Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Автор:
Латышова Ольга Фёдоровна

Аннотация:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

 

 

Статья посвящена эффективным формам работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях коррекционного детского дома.

Использование художественного слова во всех режимных моментах и при организации различных видов детской деятельности  способствует речевому и познавательному развитию малышей.

 

 

 

Статья:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

 

Латышова Ольга Федоровна,  воспитатель  ГОБОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) детского дома № 3 Великого Новгорода.

 

«Среди нас есть миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие… Ребенку нет ещё и года, он ещё не владеет активной речью. А посмотрите, с каким ненасытным удовольствием слушает он и бессмертные «Ладушки» и «Сороку-ворону» и другие шедевры народной поэзии. Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

                             (К.И.Чуковский  «От двух до пяти»).

 

Сколько бы ни обсуждалась в обществе тема полного закрытия учреждений для детей-сирот, детские дома продолжают существовать и редко страдают от отсутствия контингента. Реалии таковы, что социальное сиротство ведет к неполноценному развитию ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Наши воспитанники характеризуются  отставанием в психическом развитии по ряду существенных параметров.  Так, в младшем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи, которая выражается в безинициативности и эмоциональной невыразительности детей. Они медленнее овладевают речью. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом. Кроме того, у этих детей бедный кругозор, они не знакомы со многими бытовыми предметами, явлениями окружающего мира. Обеднённость чувственной сферы ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно-образного мышления.

Идеей моего опыта работы является поиск эффективных форм работы и приемов воспитания, обеспечивающих полноценное формирование у детей потребности и умения общаться с окружающими людьми и окружающим миром.

Конечно, общение  - вовсе не единственная сфера, где обнаруживаются существенные различия в воспитании ребенка в семье и вне её, но, несомненно, одна из основных. А главное, общение – фактор, который определяет многие вторичные проблемы, его дефицит порождает отставание или отклонение в психическом развитии, в частности, в развитии речи.

Целью моей работы является достижение своевременного возникновения и развития речи каждого ребенка путем установления позитивного контакта, взаимосвязи различных аспектов общения, личностно-ориентированного взаимодействия, используя художественное слово.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. А К.И.Чуковский сказал в книге «От двух до пяти»: «Народ в течение многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку». Именно поэтому я активно использую художественное слово во время всех режимных моментов и при организации различных видов детской деятельности.

 

Просыпание

Потягуня – потягуня!

Наша Маша не ревуня!

Вот проснулась, потянулась,

С боку на бок повернулась,

На подушку села,

Песенку запела!

 

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птичками поём:

- С добрым утром!

- С ясным днём!

Вот как славно мы живём!

Зарядка

Раз шажок!

Два шажок!

Левый, правый сапожок!

Я учу Танюшку

Топать понемножку.

 

 

Умывание

Ладушки-ладушки,

С мылом моем лапушки!

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб да ложки!

В руки мыло мы возьмем

И водичку мы польем.

Моем руки быстро-быстро,

Моем руки чисто-чисто.

А потом лицо умыли

И про глазки не забыли.

Полотенцем утирались.

На себя мы любовались.

 

За столом

Потихоньку, помаленьку,

Понемножку, не спеша,

Ели мы с тобою кашку,

Правда, кашка хороша?

Это – ложка, это – чашка,

А в тарелке – гречневая кашка.

 

 

Одевание на прогулку

Рукавички - невелички

Прилетели словно птички.

На левую ручку – скок!

На правую ручку – скок!

Мы гулять пойдем,

Мы собачку найдем!

Я умею обуваться.

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они сапожки-

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

 

Прогулка

Мы гуляем по дорожке

На ногах у нас сапожки.

Топ-топ, топ-топ

Мы шагаем по дорожке.

Тихо, тихо снег идёт.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

 

Уборка игрушек

Все машины ждут,

Куклы, мишки ждут,

Когда к ним подойдут

И на место уберут.

 

Это Машеньке известно:

Что взяла – клади на место.

Пора спать

Баю-баю -  баюшки

Крепко спят Натальюшки,

Спят в кроватках Танечки,

Леночки и Анечки.

Саши, Юли, Колюшки,

Димы, Васи, Толюшки.

Иры. Вали, Галечки,

Светы, Жени, Аллочки.

Баю-баюшки – баю,

Я ещё разок спою.

Ночка тёплым одеялом

Моих крошек накрывала.

Из серебряной страны

Принесла в ладошках сны.

Нежно светит из окна Круглым яблочком луна.

Звёзды водят хоровод,

И во сне мурлычет кот.

Глазки спят и щёчки спят

У притихших малышат.

Спят реснички и ладошки,

Спят животики и ножки.

И малюсенькие ушки

Сладко дремлют на подушке.

Спят кудряшки, ручки спят,

Только носики сопят.

 

Попевки, песенки, потешки – первые художественные произведения, которые слышат наши дети. Знакомство с ними обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, вызывает потребность вступить в эмоциональный и деловой контакт со взрослым. А это способствует развитию речевых навыков и побуждает к познавательной активности.

«Открыть себя» малышам  помогают песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени.

 

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий!

 

 

Если малыш капризничает, на этот случай пою ему уговорушку:

 

Горошинки-непрошенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом до Маши добрались?

Нет, портить настроение Никто вас не просил!

А может, ты не плакала,

А дождик моросил?

 

Овладевая движениями, дети познают не только предметы и действия с ними, но и функции человеческих органов («глазки смотрят», «ушки слушают», «ротик кушает» и т.д.).

Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях.

 

На кухне

Это просто красота,

Что на кухне есть плита!

На плите готовят ужин,

Завтрак тоже людям нужен.

И тем более обед –

Без него здоровья нет!

 

 

 

В ванной

 

 

Есть в квартире нашей ванна,

Разве так уж это странно?

Без неё, боюсь, легко бы

Победили нас микробы!

 

 

 

У швеи

 

Машинка весело стучит,

Строчит, строчит, строчит, строчит…

Как только остановка,

Готова мне обновка!

 

         

 

Дети усваивают функциональное назначение предметов (ложкой едят, а из чашки пьют, сапожки надевают на ножки, а шапку – на голову). Начинают понимать эмоциональные состояния человека (засмеялся, заплакал, обиделся и др.), его физические состояния (боль, голод, усталость) и желания («хочу спать», «хочу есть» и др.). Художественные произведения помогают взрослым обратить внимание малыша на человека и окружающие его предметы, которые выступают перед ним в связи с человеком и его деятельностью.

Так малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Художественные произведения помогают возникновению первых ориентировок и постепенно формируют более высокий уровень: действия человека начинают выступать как бытовые, игровые, трудовые, художественные. Так начинает складываться элементарная система знаний об окружающем, сопровождаемая яркой, конкретной, понятной для восприятия ребенка речью, заключенной в потешках, песенках, стихах или отрывках произведений.

Очень важно использовать не только прочтение, но и инсценирование с помощью игрушек многих произведений А.Барто, С.Я.Маршака, Е.Благининой, С.Капутикян и др., которое не только знакомит малыша со стихотворным текстом, несущим определенное смысловое содержание, но учит игровым действиям, отображающим последовательную цепь действий.

 

 

Особо хочется остановиться на произведениях, в которых описываются животные. Их действия понимаются по аналогии с действиями человека.

 

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Самому ли съесть

Или Ване снесть?

Я и сам укушу,

Да и Ване снесу!

 

Кошка на окошке

Рубашку шьет.

Курочка в сапожках

Избенку метет.

 - Сорока – белобока! Где была?

- Далёко!

Печку топила, кашку варила,

На порог скакала – гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

 

Дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне и т.д.

Полезны детям произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, они способствуют речевой активности ребенка и поэтому особенно нужны нашим детям.

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

Наши уточки с утра –

Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда -

Га – га – га!

А индюк среди двора –

Бал – бал – бал!

Наши гуленьки вверху –

Гру – гру – гру!

Наши курочки в окно –

Ко – ко – ко!

А как Петя – петушок

Ранним   рано поутру

Нам поет -

Ку-ка-ре-ку!

 

В стихотворениях дети улавливают особенности и повадки животного, отношение к нему человека, его доброту, ласку, гуманное отношение ко всему живому.

Художественные произведения помогают также и в ознакомлении с природой, когда первые наблюдения связаны с короткими художественными текстами о солнышке, дождике, снегопаде, ветре. Важно в процессе чтения и рассказывания вызвать у детей сопереживание героям, поощрять проявления сочувствия, участия, желания высказаться.

 

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко!

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Дождик

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней!

 

Снегопад с ветром

Дует, дует ветерок

И летит, летит снежок.

Закружился, заблестел,

Над полями полетел,

Ветер стих и убежал,

А снежок на землю пал.

 

Гроза

Поднялся гром – тарарам,

Покатился по полям.

Теплым дождичком звеня,

Докатился до меня.

Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам!

 

Радуга

Радуга – дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

 

Для малышей все произведения читаю наизусть, как бы разговаривая с ними. При этом взрослый смотрит в глаза ребенку, давая малышу возможность видеть выражение своего лица.

В результате проведенной работы у моих воспитанников отмечается высокая потребность в общении со взрослыми,  дети радуются при общении со взрослыми, проявляют интерес и любознательность. Познавательная активность и развитие активной речи к трем годам приближается к возрастной норме.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010