Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластической гимнастикой

Авторы:
Голова Любовь Юрьевна
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластической гимнастикой

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка»

                                                                                                    

 

 

        В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей.  Развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности ребенка. Один из таких подходов предлагают занятия ритмопластической гимнастикой. Занятия способствуют формированию духовного мира детей, развивают их художественный вкус и нравственные потребности.

         Воспитание нравственных чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему миру. В дошкольный период развития детей необходимо осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание.    

        Дошкольный возраст является ответственным периодом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом.

Статья:

Развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластической гимнастикой

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка»

                                                                                                    

 

                                                              

            В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, кино, интернет ‒ все это способствует размыванию нравственных норм и заставляет серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей. Задача нравственного воспитания, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учится жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

         В современных условиях развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности ребенка. В дошкольный период развития детей необходимо осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание. Детство ‒ пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.

         Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Этическое развитие ребёнка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребёнка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье.  Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребёнка и воспитании его нравственных чувств. Необходим единый подход, как к физическому, так и нравственному здоровью детей. Один из таких подходов предлагают занятия ритмопластической гимнастикой.    

         Ритмопластическая гимнастика – это направление оздоровительной работы, имеющее государственное утверждение и признанное новым методом нравственного и физического воспитания.Основополагающей   базовой  категорией  нравственного   воспитания,  по  мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства ‒ постоянного эмоционального ощущения, ᴨереживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком.

         Музыкально-ритмическое воспитание,  как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом, опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев), основывается на глубоком переосмыслении идей Л.С. Выготского, Д.С. Лихачева, В.В. Соловьева, П.А. Флоренского.

         Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, радостью за другого. Инсценировки, национальные танцы, игры формируют нравственные качества дошкольников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства прекрасного, взаимного уважения.

         Ритмопластическая гимнастика обладает огромным потенциалом нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности  единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Занятия способствуют формированию духовного мира детей, развивают их художественный вкус и нравственные потребности.

         Все выше сказанное определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия.

         В педагогике воспитания нравственных чувств важно иметь чувство меры. Не зная меры воздействия на ребенка, можно навредить больше, чем принести пользы. Перефразируя известное выражение Суворова, можно сказать, что вместо решительности вы воспитываете безрассудство, вместо отважности и быстроты ‒ запальчивость и опрометчивость, вместо твердости ‒ жесткость. Маленькие дети многого не понимают, и жесткие меры воспитания приводят только к отрицательному результату. Будьте гибким, мудрым и дальновидным, старайтесь более четко и ясно представить ответную реакцию ребенка на ваше воздействие. Если вы сомневаетесь, настаивать на своем или нет, то лучше выбрать второе.

         Чувство меры‒ это умение чувствовать границу дозволенного, оно представляет собой личностное равновесие и начинает развиваться в самом детстве. Это такое же чувство как зрение, слух, осязание и также, как и другие органы чувств – чувство меры у каждого человека носит индивидуальный характер. Чувство меры, которое носит название такт ‒ от латинского Tactus ‒ осязание, прикосновение ‒ чувство, подсказывающее адекватное отношение к чему-либо или кому-либо и конечно умение держать себя соответствующим образом. Древние греки считали, что это лучшее противоядие от любых физических и духовных проблем.

         Процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни ребёнка. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей. Связь с семьей ‒ необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада ‒ хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

    От маленьких детей добиться понимания легче через игровые ситуации, чем через угрозы и окрики. Ребенка очень легко, чем-нибудь увлечь. Прислушайтесь к внутреннему голосу ‒ вашему чутью воспитателя, не давайте волю своей раздражительности. Не досадуйте на то, что вы такой большой, а не можете заставить маленького ребенка делать то, что вы хотите. Не говорите ему: «Я тебя заставлю». Корректируйте свое отношение к сложным ситуациям с чувством меры и здравым смыслом. Самое главное, правильно оценить происходящее и понять поведение малыша. Большую ошибку допускают родители, когда свои требования к детям не сообразуют с их возрастом. Дети растут, а требования по-прежнему остаются теми же, так как родители все еще считают их «маленькими».

         Часто можно видеть, как терпимо относятся родители к недостаткам своего ребенка, объясняя их тем, что «он еще мал, вырастет ‒ поумнеет». В семье, где не тре­буют от ребенка ответного заботливого, чуткого, внимательного отношения к родным, где ребенок считает, что все самое лучшее предназначено ему, потому что он «еще маленький», растет будущий эгоист. Его постоянные тре­бования и капризы взрослые члены семьи выполняют беспрекословно («мне купи», «мне подай», «я не хочу»), а от него ничего не требуют. Такие ошибки допускаются в тех семьях, где счастли­вое детство понимается, как жизнь без какого-либо труда, без обязанностей, без чувства долга.

          Другая крайность ‒ отсутствие достаточного внима­ния к детям со стороны родителей. Если ребенок часто слышит от родителей: «Не мешай мне, я занята!», «Мне некогда сейчас с тобой заниматься, подожди!», «Вечно ты лезешь ко мне с нелепыми вопросами!» ‒ он замыкается в себе. Возникает отчуждение между ребенком и родите­лями, которое впоследствии очень затрудняет воспита­ние. Ребенок привыкает к тому, что к нему не проявляют внимания, перестает делиться с ними своими маленькими огорчениями и радостями, а затем даже старается скрыть их.

         Родителям  необходимо знать интересы своих детей, не от­махиваться от их вопросов, нужно уметь внимательно и серьезно выслушивать своих детей. Если ребенок с детства не привык делиться со своими близкими всем, что его вол­нует, то в более старшем возрасте ему будет трудно раскрыть свою душу отцу или матери в трудную минуту, и они не смогут руководить его поступками. Детям всегда необходимо чувствовать душевную близость со своими роди­телями, их глубокий интерес ко всем своим делам.

         В современном мире чувство меры очень часто сравнивают с развитием самоконтроля ребенком. Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

         Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их.

         Важно помнить:

         ‒ формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели;

          ‒ самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком ‒ признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля;

         ‒ выработать у ребенка адекватную эмоциональную реакцию на допущенные ошибки: вместо огорчения, злости и агрессии надо воспитывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

         На занятиях ритмопластической гимнастикой для развития эмоциональной сферы и воспитания нравственных чувствпомогают правильно разработанная программа по музыкально-ритмическому воспитанию и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей музыкальные произведения. В процессе этой работы, детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей. Педагог создаёт все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц. В музыкально-ритмическом  движении, музыка оживает и приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми.

 

Тематическое планирование занятий ритмопластической гимнастикой

Тема

Занятия

 

Формирование

представлений о физическом и психическом облике

 

 

 

 

 

Занятие 1. Цель: показать связь между музыкой и движением.

Занятие 2. Цель: показать как в жестах, мимике, двигательных действиях можно выразить эмоциональное состояние человека.

Занятие 3. Цель: научить чувствовать каждую часть своего тела.

Занятие 4. Цель: показать особенности правильного, неправильного  движения человека.

Занятие 5. Цель: научить навыкам самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной активности.  

Занятие 6. Цель: научить различать темп выполнения упражнений, расслаблять и напрягать мышцы.  

Развитие и коррекция координации движений, чувства темпа и ритма в

движениях, слухового

внимания и памяти

 

 

 

Занятие 7. Цель: развивать чувство ритма.

Занятие 8. Цель: развивать внимание в процессе двигательной  активности.

Занятие 9. Цель: развить мышечное чувство.

Занятие 10. Цель: научить чувствовать свое дыхание.

Занятие 11. Цель: развить зрительную, моторную, слуховую память.

Занятие 12. Цель: формировать правильную осанку.

Занятие 13. Цель: развить координацию движений, равновесие.

Занятие 14. Цель: научить основным упражнениям для формирования правильной осанки.                       

 

Формирование двигательной выразительности

 

 

 

 

 

Занятие 15. Цель: активизировать внимание на мышечную деятельность.

Занятие 16. Цель: формировать чувство равновесия.

Занятие 17. Цель: развивать пластику движений.

Занятие 18. Цель: научить правильному представлению характера выполняемых движений.

Занятие 19. Цель: развивать умение понимать образно-музыкальную речь.

Занятие 20. Цель: активизировать моторный отклик на музыку.

Занятие 21. Цель: повторить  пройденный материал.

Формирование жизненно

необходимых навыков

поведения (на улице, в школе, дома и др.)

Занятие 22. Цель: развивать моторно-слуховое восприятие.

Занятие 23. Цель: научить осознавать свои ощущения и чувства.

Занятие 24. Цель: показать, как с помощью правильного дыхании регулируется самочувствие.

Занятие 25. Цель: развить способность к сосредоточению.

Занятие 26. Цель: развивать наблюдательность.

Занятие 27. Цель: развивать быстроту принятия решений.

Занятие 28. Цель: развивать с помощью специальных упражнений физическое качество быстроты движений и быстроты реакции.

Занятие 29. Цель: повторить и закрепить пройденный материал.

Занятие 30-31. Цель: подготовка к открытому уроку.

Занятие 32. Цель: открытый урок.

 

         Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Игра широко используется как средство эстетического вос­питания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение ‒ со­здание образов на основе ранее полученных впечатлений. В со­держание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей и содействует воспи­танию художественного вкуса. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны лич­ности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания. Игра, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, какпринято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.         Игра является важнейшим средством воспитания и разви­тия. Но это происходит тогда, когда она включается в организу­емый и управляемый педагогический процесс.

         Воспитание нравственных чувств  в дошкольном возрасте сыграет положительную роль в будущей жизни человека. Именно в детском саду дети учиться понимать, слушать и уважать старших, постигают истину понятий: хорошо, плохо, нельзя; в дальнейшем становятся более общительны со сверстниками и самостоятельны. Дошкольный возраст является ответственным периодом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом.

 

Приложение

Игры на формирование чувства меры

         1. «Магазин». Предложить детям взять маленькую корзинку и складывать игрушечные продукты питания. Суть в том, что дети положат немного предметов, так как ограничено место в корзине.

         2. «Поделись». Детям предложена коробка конфет, при условии, что дети разделят конфеты поровну.

         3. «Совесть».  Воспитательница дает задание порисовать карандашами и ставит банку с ними. Говорит детям ‒ возьмите, сколько хотите карандашей. У каждого ребенка должен быть хотя бы один карандаш, если этого нет, то разъяснить ребенку, который забрал больше, что надо поделиться с другим.

          4. «Из чего варят суп?».

          Описание игры. Перед детьми на столе стоят различные кастрюльки и приборы, а так же крупы, соль, сахар и т.д. Детям предлагается в игре научиться насыпать и накладывать ингредиенты,

         5. «Шоферы».

         Описание игры. На детские машинки ставятся стаканы, маленькие ведерочки с водой, налитые до краев. К машинкам привязаны бечевки одинаковой длины (10‒15 метров). По команде надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машинку. Если вода плещется, ведущий называет громко номер «шофера», и тот на секунду перестает мотать бечевку. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машинку и не расплескал воду. Он-то и получает приз.

         6. «Конфетки.

         Описание игры. Предложить ребёнку помочь воспитателю раздать конфеты для других детей. Суть в том, что ребенок должен понять, что очень много конфет класть не нужно.

         7. «Передай другому».

         Описание игры. На занятии  (лепки, рисования, труда) положить на стол весь необходимый материал. Каждый ребенок должен подходить и брать нужное количество для себя. Можно сделать хитрость. Положить меньше материала и понаблюдать, будут ли дети делиться с кем-нибудь из своих друзей. Или просто предложить поделиться с соседом

Возраст 5‒7 лет

         8. «Расписание» Предложить ребенку составить свое расписание дня. На игры отводится час, на прогулку 2 часа и так далее. Так ребенок поймет меру времени.

         9. «Правила». Сказать ребенку, чего делать нельзя в доме. Например, смотреть телевизор более получаса.

        10. «Из чего варят кашу?».

         Детям предлагаются различные крупы и посуда, задача «сварить» кашу по рецепту.

         11. «Список дел». Предложить ребёнку составить список домашних дел и распределить их между членами семьи.  Суть в том, что ребёнок не «сваливает» все домашние дела только на маму (или ещё кого-то).

         12. «Телевизор».Объяснить ребёнку, что долго смотреть телевизор нельзя. Обсудить с ним.

         13. «Сладости».  К примеру, кто-то из родителей принёс коробку конфет домой. Предложить ребёнку разделить сладкое на всех членов семьи.

         14. «В магазине».

         Цель: формировать коммуникативные качества, а также чувство меры в удовлетворении своих интересов.

         Предварительная работа: разные игрушки расставляются в несколько рядов так, чтобы каждую было видно.  Из бумаги вырезаются «деньги».

         Описание игры. Воспитатель выбирает продавца и ставит его рядом с игрушками. Остальные дети ‒ «покупатели». Воспитатель раздает всем одинаковое количество денег и дети по одному подходят к «продавцу», чтобы выбрать себе игрушку (или игрушки). После того, как все побывали в «магазине» дети садятся и вместе с воспитателем обсуждают приобретённые игрушки.

Игры на формирование чувства прекрасного                                                                                                               возраст 3‒5 лет

         Чувство прекрасного это внутреннее чувство, связанное с ощущением удовольствия от созерцания прекрасного и доставляемой от него радостью.

         1. «Музыка».  Слушать записи с классической музыкой (или предоставить ребенку музыку на выбор).

         2. «На прогулке». На прогулке предложить ребёнку послушать пение птиц, понюхать цветы, потрогать деревья, траву.

         3. «Осенние листья». Собрать с ребенком букет осенних листьев и отнести домой.

         4. « Подготовка к празднику».  Попросить ребенка разложить салфетки каждому гостю.

         5. «Цветы».

         Музыкальное оформление ‒ вальс. Цветы или листики подобрать легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по-своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

         Описание игры: детям предлагается описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику. Дети, плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их, затем продолжают то же движение, держа руки над головой. Далее дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство. С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками.

         Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.

         6. «Танцуй». Поставить классическую музыку и предложить детям придумать танец или начать двигаться в такт.

Возраст 5‒7 лет

         7. «Одежда». Помогать выбрать ребенку, что одеть (со вкусом).

         8. « Волшебные краски». Покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым ‒  превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим ‒ дают коричневый. Из синего с желтым ‒ получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.

         9. «Музей». Сводить ребенка в музей, зоопарк. А потом расспросить ребенка, что больше всего понравилось.

        10. «Море волнуется раз».

         Цель игры:  развивать фантазию и художественный вкус морских фигур.

         Описание игры. Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются):

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

        Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой ‒ игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего  ‒  отгадать, что это за фигура. Если игрок изображает непохоже, то он становится водой, а так же если кто-нибудь зашевелился или засмеялся во время «выступления» другого. Загадываются также: звериная фигура, птичья фигура, клоун-фигура, рабочая фигура и др.

         11. «Классическая музыка». Поставить классическую музыку, попросить детей передать

  свои ощущения.

         12. «На балете».Вместе с детьми посмотреть балет. Попросить передать свои ощущения, эмоции.

Эмпатия и децентрация

Возраст 5‒7 лет

         Эгоцентризм ‒ одна из характеро-логических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого человека: поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему ‒ одна из основных задач в воспитании дошкольников.

         1. «Конкурс хвастунов».

         Описание: Дети стоят в кругу в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не с собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто стоит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

         После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также  «масштаб» этих достоинств – это могут быть новые туфельки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед  остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль и значок и пр.). Такая организация игры вызывает  даже у самого замкнутого и враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

         2. «Волшебные очки».

         Описание игры: воспитатель приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

         Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать.

         3. «Комплименты».

         Описание игры: предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда дети затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

         4.  «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится».

    Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...».  Ребенок ловит мяч и бро­сает его следующему со словами: «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Вто­рой круг воспитатель начинает словами «Мне в себе нравится...», по­том бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т. д.

         5. «Плыви, кораблик!».

         Цель: развивать альтруизм, умение радоваться за другого и желание доставлять радость.

         Описание игры.  Дети разбиваются на пары, каждый участник берет себе кораблик. Цвета корабликов в паре не должны совпадать. Кораблики ставятся на стол. По команде ведущего дети начинают дуть на кораблики, стремясь отправить кораблик своего товарища как можно дальше. Отставший кораблик выбывает из игры. Воспитатель должен следить, чтобы дети не дули на кораблики слишком сильно и долго (не дольше 10 секунд).

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010