Автор:
Латышова Ольга Фёдоровна
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Статья посвящена эффективным формам работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях коррекционного детского дома.
Использование художественного слова во всех режимных моментах и при организации различных видов детской деятельности способствует речевому и познавательному развитию малышей.
Статья:
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Латышова Ольга Федоровна, воспитатель ГОБОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) детского дома № 3 Великого Новгорода.
«Среди нас есть миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие… Ребенку нет ещё и года, он ещё не владеет активной речью. А посмотрите, с каким ненасытным удовольствием слушает он и бессмертные «Ладушки» и «Сороку-ворону» и другие шедевры народной поэзии. Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
(К.И.Чуковский «От двух до пяти»).
Сколько бы ни обсуждалась в обществе тема полного закрытия учреждений для детей-сирот, детские дома продолжают существовать и редко страдают от отсутствия контингента. Реалии таковы, что социальное сиротство ведет к неполноценному развитию ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Наши воспитанники характеризуются отставанием в психическом развитии по ряду существенных параметров. Так, в младшем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи, которая выражается в безинициативности и эмоциональной невыразительности детей. Они медленнее овладевают речью. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом. Кроме того, у этих детей бедный кругозор, они не знакомы со многими бытовыми предметами, явлениями окружающего мира. Обеднённость чувственной сферы ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно-образного мышления.
Идеей моего опыта работы является поиск эффективных форм работы и приемов воспитания, обеспечивающих полноценное формирование у детей потребности и умения общаться с окружающими людьми и окружающим миром.
Конечно, общение - вовсе не единственная сфера, где обнаруживаются существенные различия в воспитании ребенка в семье и вне её, но, несомненно, одна из основных. А главное, общение – фактор, который определяет многие вторичные проблемы, его дефицит порождает отставание или отклонение в психическом развитии, в частности, в развитии речи.
Целью моей работы является достижение своевременного возникновения и развития речи каждого ребенка путем установления позитивного контакта, взаимосвязи различных аспектов общения, личностно-ориентированного взаимодействия, используя художественное слово.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. А К.И.Чуковский сказал в книге «От двух до пяти»: «Народ в течение многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку». Именно поэтому я активно использую художественное слово во время всех режимных моментов и при организации различных видов детской деятельности.
Просыпание |
Потягуня – потягуня! Наша Маша не ревуня! Вот проснулась, потянулась, С боку на бок повернулась, На подушку села, Песенку запела!
|
Вместе с солнышком встаём, Вместе с птичками поём: - С добрым утром! - С ясным днём! Вот как славно мы живём! |
Зарядка |
Раз шажок! Два шажок! Левый, правый сапожок! Я учу Танюшку Топать понемножку.
|
|
Умывание |
Ладушки-ладушки, С мылом моем лапушки! Чистые ладошки, Вот вам хлеб да ложки! |
В руки мыло мы возьмем И водичку мы польем. Моем руки быстро-быстро, Моем руки чисто-чисто. А потом лицо умыли И про глазки не забыли. Полотенцем утирались. На себя мы любовались.
|
За столом |
Потихоньку, помаленьку, Понемножку, не спеша, Ели мы с тобою кашку, Правда, кашка хороша? Это – ложка, это – чашка, А в тарелке – гречневая кашка.
|
|
Одевание на прогулку |
Рукавички - невелички Прилетели словно птички. На левую ручку – скок! На правую ручку – скок! Мы гулять пойдем, Мы собачку найдем! |
Я умею обуваться. Если только захочу, Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они сапожки- Этот – с правой ножки, Этот – с левой ножки.
|
Прогулка |
Мы гуляем по дорожке На ногах у нас сапожки. Топ-топ, топ-топ Мы шагаем по дорожке. |
Тихо, тихо снег идёт. Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд Во дворе лопатой.
|
Уборка игрушек |
Все машины ждут, Куклы, мишки ждут, Когда к ним подойдут И на место уберут.
|
Это Машеньке известно: Что взяла – клади на место. |
Пора спать |
Баю-баю - баюшки Крепко спят Натальюшки, Спят в кроватках Танечки, Леночки и Анечки. Саши, Юли, Колюшки, Димы, Васи, Толюшки. Иры. Вали, Галечки, Светы, Жени, Аллочки. Баю-баюшки – баю, Я ещё разок спою. |
Ночка тёплым одеялом Моих крошек накрывала. Из серебряной страны Принесла в ладошках сны. Нежно светит из окна Круглым яблочком луна. Звёзды водят хоровод, И во сне мурлычет кот. Глазки спят и щёчки спят У притихших малышат. Спят реснички и ладошки, Спят животики и ножки. И малюсенькие ушки Сладко дремлют на подушке. Спят кудряшки, ручки спят, Только носики сопят. |
Попевки, песенки, потешки – первые художественные произведения, которые слышат наши дети. Знакомство с ними обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, вызывает потребность вступить в эмоциональный и деловой контакт со взрослым. А это способствует развитию речевых навыков и побуждает к познавательной активности.
«Открыть себя» малышам помогают песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени.
|
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший! Ванечка пригожий! |
|
Если малыш капризничает, на этот случай пою ему уговорушку:
|
Горошинки-непрошенки, Откуда вы взялись? Трамваем или поездом до Маши добрались? Нет, портить настроение Никто вас не просил! А может, ты не плакала, А дождик моросил? |
|
Овладевая движениями, дети познают не только предметы и действия с ними, но и функции человеческих органов («глазки смотрят», «ушки слушают», «ротик кушает» и т.д.).
Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях.
На кухне |
Это просто красота, Что на кухне есть плита! На плите готовят ужин, Завтрак тоже людям нужен. И тем более обед – Без него здоровья нет! |
|
|
|
В ванной
|
Есть в квартире нашей ванна, Разве так уж это странно? Без неё, боюсь, легко бы Победили нас микробы! |
|
|
|
У швеи |
Машинка весело стучит, Строчит, строчит, строчит, строчит… Как только остановка, Готова мне обновка! |
|
||
Дети усваивают функциональное назначение предметов (ложкой едят, а из чашки пьют, сапожки надевают на ножки, а шапку – на голову). Начинают понимать эмоциональные состояния человека (засмеялся, заплакал, обиделся и др.), его физические состояния (боль, голод, усталость) и желания («хочу спать», «хочу есть» и др.). Художественные произведения помогают взрослым обратить внимание малыша на человека и окружающие его предметы, которые выступают перед ним в связи с человеком и его деятельностью.
Так малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Художественные произведения помогают возникновению первых ориентировок и постепенно формируют более высокий уровень: действия человека начинают выступать как бытовые, игровые, трудовые, художественные. Так начинает складываться элементарная система знаний об окружающем, сопровождаемая яркой, конкретной, понятной для восприятия ребенка речью, заключенной в потешках, песенках, стихах или отрывках произведений.
Очень важно использовать не только прочтение, но и инсценирование с помощью игрушек многих произведений А.Барто, С.Я.Маршака, Е.Благининой, С.Капутикян и др., которое не только знакомит малыша со стихотворным текстом, несущим определенное смысловое содержание, но учит игровым действиям, отображающим последовательную цепь действий.
Особо хочется остановиться на произведениях, в которых описываются животные. Их действия понимаются по аналогии с действиями человека.
Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Самому ли съесть Или Ване снесть? Я и сам укушу, Да и Ване снесу!
|
Кошка на окошке Рубашку шьет. Курочка в сапожках Избенку метет. |
- Сорока – белобока! Где была? - Далёко! Печку топила, кашку варила, На порог скакала – гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. |
Дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне и т.д.
Полезны детям произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, они способствуют речевой активности ребенка и поэтому особенно нужны нашим детям.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»
Наши уточки с утра –
Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда -
Га – га – га!
А индюк среди двора –
Бал – бал – бал!
Наши гуленьки вверху –
Гру – гру – гру!
Наши курочки в окно –
Ко – ко – ко!
А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам поет -
Ку-ка-ре-ку!
В стихотворениях дети улавливают особенности и повадки животного, отношение к нему человека, его доброту, ласку, гуманное отношение ко всему живому.
Художественные произведения помогают также и в ознакомлении с природой, когда первые наблюдения связаны с короткими художественными текстами о солнышке, дождике, снегопаде, ветре. Важно в процессе чтения и рассказывания вызвать у детей сопереживание героям, поощрять проявления сочувствия, участия, желания высказаться.
Солнышко Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, солнышко, Посвети немножечко! Солнышко, покажись! Красное, нарядись! |
Дождик Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще, Будут листья зеленей, Будут ягодки красней! |
Снегопад с ветром Дует, дует ветерок И летит, летит снежок. Закружился, заблестел, Над полями полетел, Ветер стих и убежал, А снежок на землю пал. |
Гроза Поднялся гром – тарарам, Покатился по полям. Теплым дождичком звеня, Докатился до меня. Дождь, дождь! Надо нам Разбегаться по домам! |
Радуга Радуга – дуга! Не давай дождя! Давай солнышка – Колоколнышка! |
Для малышей все произведения читаю наизусть, как бы разговаривая с ними. При этом взрослый смотрит в глаза ребенку, давая малышу возможность видеть выражение своего лица.
В результате проведенной работы у моих воспитанников отмечается высокая потребность в общении со взрослыми, дети радуются при общении со взрослыми, проявляют интерес и любознательность. Познавательная активность и развитие активной речи к трем годам приближается к возрастной норме.