Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Медведь на липовой ноге»

Авторы:
Гейнц Наталья Михайловна
Аксёнова Нелли Николаевна
Якубова Татьяна Николаевна

Аннотация:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

«Медведь на липовой ноге»

Авторы :

Гейнц Наталья Михайловна

 заместитель заведующего по ВиМР

Аксёнова Нелли Николаевна

воспитатель

Якубова Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

Аннотация:

В жизни современных детей народная культура образует прежде всего эстетический и эмоциональн6ый фон. Включение в образовательную деятельность весёлых, жизнерадостных, ритмичных народных потешек, прибауток, игр, ярких красочных предметов народного декоративно – прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. В старшем дошкольном возрасте народная культура, традиции выступают как объект познания. В ходе образовательной деятельности рассказываем детям о том, как отмечали праздники, во что верили и как жили наши предки. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогащают повседневную речь детей. Главное разбудить детскую фантазию, творческие и эмоциональные возможности ребят, помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным напевам, родному языку, к творчеству – любовь к своей Родине.

 

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Дошкольное и началое школьное образование, Модуль: Дошкольное воспитание и образование

 

Статья:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Медведь на липовой ноге»

(подготовительная группа)

                                                                                      

 

 

                                                               Составили :  Гейнц Наталья Михайловна

                                                                                                  заместитель заведующего по ВиМР

                                                                                                   Аксёнова Нелли Николаевна

                                                                                                   воспитатель

                                                                                                   Якубова Татьяна Николаевна

                                                                                                   музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

Цель :

Создание условий для приобщения детей к традициям русского народа, к старинным напевам, родному языку.

Задачи :

  • Обеспечить условия для развития детской песенности через вокализацию речевых интонаций, умение импровизировать.
  • Побуждать детей к естественному  звукообразованию, «действию»  в песне в стиле народной традиции.
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия в социально – коммуникативной среде.
  • Создать условия для воспитания у детей любви к своей Родине.

Оборудование : декорации избы, посуда, лучина, солнышко, облачко, ёлки, канат.

Ход:

Под музыку «Красный сарафан» в зал заходят дети, осматриваются.

Входит хозяйка  отряхивает снег с валенок.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие, вас поджидала, да снежок с дорожки разметала.

      А вам  снежок нравится?

Дети : Да!

Хозяйка : А чтобы вы снежку понравились, подберите про него красивые слова.

Про снежок, про такой мы и песенку знаем, а с песенкой по такому снежку не грех        и погулять. Да не просто погулять, а от меня не отстать. От меня не отстаёшь – ногами   в ритм попадёшь.

Игра – упражнение «По снежочку я шла» [2].

Хозяйка : Молодцы, гуляли,  быстро ножками перебирали, от меня не отставали. Со    снежочком    на дорожке справились, а вот с метелицей кто сможет тягаться. Встанем кругом друг за другом, эй, друзья, не отставать. Кто самый ловкий, вставай за мной. Если удержишься на ногах – станешь победителем.

Игра «Метелица» [3].

Хозяйка : Метелица кружит – вертит, а то налетит, да всех по домам разгонит.

Хозяйка поёт песню : «Я вьюга злая» [2].

Хозяйка : Эй, ребята, зовите скорее солнышко, повторяйте за мной :

                                                      «Солнышко, колоколнышко,

                                                       Выйди из – за облачка!

                                                       Сядь на пенёк.

                                                       Разгуляй весь денёк».

                А может, у кого есть интересная мелодия для этой заклички, кто придумал, смелее, песня высоко летит до самого солнышка и долетит.

Дети поют закличку «Солнышко – колоколнышко» [2].

Из – за тучки «поднимается» солнышко.

Хозяйка : Да, декабрь глаз снегами белит, да ухо морозом рвёт. С 22 декабря солнышко  начинает бороться за то, чтобы подольше светить. День начинает прибывать, в старину говорили «Солнце – на лето, зима на мороз», «Солнышко пригревает, да мороз не уступает». Пойдёмте – ка, ко мне в избу обогреемся, да чайку попьём. Снежок  - то получше отряхивайте, да рукавички на печку кладите. Садитесь кто на сундук, кто на лавку, да не делайте давку. А чтоб чаёк испить быстрее отгадайте – ка загадку.

«Стоит толстячок,

         Подбоченивши бочок,

                                                                  Шипит и кипит,

       Всем пить чай велит».

Хозяйка : А вот и сам хозяин стола, к праздничку я и печенье припасла. Угощайтесь, да Николая – Чудотворца благодарите, ведь в пост сдобную пищу не едят. А лишь в праздники позволяется. Ведь сегодня день почитания святого Николая – Чудотворца. С юных лет Святой Николай обнаруживал очень доброе сердце. Ни один бедняк, встреченный им  на улице, не оставался без помощи и угощения. Многих Святой Николай спас от нищеты и позора, но не многие знали, кто им помог. Всё, что он не делал доброго, всё хранил в тайне. За скромность и доброту свою православные люди любят и почитают его. Молитва к Святому Николаю  помогает тем, кто отправляется в дальнюю дорогу.

                 А заметили ли вы, что печеньице – то не простое, а расписное и не просто расписное, а с умыслом, это – символ солнца. И мы с вами его сегодня прославляли, ему честь отдавали, а другие песенки про солнышко вы знаете?

                 Древние люди сказывали, что в декабре медведь в берлоге на другой бок переворачивается, как бы половину зимы отмеряет. Кончается 1 – я половина зимы, и солнце поворачивается на весну.

                 А хотите, я вам сказку расскажу про медведя на липовой ноге?

Сказка «Медведь на липовой ноге» [1].

                 В одной деревне жили – были старик и старуха. Вот говорит старик : «Слушай, старуха! Я сегодня в лес на охоту пойду, зайцев наловлю».

 Взял старик топор и пошёл. Долго ходил по лесу, ни одного зайца не поймал. Вдруг       видит берлогу. А в ней лежит медведь и спит. Старик подошёл. Отрубил медведю  ногу, взвалил её на плечи и пошёл домой. А топор – то забыл.

Пришёл домой и говорит : «Эй, старуха, истопи – ка печь пожарче, навари мне мяса, нажарь сала. А потом напряди шерсти и свяжи варежки». Наварила старуха мяса, нажарила сала. Наелся старик, напился и на полати спать повалился. Проснулся медведь, глядит – ноги нет, а рядом топор лежит. Рассердился медведь, сделал себе липовую ногу и пошёл в деревню. Идёт по деревне и поёт :

 

                

                

 

 

Подошёл медведь к окошку и говорит : «Старик, старик, дай мне мёда кадушку, а то съем твою старушку». Испугался старик и дал ему мёда кадушку. Пришёл медведь в лес, поел весь мёд и лёг  спать. На другой день медведь опять пошёл в деревню. Идёт и поёт :

       А скирлы, скирлы, скирлы,

                                                       Я на липовой ноге,

                                                       На берёзовой клюке.

                                                                   Все по сёлам спят,

                                                       По деревням спят.

Одна бабушка не спит,

                                                       На моей коже сидит.

                        Мою шёрстку прядёт, не упрядывает,

           Моё мясо варит, не уваривает.

Подошёл к избе. Видит, старуха опять прядёт. Медведь и говорит : «Старик, старик, дай мне мёда кадушку, а то съем твою старушку». Испугался старик и дал ему мёда. Пришёл медведь в лес, наелся и лёг спать. На третий день пришёл медведь в деревню, а у старика мёда больше нет. Старик говорит старухе : «Полезай – ка скорее ко мне на печь, авось медведь нас не сыщет».

Старуха залезла к старику. Лежат они на печи, дрожат.

Медведь говорит : «Эй, кто в избе? Выходи ко мне!» Никто не отвечает. Сломал медведь запоры и вошёл в избу. Старик со страху с печи – бух! А старуха за ним - шлёп! Медведь испугался и бежать! Больше не приходил.

Хозяйка : Да. И сейчас на святки наряжаются медведем. Считается, что медведь приносит  здоровье, богатство и счастье. Нарядиться медведем очень просто, а вы знаете как? Тулуп наизнанку, шапку лохматую и готово. Медведю пели песни, прибаутки и мы с вами такую знаем, давайте вспомним.

Считалка «За высокими горами» [3].

Из – за дверей голос медведя.

Медведь : Пирожки не продаются,  они сами в рот кладутся. 

Не пугайтесь, ребятишки, история эта давняя, сейчас редко я в деревню захожу,   лишь по сказкам брожу.

                                            Ты позволь – ка мне, хозяйка,

                          В красну горницу войти,

                          В красну горницу войти,

                          Слово вымолвить.

 Хозяйка :                          Проходи не стесняйся

         А ну – ка, Мишенька Иванович,  родом боярыч,

                                           Ходи похаживай, говори поговаривай.

                                           Да не гнись дугой, словно мешок тугой.

                                           А, ну, поворотись, развернись,

                                           Добрым людям покажись.

Медведь :                          Я, Мишка – медведь,

                                          Люблю песни я петь.

                                           А особенно люблю,

                                          Когда про меня поют,

                                          Спойте – ка ещё разок считалочку про меня.

Хозяйка :  Почему бы не спеть.

Дети поют песню «За высокими горами» [3].

Медведь : Хорошо поёте, да не всегда вот так хорошо себя ведёте, помните -  летом мой горох воровали – где сухо, там брюхом, а где мокренько – на коленочках, и покрали, и поваляли и хозяину не оставили.

Хозяйка : Мишенька, помнишь, ведь мы так играли «В медведя».

Медведь : Помню, помню, а ещё как – то раз попросил у девочки ягодок кафтанчик, а она не дала и стаканчик.

Хозяйка : Мишенька, так ведь эта игра  шуткой была.

Медведь : Ну, коли шуткой, тогда хочу с вами поиграть ещё разок, да посмотреть, кто из вас сноровистей будет.

Хозяйка : А что, ребята, будем с мишкой играть, а давайте игру выбирать. Мишенька, вот тебе огород с горохом, из – за которого ты так разозлился, а вот и ребятки в деревне живут, к тебе в гости идут.

Игра «В медведя»  [3].

Медведь : А я бы с девочкой в игру поиграл.

Хозяйка : Что, ребятки, может угодим мишке.

Игра «Девочка и медведь» [2].

Медведь : Ну, ребятки, хоть и весело у вас, а мне домой пора.

                                                         «Красно солнышко зовёт

                                                           По святой Руси ведёт.

   Разгорайся солнце красно

                                                          Ты на свете не погасло.

                                                           До свиданья, детвора,

      В лес, в берлогу мне пора».

Хозяйка :                                          Да и нам пора прощаться  

                                                          Спиридон – святоворот.

                                                          Стоит прямо у ворот,

                                                           Колесо в руках несёт,

                                                          Красно солнышко зовёт.

                                                          Солнце за гору садится,

                                                          Вам домой пора торопиться.

                                                         До свидания, ребята!

 

 

 

Литература.

  1. Науменко Г.М..Жаворонушки : Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М. Вып.3 – 1984.
  2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. - М., 2000.
  3. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: К н.для учителя и учащихся/Сост. М.Ю.Новицкая, Г. М. Науменко. -  М. 1995.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010