Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие профессиональной компетентности педагогов

Автор:
Вечернина Ольа Михайловна

Аннотация:

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
Ожидаемыми результатами инновационной деятельности являются рост профессиональной и методической компетентности педагогов, повышения уровня их готовности к переменам и качества дошкольного образования.
Не стоит забывать, что жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, к жизни, а уже жизнь!
Наша задача, задача педагогов и родителей, сделать так, чтобы ребенок проживал этот период жизни увлекательно, с интересом, впитал в себя духовно-нравственные основы существования общечеловеческого общества.
Воплотить в жизнь это может только увлекающаяся, грамотная личность. Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы настроить, увлечь и повести за собой коллектив к новым свершениям и продуманным преобразованиям.

Статья:

«Развитие профессиональной компетентности педагога»

 Код: SC – 3762

Автор: Вечернина Ольга Михайловна

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила основные направления процесса модернизации отечественного образования:

« подготовка кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, необходимой для применения новых технологий в процессе обучения и управления образованием.

На данном этапе возрастает потребность в информации, т. к. мы ищем возможности повышения эффективности своей деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по объему, во-вторых, объективной, в-третьих, предельно конкретной.

Как мы работаем с информацией? Мы ее собираем, обрабатываем, анализируем и создаем систему информационного обеспечения ДОУ по направлениям деятельности: работа с кадрами, организационная деятельность руководителя, организационно-педагогическая деятельность, здоровье и медицинское сопровождение, работа с родителями, связь с социумом, финансово-хозяйственная деятельность.

Главное в деятельности старшего воспитателя - повышение качества образовательного процесса, которое зависит от уровня мастерства воспитателя. Залог успеха, роста профессиональной компетентности в современной, продуманной стратегии и тактике нашей работы. Очень важно определить стратегию вместе с коллективом.

Мы вместе с коллективом определяем перспективы развития дошкольного учреждения: создаем, обсуждаем и реализуем концепцию развития ДОУ, образовательную программу, программу развития 2006-2010г., где определяются сверхзадачи, выходящие за рамки программы.

 Заведующий, старший воспитатель, коллектив специалистов и родители постоянно находятся во взаимодействии, поэтому у нас должны быть слаженные действия в организации воспитания и обучения дошкольников, в свою очередь, у нашего педагогического коллектива должны быть единые требования к воспитательно-образовательному процессу.

Принцип «единство требований» прочно лежит на двух опорах: взаимопонимании и поддержке. Таким образом, рост профессиональной компетентности педагогов также зависит от взаимодействия, сотрудничества  и работы в команде.

В нашем детском саду построена четкая система работы с кадрами по следующим направлениям: школа молодого воспитателя, работа по обобщению опыта, повышение квалификации, аттестация, наставничество, работа с младшими воспитателями, психолого-медико–педагогический консилиум, производственные собрания, работа в социуме, организация выставок, работа творческих групп и групп развития.

Без сомнения, обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, развития, соответствующего требованиям времени. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их  профессиональный уровень, организаторские качества и умения, психологическую готовность к той или иной деятельности. Работа с коллективом разнообразна и включает следующую деятельность: индивидуальные беседы, анкетирование и тестирование, контроль и самоконтроль, собеседование по плану самообразования, просмотр практической деятельности, участие в жизни ДОУ, документация педагога, включающая поэтапно-перспективное планирование, участие педагогов в проектной деятельности и смотрах-конкурсах.

На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития и портфолио, которое позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и  творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио – накопительная, статистическая и практическая. Цель создания – раскрытие профессионального роста педагога, использование данных материалов при аттестации. Практика показала рациональность использования карты наблюдения, которая дает возможность структурировать и обобщить необходимую информацию. Динамику достижений педагога мы показываем через результаты. Лучшие работы наших педагогов  мы стараемся опубликовать в прессе, педагогических сборниках.

В условиях обновления системы современного образования и расширения экспериментальной работы возникает потребность подготовки и переподготовки педагогических кадров, непрерывном повышении их профессионального мастерства. При этом следует учитывать необходимость подготовки педагогов для проведения научно-методической и инновационно - экспериментальной  работы в ДОУ.

Анализ результатов педагогического обследования в нашем ДОУ показал, что молодые специалисты из педагогических ВУЗов приходят на недостаточно высоком уровне их профессиональной подготовки.

Вопросы профессиональной подготовки мы решаем путем самообразования педагогов, направления на курсы в ПАПО, которые в большинстве случаев оставляют педагогов неудовлетворенными и ИРОТ,  где обучение ведется по двум направлениям: интеграция педагогических дисциплин  и интенсификация процесса обучения. Лекции читают здесь авторы программ, а обучение проводится без отрыва от работы.

 К.И. Чуковский говорил: « …Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». Ученые утверждают, что знания, которыми обладает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого человека. Руководитель – это стратег развития своего учреждения, который создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Одну из главных ролей играет функция наставничества, задачей которой является личным примером завлечь, объяснить, направить, продемонстрировать работу воспитателя в детском саду. При работе с молодыми специалистами мы должны оказать им помощь в адаптации в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В процессе наблюдения мы выделили несколько этапов работы с молодыми специалистами: адаптация молодого специалиста, изучение опыта коллег, развитие профессиональных умений с активным привлечением к показу своей работы внутри детского сада, внедрение новых технологий и совершенствований, самообразование и саморазвитие воспитателя, ведущую к обобщению своего опыта работы.

Росту профессиональной компетентности способствует аттестация педагогов.  Порой именно здесь возникают вопросы. Почему аттестационная комиссия не можем присвоить  вторую квалификационную категорию  педагогу, проявившему себя  в  первые  месяцы работы, а должны ждать год,  когда зарплата его  на первой ступени достаточно мала и  есть риск потерять специалиста? А ситуация, когда люди приходят после института и, работая на ставку, зарплата составляет 7800 рублей.  Мы понимаем, что нам сейчас эту проблему не решить, но озвучивать их надо.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике нашего ДОУ стали широко использоваться профессиональные объединения педагогов, где поднимаются вопросы воспитания, обучения, подготовки к мероприятиям, работа с родителями, вопросы оздоровления дошкольников.

Значительный рост педагогов виден при работе во временных творческих группах. Для сплочения коллектива и развития каждого педагога очень важно их участие в разнообразных проектах. Временные творческие группы разрабатывают положения, план подготовки, направления работы каждого участника коллектива. Участие во временной творческой группе поднимает статус педагога в собственных глазах и глазах коллектива.

Идея для проекта чаще всего  идет от руководителя. Старший воспитатель разрабатывает идею, а педагоги являются основными ее разработчиками, что повышает их профессионализм.

Но без связи с другими образовательными учреждениями, без обмена опытом работы не будет и профессионального роста воспитателя.

Третий год я веду ГМО воспитателей. В этом году – это ГМО воспитателей младших групп. В ноябре  в детском саду «Солнышко» прошла встреча воспитателей, где мы говорили об экологической работе с детьми младшего возраста. Но четкости в этой деятельности в городе нет. Воспитатели нашего детского сада посещают ГМО инструкторов по физкультуре,   психологов, музыкальных руководителей. Но, мы даже не знаем, кто является руководителями ГМО для других возрастных групп. Хочется, чтобы методический кабинет города в начале учебного года собирал старших воспитателей  и доводил информацию о предстоящей работе на год.

В каждом детском саду  есть методический кабинет. Принципы его работы: открытость, доступность, увлеченность, креативность. В нашем методическом кабинете вы найдете информацию под следующими заголовками: «Завтра начинается сегодня…», «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «В помощь воспитателю», «Изучаем педагогическое наследие», «Аттестация», «Альтернатива»(о программах, передовых технологиях). Работа методического кабинета наиболее ярко отражена в паспорте методического кабинета.

С целью повышения эффективности работы с кадрами, все чаще применяется педагогический мониторинг как метод контрольно- диагностической функции (видеоконтроль). Успеху мониторинга способствует анкетирование. Только при наличии динамики профессиональной компетентности педагога можно сделать вывод об эффективности методической работы в конкретном детском саду.

Самая главная цель и задача руководителя ДОУ – обеспечение его высококвалифицированными специалистами.        

Администрация ДОУ создает оптимальные условия для профессионального роста педагогов.

Опытно-экспериментальные исследования подтверждают, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в детском саду и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению мастерства педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, можно полностью раскрыть творческие возможности педагога как личности. Таким образом, повышение уровня развития профессионального мастерства педагога напрямую зависит от современных подходов к организации методической работы в детском саду.

Недаром человека  в литературе сравнивают с айсбергом, у которого на поверхности  только 1/10 часть, а ведь человек находится в состоянии постоянного развития и перемен. Сначала мы узнаем лишь малую часть, а затем только понимаем его основную суть. Сегодня, в сложных условиях работы (выживания) в ДОУ, очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно, без сбоев,  творчески.

Именно поэтому мы считаем более эффективным применять технологию «Управляй – обучая».

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010