Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование мотивации к ЗОЖ у младших школьников средствами физической культуры

Автор:
Бредова Ирина Иосифовна

Аннотация:

Актуальность: Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования.
Общественное здоровье- достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей ,направленных на его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно, на основе знаний науки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Главная цель школьного образования по физической культуре, согласно стандартам второго поколения,- формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В современной школе практически здоровых детей – 25%. Заказ общества и родителей школе- это здоровый, разносторонне физически развитый, готовый к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускник. Возникает противоречие между заказом общества и реальным положением дел в образовательных учреждениях.. Проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших современных проблем.
Цель : формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений применять знания о ЗОЖ на практике.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке.
2. Ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.
3. Создавать «ситуации успеха», стимулировать желание заниматься самостоятельно.
4. Воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Результаты деятельности учителя
1.Разработаны задания для практикума по формированию мотивации к ЗОЖ.
2.Составлены комплексы упражнений для коррекции осанки и профилактики плоскостопия.
3.Разработана программы факультатива по валеологии.
4.Используются элементы методики су-джок терапии.
5.Составлены и внедрены дневники здоровья во 2 – 4 классах школы.
6. Освоены здоровьесберегающие технологии (игровые, личностно-ориентированные, сотрудничества).
7.Разработана система оценки творческой активности обучающихся ( создание «ситуации успеха»).
Результаты деятельности ученика
1.В результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной работе у учащихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету, о чём свидетельствует проведённая диагностика.
2008 2010
Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ 27 баллов 46,5% 42 балла 71%
Мотивация интереса к занятиям физической культуры 36 баллов 62% 50 баллоов 86%

2. Снизилась заболеваемость обучающихся в начальной школе на 21%.
3. Уменьшилось количество пропусков уроков на 24%.
4. Увеличилось число занимающихся в спортивных секциях школы и других спортивных клубах на 20%.
5. Обучающиеся участвуют в исследовательской работе и Олимпиадах по физической культуре.


Годы Муниципальный уровень
(победители и призёры) Региональный уровень
(чел.)
2007 - 2008 2 1
2008 - 2009 3 2
2009 - 2010 3 1

Призерами регионального этапа Олимпиады являются Баклина Наталья (2009г) и Велькер Владимир ( 2010г), в 2011 году Велькер Владимир стал победителем регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников.
6. Участие МОУ « Сосновская СОШ» в спортивно-массовой работе:
- спортсмены школы – постоянные призеры и победители районных Спартакиад школьников, лучшее достижение- 1 место в комплексном зачете летней и зимней Спартакиады ( 2009г);
- волейболистки в составе сборной команды района были чемпионками области (2008, 2009гг);
- чемпионами Областной Спартакиады школьников являются юноши по мини-футболу (2008г), учащиеся и выпускники играют в Омских футбольных клубах «Молния» и « Красная звезда»;
- 12 лет сборная Таврического района является победительницей Областных Спартакиад по легкой атлетике, в ее состав традиционно входят лучшие легкоатлеты школы;
- баскетболисты школы достойно представляют район на областном уровне;
- спортивная семья МОУ «Сосновская СОШ» стала призером Всероссийских сельских игр (2010г);
- участвуем в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в регионе « Лыжня России», «Кроссе Наций», ученик 5 класса Берковский Илья является двукратным победителем этих соревнований в своей возрастной категории ( 2008, 2009гг);
- выпускники школы выбирают профессию учителя физической культуры и тренера, в настоящее время четверо являются студентами СибГУФК.

Статья:

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования.

Общественное здоровье- достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей ,направленных на  его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно, на основе знаний науки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Главная цель школьного образования  по физической культуре, согласно стандартам второго поколения,- формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры  для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В современной школе практически здоровых детей – 25%.   Заказ общества и родителей школе- это здоровый, разносторонне физически развитый, готовый к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускник. Возникает противоречие  между заказом общества и реальным  положением  дел в образовательных учреждениях.. Проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших современных проблем.

В 2008 году мною была проведена диагностика  по методике Дереклеевой Н. И. с целью определения мотивации  к занятиям физической культурой  и ведениию ЗОЖ  у обучающихся 2-4 классов.

Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ

27 баллов

46,5%

Мотивация  интереса к занятиям физической культуры

36 баллов

62%

 

Цель  моя  как педагога - формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений  применять знания о ЗОЖ на практике.Реализуемые на уроках задачи:

1.       Развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке.

2.       Ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.

3.       Создавать «ситуации успеха», стимулировать желание заниматься самостоятельно.

4.       Воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В физическом воспитании при обучении двигательным действиям реализую  четыре основных   принципа сознательности. Обучаемый должен знать:

1.Что делать? Называю действие или сообщаю его целевую установку.

2.Как это следует делать? Даю  описание структуры движения, указываю  технические требования к его выполнению.

На каждом уроке физической культуры доступным языком для данной возрастной категории обучающихся  объясняю, почему «колит бок» при быстром беге в  начале урока, что значит   «бежать в своем темпе»? Дети очень эмоциональны, им нужно выплеснуть  свою энергию, а контролировать  физическое состояние они не всегда способны в силу  психологических особенностей возраста.

3.Почему  действие выполняется так, а не иначе? Обосновываю наиболее важные элементы  техники, в том числе с опорой на знания из области физики (механика),анатомии, биологии, физиологии, вскрываю причинно-следственные связи, имеющиеся  в двигательной деятельности человека. Именно здесь  происходит  установление межпредметных связей. Например, при беге «на скорость» предъявление требования  работать согнутыми в локтях руками связано с законами колебания маятника, необходимость принятия стойки волейболиста для более устойчивого положения увеличением «площади опоры».

4.Почему надо овладеть предлагаемыми знаниями, умениями, навыками, для чего и где они будут нужны? Даю их жизненную перспективу:

- для личного  успеха на уроках физической культуры или в спорте, для применения в обычной повседневной жизни;

- для выполнения обязанностей перед одноклассниками, поскольку предстоят  соревнования;

- для  выполнения обязанностей перед обществом – как необходимость для  трудовой деятельности, защиты Родины.

При формировании значимости и ценности  урока физической культуры ориентирую обучающихся   на то, что здоровье является не самоцелью занятий, а прежде всего  средством  обеспечения рациональных  способов подготовки  к работе разного  характера (учёба, занятия музыкой, информационными технологиями,  выбор будущей профессии). В связи с этим  во внеурочной физкультурно-оздоровительной работе:

- знакомлю с  теоретическими  знаниями о ведении здорового  образа жизни;

- провожу комплексы упражнений, способствующих профилактике заболеваний  сердечно-сосудистой, дыхательной  систем и нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата; обучаю навыкам правильной осанки и способам самоконтроля за состоянием здоровья;

- развиваю двигательные качества - быстроту, силу, гибкость, координацию;

- развиваю познавательную  деятельность, которая обеспечивает  успешное овладение программным материалом,  формирует  творческую инициативу и  навыки самостоятельной работы.

С введением в учебную программу третьего  урока физической культуры   появилась возможность не гнаться за плотностью  двигательной нагрузки. Поэтому  уделяю больше времени  основам теоретических знаний, таких как:

-взаимосвязь физической активности с умственной деятельностью;

- правила подготовки организма к физической  нагрузке;

- подсчет пульса до, во время и после занятий;

- подсчет  частоты дыхания;

- оценка общего самочувствия;

- определение признаков утомления ( объективные и субъективные);

- правила организации самостоятельных занятий и игр.

-  обучение нетрадиционным методам саморегуляции ( су-джок терапия, воздействие на биологически активные точки ушных раковин и стоп).

Дети любят заниматься тем, что им нравиться и что у них хорошо получается, поэтому  особенно на этапе начального обучения  создаю каждому ребенку «ситуации успеха». Сравниваю уровень физической подготовленности обучающихся не друг с другом, а динамику результата  в течение года.  В процессе  этой работы  ученик проходит путь «хочу-пробую-творю», а  учитель-«заинтересовываю-помогаю-поощряю». Чтобы  заинтересовать младших  школьников и побудить их к творчеству «одушевляю» спортивные снаряды и инвентарь (мячи ждут вас, соскучились, должны подпрыгнуть на определенную высоту), часто использую на уроках сюжетно-ролевые  игры. Применяю методы анкетирования, наблюдения, тестирования. Обучающие знают свои результаты в тестировании основных физических качеств  (президентские тесты), могут сами оценить себя. Стенд с нормативами по физической подготовке находится рядом со спортивным залом, дети  знают какую получили оценку, учитывают тот факт, что если даже  «не дотянули» до пятерки, а результат  лучше предыдущего, то ,конечно, и оценка будет высокая. В начальных классах ввели  дневники здоровья, в которых  дети представляют свои достижения, недостатки и проблемы, планы и мечты, советы и пожелания самому себе в физическом и психологическом плане. Одна из страниц отведена паспорту здоровья  школьника. Дети учатся анализировать процессы, происходящие в организме, оценивать состояние своего здоровья, заполнять дневник.

К этой работе привлекаю классных руководителей и родителей. Веду факультатив по валеологии для учащихся 4-5 классов, задачей которого является оказание помощи детям в формировании себя как личности, сознающей, что главная ценность жизни – здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном  энергичном состоянии.

На занятиях физической культурой  потребность в  решении  воспитательных задач ощущается  в значительно большей степени, чем на  уроках других предметов. Выделяю три основные причины этого:

- активная  двигательная  деятельность   и  повышенное эмоциональное  состояние, сочетаемое со свободой  перемещения по спортивному залу, требуют от  каждого дисциплинированности и саморегуляции поведения;

-  спортивная  деятельность  моделирует  в игровом  виде сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе  возможность  решения любых воспитательных задач;

- спортивная деятельность  противоречива по  своему воздействию на личность. Наряду с огромным  положительным влиянием  есть у нее и серьезная негативная  сторона. Элементы  соперничества , присущие спорту , могут формировать  такие малоприятные качества, как  чрезмерное  честолюбие, зазнайство, пренебрежительное  отношение к слабым и ряд других.

Поэтому  практически на каждом уроке применяю педагогические  меры воздействия, которые  нейтрализуют неблагоприятное  влияние спорта на личностные свойства младших школьников и усиливают  его положительное влияние. Рассказываю об особенностях командных видов спорта, значении усилий каждого члена команды в конечном  результате, необходимости поддерживать друг друга  психологически и  физически в процессе игровой и соревновательной  деятельности.

Большое значение в вопросе формирования мотивации к ЗОЖ уделяю сотрудничеству с родителями. Выполнение домашних заданий невозможно без активной помощи родителей, они  напоминают и  контролируют своих детей. Во внеурочное время  провожу  соревнования « Папа, мама, я- спортивная семья», «Отцы и дети». Сейчас много неполных семей, поэтому допускается выступление на соревновании и  братьев, сестер, такой вид отдыха как «Семейный выходной». Традиционно посещаем бассейн и каток, общение родителей и детей в процессе совместного отдыха и соревновательной деятельности  благоприятно влияет на воспитание и развитие  младших школьников. Более 25 лет провожу занятия в «Группе Здоровья» для родителей и учителей. Ни какие беседы о ЗОЖ не оказывают такого действия на детей, как личный пример родителей и учителей. Провожу  товарищеские встречи по волейболу, баскетболу и футболу между  учителями и учащимися,  родителями и  школьниками. Большой интерес  у детей вызывает и Спартакиада совхоза по видам спорта, школьники эмоционально наблюдают за соревнованиями, активно «болеют» за родителей.

 

 

Система  критериев

1.Личностный рост (формирование предметных и ключевых компетенций, развитие исследовательских умений).

2.Положительная динамика сформированности:

- учебной мотивации;

-готовности и способности использовать полученные знания  по ЗОЖ  на практике.

3.Повышение активности, интереса.

Результаты  деятельности  учителя

1.Разработаны задания для практикума по  формированию мотивации к ЗОЖ.

2.Составлены комплексы   упражнений для коррекции осанки и профилактики  плоскостопия.

3.Разработана  программы факультатива по валеологии.

4.Используются элементы   методики су-джок  терапии.

5.Составлены  и  внедрены дневники  здоровья  во 2 – 4  классах школы.

6. Освоены    здоровьесберегающие  технологии (игровые, личностно-ориентированные, сотрудничества).

7.Разработана система  оценки творческой активности обучающихся ( создание «ситуации успеха»).

Результаты  деятельности  ученика

1.В результате  применения  здоровьесберегающих  технологий  на уроках и во внеурочной  работе у учащихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету, о чём свидетельствует проведённая диагностика.

 

2008

2010

Мотивация познавательного интереса к ЗОЖ

27 баллов

46,5%

42 балла

71%

Мотивация  интереса к занятиям физической культуры

36 баллов

62%

50 баллоов

86%

 

2. Снизилась заболеваемость обучающихся  в  начальной школе на  21%.

3. Уменьшилось количество пропусков уроков на 24%.

4. Увеличилось число занимающихся в спортивных секциях школы и других спортивных клубах на 20%.

5. Обучающиеся  участвуют в исследовательской работе и Олимпиадах по физической культуре.

 

Годы

     Муниципальный уровень

      (победители и призёры)

Региональный уровень

                   (чел.)

2008 - 2009

3

2

2009 - 2010

3

1

2010-2011

5

2

 

Призерами  регионального этапа Олимпиады являются  Баклина Наталья (2009г) и Велькер  Владимир ( 2010г), победителем регионального этапа в 2011 году стал Велькер Владимир

6. Участие МОУ « Сосновская СОШ» в спортивно-массовой работе:

- спортсмены школы – постоянные призеры и победители  районных Спартакиад  школьников, лучшее достижение- 1 место в комплексном зачете летней и зимней Спартакиады ( 2009г, 2011 г)

- волейболистки в составе сборной команды района были чемпионками  области  (2008, 2009гг);

- чемпионами Областной Спартакиады школьников  являются  юноши по мини-футболу (2008, 2010г), учащиеся и выпускники  играют в Омских  футбольных клубах «Молния» и « Красная звезда»;

- 12 лет сборная Таврического района является  победительницей  Областных Спартакиад  по легкой атлетике, в ее состав традиционно  входят лучшие легкоатлеты  школы;

- баскетболисты школы достойно представляют район на  областном уровне;

- спортивная семья МОУ «Сосновская СОШ» стала призером  Всероссийских сельских игр (2010г);

- участвуем в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в регионе « Лыжня России», «Кроссе Наций», ученик  5 класса Берковский Илья  является двукратным  победителем этих соревнований в своей возрастной категории ( 2008, 2009гг);

- выпускники школы выбирают профессию учителя физической культуры и тренера, в настоящее время  четверо являются студентами   СибГУФК.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010