Автор:
Бредова Ирина Иосифовна
Актуальность: Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования.
Общественное здоровье- достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей ,направленных на его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно, на основе знаний науки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Главная цель школьного образования по физической культуре, согласно стандартам второго поколения,- формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В современной школе практически здоровых детей – 25%. Заказ общества и родителей школе- это здоровый, разносторонне физически развитый, готовый к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускник. Возникает противоречие между заказом общества и реальным положением дел в образовательных учреждениях.. Проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших современных проблем.
Цель : формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений применять знания о ЗОЖ на практике.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке.
2. Ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.
3. Создавать «ситуации успеха», стимулировать желание заниматься самостоятельно.
4. Воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Результаты деятельности учителя
1.Разработаны задания для практикума по формированию мотивации к ЗОЖ.
2.Составлены комплексы упражнений для коррекции осанки и профилактики плоскостопия.
3.Разработана программы факультатива по валеологии.
4.Используются элементы методики су-джок терапии.
5.Составлены и внедрены дневники здоровья во 2 – 4 классах школы.
6. Освоены здоровьесберегающие технологии (игровые, личностно-ориентированные, сотрудничества).
7.Разработана система оценки творческой активности обучающихся ( создание «ситуации успеха»).
Результаты деятельности ученика
1.В результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной работе у учащихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету, о чём свидетельствует проведённая диагностика.
2008 2010
Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ 27 баллов 46,5% 42 балла 71%
Мотивация интереса к занятиям физической культуры 36 баллов 62% 50 баллоов 86%
2. Снизилась заболеваемость обучающихся в начальной школе на 21%.
3. Уменьшилось количество пропусков уроков на 24%.
4. Увеличилось число занимающихся в спортивных секциях школы и других спортивных клубах на 20%.
5. Обучающиеся участвуют в исследовательской работе и Олимпиадах по физической культуре.
Годы Муниципальный уровень
(победители и призёры) Региональный уровень
(чел.)
2007 - 2008 2 1
2008 - 2009 3 2
2009 - 2010 3 1
Призерами регионального этапа Олимпиады являются Баклина Наталья (2009г) и Велькер Владимир ( 2010г), в 2011 году Велькер Владимир стал победителем регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников.
6. Участие МОУ « Сосновская СОШ» в спортивно-массовой работе:
- спортсмены школы – постоянные призеры и победители районных Спартакиад школьников, лучшее достижение- 1 место в комплексном зачете летней и зимней Спартакиады ( 2009г);
- волейболистки в составе сборной команды района были чемпионками области (2008, 2009гг);
- чемпионами Областной Спартакиады школьников являются юноши по мини-футболу (2008г), учащиеся и выпускники играют в Омских футбольных клубах «Молния» и « Красная звезда»;
- 12 лет сборная Таврического района является победительницей Областных Спартакиад по легкой атлетике, в ее состав традиционно входят лучшие легкоатлеты школы;
- баскетболисты школы достойно представляют район на областном уровне;
- спортивная семья МОУ «Сосновская СОШ» стала призером Всероссийских сельских игр (2010г);
- участвуем в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в регионе « Лыжня России», «Кроссе Наций», ученик 5 класса Берковский Илья является двукратным победителем этих соревнований в своей возрастной категории ( 2008, 2009гг);
- выпускники школы выбирают профессию учителя физической культуры и тренера, в настоящее время четверо являются студентами СибГУФК.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования.
Общественное здоровье- достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей ,направленных на его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно, на основе знаний науки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Главная цель школьного образования по физической культуре, согласно стандартам второго поколения,- формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В современной школе практически здоровых детей – 25%. Заказ общества и родителей школе- это здоровый, разносторонне физически развитый, готовый к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускник. Возникает противоречие между заказом общества и реальным положением дел в образовательных учреждениях.. Проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших современных проблем.
В 2008 году мною была проведена диагностика по методике Дереклеевой Н. И. с целью определения мотивации к занятиям физической культурой и ведениию ЗОЖ у обучающихся 2-4 классов.
Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ |
27 баллов |
46,5% |
Мотивация интереса к занятиям физической культуры |
36 баллов |
62% |
Цель моя как педагога - формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений применять знания о ЗОЖ на практике.Реализуемые на уроках задачи:
1. Развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке.
2. Ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.
3. Создавать «ситуации успеха», стимулировать желание заниматься самостоятельно.
4. Воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В физическом воспитании при обучении двигательным действиям реализую четыре основных принципа сознательности. Обучаемый должен знать:
1.Что делать? Называю действие или сообщаю его целевую установку.
2.Как это следует делать? Даю описание структуры движения, указываю технические требования к его выполнению.
На каждом уроке физической культуры доступным языком для данной возрастной категории обучающихся объясняю, почему «колит бок» при быстром беге в начале урока, что значит «бежать в своем темпе»? Дети очень эмоциональны, им нужно выплеснуть свою энергию, а контролировать физическое состояние они не всегда способны в силу психологических особенностей возраста.
3.Почему действие выполняется так, а не иначе? Обосновываю наиболее важные элементы техники, в том числе с опорой на знания из области физики (механика),анатомии, биологии, физиологии, вскрываю причинно-следственные связи, имеющиеся в двигательной деятельности человека. Именно здесь происходит установление межпредметных связей. Например, при беге «на скорость» предъявление требования работать согнутыми в локтях руками связано с законами колебания маятника, необходимость принятия стойки волейболиста для более устойчивого положения увеличением «площади опоры».
4.Почему надо овладеть предлагаемыми знаниями, умениями, навыками, для чего и где они будут нужны? Даю их жизненную перспективу:
- для личного успеха на уроках физической культуры или в спорте, для применения в обычной повседневной жизни;
- для выполнения обязанностей перед одноклассниками, поскольку предстоят соревнования;
- для выполнения обязанностей перед обществом – как необходимость для трудовой деятельности, защиты Родины.
При формировании значимости и ценности урока физической культуры ориентирую обучающихся на то, что здоровье является не самоцелью занятий, а прежде всего средством обеспечения рациональных способов подготовки к работе разного характера (учёба, занятия музыкой, информационными технологиями, выбор будущей профессии). В связи с этим во внеурочной физкультурно-оздоровительной работе:
- знакомлю с теоретическими знаниями о ведении здорового образа жизни;
- провожу комплексы упражнений, способствующих профилактике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата; обучаю навыкам правильной осанки и способам самоконтроля за состоянием здоровья;
- развиваю двигательные качества - быстроту, силу, гибкость, координацию;
- развиваю познавательную деятельность, которая обеспечивает успешное овладение программным материалом, формирует творческую инициативу и навыки самостоятельной работы.
С введением в учебную программу третьего урока физической культуры появилась возможность не гнаться за плотностью двигательной нагрузки. Поэтому уделяю больше времени основам теоретических знаний, таких как:
-взаимосвязь физической активности с умственной деятельностью;
- правила подготовки организма к физической нагрузке;
- подсчет пульса до, во время и после занятий;
- подсчет частоты дыхания;
- оценка общего самочувствия;
- определение признаков утомления ( объективные и субъективные);
- правила организации самостоятельных занятий и игр.
- обучение нетрадиционным методам саморегуляции ( су-джок терапия, воздействие на биологически активные точки ушных раковин и стоп).
Дети любят заниматься тем, что им нравиться и что у них хорошо получается, поэтому особенно на этапе начального обучения создаю каждому ребенку «ситуации успеха». Сравниваю уровень физической подготовленности обучающихся не друг с другом, а динамику результата в течение года. В процессе этой работы ученик проходит путь «хочу-пробую-творю», а учитель-«заинтересовываю-помогаю-поощряю». Чтобы заинтересовать младших школьников и побудить их к творчеству «одушевляю» спортивные снаряды и инвентарь (мячи ждут вас, соскучились, должны подпрыгнуть на определенную высоту), часто использую на уроках сюжетно-ролевые игры. Применяю методы анкетирования, наблюдения, тестирования. Обучающие знают свои результаты в тестировании основных физических качеств (президентские тесты), могут сами оценить себя. Стенд с нормативами по физической подготовке находится рядом со спортивным залом, дети знают какую получили оценку, учитывают тот факт, что если даже «не дотянули» до пятерки, а результат лучше предыдущего, то ,конечно, и оценка будет высокая. В начальных классах ввели дневники здоровья, в которых дети представляют свои достижения, недостатки и проблемы, планы и мечты, советы и пожелания самому себе в физическом и психологическом плане. Одна из страниц отведена паспорту здоровья школьника. Дети учатся анализировать процессы, происходящие в организме, оценивать состояние своего здоровья, заполнять дневник.
К этой работе привлекаю классных руководителей и родителей. Веду факультатив по валеологии для учащихся 4-5 классов, задачей которого является оказание помощи детям в формировании себя как личности, сознающей, что главная ценность жизни – здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном энергичном состоянии.
На занятиях физической культурой потребность в решении воспитательных задач ощущается в значительно большей степени, чем на уроках других предметов. Выделяю три основные причины этого:
- активная двигательная деятельность и повышенное эмоциональное состояние, сочетаемое со свободой перемещения по спортивному залу, требуют от каждого дисциплинированности и саморегуляции поведения;
- спортивная деятельность моделирует в игровом виде сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе возможность решения любых воспитательных задач;
- спортивная деятельность противоречива по своему воздействию на личность. Наряду с огромным положительным влиянием есть у нее и серьезная негативная сторона. Элементы соперничества , присущие спорту , могут формировать такие малоприятные качества, как чрезмерное честолюбие, зазнайство, пренебрежительное отношение к слабым и ряд других.
Поэтому практически на каждом уроке применяю педагогические меры воздействия, которые нейтрализуют неблагоприятное влияние спорта на личностные свойства младших школьников и усиливают его положительное влияние. Рассказываю об особенностях командных видов спорта, значении усилий каждого члена команды в конечном результате, необходимости поддерживать друг друга психологически и физически в процессе игровой и соревновательной деятельности.
Большое значение в вопросе формирования мотивации к ЗОЖ уделяю сотрудничеству с родителями. Выполнение домашних заданий невозможно без активной помощи родителей, они напоминают и контролируют своих детей. Во внеурочное время провожу соревнования « Папа, мама, я- спортивная семья», «Отцы и дети». Сейчас много неполных семей, поэтому допускается выступление на соревновании и братьев, сестер, такой вид отдыха как «Семейный выходной». Традиционно посещаем бассейн и каток, общение родителей и детей в процессе совместного отдыха и соревновательной деятельности благоприятно влияет на воспитание и развитие младших школьников. Более 25 лет провожу занятия в «Группе Здоровья» для родителей и учителей. Ни какие беседы о ЗОЖ не оказывают такого действия на детей, как личный пример родителей и учителей. Провожу товарищеские встречи по волейболу, баскетболу и футболу между учителями и учащимися, родителями и школьниками. Большой интерес у детей вызывает и Спартакиада совхоза по видам спорта, школьники эмоционально наблюдают за соревнованиями, активно «болеют» за родителей.
Система критериев
1.Личностный рост (формирование предметных и ключевых компетенций, развитие исследовательских умений).
2.Положительная динамика сформированности:
- учебной мотивации;
-готовности и способности использовать полученные знания по ЗОЖ на практике.
3.Повышение активности, интереса.
Результаты деятельности учителя
1.Разработаны задания для практикума по формированию мотивации к ЗОЖ.
2.Составлены комплексы упражнений для коррекции осанки и профилактики плоскостопия.
3.Разработана программы факультатива по валеологии.
4.Используются элементы методики су-джок терапии.
5.Составлены и внедрены дневники здоровья во 2 – 4 классах школы.
6. Освоены здоровьесберегающие технологии (игровые, личностно-ориентированные, сотрудничества).
7.Разработана система оценки творческой активности обучающихся ( создание «ситуации успеха»).
Результаты деятельности ученика
1.В результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной работе у учащихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету, о чём свидетельствует проведённая диагностика.
|
2008 |
2010 |
||
Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ |
27 баллов |
46,5% |
42 балла |
71% |
Мотивация интереса к занятиям физической культуры |
36 баллов |
62% |
50 баллоов |
86% |
2. Снизилась заболеваемость обучающихся в начальной школе на 21%.
3. Уменьшилось количество пропусков уроков на 24%.
4. Увеличилось число занимающихся в спортивных секциях школы и других спортивных клубах на 20%.
5. Обучающиеся участвуют в исследовательской работе и Олимпиадах по физической культуре.
Годы |
Муниципальный уровень (победители и призёры) |
Региональный уровень (чел.) |
2008 - 2009 |
3 |
2 |
2009 - 2010 |
3 |
1 |
2010-2011 |
5 |
2 |
Призерами регионального этапа Олимпиады являются Баклина Наталья (2009г) и Велькер Владимир ( 2010г), победителем регионального этапа в 2011 году стал Велькер Владимир
6. Участие МОУ « Сосновская СОШ» в спортивно-массовой работе:
- спортсмены школы – постоянные призеры и победители районных Спартакиад школьников, лучшее достижение- 1 место в комплексном зачете летней и зимней Спартакиады ( 2009г, 2011 г)
- волейболистки в составе сборной команды района были чемпионками области (2008, 2009гг);
- чемпионами Областной Спартакиады школьников являются юноши по мини-футболу (2008, 2010г), учащиеся и выпускники играют в Омских футбольных клубах «Молния» и « Красная звезда»;
- 12 лет сборная Таврического района является победительницей Областных Спартакиад по легкой атлетике, в ее состав традиционно входят лучшие легкоатлеты школы;
- баскетболисты школы достойно представляют район на областном уровне;
- спортивная семья МОУ «Сосновская СОШ» стала призером Всероссийских сельских игр (2010г);
- участвуем в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в регионе « Лыжня России», «Кроссе Наций», ученик 5 класса Берковский Илья является двукратным победителем этих соревнований в своей возрастной категории ( 2008, 2009гг);
- выпускники школы выбирают профессию учителя физической культуры и тренера, в настоящее время четверо являются студентами СибГУФК.