Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении»

Автор:
Софронова Галина Петровна

Аннотация:

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении

Рассматривается игра – как основной вид самостоятельной деятельности ребенка, которая активизирует его интеллектуальные, нравственные, физические и эстетические возможности.                                                        В данной работе приводятся образцы различных видов игр, народов      Крайнего Северо - Востока России. Дополнены и конкретизированы методы руководства играми детей младшего, среднего и старшего возраста. Программа составлено с учетом условий, требований современной жизни. Данная работа адресована педагогам – воспитателям дошкольных учреждений, студентам.

 

 

Статья:

 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №105 «Умка»

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

«Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Софронова Галина Петровна

Воспитатель высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении

Методы руководства играми детей

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период происходит быстрое психическое и физическое становление, обеспечивается интеллектуальное и личностное развитие, идет формирование представлений о доступных детскому пониманию конкретных факторах общественной жизни, закладываются основы здоровья, эмоционального благополучия и нравственности, возрастает активность ребенка в разных видах деятельности. Особое место при этом принадлежит игре.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Издавна философы, историки, этнографы, психологи и педагоги изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, сущность как средства воспитания, старались определить влияние игры на всестороннее развитие детей.

Педагогами -  исследователями игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и взаимоотношений между ними.

Игра социальна по своему происхождению, так как ребенок живет в обществе и уже с первых лет жизни стремится к общению с окружающими его людьми. Именно в игре, подражая действиям старших, он творит, сопереживает, радуется и огорчается, строит догадки, выдвигает гипотезы и, таким образом, приобщается к окружающей его жизни.

Наблюдение за играми, изучение содержания игр детей разных народов и на различных исторических этапах развития человеческого общества говорит о том, что детская игра имеет ряд источников: игрушка, развивающая среда; стихийный опыт ребенка; впечатление от общения со взрослыми, знакомство с их трудом; совместная практическая деятельность с ними; интерес к технике, искусству; увлеченность сюжетом литературного произведения, народной игрой.

Игры дошкольников крайне многообразны по содержанию, характеру проявления чувств детей, организации, происхождению, воздействию на ребенка, по видам использования игровых материалов и т.д., поэтому их точной классификации пока нет. Однако, для облегчения руководства играми детей, в помощь воспитателю, многообразие детских игр условно делят на две большие группы:

  1. Сюжетно-ролевые игры;
  2. Игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются творческими, если их содержание дети придумывают сами и отражают в них свои впечатления, понимание окружающего и отношение к нему. Сюжетно-ролевые игры включают в себя:

Игры на бытовые темы;

Игры с предметно-производственной тематикой;

Строительные игры, игры с природным материалом (песком, растениями, водой, снегом);

  • Игры с героической тематикой;
  • Театрализованные игры;
  • Игры, забавы и развлечения.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, придуманные самими детьми. В них они отражают свои впечатления, представления об окружающем мире, а также социальные отношения между людьми. Правила в сюжетно-ролевой игре создаются самими детьми, диктуются самой игрой или предлагаются взрослыми. Цели игр меняются по мере приобретения новых знаний и впечатлений, от возраста к возрасту, постепенно от подражательных целей дети переходят к обдуманным, мотивированным.

Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию:

  • Игры на бытовые сюжеты: «Семья», «Детский сад»;
  • Отражающие предметно-практическую деятельность взрослых: «Магазин», «Строительство домов», «Поликлиника», «Рыбаки», «Молочная ферма» и т.д.;
  •  Отражающие события общественной жизни: национальные праздники, полет космонавтов, народные традиции, встречу гостей, путешествия.

Сюжетно-ролевые игры отличаются друг от друга по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные), усложнению правил,  наличию игрушек, при помощи которых «замещаются» нужные для игры предметы (кубики – дощечки, камушки – ракушки  и т.д.)

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр у дошкольников разных возрастных групп.

Возрастная группа

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

«Дочки – матери»

Игры с машинами

«Магазин»

Строительные игры

«Доктор»

«Детский сад»

«Автобус»

«Семья»

«День рождения»

Игры с машинами

«Магазин»

«Пароход»

«Детский сад»

«Автобус»

«Столовая»

«Кукольный театр»

«Больница»

          «Семья»

Игры с машинами

Строительные игры

«Магазин»

«Моряки»

«Летчики»

«Больница»

«Столовая»

«Горняки»

«Шахтеры»

«Почта»

Героические игры:

«Танкисты»,

«Пограничники»

 

«Семья»

Строительные игры

«Магазин»

«Ателье»

«Летчики»

«Самолет»

«Больница»

«Аптека»

«Столовая»

«Горняки»

«Театр»

«Почта»

«Библиотека»

«Фабрика»

«Ферма»

Героические игры

«Школа»

 

К сюжетно-ролевым играм относятся:

  • Строительно-конструктивные (в этих играх дети возводят постройки, сооружения);
  • Игры-драматизации, в которых дети творчески, по ролям разыгрывают содержание литературных произведений.

Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей должно быть направлено на то, чтобы беря на себя активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом детскую самостоятельность и самодеятельность.

Занимая особое место в жизни ребенка, сюжетно-ролевая игра свободна от обязанности, в игре ребенок самостоятелен. Его самостоятельность и самоорганизация проявляются:

  • В выборе игры или ее содержание;
  • Добровольном объединении с другими участниками;
  • Свободном вхождении и выходе из игры;
  • Проявлении творчества;
  • Определении главных и второстепенных ролей.

В сюжетно-ролевой игре ребенок активен и изобретателен, у него развиваются мышление, речь, воображение.

Руководящая роль воспитателя в бытовой игре заключается как раз в том, чтобы своевременно развивать добрые чувства.

Играя, дети должны кормить, укладывать куклу спать, беспокоиться о ее здоровье, «обучать» ее ходить, танцевать, читать стихи, хорошо вести себя дома и в гостях, проявлять чувство нежности к самым маленьким, дружеское отношение ко всем членам семьи, окружающим людям.

Развитие гуманных чувств у детей в сюжетно-ролевой игре «Семья», на примере доступных им знаний и умений.

 

 

Возрастная группа

Название и содержание игры

Первая младшая группа

«Дочки-матери»: мама любит ребенка, заботливо причесывает куклу, носит на руках, возит в коляске, поет песенку, укладывает спать, стирает белье, несет куклу к врачу. Роли: мама, дочь.

Вторая младшая группа

«Семья»: мама убирает в комнате, кормит, раздевает, укладывает спать, стирает, гладит белье. Мама ведет дочку в парикмахерскую, ухаживает, привязывает новые бантики. Наряжают елку, готовят обед, моют посуду. Разыгрывание прихода гостей. Если дочка заболела, вызывается врач, который ее лечит. Празднуют день рождения, мама и папа готовят подарок. Разыгрывается гуляние в парке, поездка в автобусе.

Средняя группа

«Семья»: мама заботится о детях. Идет в магазин. Папа шофер, работает на автобусе. Мама кормит папу, дочку, маленького братишку. Мама и папа ведут дочку к врачу. Мама стирает, гладит белье. Собирает дочку на утренник. К дочке приходят в гости ее подружки на день рождения. Празднование Нового года. Роли: мама, папа, дочка, братик, подружки. Игра «Будто бы у нас новоселье».

Старшая группа

«Семья»: строят комнату, мебель. Мама расставляет посуду. Кормит дочек обедом, моет посуду. Купает, стирает, моет, метет пол, гладит одежду. Мама ласково ухаживает за младенцем. Одевает распашонки, пеленает, поет песенку. Роли: мама, папа, дети, бабушка, внучка, дедушка. Папа идет за покупками. Мамы нет дома, она на работе. Старшие дети ухаживают за младенцем (купают, кормят, возят в коляске). Маленькую сестренку (братика) несут в детский сад. Вместе вся семья едет в гости к бабушке. День рождения младенца. Празднуют мамин праздник (8 марта) и «Будто бы мамин день рождения», «Будто бы мы едем всей семьей в автобусе».

 

 

Играя в «Семью» дети приучаются к элементарному труду, чистоте, бережному отношению к вещам. В играх в «Семью» можно воспитывать добрые отношения к бабушке, младшим сестрам и братьям. В течение трех лет дети как бы знакомятся с профессиями окружающих их взрослых. Они выполняют роль воспитательницы, врача, повара, музыкального работника, дворника, помощника воспитателя, проникаясь интересом и уважением к этим профессиям. В старшей группе игра в «Детский сад» приобретает новые оттенки соответственно возрасту. Играющие проводят не одно занятие, а несколько, по различным видам деятельности. При этом возрастает количества ролей. Игра в «Детский сад» способствует развитию познавательных интересов к счету, выразительному чтению, пересказыванию знакомых сюжетов, физкультурным занятиям, занятию на музыкальных инструментах.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» на доступном детям объеме знаний и умений.

Возрастная группа

Название и содержание игры

Первая младшая группа

Воспитатель предлагает детям роли работников детского сада. «Я – воспитатель. Будем смотреть книжку». Дети вместе с куклами рассматривают книжки. Играют куклам на рояле. Строят спальню, столовую для кукол. Мебель: стол, стул, кровать. Роли: воспитатель, помощник воспитатель, музыкальный работник.

Вторая младшая группа

«Детский сад». Дети в детском саду занимаются физическими упражнениями, проводят музыкальные занятия, показывают настольный театр. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный работник, физ.инструктор.

Средняя группа

«Занятие». Дети проводят различные занятие , гуляют, показывают кукольный театр, делают зарядку, обедают, рисуют, водят хороводы. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный работник, физ.инструктор.

Старшая группа

«Детский сад». В детском саду «воспитывают», проводят занятия по физкультуре, рисованию, лепке, музыкальные занятия. Делают подарки для именинников, заболевшей кукле. Проявляют заботу о малышах, друг о друге. Строят постройки детского сада, спальню, столовую, мебель. Устраивают прием воспитателем детей, нового ребенка, осмотр врача, завтрак. Разыгрывают новогодний праздник, приход Деда Мороза, Снегурочки, Петрушки и др. проводят концерты, хороводы, подвижные игры. Заботясь о детях они ласковы, добры. Музыкальный работник проводит концерт. Дворник убирает участки. Шофер привозит продукты. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный работник, физ.инструктор, дворник, шофер.

 

Также дети очень любят игры «Поездки» и «Путешествия». В своих играх дети «летают» на самолетах, космических кораблях, «ездят» на машинах, автобусах, пароходах.

«Машину» или «Пароход» малыши строят из кубиков или стульев. В игре дети отражают только отдельные фрагменты запомнившихся им действий «шофера». Например, малыш «мчится» и громко «гудит», в это время он и «машина» и «шофер».

Игра в «Машины», «Пароход» привлекает детей 4-5 лет. Привожу несколько примеров действий, помогающих развитию сюжета:

  1. Уточнение в беседах и рассказах представления детей о поездках. (попросить кого-нибудь рассказать где они были летом с родителями, куда ездили, что видели, кто катался на пароходе  и т.д.)
  2. Приучение ребенка самого исполнять несколько ролей, последовательно менять их по ходу игры. Например, воспитатель может предложить: «Давай играть в пароход? Ты будешь капитан, а я матрос. Товарищ капитан, нам пора отплывать? Подавай сигнал, командуй». Далее: «А теперь я буду пассажиром. Пожалуйста, скажите капитан, есть ли буфет на пароходе? Скоро ли мы приплывем в Якутск? Меня там ждет бабушка» и т.д.
  3. Введение по ходу игры новых ситуаций: «Товарищ капитан, докладывает радист. Я принял сигнал бедствия. Рыбаки на льдине ждут помощи. Что делать?»
  4. Создание развивающей среды.

Примерный объем знаний в сюжетно-ролевых играх «Шоферы и машины», «Пароход»

Возрастная группа

Название и содержание игры

Первая младшая группа

«Шофер»: ребенок сидит на стуле, держит в руках обруч, который он поворачивает то влево, то вправо. Громко «гудит». Роль: шофер.

«Пароход»: ребенок сидит на скамейке, плывет, громко «гудит», кружит «штурвал». Роль: капитан.

Младшая группа

«Шофер» (автобус, машина): ребенок ведет машину осторожно, чтобы не наехать на пешеходов. Возит на машинах кукол. Роль: шофер.

«Пароход»: дети строят «пароход» из стульев, кубов, строительного материала. «Мамы» с «дочками»-куклами катаются на пароходе. Капитан «отдает приказы», ведет пароход. На остановке пассажиры пьют воду, идут в магазин. Роли: капитан, пассажиры.

Средняя группа

Пароход плывет по реке. Рыболовы поехали ловить рыбу, закинули сети. Привезли рыбу в магазин. Люди покупают рыбу. Плывут на теплоходе по реке, отдыхают, выходят на пристань, смотрят причал, речной вокзал. Знакомятся с городом, едут в магазины, парикмахерскую, больницу. На теплоходе есть столовая, повар готовит морякам обед. Моряки моют палубу. Пассажиры занимают свои места, матросы убирают трап. Роли: капитан, матросы, рыбаки, пассажиры, повар, продавец.

 

Подводная лодка: моряки изучают морское дно (растения, рыб, морские глубины, наблюдают за животными на морском дне. Роли: капитан, моряки, кок. Ученые.

Рыболовецкое судно: рыбаки ловят рыбу. Спасают рыбака. Привозят рыбу и сдают ее в магазин, столовую. Рыбаков встречают, они идут в парикмахерскую, домой, больницу, театр.

Военный корабль: проведение тренировки матросов (физические упражнения в прыжках, лазании, метании), медицинского осмотра. Матросы едят, убирают и моют корабль, читают, смотрят телевизор, чистят одежду. Смотрят в бинокль, принимают сигнал бедствия, оказывают помощь тонущему рыболовецкому судну. Капитан с матросами ведет корабль по курсу. Врач проверяет здоровье моряков, рыбаков. Кок готовит еду для матросов. Роли: капитан, моряки, врач, штурман, радист, кок, рыбак, пассажиры, ученый, парикмахер.

 

В играх типа «Путешествие» расширяются представления детей об окружающем мире: океане, земле, звездном небе, планетах, солнце; уточняется ориентировка в пространстве: космонавты летают на далекие расстояния; выполняют действия по уходу за растениями и животными. «Путешествия на пароходе»: плывут на Север, Юг к морю, изучают море его обитателей, фауну и флору, труд людей, связанных с морем, наблюдают морские глубины через «иллюминаторы».

Для игр изготовляют игрушки из бросового материала, лепят сооружение из песка, снега, рисуют карты.

Следует заметить, что тематика ролей мальчиков и девочек несколько различна. Мальчики сензитивны к мужским ролям, они – «папы», «дедушки», «братишки», «космонавты», «начальники аэропорта», «шоферы», «милиционеры», «капитаны». В сюжетно-ролевых играх они «летчики», «моряки», «рыбаки» и т.д.

Девочки сензитивны к женским ролям. Они «врачи», «мамы», «воспитательницы», «продавцы», «дочки».

В игровом коллективе дети действуют сообща, они договариваются о сотрудничестве, распределяются роли, знают, кто кому будет подчиняться. В игре каждый может взять на себя ту или иную роль, затем поменяться ролями. Дети сами решают спорные конфликты, подбирают нужные для развития сюжета игрушки. Некоторые игры детей могут длиться несколько дней, неделю, месяц.

В играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.

Хотелось бы обратить внимание всех воспитателей на особенность одаренных детей  в игре:

  1. Одаренный ребенок отличается наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет способность во всем.
  2. Способен в игре долго удерживать в памяти слова и символы, увлеченно играть с компьютером, читать в игре. Проявляет интерес к разного рода ролям, предметам, что делает его организатором и независимым в самостоятельной игре.
  3. Руководить играми или занятиями других детей, с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми постоянно проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, помогает советом другим детям.
  4. Проявляет одаренность в сфере художественной деятельности, изобразительного искусства и движений. У всех одаренных детей более богатый словарный запас, больше по времени сосредоточения внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SC-6233

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010