Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методические особенности организации физического развития и здоровья детей 4-6 лет.

Автор:
Маркевич Марина Николаевна

Аннотация:

 

                                                                                       Маркевич Марина Николаевна №SC-4702

                           Методические особенности организации физического развития и здоровья детей.

Проблема здоровья детей весьма актуальна. Количество здоровых детей с каждым годом снижается. Цель проекта: создать оптимальные условия для формирования у детей представления о ценности здоровья. Решение задач проекта будут способствовать формированию здоровой личности дошкольника при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.

 

 

Статья:

Маркевич Марина Николаевна №SC-4702

Методические особенности организации физического развития и здоровья детей

4-6 лет.

 

                                                                                             «Я не боюсь еще и еще раз повторять:

Забота о здоровье – это важнейший труд

Воспитателя. От жизнерадостности,

Бодрости детей зависит их духовная

Жизнь, мировоззрение, умственное

Развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

 

    «Здоровье – это не все, но без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человеку и его здоровью. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

     В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитание здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

     Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами  Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

     Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40 % заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.  Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка и на создание фундамента физической культуры будущего взрослого человека.

    На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Так как у большинства взрослых отмечается  слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни.

     Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и  адекватно воспринимает все предъявляемые ему требования. 

     Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармонического физического развития ребенка. Поэтому о качестве образования, особенно когда речь идет о дошкольном образовании, можно говорить тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьесохраняющая составляющие.

 

Цель: сохранение резервов здоровья детей через осмысление ребенком ценности своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Идея: переход от огульного подхода к воспитанникам как к чему-то среднестатистическому к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учет основных психофизических характеристик.

Гипотеза: образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой оздоровительно-развивающей среды.

Задачи:

·       изучить научную литературу по проблеме здоровьесбережения для детей 4-6 лет

·       разработать  модель  организации физического развития и здоровья детей 4-6 лет (условия, средства, формы, методы и приемы)

·       оформить методические рекомендации для родителей.

 

 

1.Теоретический аспект  на  проблему организации физического развития и здоровья  детей 4-6 лет ( взгляды ведущих теоретиков)

 

    Огромный вклад в развитие образования внес русский ученый П.Ф. Лесгафт, определивший первостепеннейшую роль физической культуры в воспитании здорового поколения. Разрабатывая образовательную теорию физического воспитания, в качестве основного признака он выделил единство физического и умственного развития ребенка. Ученый указывал на то, что каждый педагог обязан знать анатомию, физиологию и медицину для своевременного предупреждения отклонений в поведении, учебе и здоровье своих воспитанников. 

      Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от состояния здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Таким образом, укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.

    Основные тезисы по обеспечению развития и здоровья личности были изложены В.М.Бехтеревым в докладе на Втором съезде психиатров в 1905 году. Относительно детей в своем докладе он говорил о том, что «если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования будет в той или иной мере задержан». Он говорил так же и о том, что основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильное  воспитание, утверждал В.М.Бехтерев, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья

     Обоснование связи физического и психического состояния человека мы находим в исследованиях многих ученых, в работах А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, И.С.Бериташвили, А.Ю.Ратнера, в трудах психологов-клиницистов В.М.Бехтерева, С.П.Боткина, Л.Р.Лурье и др.

     Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах российских психологов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,С.Л.Рубинштейна,Б.М.Теплова.

     Реализация важных положений Концепции, связанных  с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического здоровья детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А.ПарамоноваТ.И.Алиева,О.М.Дьяченко,В.Г.Алямовская,С.М.Мартынов,

 

2.Особенности организации физического развития и здоровья  детей 4-6 лет

2.1.Нормативно-правовая база  организации физического развития и здоровья  детей  дошкольного возраста.

Законодательно нормативное обеспечение.

1.     Закон РФ «Об образовании»;

2.     Конвенция о правах ребенка;

3.     Положение «О психологической службе в системе народного образования»;

4.     Концепция психологической службы образования РФ;

5.     Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи;

6.     Концепция деятельности психологической службы образования Кемеровской области;

7.     Устав учреждения.

  2.2 Методическое обеспечение организации физического развития и     здоровья  детей 4-6 лет.

      Изучив  и проанализировав работы Ю.Ф.Замановского, которые основаны на физическом здоровье детей и оздоровительном беге, Р.Б.Стеркиной «Основы обеспечения безопасности жизни детей дошкольного возраста», познакомившись с программой В.Г.Алямовской для часто болеющих детей «Здоровье», в которой предлагается создать группы реабилитации после болезни и большое внимание уделено занятиям из серии «Забочусь о своем здоровье», программе  Е.С.Фроловой «Познай  себя», Т.Л.Шахомировой «Расти, здоровым, малыш» ознакомившись с работами вышеперечисленных ученых, проведя анализ  программ, на мой взгляд был выявлен недостаток -  очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным. В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить ребенка умению оценивать состояние своего здоровья. Его не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

 В соответствии с темой  проекта мной были определены цель, задачи, формы и методы здоровьесбережения для детей 4-6 лет.

Методическая помощь в организации оздоровительной работы в ДОУ должна складываться из нескольких компонентов:

1.     Высокий темп системы образования актуализирует вопрос профессионального роста педагогов.

·       курсы повышения квалификации;

·       аттестация педагогических работников;

·       участие в творческих группах, конференциях, семинарах, мастер-классах;

·       участие в конкурсах педагогического мастерства.

2.     Использование опыта работы педагогов. (мастер-классы, конкурсы, Фестиваль педагогических идей и т.д.)

3.     Оказание методической помощи педагогам в организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. (выявление ресурсов для реализации задач данного направления – пополнение знаний педагогов, организация  предметно-развивающей среды, определение социальных партнеров).

 

Цель проекта: создать условия для формирования у детей неохваченных ДОУ  представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Объекты проекта.

·       Воспитанники дошкольного учреждения

·       Семьи обучающихся воспитанников образовательного учреждения

·       Педагогический коллектив образовательного учреждения

Задачи:

 

·       Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

·       Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

·       Воспитывать у детей, родителей потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

·       Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).

·       Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

·       Помочь педагогам и родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.

·       Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

2.3 Формирование здоровьесберегающей компетентности педагога в условиях ДОУ    

Задачи для педагогического коллектива

·       Уточнить, расширить и конкретизировать представления педагогов о системе работы по формированию здорового образа жизни у детей через знакомство с возможностями проектного метода и методов активизации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

·       Разработать циклы познавательных занятий, знакомящих детей с функционированием организма, поддержанием собственного здоровья;

·       Организовать сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка.

     Успех работы воспитателей зависит от того, насколько смогут они сориентироваться в специальной литературе, найти нужное для своей работы. В профессиональном просвещении педагогов хорошие результаты дают целенаправленные семинары-практикумы. От того, как будет организована работа окружающих ребенка взрослых, как эти взрослые будут взаимодействовать с ребенком и друг с другом, будет зависеть эмоциональное благополучие и развитие ребенка. Ребенок является объектом воспитательно-образовательного процесса всех специалистов ДОУ. Выстраивание схем взаимодействия узких специалистов и воспитателей – наиболее сложный процесс. Важно взаимодействовать не по форме, а по целям развития ребенка. Например, взаимодействие физрука и логопеда выражается в укреплении и развитии дыхательной системы, общей и мелкой моторики. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя выражается в раскрытии индивидуальных творческих возможностей детей.  Важно построить схемы взаимодействия каждого специалиста со всеми другими, имеющимися в штате ДОУ, включая старшего воспитателя.           

     Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, изучение социальной обстановки, неблагоприятные экологические условия свидетельствуют о необходимости изменения содержания условий организации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми, подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.      Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива будет укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Эта работа в ДОУ должна  осуществляться комплексно: инструктор по физическому воспитанию совместно с воспитателями и старшей медицинской сестрой.

      Прежде всего необходимо соотнести условия конкретного учреждения с возможностью и целесообразностью использования того или иного опыта, уровень профессиональной подготовленности педагогов, состояние здоровья детей. Нередко вся ответственность за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий ложится на инструктора по физкультуре. Но работа по оздоровлению детей должна стать общей заботой всего коллектива. Важно нацелить воспитателей на проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня на должном профессиональном уровне, соблюдение  санитарно-гигиенических требований к режиму дня на (время пребывания детей на свежем воздухе, проведение закаливающих мероприятий, современный контроль за состоянием здоровья каждого ребенка) и обеспечить расширение границ оказания им методической помощи.

     Первые дни ребенка в саду сопряжены с более или менее продолжительной  адаптацией. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений. Компетентный воспитатель и психолог предотвращают развитие дезадаптации, содействуют преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивают более быстрое включение детей  в воспитательную деятельность. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и в игре формируются процессы, развивающие новый вид деятельности – учебный, игра должна присутствовать во всех видах детской деятельности. Через игру развиваются  духовные и физические силы ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. В своей работе педагог должен ориентироваться на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами(графический, театрализация и др.) занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, упражнения, общение с природой и др. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова.

     При проведении здоровьеформирующих мероприятий необходимо учитывать, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно.  Поэтому, используемые методы должны отличаться доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Степень активности, самостоятельности дошкольников определяется реакцией на методы и приемы работы педагога. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной  активности детей.

     Для реализации  совместных подходов к образованию, а именно осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя и ребенка, в ДОУ должны соблюдаться следующие принципы:

1.     Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

2.     Принцип уважения к мнению ребенка

3.     Принцип опережающего характера содержания образования (подобранный материал для воспитательно-образовательной среды + 10% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста).

     При построении воспитательно-образовательной среды в ДОУ  нужно обратить внимание на комфортность и безопасность обстановки; обеспечить богатство сенсорных впечатлений; самостоятельную индивидуальную деятельность.

Методологические принципы  организации

1.     Принцип личностной ориентации. Позволяет осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка.

2.     Принцип природосообразности. Предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностях, состоянии физического здоровья, социально-нравственных представлений).

3.     Принцип культуросообразности. Реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях,  присущих региональной культуре и данному социуму.

4.     Принцип дифференциации. Позволяет организовать воспитание и обучение детей:

·       По уровню развития;

·       Состоянию здоровья (физического, психического);

·       Возрастным особенностям

·       Интересам и творческому потенциалу;

·       Половому признаку.

5.     Принцип коррекционно-развивающего образования. Реализуется через единство диагностики и коррекции, гигиенический подход к развитию психической деятельности. Развивающее обучение; деятельностный подход в развитии психических процессов ребенка.

     Анализ результативности проводимой работы должен быть системным. Медико-педагогический контроль, промежуточные и итоговые диагностики не должны иметь формальный характер. Эти данные должны стать основой оценки качества проводимых мероприятий, их целесообразности, выбора средств и методов оздоровления детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей развития. Планирование работы по оздоровлению детей должно строиться на основе оценки результативности предыдущей деятельности. Анализ мониторинга здоровья детей будет способствовать разработке системы оздоровительной работы с учетом условий образовательного учреждения (Приложение №1). Таким образом, должна быть создана система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ для детей 4-6 лет.

 

2.4 Организация работы с детьми  по формированию у детей      представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

Формы обучения.

·       Индивидуальная

·       Групповая (с подгруппой)

·       Фронтальная (со всей группой)

·       Экскурсии

Методы и приемы образовательной работы.

1.     Наглядные – наблюдения, демонстрация картин, фильмов и т.д.

2.     Практическиеупражнение (многократное повторение ребенком умственных или практических действий), опыты, эксперименты, моделирование.

3.     Игровые

 

Современные здоровьесберегающие технологии.

1.     Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

2.     Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровое (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3.     Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкоторапия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения,

2.5 Модель взаимодействия ДОУ и родителей

В законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка – это первая и иногда единственная среда, формирующая его образ жизни.

      В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Так как анализ уровня педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, и следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям.

     И только при условии реализации преемственности физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни (Приложение №3,№4)

 

 

Ожидаемые результаты:

·       Создание здоровьесберегающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формулирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребенка (Приложение №2)

·       Заинтересовать, обогатить и расширить знания педагогов к здоровьюсбережению детей.

·       Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью

 

Заключение

     Реализация данного  проекта будет способствовать решению ожидаемых результатов, то есть – формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, реактивности и комуникативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010