Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Средства воспитания нравственности

Авторы:
Голова Любовь Юрьевна
Гусинина Татьяна Юрьевна
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

 

Средства нравственного воспитания

        Дошкольный возраст является ответственным периодом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом. Воспитание нравственных чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему миру. В этот период развития детей необходимо осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определенной нравственной позиции ‒ сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничноеразвитие чувств.

          Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств.

Статья:

                      Средства нравственного воспитания

ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет

СТС Медиа

Батутный парк «НЕБО»

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        Гусинина Т.Ю. № SC-4732

                                                                                                         Голова Л.Ю. № SC-3045

 

          В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов.В современных условиях развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности ребенка. В дошкольный период развития детей необходимо осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание. Детство ‒ пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.

         Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Этическое развитие ребёнка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребёнка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определенной нравственной позиции ‒ сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничноеразвитие чувств.

           Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребёнком, необходимы адекватные методы и средства.  Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг детей. Это будет способствовать воспитанию у них эмоционально-положительного доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Большим потенциалом для решения этой задачи располагает ритмопластическая гимнастика. Развитие и совершенствование ритмопластикиспособствует решению общевоспитательных задач: развитию позитивных качеств личности ребёнка. В результате занятий у детей формируются этика общения, культура языка, жесты, мимика, а также правильная походка и осанка.

          Нравственное воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. Музыкально-ритмическое образование является одним из ярких средств нравственного воспитания дошкольников.

           Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определенное отношение. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании. Первые нравственные навыки дети получают в семье. Ребёнок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешним влияниям и инстинктивными импульсами.

         Одна из задач воспитания ‒ правильно организовать деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей. Дошкольный возраст является ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом.

          Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкально-ритмического образования детей как важного элемента саморазвития. Именно в детстве, в дошкольном возрасте, закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей. Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание нужно рассматривать как важную составляющую часть нравственного просвещения и образования.

          Ритмопластическая гимнастика, имеющая опыт в аспектах развития и сохранения физических кондиций человека, открывает новые возможности для организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.

          Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств:

          1. Художественные    средства: художественная     литература, изобразительное  искусство, музыка, кино и др.    Эта  группа  средств, способствует эмоциональной  окраске познаваемых моральных явлений.   Художественные средства    наиболее   эффективны при формировании   у    детей   моральных представлений   и   воспитании   чувств.

         2. Окружающий мир, растительный и животный, способен вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребёнка.

          3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания.

         4. Общение. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

         5. Окружающая обстановка, т.е. та атмосфера, в которой живет ребёнок.  Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

          Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура воспитания чувств

 

 
   

 

 

 

 

 

 

Любовь к труду

 

1. Развитие волевых качеств

 

 

3. Уважительное отношение клюдям, справедливость

 

 

       

 

               
         
 
     
   
 

 

 

 

 

 Задания на формирование вежливости  

 

 

       

 

       
 

2. Умение ограничивать своижелания

 
 

3. Умение преодолевать препятствия

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Рис. 2. Структура формирования

                             этических представлений

 

 

 

 
 

III

Воспитание гуманных чувств

 

 

 

 

 

Развитие общей эмоциональности

(умение радоваться, возмущаться и т.д.)

 

 

                     

 

Воспитывать чувство доброты (начинать с чувства любви к родителям, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите слабее)

 

 Умение слушать взрослых

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Структура воспитания гуманных чувств

 

                                                  

                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПРИМЕРЫ ИГР

Развитие нравственных представлений

  1. 1.  «Люблю своих близких».

  Ребёнок только движениями показывает, как любит своих близких.

2. «Поделись улыбкой».

  Дети должны встать в круг, а воспитатель бросает мячик любому малышу. И тот,

кто поймал должен улыбнуться.

3. «Вкусные слова».

          Ребёнок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово.

4. «Добрый теремок».

  Дети получают карточки с изображениями разных животных, птиц, насекомых. Два

ребёнка выходят в центр и, соединив руки, делают теремок. Третий ребёнок становится за ними. Это хозяин теремка. Воспитатель дотрагивается кого-либо из детей и этот ребёнок от имени того, кто ему достался на карточке, должен вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть. Например: «Здравствуйте, я белочка Рыжий хвост. В дерево, где находится мое дупло, попала молния, дерево сгорела и мне негде жить». Хозяин теремка тоже вежливо должен пригласить белочку в дом. Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей.

5. «Копилка добрых дел».

  Вырезать из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня

предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребёнок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у детей совершать что-то хорошее.

Снятие напряжения, скованности, застенчивости

          1. «Куда иголка, туда и нитка».

          Оборудование: отрывки записей музыкальных произведений (попурри), аудиотехника.

          Ход игры: в процессе игры музыкальное сопровождение меняет темп и ритм, вместе с музыкой меняет движения ребёнок, возглавляющий колонну. Остальные участники стараются повторить в точности его движения.

          2. Упражнения, направленные на умение расслабляться, управлять своим настроением: «слушать тишину», пытаясь услышать звук, которого раньше слышно не было: дождь за окном, часы, пение птиц. Подобные упражнения можно найти в книге Чистяковой «Психогимнастика». Представить, что муравей ползет по ноге, и скинуть его; почувствовать как муха села на лоб, сдуть ее; почувствовать, как вдруг стало холодно и наоборот ужасно жарко.

      3. «Семейный рисунок».

      Основная цель этой игры: сближение членов семьи и развитие навыков взаимопонимания и совместного общения. Она очень полезна в случае переживаний ребёнка по поводу конфликтов между родителями, вхождением в семью нового папы (или мамы), или в случае разногласий между братьями и сёстрами.

      Необходимо приготовить большой лист бумаги (чем больше членов семьи участвуют в игре, тем больше должен быть лист бумаги) и цветные карандаши, мелки, фломастеры. Каждый участник выбирает себе один цвет. Не надо ничего планировать заранее. В процессе рисования ватман можно поворачивать как угодно.

      Младший член семьи начнет с каких-либо энергичных каракулей. Следующий участник должен угадать в каракулях намек на осмысленный рисунок и продолжить его, но не заканчивать. Последующие участники продолжают рисунок, добавляют свои детали для создания единой, законченной картинки. Когда рисунок закончен, можно проанализировать и обсудить: что получилось, что могло получиться, чья была идея, которая воплотилась в конце?

         Развитие координации движений и органов чувств

            1. Упражнения, рекомендованные М. Монтессори: переливание воды в разнообразные сосуды, завязывание веревок и бантов, чистка металлических предметов. Другие упражнения дают возможность ребёнку почувствовать собственное тело и научиться управлять им. Это ‒ ходьба по линии на полу с разными предметами: зажжённой свечой, цветами в вазе, колокольчиком. Ребёнок должен идти строго по линии и при этом стараться, чтобы свеча не упала и не потухла, вода из вазы не пролилась, а колокольчик не зазвенел.

          2. Координацию движений хорошо тренировать, прыгая на одной ножке, кто дальше, ходя «как канатоходец» (руки в стороны, другой вариант: в руках стакан с водой) по линии, нарисованной на полу. Быстро ходить по лабиринту, нарисованному мелом на асфальте тоже полезно. Кто наступил мимо линии ‒ «упал со стены крепости» и должен начинать сначала.

           Катать шарик длинной палочкой по лабиринту сделанному из кубиков, забрасывать шарики и мячи в кастрюли и миски, половником доставать из таза с водой мелкие предметы и игрушки (мячи, пластмассовые кубики, крышки от банок).

          3. Повторение друг за другом танцевальных движений, игры с мячом (типа «съедобное – несъедобное»), игра «Зеркало», в которой нужно точно повторять все движения и выражения лица партнера, также учат произвольности движений и скорости реакции.

          4. «Узнай предмет». Завязать ребёнку глаза и подвести к разным предметам: холодной и гладкой стене, ворсистому ковру, мягкому меху, шершавому одеялу. Дать возможность малышу потрогать эти предметы и узнать их.

          Узнавать предмет по звуку. Палочкой или карандашом стучать по разным предметам: оконному стеклу, железной и фарфоровой кружке, батарее, раковине. Прошуршать газетой, спичками в коробке, побулькать водой в бутылке.

Игры на формирование терпения

      Терпение – это в первую очередь качество, благодаря которому мы способны уважать свободу выбора других людей, то есть позволять им быть такими, какие они есть и не критиковать их при этом, быть снисходительным к их ошибкам. Человеку свойственно ошибаться и нужно всегда об этом помнить.

       1. «Такси».

       Цель: научить детей двигаться вдвоем, соразмеряя движения друг с другом, меняя направление движения, быть внимательными к партнерам по игре Описание: дети становятся внутри большого обруча, держа его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной. Один ребёнок водитель такси, второй – пассажир. Дети ходят или бегают по дорожке. Через некоторое время меняются. Указание к проведению: одновременно могут играть 2‒3 пары детей, а если позволяет площадка, то и больше. Когда дети научатся передвигаться в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место стоянки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой заходит.

      2. «Лохматый пес».

      Цель: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять собственным поведением (не бежать до окончания текста), сближение и объединение детей.

       Ход игры Ведущий выбирает с помощью считалочки «пса». «Пёс» сидит в стороне. Дети медленно идут к нему, проговаривая: Вот и пёс сидит лохматый, Носик свой он спрятал в лапы. Тихо, мирно он сидит. Мы идём, его разбудим, И посмотрим, что же будет. Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3‒4 раза.

      3. «Автомобили и воробышки».

      Цель: научить малышей управлять собственным поведением, придерживаться правил; учить терпению, координации движений.

       Ход игры ведущий чертит круги – «домики» для «воробьишек», рассказывает, как воробьи клюют зёрнышки на дорогах. Когда проезжают «машины», они прячутся в свои домики. Детей объединяют в две команды: одни – воробышки, другие – автомобили.

Снятие агрессии

          Агрессивное поведение ‒ мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

         1. «Выбиваем пыль», для детей.

          Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

         2. Час тишины и час «можно».

          Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и  т.д.

          Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

          3. «Штурм крепости», для детей.

          Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

Сотрудничество

    1. «Доброе животное».

           Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

           Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы ‒ одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох ‒ шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьется его большое доброе сердце, стук ‒ шаг вперед, стук ‒ шаг назад, и т. д.».

  2. «Паровозик».

           Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

         Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия.

  3. «Жучок».

         Цель: раскрытие групповых отношений.

          Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

  4. «Объятия».

           Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

           Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

         5.«Робинзоны».

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в

трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.

          Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

         1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

          2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Трудолюбие

  1. 1.  «На скорость».

Воспитательница предлагает детям расставить стулья, заправить кроватки,

собрать игрушки, убрать со стола по принципу ‒ кто быстрее.

2. «Секрет».

  Проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями

на записочках и поисками клада. Это захватывающе и интересно.

  3. «Чужой труд».

 Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребёнке уважительное отношение к

результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребёнка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.

         4.«Весёлая кулинария».

Во время готовки супа или какого-либо блюда, предложить ребёнку поучаствовать в

Процессе.

Уважение и внимание

          1. «Вежливые слова».

           Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

           Ход игры. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова:

          • приветствия ‒ здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами;

          •  благодарности  ‒ спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны;

          • извинения ‒ извините, простите, жаль, сожалею;

          • прощания ‒ до свидания, до встречи, спокойной ночи.

          2. «Ручеёк».

          Описание игры. Дети встают парами в колонну, взявшись за высоко поднятые руки. Водящий проходит через образовавшийся «туннель» и вытягивает за руку понравившегося партнера другого пола, вставая с ним в конец колонны. После этого он должен сказать партнеру комплимент. Оставшийся без пары, становится водящим. 

Умение дарить подарки

    Умение дарить подарки – это понимание того, как нужно преподносить подарок, умение вежливо делать пожелания.

          1. «Лучший подарок».

          Описание игры. Перед началом игры взрослый рассказывает детям, что дарить можно не только вещь, но и улыбку, помощь, хорошее настроение, комплимент. Затем дети разбиваются по парам и учатся делать подарки.

          2. «Подарки из магазина».

          Цель игры: дети учатся самостоятельно      принимать решения. Игра   создает атмосферу праздничности, которая обогащает жизнь детей и которой так не хватает им в детском саду.

           Игровой материал: разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик   ребёнка  (бусы, значки, головные уборы,       ленточки и пр.); нарядная коробка, чтобы положить в неё выбранный подарок.

           Описание игры.  Перед игрой воспитатель проводит беседу с детьми на тему кому, какие подарки нравятся, с чем связаны подарки и т.д. Далее в группе организуется стол с расставленными игрушками. Продавец ‒ воспитатель садится за стол. Дети садятся полукругом вокруг стола, к нему поочередно вызываются по два игрока. Им предлагается придумать праздник и выбрать человека из группы, которому они пришли выбирать подарок в магазине. Далее игроки рассматривают игрушки и выбирают подарок.

            Правила игры:

          1. Перед тем как выбирать подарок, нужно подумать и решить, кому он будет вручен.

          2. Подарок можно сделать любому из детей, но только тому, у кого еще ничего нет.

          3. Не разрешается оглядываться назад и подсматривать за тем, что выбирает ребёнок.

                                         Чувство меры

           Чувство меры‒ это умение чувствовать границу дозволенного, оно представляет собой личностное равновесие и начинает развиваться в самом детстве. Это такое же чувство как зрение, слух, осязание.  И также, как и другие органы чувств – чувство меры у каждого человека носит индивидуальный характер.

          Игры:

  1. 1.      «Магазин».

           Предложить детям взять маленькую корзинку и складывать игрушечные продукты питания. Суть в том, что дети положат немного предметов, так как ограничено место в корзине.

  1. 2.      «Поделись».

         Детям предложена коробка конфет, при условии, что дети разделят конфеты поровну.

         3. «Совесть».  Воспитательница даёт задание порисовать карандашами и ставит банку с ними. Говорит детям ‒ возьмите, сколько хотите карандашей. У каждого ребёнка должен быть хотя бы один карандаш, если этого нет, то разъяснить ребёнку, который забрал больше, что надо поделиться с другим.

в игре научиться насыпать и накладывать ингредиенты,

4. «Шоферы».

Описание игры. На детские машинки ставятся стаканы, маленькие ведёрочки с водой, налитые до краёв. К машинкам привязаны бечёвки одинаковой длины (10‒15 метров). По команде надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машинку. Если вода плещется, ведущий называет громко номер «шофёра», и тот на секунду перестает мотать бечёвку. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машинку и не расплескал воду. Он-то и получает приз.

          5. «Расписание».

          Предложить ребёнку составить свое расписание дня. На игры отводится час, на прогулку 2 часа и так далее. Так ребёнок поймет меру времени.

          6. « Правила».

           Сказать ребёнку, чего делать нельзя в доме. Например, смотреть телевизор более получаса.

  7. «Телевизор».

         Объяснить ребёнку, что долго смотреть телевизор нельзя. Обсудить с ним.

  1. 8.      «Сладости».  

          К примеру, кто-то из родителей принёс коробку конфет домой. Предложить ребёнку разделить сладкое на всех членов семьи.

Чувство прекрасного

         Чувство прекрасного это внутреннее чувство, связанное с ощущением удовольствия от созерцания прекрасного и доставляемой от него радостью.

  1. 1.       «Одежда».

         Помогать выбрать ребёнку, что одеть (со вкусом).

          2. « Волшебные краски».

Расскажите волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три

 основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с жёлтым ‒  превращается в оранжевый. Красный с жёлтым и синим ‒ дают коричневый. Из синего с жёлтым ‒ получается зелёный, из синего с красным – фиолетовый.

  1. 3.      «Музей».

Сводить ребёнка в музей, зоопарк. А потом расспросить ребёнка, что больше всего

понравилось.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010