Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами ритмопластической гимнастики

Авторы:
Голова Любовь Юрьевна
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами ритмопластической гимнастики

                                                                                                      

                                                                                                           

          

         Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе. Поэтому на занятиях по развитию выразительной речи необходимо ставить задачи по формированию правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Одним из  путей, для решения данной проблемы, является применение на занятиях специальных упражнений ритмопластической гимнастики. Благодаря соединению речи, музыки и движения укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные, чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

 

Статья:

Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами ритмопластической гимнастики

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет,

ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка»

                                                                                                 

                                                                                                

          Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения, способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

          Выразительная речь зависит от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности, постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

          Одним из  путей, для решения данной проблемы, является применение на занятиях специальных упражнений ритмопластической гимнастики: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса; пение с движением; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения.

         Выполнение упражнений с пением или чтением стихотворений во время движения, способствует развитию дыхательного аппарата. Основной принцип построения работы ‒ тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слововводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Песни должны быть простые по содержанию, с недлинным текстом, короткими музыкальными фразами, требующие небольшого объема голоса, среднего темпа, не слишком быстрые и не слишком медленные. Сила голоса детей дошкольного возраста не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков в диапазоне ми – си. Важная роль принадлежит дыханию. Танцевальные элементы не должны осложнять работу дыхательного аппарата. Выполняются упражнения, такие как пение коротких фраз на одном дыхании.

           Развитию более тонкого и глубокого музыкального восприятия способствует формирование у детей представления об интонации как о «ядре» музыкальной мысли. Музыкальная интонация сравнивается с речевой: одно и то же слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Однако музыкальная интонация обладает большими выразительными способностями.  

           Необходимо чтобы дети ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Воспитатель почти ничего не показывает. Он называет словами знакомое движение, говорит, например: «хлопайте в ладоши» или «идите» и дает звучание, песню или удары на каком-нибудь инструменте, к которому надо приладить движение. Когда это усвоено, может быть введено дополнительное условие, например: под песню ‒ маршировать, под удары в бубен ‒ хлопать в ладоши. Таким образом, в области движения руководитель дает по преимуществу словесные указания и регулирует движение при помощи песни или инструмента. Детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек

В своей обобщенной форме выразительные движения выступают как символические. Символизация движений является одной из ведущих линий развития их выразительности. Символ расширяет круг функций движения, придавая ему смысл рефлексивного обращения к другому человеку, даже если этот «другой» ‒ сам субъект движения (ребенок). Благодаря использованию символов движение превращается для ребенка в предмет углубленного познания и обобщенного эмоционального переживания, вызывая у него ценностное отношение к возможностям движущегося человеческого тела. В итоге возникает своеобразный язык движений, на котором может быть выражен творческий потенциал ребенка. Педагогу необходимо ориентироваться на широкое использование двигательных инсценировок, которые представляют собой разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, в форме двигательной импровизации.

          Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т.п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей.

          Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал:
          ‒ речевой материал для нормализации темпа и ритма речи;

          ‒ стихотворения подбирать так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;
          ‒ длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;
          ‒ преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;
          ‒ в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо, чтобы исключить механические движения;
          ‒ стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

          В целях развития выразительности движений, для лучшего перевоплощения в игровой образ, используют словесные приемы, в форме образного сюжетного рассказа. Сюжетный рассказ практически аналогичен краткому рассказу сказки, вызывающему у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации игры и действий, стимули­рующее к эмоциональному воспроизведению. Такой прием пробуждает у детей эмоции, вызывает работу воображения, уточняет представления, побуждает творче­ски воспроизвести всю ситуацию в действии, стимулирует образ­ность, музыкальность и ритмичность рифмованных текстов вызывают эмоциональный отклик у детей, легко запоминаются ими и впо­следствии используются самостоятельных играх.

          В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.

          Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:
          ‒ отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;

           ‒ «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

          В ритмические упражнениявсегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Комплекс ритмопластической гимнастики

        Задачи: воспитывать ритмичность и пластичность движений; формировать выразительность движений, речи и жестов на основе их осмысления; познакомить с механизмом напряжения и расслабления мышц.

 

  

                             Рис. 2.  Схема распределения напряжения в комплексе

 

Серия

Содержание цепочки упражнений

Темп

Время

1

Дыхательные упражнения – дыхание в разном ритме

andante

1 мин

2

Движения с расслаблением – резкое опускание и поднимание, свободные колебания и размахивания, вибрация

andante

1 мин

3

Пластические упражнения для рук, ног, туловища – «Художник рисует», волны и взмахи         

moderate

1 мин

4

 Игропластика ‒ «Театр мимики и жеста»   

moderate

1 мин

5

Танцевальные шаги – приставные пружинные шаги в сочетании с движениями рук; хороводный шаг  

moderate

1,5 мин

6

Танцевальная импровизация

presto

2 мин

7

Игра «Ручеек» с пением

vivace

1,5 мин

8

Упражнения для мышц пресса, спины гибкости позвоночника – «гребцы»,

«любопытный котенок» (и.п. – стоя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками о пол, повороты шей в разные стороны); «воздушный велосипед»

moderate

2 мин

9

Хоровод с пением

adagio

1 мин

   

       Музыкальный материал: П.И. Чайковского «Октябрь», Н.А. Римский-Корсаков «Плавный хоровод», французская мелодия «Игра с водой», А.Л.  Дворжак «Славянский танец», А.К. Лядов «Музыкальная табакерка». Время выполнения комплекса – 12 минут.

         Применение упражнений ритмопластической гимнастики, в которых соединены речь, музыка, движение, способствует укреплению мышечного аппарата ребенка, развивает  его голосовые данные, чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, воспитывает способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии, с выбранным образом ‒ перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010