Автор:
Дятлова Татьяна Владимировна
Формирование нравственных качеств у дошкольников в различных
видах деятельности
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы. В статье предложены авторские методы и приёмы, которые использовались для формирования нравственных качеств у дошкольников в различных видах деятельности.
Дятлова Т. В. № SC-3063
Статья:
Формирование нравственных качеств у дошкольников в различных
видах деятельности
Проблема формирования нравственных качеств у дошкольников является актуальной на данном этапе развития общества, которое испытывает «дефицит» нравственности.Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию.
В своей работе я предприняла попытку восполнить дефицит источников практического характера по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, благодаря интеграции нравственного воспитания в различные виды деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей. В процессе работы удалось разрешить ряд противоречий. Доминирующей идеей является воспитание в ребенке способности самостоятельно делить поступки на похвальные, достойные порицания и безразличные, выражая свою оценку и отношение к ним, воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в человеке.
Направления данной работы являются перспективными, так как позволяют развивать у детей мышление, нацеленное на выбор оптимального решения.
Я подчеркиваю ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в нравственном становлении детей и считаю, что использование предложенных методов и приемов дает возможность вовлечь дошкольников в разнообразную деятельность, разрешая ситуации, обеспечить глубокое постижение общечеловеческих ценностей, поднять до понимания детьми общепринятых норм поведения и прекрасного в человеческой личности.
Предложенные авторские методы и приёмы использовались с учётом возрастной динамики сформированности нравственных качеств у дошкольников. Эффективное внедрение их в деятельность позволило достичь максимальных результатов.
Удачным был прием оценки поступков детей через персонажа. Мною изготовлена двусторонняя кукла по имени Злодобрейка. Одна сторона, которой имеет доброе выражение лица и хвалит детей, совершающих добрые, справедливые, честные, щедрые поступки, а другая сторона куклы имеет осуждающее выражение лица. Этой стороной кукла поворачивается к детям, если в группе случаются безнравственные действия. Через персонажа я побуждаю детей оценивать свое нравственное поведение.
Предлагаю использовать кубики справедливости. Эту игру можно проводить по командам и индивидуально. В ней дети описывают нравственные ситуации, изображённые на гранях кубика, и дают оценку.
Результативно прошло занятие «Посеешь привычку – пожнёшь характер». Каждый ребёнок посадил своё зёрнышко нравственности. Затем, мы наблюдали за всходами. И в результате дети вырастили колоски нравственности, каждое зёрнышко которых несло в себе определённое нравственное качество.
При описании детьми картинок, изображающих положительные или отрицательные действия, использовались опорные схемы. Сначала я предлагала разработанную схему описания, а затем, совместно с детьми составлялась схема близкая детям данной группы
Результативно проходит игра пирамида нравственности. Перед ребёнком ставится задача не только описать и оценить нравственную ситуацию, но ещё и правильно её составить.
Большой интерес был вызван у детей появлением в группе дерева честных поступков. В конце дня дети, совершившие честные, справедливые, добрые поступки могли прикрепить к дереву цветок. Оценив количество цветов, делали вывод о том, сколько нравственных поступков было совершено в группе за день.
Интересным на занятии был момент, когда детям было предложено создать коллаж вокруг нарисованных на листах отрицательных и положительных героев. А затем объяснить выбранную цветовую гамму.
Эффективным приёмом для формирования нравственных качеств является использование воздушных шаров. Дети стоят в кругу, у каждого воздушный шар, по очереди все называют то отрицательное качество, от которого хотелось бы избавиться. После того как все ребята выскажутся шары выпускают в небо как бы избавляясь от отрицательных качеств.
Удачно использовался в решении проблемы такой приём работы как функционирование в старшей группе экрана добрых дел. Ребенок давал самооценку своего поведения в различных видах деятельности в течение дня. В конце дня родители могли наглядно увидеть результаты деятельности своего ребёнка.
Особый интерес у детей был вызван реализацией проекта «Моя семья – моя родословная». В рамках проекта была организована выставка, подготовленная родителями и детьми на тему «Моя родословная». Кроме того, прошла презентация семейных гербов.
Большое внимание при формировании нравственных качеств уделяю дидактическим играм. В игре «Мешочек добрых дел» детям раздаются цветы синего, красного и жёлтого цвета. Если достался синий цветок нужно назвать доброе дело, которое можно сделать для своих близких; красный цветок – для инвалидов или пожилых людей; жёлтый цветок – для друзей. Назвав доброе дело, цветок опускается в мешочек. Игра «Профессии» заключается в том, чтобы не только назвать человека той или иной профессии, но и охарактеризовать его нравственные качества. Интересно проходит игра «Волшебный карандаш». В ней перед детьми ставится задача назвать то, что нельзя купить за деньги. Очень нравится игра «Цветик - семицветик». Ведущий отрывает лепесток и с волшебными словами он пускается по кругу. На ком лепесток остановится, загадывает желание, кем он хочет стать и объясняет, какие нравственные качества ему будут необходимы в той или иной профессии.
Я определила условия, необходимые для усвоения дошкольниками этических эталонов. Нравственное развитие личности ребёнка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным норам и внутренней позицией самого ребёнка. На протяжении дошкольного возраста дети через общение с окружающими их людьми усваивают социальные нормы поведения. Усвоение норм, во-первых, предполагает, что ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. Усвоение норм, во-вторых, предполагает далее, что у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Когда он действует, нарушая привычное поведение, это вызывает чувство дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребёнок проникает определённым эмоциональным отношением к этим нормам.
Показателем результативности моей работы является положительная динамика формирования нравственных качеств. Чувства детей стали более рациональными, подчинились мышлению, дети усвоили этические нормы доброты, справедливости, дружелюбия, честности, щедрости и соотносят с ними свои поступки.
Дятлова Т.В. № SC-3063