Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Театрализованные игры, как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Автор:
Голова Любовь Юрьевна

Аннотация:

Театрализованные игры, как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

                                                                                                             

             Выразительность значимое средство речевого самовыражения личности, обеспечивающее эффективность коммуникации.  В задачи учебно-воспитательного процесса по формированию выразительности речи входит развитие психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, внимания); психофизических способностей (мимики, пантомимики); расширение словарного запаса; работа над интонационной выразительностью речи; совершенствование диалогической и монологической форм речи, умения связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого; воспитание культуры речевого общения. Одним из  путей, для решения данной проблемы, является применение на занятиях театрализованных игр: стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление; другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь драматизации с игрой.

 

 

 

Статья:

Театрализованные игры, как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка»

                                                                                                       

                                                                                                       

 

          Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом. Создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

          Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,Б. М. Теплов, А.В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С.Ушакова, А. И. Полозова и др.         

          Сформировать выразительную речь у детей дошкольного возраста можно путем привлечения их с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Одним из  путей, для решения данной проблемы, является применение на занятиях театрализованных игр: стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление; другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь драматизации с игрой [4].Театрализованная игра развивает  творческие способности: художественно – речевые, музыкально-игровые, танцевальные, певческие. Эти  игры  приобщают детей  к   искусству: литературному, драматическому, театральному. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность [6, 7].

           Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

    ‒ интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение) [10];

            ‒ мимику, жесты, позу говорящего [5].

            Для формирования выразительности речи, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности:

            ‒ развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики;

            ‒ игры на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения;

            ‒ координации движений, мелкой моторики руки;

            ‒ снятие мышечного напряжения;

            ‒ формирование правильной осанки;

            ‒ задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности [8, 9].

          В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

          Театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся развития выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

          Задачи учебно-воспитательного процесса:

          ‒ развивать психофизические способности (мимику, пантомимику);

         ‒ психические процессы (восприятие, воображение фантазию, внимание);

          ‒ пополнять и активизировать словарь детей;

          ‒ расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков;

          ‒ закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;

          ‒ учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;

          ‒ совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;

          ‒ совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;

          ‒ воспитывать культуру речевого общения [2, 8,11].

     Содержание процесса обучения на занятиях в детском саду имеет воспитывающий характер  и базируется на дидактических принципах: сознательности, наглядности, доступности, систематичности, последовательности. Методика работы с детьми дошкольного возраста по развитию выразительности речи имеет свои особенности. В ее основу заложены  следующие специфические принципы:

  1. Активности ребенка.
  2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.
  3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).
  4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к выразительности речи.
  5. Импровизационность.
  6. Гуманность.
  7. Возврат к ранее пройденному материалу на более высоком уровне.
    1. Интегративность всех видов деятельности.
    2. Связь обучения и творчества.

Формы работы по развитию выразительности речи:

      1. Занятие.

      2. Повседневная жизнь ребенка.

      3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи.

      Требования к занятиям:

      1. Тщательная  заблаговременная  подготовка  к  занятию, определение  его содержания и приемов обучения.

      2. Оптимальная интенсивность нагрузки.

      3. Воспитательный характер занятия.

      4. Эмоциональный характер педагога.

      5. Распределение приемов обучения, соответствие со структурой занятия.

      6. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия.

      7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом.

      8. Правильная организация занятия: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

      9. Учет результатов занятия.

      10. Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в других видах деятельности [2, 5].  

           Для формирования выразительности речи необходима отработка полноценных движений и определенных положений губ, языка, правильное произношение звуков. Речевая гимнастика Е. С. Анищенковой, объединяющая игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, позволяет формировать умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

          На занятиях включаются игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Специальные упражнения и игры помогают детям сформировать правильное, четкое произношение, учат вести диалог с партнером, точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи, а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее).

         Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В речевой гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает началом выдоха. Больше внимания нужно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи и т.д. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев [1, 11].

          С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства: одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.

         Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразах, определяющих ее смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля надо будет обращать их внимание на ключевые слова в отдельных фразах предложениях, выделять их [10].

         Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается. Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

          Нужно следить также за тем, чтобы не перенапрягались голосовые связки детей. Продолжительность пения, чтения стихов не должна превышать 5 минут. Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затрудняя прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.        Воспитатель сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, его – образец для подражания

Фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных [1].

     Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

         Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Для  обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку необходимо, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами (каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий) [3, 7].

           Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи становится возможным при выполнении следующих условий:

‒ единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

‒ наполнение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

            ‒  постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

            ‒  наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

‒ совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 

Список литературы

  1. Анищенкова Е.С. артикуляционная гимнастика для развития речи

дошкольников. – М.: АСТ, 2006. ‒ 80 с.

2. Антонова А.В. ,Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Программа

воспитания и обучения в детском саду (под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комарова Т.С.). ‒ М: Мозаика-Синтез, 2006. ‒ 206 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение,

2001. – 127 с.

4. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Просвещение, 1974. ‒ 128 с.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с

6. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. ‒ С. 9 ‒ 16; 76 ‒ 121.

7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском

саду. ‒ М.: «Школьная Пресса», 2000. ‒ 128 с.

8. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения

театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие) ‒ СПб, ВЛАДОС, 2005.

9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2003. ‒ 160 с.      

10. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной

 стороны речи. – М.: АСТ, 2008. – 222 с.

11. Электронная библиотека Мошкова.

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010