Авторы:
Гордюшкина Ирина Александровна
Чернышева Лилия Александровна
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном отделении
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
2015-23-09
Журнал: Открытый педагогический форум-2015,
Направление: Дошкольное образование и начальная школа , Модуль: Дошкольное воспитание и образование
Статья:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном отделеении В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьесберегающее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Цель этой работы - анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития.
1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека. Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности. Остановимся на нескольких концептуальных позициях.
-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; -формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия); -развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.); -воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; -формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; -воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; -воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; -формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; -развитие умений оказать первую медицинскую помощь; -формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.
Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.
Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании. Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении. 2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. 3. Программа здоровьесбережения (из опыта работы ГБОУ Гимназя №1576 ДО « Дельфиненок») ????????????? Маленький ребенок подобен зернышку, в котором заложены и стебель, и листочки, и цветы, и плоды. Но для того, чтобы зерно развивалось в растение, нужны благоприятные условия роста. Благоприятными условиями для полноценного развития ребенка является реализация целостного педагогического процесса. Приоритетом нашего ДО является развитие воспитательно-образовательного процесса по использованию здоровьесберегающих технологий. Мы считаем, что эта задача является актуальнейшей на сегодняшний день. По данным Департамента здравоохранения в детские сады приходит здоровым только каждый третий ребенок. В нашем ДО созданы благоприятные условия для развития каждого ребенка, развития физических и психических качеств, формирование основ базовой культуры, в соответствии с индивидуальными способностями, формирования здоровьесберегающей среды. В ДО разработаны и внедрены следующие мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей:
Мы пересмотрели организацию воспитательно-образовательного процесса, провели работу с педагогами по реализации поставленных целей и задач. В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей. Воспитательно-образовательный процесс стоится следующим образом: 1. Часть видов деятельности выносится в повседневную жизнь. 2.Соблюдается длительность занятий. В середине занятия – физкультминутка. 3.Разнообразна форма организаций занятий: фронтальные, на воздухе, в кабинетах специалистов ДОУ 4.Для младших дошкольников разработан режим, позволяющий детям быстрее и легче адаптироваться к условиям ДОУ. В ДОУ разработан гибкий режим дня, который зависит от уровня психического развития детей и их состояния здоровья; он предусматривает:
Задачи профилактики заболеваний , физического, психического, интеллектуального развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива. Воспитатель по физической культуре большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы. Успешно применяется всеми педагогами ДОУ система дыхательных упражнений, утренней гимнастики и физкультурных пауз для детей дошкольного возраста. Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения. поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения. направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания. Разработана система такой работы на музыкальных занятиях для детей младшего и старшего дошкольного возраста. В нашем ДО задачи воспитания, обучения и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его здоровья и ровня развития. Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Воспитательно- образовательный процесс строится так, что возможно проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они проходят в индивидуальной и групповой формах: утренняя гимнастика, водотерапия, песочная терапия. Время, предназначенное для дневной прогулки, используется для профилактических мер в групповых помещениях: сквозное проветривание, лампы для очищения воздуха. Коллектив педагогов в целях сохранения и укрепления здоровья детей использует различные виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилктические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения педагогов ДО, валеологическое просвещение родителей. В структуре медико-профилактических технологий в ДО организован мониторинг здоровья дошкольников, контроль питания детей, регулярно проводятся полоскание горла, фитотерапия, контроль и помощь педагогам в обеспечении требований СанПиНов. В ДО разработан двигательный режим по всем возрастным группам, режим дня (адаптационный, на холодный период года, теплый период). Широко используются в нашем детском саду различные физкультурно-оздоровительные технологии: - проводятся физкультурные занятия, уделяется внимание двигательной активности детей в течение дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы в режиме дня, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке, проводятся различные закаливающие процедуры: ходьба по массажным коврикам после сна, воздушные ванны, обливание стоп. В нашем детском саду мы обучаем детей плаванию в бассейне. Активно используется дыхательная гимнастика; проводится обучение детей самомассажу, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Стало уже традицией в ДО проводить дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурных занятий, уроков здоровья, проведение спортивных мероприятий « Мама, папа, я –спортивная семья». Для родителей изготавливаются памятки по конкретным прием и методам оздоровления – дыхательной гимнастики, самомассажу, различных формах закаливания, о профилактике плоскостопия и другие. В ДО проводятся совместные с родителями спортивные праздники и досуги, родительские собрания, дни здоровья, заведена книга отзывов родителей, даются консультации для родителей по вопросам эффективной организации игровой развивающей среды, внедрению здоровьесберегающих технологий в условиях дома. Одним из видов здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении являются различные технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Так, педагоги осуществляют личностно-ориентированный поход к детям, создают благоприятную эмоциональную обстановку в группах. В ДО осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка. Каждый ребенок в нашем ДО, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь педагога-психолога. В образовательном учреждении применяется психогимастика, сказкотерапия, групповые и индивидуальные формы работы, которые направлены на сбережение здоровья детей. В ДОУ постоянно действует семинар «Опыт работы ДО по внедрению в практику работы инновационных здоровьесберегающих технологий»; запланировано проведение круглого стола по теме: «Опыт работы взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и детской поликлиники по укреплению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний». Реалии современной жизни, особенно в таком большом мегаполисе, как Москва, заставляют нас искать все новые и новые формы организации педагогического процесса, которые отвечали бы запросам современных родителей. Поэтому, руководствуясь рядом распорядительных документов Правительства Москвы, на базе нашего ДО организовано дополнительное образование по обучению детей плаванию, занятия в тренажерном зале «Школа спины», функционирует ГКП « Обучаюсь плавать», организуется «Летний оздоровительный центр» для физкультурно-оздоровительной работы с детьми детских садов района. Целью создания летнего оздоровительного центра является: - использование летнего периода для укрепления здоровья у детей в возрасте с 3 до 7 лет; - рациональное использование помещений и ресурсов дошкольного учреждения в течение всего года. В результате проделанной работы за последние три года показатели заболеваемости детей снизились. В ДО разработана программа «Здоровячек». План по созданию системы здоровьесбережения «Здоровячек» является комплексной стратегией улучшения здоровья детей. В рамках его реализации разработаны мероприятия для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений организма и для детей с наиболее распространёнными ЛОР- заболеваниями. Содержание программы: Программа здоровьесбережения «Здоровячек» включает следующие компоненты: · Рациональное питание. · Оптимальная для организма двигательная активность. · Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). · Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. · Повышение психоэмоциональной устойчивости. Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Цель программы: Охрана и укрепление здоровья детей и формирование предпосылок здорового образа жизни на основе создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении. Задачи программы:
Принципы реализации:
Условия реализации:
Программа состоит из 5 разделов: 1 раздел: Пояснительная записка.
2 раздел: Динамика здоровья и физического развития воспитанников
3 раздел: Система и содержание оздоровительной деятельности.
4 раздел: Ресурсное обеспечение. (материально-техническое, программно-методическое и медицинское обеспечение реализации оздоровительной программы).
5 раздел: Преемственность в работе с семьёй и школой.
Раздел 6. Циклограмма реализации программы. Раздел 7: Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
|