Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном отделении

Авторы:
Гордюшкина Ирина Александровна
Чернышева Лилия Александровна

Аннотация:

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном отделении

 

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

 

 

 

 

2015-23-09

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2015,

Направление: Дошкольное образование и начальная школа   , Модуль: Дошкольное воспитание и образование

Статья:

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном отделеении

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

     Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

    Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьесберегающее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

     Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

     Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время  общее название «здоровьесберегающие технологии».

     Цель этой  работы - анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития.

 

 

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья.

     Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

     Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

     Остановимся на нескольких концептуальных позициях.

  • Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

  • Целостность учебно-воспитательного процесса

     Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

     Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

  • Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

     Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

     Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

  • Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

     Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

  • Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

     Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

  • Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

     Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

     Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ

 

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 20-30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог ДО

 

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

 

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, воспитатель по физической культуре

 

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, воспитатель по физической культуре, паедагог-психолог

 

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

 

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, учитель-логопед

 

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

 

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

 

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

 

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели воспитатель по физической культуре

 

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели,

воспитатель по физической культуре

 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное занятие

2- раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели,

воспитатель по физической культуре

 

 

 

 

 

 

Плавание

2 раза в неделю в бассейне

Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ.

Инструктор по плаванию,

Старшая медсестра

 

 

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, педагог-психолог

 

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

 

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, воспитатель по физической культуре

 

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре

 

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре

 

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Педагог по ДО

 

3. Коррекционные технологии

 

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

 

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, педагог-психолог

 

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, педагог-психолог

 

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, педагог-психолог

 

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, воспитатель по физической культуре, читель-логопед

 

 

 

 

 

 

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

3. Программа здоровьесбережения (из опыта работы ГБОУ Гимназя №1576 ДО « Дельфиненок») ?????????????

     Маленький ребенок подобен зернышку, в котором заложены и стебель, и листочки, и цветы, и плоды. Но для того, чтобы зерно развивалось в растение, нужны благоприятные условия роста. Благоприятными условиями для полноценного развития ребенка является реализация целостного педагогического процесса.      Приоритетом нашего ДО является  развитие воспитательно-образовательного процесса по использованию здоровьесберегающих технологий. Мы считаем, что эта задача является актуальнейшей на сегодняшний день. По данным Департамента здравоохранения в детские сады приходит здоровым только каждый третий ребенок. В нашем ДО  созданы благоприятные  условия для развития каждого ребенка, развития физических и психических качеств, формирование основ базовой культуры, в соответствии с индивидуальными способностями, формирования здоровьесберегающей среды.

       В  ДО  разработаны и внедрены следующие мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей:

  • Обеспечены условия безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ;
  • Обеспечены условия для формирования здоровьесберегающей среды;
  • Созданы условия  для внедрения профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

        Мы пересмотрели организацию воспитательно-образовательного процесса, провели работу с педагогами по реализации поставленных целей и задач.

        В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей.

        Воспитательно-образовательный процесс стоится следующим образом:

1. Часть видов деятельности выносится в повседневную жизнь.

2.Соблюдается длительность занятий. В середине занятия – физкультминутка.

3.Разнообразна форма организаций занятий: фронтальные, на воздухе, в кабинетах специалистов ДОУ

4.Для младших дошкольников разработан режим, позволяющий детям быстрее и легче адаптироваться к условиям ДОУ.

   В ДОУ разработан гибкий режим дня, который зависит от уровня психического развития детей и их состояния здоровья; он предусматривает:

  • Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
  • Творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
  • Использование музыкального и физкультурного залов для досугов и развлечений;
  • Чередование  умственной и физической деятельности

 Задачи профилактики заболеваний , физического, психического, интеллектуального развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива.

   Воспитатель по физической культуре большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы. Успешно применяется всеми педагогами ДОУ система дыхательных упражнений, утренней гимнастики и физкультурных пауз для детей дошкольного возраста.

       Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения. поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы.

   Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения. направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания. Разработана система такой работы на музыкальных занятиях для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    В нашем ДО задачи воспитания, обучения и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его здоровья и ровня развития.

       Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Воспитательно- образовательный процесс строится так, что возможно проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они проходят в индивидуальной и групповой формах: утренняя гимнастика, водотерапия, песочная терапия.

    Время, предназначенное для дневной прогулки, используется для профилактических мер в групповых помещениях: сквозное проветривание, лампы  для очищения воздуха.

       Коллектив педагогов  в целях сохранения и укрепления здоровья детей  использует  различные виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилктические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения педагогов ДО, валеологическое просвещение родителей.

     В структуре медико-профилактических технологий в ДО организован мониторинг здоровья дошкольников, контроль питания детей, регулярно проводятся  полоскание горла,  фитотерапия, контроль и помощь педагогам в обеспечении требований СанПиНов.

   В ДО разработан двигательный режим по всем возрастным группам, режим дня (адаптационный, на холодный период года, теплый период).

 Широко используются в нашем детском саду различные физкультурно-оздоровительные технологии: - проводятся физкультурные занятия, уделяется внимание двигательной активности детей в течение дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы в режиме дня, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке, проводятся различные закаливающие процедуры: ходьба по массажным коврикам после сна, воздушные ванны, обливание стоп.  В нашем детском саду мы  обучаем детей плаванию в бассейне. Активно используется дыхательная гимнастика; проводится обучение детей самомассажу, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

     Стало уже традицией в ДО проводить дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурных занятий, уроков здоровья,  проведение спортивных мероприятий « Мама, папа, я –спортивная семья». Для родителей изготавливаются памятки по конкретным прием и методам оздоровления – дыхательной гимнастики, самомассажу, различных формах закаливания, о профилактике плоскостопия  и другие. В ДО проводятся совместные с родителями спортивные праздники и досуги, родительские собрания, дни здоровья, заведена книга отзывов родителей,     даются консультации для родителей по вопросам эффективной организации игровой развивающей среды, внедрению здоровьесберегающих технологий в условиях дома.

                   Одним из видов здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении являются различные технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Так, педагоги   осуществляют личностно-ориентированный поход к детям, создают благоприятную эмоциональную обстановку в группах. В ДО осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.  Каждый ребенок в нашем ДО, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь педагога-психолога. В образовательном учреждении применяется психогимастика, сказкотерапия, групповые и индивидуальные формы работы, которые направлены на сбережение здоровья детей.

     В ДОУ   постоянно действует семинар «Опыт работы ДО по внедрению в практику работы инновационных здоровьесберегающих технологий»; запланировано проведение круглого стола по теме: «Опыт  работы взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и детской поликлиники  по укреплению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний».

      Реалии современной жизни, особенно в  таком большом мегаполисе, как Москва, заставляют нас искать все новые и новые формы организации педагогического процесса, которые отвечали бы запросам современных родителей. Поэтому, руководствуясь рядом распорядительных документов Правительства Москвы, на базе нашего ДО организовано дополнительное образование по обучению детей плаванию, занятия в тренажерном зале «Школа спины», функционирует ГКП « Обучаюсь плавать», организуется «Летний оздоровительный центр» для физкультурно-оздоровительной работы с детьми детских садов района.  Целью создания летнего оздоровительного центра является:

- использование летнего периода для укрепления здоровья у детей  в возрасте с 3 до 7 лет;

- рациональное использование помещений и ресурсов дошкольного учреждения в течение всего года.

     В результате проделанной работы за последние три года  показатели заболеваемости детей снизились.

 В ДО разработана программа  «Здоровячек». План по созданию системы здоровьесбережения «Здоровячек» является комплексной стратегией улучшения здоровья детей. В рамках его реализации разработаны мероприятия для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений организма и для детей с наиболее распространёнными ЛОР- заболеваниями.

Содержание программы:

Программа здоровьесбережения «Здоровячек» включает следующие компоненты:

· Рациональное питание.

· Оптимальная для организма двигательная активность.

· Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»).

· Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

· Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

  • оценка физического развития;
  • оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности. 

 

Цель программы:     

Охрана и укрепление здоровья детей и формирование предпосылок здорового образа жизни на основе создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении.

Задачи программы:

  • Организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;
  • Создание условий для оптимального двигательного режима;
  • Организация полноценного питания;
  • Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей;
  • Создание атмосферы психологического комфорта и предупреждения травматизма;
  • Обеспечение безопасности;
  • Реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям.

Принципы реализации:

  • Вариативность
  • Научность
  • Непрерывность и целостность
  • Преемственность

Условия реализации:

  • Обеспечение физического, психического и эмоционального благополучия в условиях дошкольного учреждения и семьи;
  • Внедрение новых подходов в организацию рационального режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;
  • Создание условий для оптимального двигательного режима;
  • Организация полноценного питания;
  • Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • Создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение утомления;
  • Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей;
  • Обеспечение безопасности детей, социального благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОУ;
  • Формирование знаний и представлений об основах здорового образа жизни, о себе, о своём здоровье, о своей безопасности.

Программа состоит из 5 разделов:

1 раздел:   Пояснительная записка.

  • Актуальность выбранного подхода к организации  оздоровительной деятельности для дошкольного учреждения.
  • Цели и задачи оздоровительной работы.
  • Основные участники оздоровительной программы.

2 раздел: Динамика здоровья и физического развития воспитанников

  • Заболеваемость за последние три года.
  • Заболеваемость выпускников дошкольного учреждения в динамике.
  • Уровень физического развития  в динамике.
  • Уровень физической зрелости выпускников в динамике.
  • Уровень нервно-психического развития детей, их психоэмоционального состояния.
  • Уровень развития физических качеств в динамике.
  • Уровень физической подготовленности детей.
  • Привычка здорового образа жизни.
  • Приобщение  детей к культуре и традициям большого спорта.
  • Эффективность системы физического воспитания в динамике.
  • Степень включённости родителей в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности.
  • Обобщённые данные социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников.
  • Рекламаций санитарно-гигиенических условий содержания детей.
  • Профессиональный потенциал педагогов и его положительное и отрицательное влияние на качество физкультурно-оздоровительной работы.

3       раздел: Система и содержание оздоровительной деятельности.

  • Лечебно-профилактическая работа (микроцикл).
  • Организация режима дня, и микроцикл двигательной деятельности.
  • Организация питания.
  • Система физкультурной работы.
  • Организация жизнедеятельности детей( в период карантинов и др.нестандартных ситуациях).
  • Моделирование системы физкультурно-оздоровительной, охватывающей все стороны пребывания ребёнка в дошкольном учреждении

4                   раздел: Ресурсное обеспечение.

(материально-техническое, программно-методическое и медицинское обеспечение реализации оздоровительной программы).

  • Нормативно-инструктивные документы по организации оздоровительной деятельности.
  • Программы, технологии, методические по организации оздоровительной  деятельности.
  • Помещения для проведения физкультурно-оздоровительной работы, их оснащение. Оборудование.
  • Диагностическая аппаратура.
  • Физкультурное оборудование и инвентарь.
  • Инвентарь и оборудование для закаливающих процедур.

5 раздел: Преемственность в работе с семьёй и школой.

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Обучение родителей.
  • Совместные мероприятия с родителями воспитанников.
  • Совместные мероприятия дошкольного учреждения, родителей  и  школы.

Раздел 6. Циклограмма реализации программы.

 Раздел 7: Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью.

  • Мониторинг здоровья воспитанников.
  • Мониторинг физического развития детей
  • Социально-психологический аудит деятельности педагогического персонала.
  • Контроль качества оздоровительной деятельности.
  • Контроль исполнительности и дисциплинированности персонала

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010