Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проектная деятельность в детском саду на тему: «Фребелевская система воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Автор:
Мельникова Марина Юрьевна

Аннотация:

Проектная деятельность в детском саду на тему: «Фребелевская система воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем. Цель работы - создать условия сенсорного развития детей основанные на идеях Ф.Фребеля.

 

 

Статья:

Проектная деятельность в детском саду на тему:

«Фребелевская система воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

 

Введение

 

Одним из признаков Государственной политики в области образования в нашей стране является рассмотрение всех видов воспитательно-образовательной работы. В педагогике раннего и младшего дошкольного возраста это требует рассмотрения теоретических и  практических аспектов сенсорного развития ребенка.  Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и для многих видов труда.

В раннем возрасте задачами сенсорного воспитания являются: знакомство ребенка со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, с такими формами как круг, квадрат, треугольник.

В младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Ф.Фребель считал целью воспитания – развитие природных способностей ребенка. Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности. Это работа с Дарами – строительным материалом, подвижные игры, лепка, выкладывание из палочек. Но деятельность, основанная на Фребелевских взглядах, находит лишь небольшое применение в современных детских садах, если не сказать, что не находят вообще.

Проблема сенсорного развития детей на основе Фребелевской теории не является объектом специального изучения и в методической литературе освещена в недостаточной мере.

Объект сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Предмет процесс совершенствования сенсорного развития на основе Фребелевской системы воспитания.

Цель создать условия для улучшения сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста основанные на идеях Ф.Фребеля.

Задачи:

  1. 1.      Изучить теоретические положения Фребелевской системы воспитания в психолого-педагогической литературе.
  2. 2.      Анализ методической литературы по сенсорному воспитанию детей.
  3. 3.      Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы условия сенсорного развития детей.
  4. 4.      Разработать систему игр по наилучшему осуществлению сенсорного воспитания (опираясь на Дары Ф.Фребеля).

Гипотеза сенсорное развитие детей будет осуществляться успешнее, если в воспитательно-образовательный процесс ввести идеи Ф.Фребеля, разнообразить детскую деятельность различными играми с Дарами.

Методы:

  1. 1.      Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. 2.      Изучение методической литературы.
  3. 3.      Анализ педагогической документации.
  4. 4.      Беседа с детьми.
  5. 5.      Изучение детских работ.

Данное исследование имеет большое значение для работников детских садов, а разработанную систему игр можно использовать в практике работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

 

 

Теоретические основы Фребелевской системы воспитания.

 

  1. 1.      Жизнь и педагогическая деятельность Ф.Фребеля

 

 

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля  развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

Проблемы призрения малолетних детей, а так же подготовки их к производительному труду приобрели злободневный характер. Стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного возраста: «игральные школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы для вязания кружев» и т.п. Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием «Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков» написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820г. Сам открыл «школу для маленьких детей». В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей.

Для обеспечения своего содержания в школе, а главное – прибыли устроителю, предпринимателю малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве.

Конечно, прогрессивные общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодолеть их эксплуатационную сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно, прогрессивные педагогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые  «школы для маленьких детей» или «игральные школы», где основным контингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци.

Фридрих Вильгельм Фребель был видным представителем педагогики первой половины 19 века, сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782г. В Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоции – директором образцовой школы г.Франкфрукта-на-Майне  Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807).

1807-1810г.г. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоции, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811-1813г.г. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания маленьких детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816г. в Тюрингии в скромной деревушке Грис-Гейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоции, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую популярность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоции в соединении с реалистическими постулатами немецкой философии. В 1817г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820г. в течении ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826г. он издал книгу «Воспитание человека» - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его дальнейших работах.

В 1828г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных» идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей.

В 1833г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоции, и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837г. в Бланкенбурге учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840г. дал название «Детский сад».

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840г.г. издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843г. он опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844г. под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч». Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга «Педагогика детского сада» (в последствии переведена под названием «Детский сад»).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц» - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариен-тале, но в 1851г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.

 

 

 

 

  1. 2.      Основы воспитательной системы Фридриха Фребеля.

 

 

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на реалистической философии. Он полагал, что педагогике Песталоции недоставало философского основания, и пришел к решению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоции и построить свою систему на прочном философском фундаменте. В последствии Фребель писал: «Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система падает. Она стоит, пока цементируется моей «философией».

Мир, по его мнению, состоит из двух единых и вместе с тем противоположных начал – материи и духа, имеющих, однако, общее божественное начало. Основу философии Фребеля составляли идеалистически трактуемые понятия о единстве вселенной и ее многообразии, но в каждом отдельном случае специфически проявляющегося закона, который он назвал «законом единства в многообразии». На основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду. На ребенка, как и вообще на человека, Фребель смотрел как на носителя божественной сущности, как на существо, развивающее в себе божественное начало. Идеализм Фребеля проявляется и в его утверждении, что деятельность и поведение ребенка обусловлено врожденными инстинктами.

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественными и религиозными. Инстинкт деятельности, или активности, проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания – заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т.е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоции о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии, как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

 

  1. 3.      Игра – одно из средств воспитания детей.

 

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая развиваться.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоции, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она – его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар на ниточке. Мы показываем ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мы  знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик – нет мячика», мы знакомим ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему именно первым даром должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так же шар является «единством в единстве», шар – символ движения, шар – символ бесконечности.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребенок знакомиться с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и о составляющих его частях («сложное единство», «единство в многообразии»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, каждая половина – на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар – кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар – кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и т.д.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоции методики изучения формы.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Следует отметить еще как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и саму мысль о строительном материале для игр-занятий детей. Эта идея была затем широко использована: ящики сна бором строительного материала сделались одним из самых распространенных пособий для детей. Много страниц в сочинениях Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия (например: рисование).

Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами – строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, выкладывание палочек, гороха, бус, конструирование из бумаги и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиций, находят применение в современных детских садах.

Детские сады, преследуемые при жизни Фребеля, к концу 19в. заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Распространение идей Фребеля после его смерти связано с деятельностью ряда его учеников и последователей, некоторые из них были организаторами первых народных детских садов для детей.

 

 

 

Нами был изготовлен дидактический материал, основанный на шести дарах, предложенных Ф.Фребелем.

<Рисунок 1>

 

Данные «дары» можно использовать для работы с детьми в раннем дошкольном возрасте, весь он изготовлен из натуральных материалов (шары связаны из шерстяных ниток; кубики сделаны из дерева). Благодаря данному дидактическому материалу ребенок знакомится с цветом, формой, величиной предметов; игрушки приятны на ощупь, тем самым развивают тактильные ощущения ребенка. Используя данные «дары» в играх мы можем развивать пространственные представления детей, мелкую моторику, творчество.

 

Мы предлагаем некоторые игры с детьми, основанные на взглядах Ф.Фребеля.

 

Игры с мячом

 

Игра «Веселый мяч»

Цель: знакомить с пространственными представлениями, утверждением и отрицанием.

Материал: мячики на ниточке.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в гости пришли веселые мячики и хотят поиграть (показывает мячик на ниточке).

«Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем». 

(Дети раскачивают мяч из стороны в сторону) -  <Рисунок 2>

«Мячик баловаться стал

И по кругу побежал».

(Дети раскручиваю мячик, держа за ниточку).

«Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом».

(Вращение мяча по кругу) - <Рисунок 3>

«Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал»

(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх - вниз).

«Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!»

(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).

Потом воспитатель говорит, что мячики устали и им пора спать. Дети складывают мячики в коробку.

 

Игра «Домики для мячиков»

Цель: учить детей различать цвета. Воспитывать желание помогать друг другу. Вызвать радостное настроение.

Материал: домики из цветной бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, белый) и шарики аналогичных цветов, связанные из шерсти.

Ход игры:

Детям предлагают мячи различных цветов. На столе у каждого ребенка домик, вырезанный из цветной бумаги. Воспитатель говорит, что мячики вышли погулять на улицу из своих домиков и заблудились, надо помочь им отыскать свой домик. После того, как дети справились с заданием, взрослый говорит, что мячики обрадовались и стали танцевать. Дети подбрасывают мячи за веревочку. Детям, затрудняющимся при выполнении задания, воспитатель помогает или просит помочь других детей.

 

Игры с кубиками

 

Детям также предлагалось выполнить постройки сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно (из специально сделанного материала).

Дети в ходе игр знакомятся с такими геометрическими фигурами как кубик, кирпичик, цилиндр.

Например: «Кубик твердо на столе стоит и катиться не велит!»     -  <Рисунок 4>

Воспитатель объясняет ребенку, что в отличие от мячика, кубик устойчив. Дети сравнивают мячик и кубик, кубик и кирпичик, кубик и цилиндр. Находят сходства и отличия.

Для того  чтобы детям было легче запомнить можно обыграть.  Например: кубик – домик, а кирпичик – дорожка к домику. - <Рисунок 5>

 

Дети могут выполнять постройки из данного дидактического материала.

Например: стол, стул, башня, кровать, диван, ворота, кресло, скамья, домик и т.д.

<Рисунки – 6 -11>

И обыгрывать свои постройки с помощью других игрушек.           

Дети знакомятся с цилиндром – фигурой сочетающей в себе свойства куба и шара.

<Рисунок 12, 13>

Сравнивают фигуры между собой по свойствам, по размеру, по материалу.

Фребель каждый предмет наделил символами. Например:

Мяч – символ вселенной. Ему свойственен закон мира: «единство в единстве».

Кубик – это единство в многообразии.

Большое значение Фребель предавал детским играм: «Игра не пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение».

 

Игры с палочками

 

Дальше с целью развития творчества и строительных навыков мы провели игры с палочками. Детям предлагалось выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- прямоугольник- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

Данные игры так же способствуют усвоению детьми форм предметов, развивают мелкую моторику пальцев рук.

 

Подвижные игры

 

Разработанную Фребелем систему подвижных игр мы также провели с детьми.

 

Плавательные движения

«Если рыбкой я плавать бы мог,

Я пустился бы в быстрый поток.

Ловко б нырял я до самого дна,

Не страшна была б глубина».

 

Летательные движения

«Если б птичкой я была,

Я бы за морем жила.

Чтоб оттуда вам принесть

Про диковинки все весть –

Вить, вить, вить, вить».

 

Заключительная песня

«Пора б игре кончаться,

Игравшим отдохнуть!

Лучами благодати

Сияет весь наш путь.

Вы, давшие нам это,

Любовь вам сердце шлет!

Спасибо вам, спасибо вам

Весь хор детей поет».

<Рисунки 14, 15, 16>

 

Еще раз напомню, что материал для игр с детьми был изготовлен по Фребелевской системе дидактических игр «Дары» (он подробно описан в теоретической части нашей работы).

 

 

 

Заключение

 

Ознакомившись с теоретическими и практическими разработками в области сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста и проведя собственную работу, пришли к выводу, что Фребелевская система сенсорного развития очень ценна для практики работы детского сада. Следует отметить, как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и саму мысль о строительном материале для игр детей. Ранний возраст благоприятный период для сенсорного развития детей. Ребенок-дошкольник любит все яркое, новое, любит складывать кубики, сжимать в ладошке шарики. В формировании сенсорных способностей велика роль взрослого, ведь именно он вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их свойствами и качествами. В результате работы подтвердилась правомерность гипотезы о том, что сенсорное развитие будет идти успешнее, если в воспитательно-образовательный   процесс ввести идеи Фребеля.                  

 

Список используемой литературы:

  1. 1.      История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редактированием Л.Н.Литвина – 2-е издание дораб. М: Просвещение, 1989г. – 352с.
  2. 2.      Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. Книга для воспитателей д/с. – М: Просвещение, 1988. – 144с.
  3. 3.      Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель А.И.Пескунов. – М: Просвещение, 1971.
  4. 4.      СлободчиковВ.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М: Школа-Пресс, 1995. – 384с.
  5. 5.      Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина – 2-е изд., испр. И доп. – М: Просвещение, 1986. – 415с.
  6. 6.      Лыков С.В. Первые игры. Дары Фребеля. – Изд. Дом «Карапуз», 2000.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение
  10. Приложение
  11. Приложение
  12. Приложение
  13. Приложение
  14. Приложение
  15. Приложение
  16. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010