгляды родителей, их оценки на проблемы воспитания, требования, пожелания.

ž     Старайтесь в свой первый визит больше получить информации от родителей о ребенке, его окружении, привычках, особенностях характера и взаимоотношения со старшими.

ž     В беседах с родителями учителю приходится давать советы и рекомендации. Никогда не делайте этого в категорической, безаппеляционной форме. Подавайте советы в виде примеров. Для этого можно использовать тот положительный опыт, который имеется в воспитании других родителей, но при этом надо оставлять и родителям поле для раздумий, сомнений, поскольку речь идет всегда о конкретной ситуации, конкретной личности.

ž     Не позволяйте себе кого – нибудь незаслуженно обидеть, задеть, нарушить справедливость недостаточно продуманными, неосторожно вырвавшимися словами.

ž     Никогда не выясняйте отношения в присутствии третьих лиц. Все претензии следует предъявлять лично, с глазу на глаз.

ž     Деловые взаимоотношения учителя с родителями учащихся не приходят автоматически, сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправленной, творческой работы самого учителя, его желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с интересными собеседниками.

Вывод: разнообразные формы контакта с родителями – показатель педагогической культуры учителя. В общении с родителями у педагога нет выбора: хочу – общаюсь, хочу – не общаюсь. Во имя благополучия ребенка, его нравственного самочувствия этот выбор предстает для учителя однозначным, и здесь без искусства человеческого общения ему не обойтись. [3]

 

Родительское собрание «Помощь ребенку в период подготовки к ГИА (ЕГЭ)»

Ход собрания

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Беседа.

3.Анализ успеваемости учащихся.

4.Выступления: завуча, учителей – предметников.

5.Выступления и вопросы родителей.

6.Подведение итогов родительского собрания.

 

 

            Срывы на экзаменах – распространенное проявление волнения. Они чаще зависят не от теоретической подготовки учеников, а от психологической. Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка в условиях стресса. Признаки стресса:

 - изменение сердечного ритма;                      - мышечное напряжение;

 - увлажнение ладоней;                                                - сухость во рту;

 - повышенное потоотделение;                                   - зевание.

 - учащенное дыхание;

         Каковы способы снятия напряжения во время стрессовой ситуации? Это психотехнические упражнения, аутогенная и мышечная релаксация, формулы самовнушения. [3]

       Огромную роль при подготовке к экзаменам играют родители. Именно они ориентируют на выбор предмета, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из – за недостаточно высоких оценок.

        Важная задача – во время экзаменов создать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу.            Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким  хотелось бы. Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок.

      Очень важно помочь ребенку распределить учебный материал по дням, определить ежедневную нагрузку, составить план. Составление плана помогает справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

    Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимы прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течении дня необходимо делать короткие перерывы каждые 45 – 60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чай, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок выспался. [2]

      Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

      Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Если ребенок видит как мы переживаем, пьем валерьянку, он «заражается» нашим напряжением и тревогой.

     ГИА (ЕГЭ) – серьезное испытание для выпускников. Отнеситесь к переживаниям ребенка с пониманием, поддержите его. После экзамена проанализируйте вместе пережитую ситуацию, обсудите допущенные просчеты и ошибки, похвалите за удачные решения. [1]

 

Используемая литература:

1.Журнал «Биология в школе» №3 2011 год.

2 «Учительская газета» №16, 21 апреля 2009г.

3 .СтепановС.С.  Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекция 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 52с.

 

Приложение №1

Советы родителям «Как помочь детям подготовиться к экзаменам»

*Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

*Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.

*Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла учить весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать короткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать и повесить над письменным столом, над кроватью и т. д.

*Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда ребенок научиться концентрироваться на протяжении всего тестирования. Обязательно дайте ему часы на экзамен.

*Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

*Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

 - пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;

 -если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

 - если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Анализ анкетирования учащихся 9в класса

«Подготовка к экзаменам»

(что мешает?)

1.Мешает волнение, страх.

2.Хочется сдать экзамен на «хорошо».

3.Мешает недомогание, усталость.

4.Боюсь выбрать неправильный ответ.

5.Мною овладевает страх, когда заполняю бланки.

6.Подготовке к ГИА мешают элективные курсы.

7.Недостаточно много занимаюсь подготовкой к экзаменам.

8.Надо поменьше сидеть за компьютером.

9.Очень невнимательна.

10.Есть волнение, что не сдам экзамен.

11.Не хватает терпения.

12.Нужна помощь старших.

13.Страх остаться на второй год.

14.Невнимательность на экзамене.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010