Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении дисциплины анатомия и физиология человека.

Автор:
Коньшин Игорь Васильевич

Аннотация:

В статье описывается использование современных информационно – коммуникационных технологий в изучении дисциплины анатомии и физиологии человека в системе среднего профессионального образования.  Целью данной работы является оказать помощь преподавателям в использовании современных технологий в учебном процессе. В качестве примера представляется карта технологического занятия (лекции).

Статья:

Коньшин Игорь Васильевич

Код автора: SC– 3452

 

Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении дисциплины анатомия и физиология человека.

 

Преподавая дисциплину «Анатомия и физиология человека» в системе среднего профессионального образования, преподавателю приходится сталкиваться с рядом сложностей, одной из которых является «сжатость» учебного времени на изложение нового материала, с другой стороны растут требования к углубленному уровню усвоения материала. Все это требует от преподавателя максимально эффективно использовать учебное время. Как один из вариантов современного, эффективного и углубленного изложения нового материала, предлагается рассмотреть возможность использования информационно – коммуникационных технологий при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека». В качестве примера можно рассмотреть тему «Сердечно – сосудистая система организма человека» с использованием информационно – коммуникационных технологий.

За последние годы во всем мире наметилась тенденция к росту числа сердечно – сосудистых заболеваний, растет и процент смертности от них.

По официальным данным департамента здравоохранения Краснодарского края в издании: «Показатели деятельности системы здравоохранения Краснодарского края в 2011 году»  приводятся следующие данные. Среди взрослого населения края в 2010 году в структуре общей заболеваемости лидируют болезни системы кровообращения (16,0%), на втором месте – заболевания органов дыхания (14,8%), на третьем месте – болезни органов костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,1%).  В период с 2006 года заболеваемость болезнями системы кровообращения возросла на 3,1%, в том числе уровень болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, возрос на 8%, заболеваемость инфарктом миокарда взрослого населения – на 15,3%. В структуре смертности в крае, на первом месте стоят болезни системы кровообращения.

Исходя из вышеизложенного,  изучение основ строения, расположения  и функционирования сердечно – сосудистой системы создают тот фундамент, на котором будущие медицинские работники будут выстраивать систему диагностики, лечения и профилактики данных заболеваний.

При изложении материала предлагаю рассмотреть лишь отдельные вопросы, которые можно доступно излагать с использованием информационно – коммуникационных технологий.

Технологическая карта учебного (лекционного) занятия прилагается.

Лекционный вопрос: Структуры, осуществляющие процесс кровообращения.

Сердечно – сосудистая система объединяет в себе кровеносную и лимфатическую системы. Кровеносной называется замкнутая система сосудов (полых трубок) и сердце. Сердце выполняет роль биологического насоса, который обеспечивает ток крови по сосудам. Сосуды, несущие кровь, обогащенную кислородом, от сердца к органам  и тканям, называются артериями. Вены – это сосуды, по которым кровь, содержащая большое количество углекислого газа, идет от тканей к сердцу. Кроме кровеносной системы, существуют и лимфатическая система, в которой движение жидкости, называемой лимфой, происходит от тканей к центру. Лимфатическая система является добавочной по отношению к кровеносной, лимфатические сосуды повторяют ход венозных. Кроме того, лимфатическая система выступает в роли биологического фильтра и части системы иммунной защиты. Однако существуют различия: кровь переносит растворимые вещества, лимфа – малорастворимые, более крупные частицы, преимущественно жирорастворимые и т. д.

При изложении данного материала, студенты на интерактивной доске наглядно видят все структуры осуществляющие кровообращение, учебные программы позволяют увеличивать,  перемещать изображения, размещать их под выгодным узлом зрения, менять цвета, «разрезать», переворачивать, демонстрировать органы и системы органов в  формате 3D, выделять определенные фрагменты, рисовать, демонстрировать в сравнении органы и системы органов (например, артерии, вены и лимфатические сосуды), запускать фрагменты учебных фильмов, использовать метод анимации и сравнительной анимации. При изложении материала очень важно иметь обратную связь с аудиторией, быть уверенным в том, что излагаемый новый материал, усваивается и всем понятен. Современные технологии приходят на помощь и  позволяют в любой момент выставить контрольные вопросы по излагаемому материалу, в том числе и в форме тестирования, видеосюжетов, неподписанных таблиц, схем, рисунков и т.д.  Контрольное тестирование можно осуществлять как для целой группы студентов, подгруппы  так и индивидуально.

Лекционный вопрос: Система микроциркуляции.

Микроциркуляция – это процесс направленного движения жидкостей в тканях, окружающих микрососуды, и обеспечивающий газообмен и гемеокинез. Часть кровеносной и лимфатической системы, в которой осуществляются процессы обмена веществ, называется микроциркуляторным руслом. К нему относятся артериолы, прекапиляры, капилляры, посткапиляры и венулы. Прекапиляры и посткапиляры играют роль сфинктеров, регулируя кровоток и распределяя его на микроскопическом уровне. На уровне капилляров происходит обмен веществ между их стенкой и тканями. Ток крови в микроциркуляторном русле называется транскапиллярным. Микроциркуляторное русло закладывается во 2 –м периоде эмбриогенеза и внутриутробно выполняет функцию овального окна, т.е. сброса смешанной крови. Микроциркуляторное русло имеет свои особенности в различных органах и системах и т. д.

При изложении данного вопроса очень важно чтобы студенты наглядно увидели, как осуществляется переход от артерий к венам, увидеть в сравнении строение стенок артериол, прекапилляров, капилляров, посткапилляров и венул. Интерактивная доска и современные обучающие программы позволяют успешно решить эти вопросы. Учебные фильмы наглядно демонстрируют процессы обмена веществ между тканями и капиллярами, 3Д изображения позволяют «заглянуть» внутрь органов и увидеть особенности микроциркуляции в каждом из них. Именно использование современных электронных обучающих средств позволяет наглядно продемонстрировать, что общая длина всех капилляров организма человека составляет более 100 000 километров.

 

Технологическая карта теоретического занятия (лекции)

 

Дисциплина (профессиональный модуль): Анатомия и физиология человека

Специальность: 060101 «Лечебное дело»

Курс: Семестр: I

Тема: «Анатомо – физиологические особенности сердечно – сосудистой системы»

Преподаватель: Коньшин Игорь Васильевич

Продолжительность:  90 минут

Цели учебного занятия:

Образовательная: научить студентов особенностям строения и функции сердечно – сосудистой системы в организме человека

Развивающая: развить способность находить главные отличительные признаки в сердечно – сосудистой системе человека

Воспитательная: воспитать  чуткость, гуманизм, толерантность по отношению к больному.

Требования к знаниям и умениям:

Знать: анатомию и физиологию сердечно – сосудистой системы организма человека.

Уметь: находить, классифицировать, отличать, определять главные элементы сердечно – сосудистой системы человека.

Тип лекции: информационно – проблемная.

Образовательные технологии: информационно – коммуникационные технологии.

Методы и приемы обучения: объяснительно – иллюстративный, аналитический.

Средства обучения: Атласы, схемы, таблицы, интерактивная доска.

Электронные ресурсы: мультимедийные презентации, обучающие программы, учебные фильмы, электронные атласы.

Литература:

Основные учебные издания: Н.И. Федюкович «Анатомия  и физиология человека», издательство «Феникс» 2009 год; Л.В. Горелова, И.М. Таюрская «Анатомия в схемах и таблицах», издательство «Феникс» 2007 год; С.Д. Барышников «Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии».

Дополнительная литература: М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк «Анатомия человека (с элементами физиологии)», издательство «Медицина» 2007 год; О.А. Буданова «Анатомия человека», издательство Феникс 2008 год; Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников «Атлас анатомии человека», издательство «Медицина» 2007 год.

Межпредметные связи: Анатомия человека – физиология человека – общая патология – пропедевтика - терапия – хирургия – акушерство – латинский язык

Внутрипредметные связи: Анатомия человека – физиология человека – латинский язык

 

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

3

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- актуализация имеющихся знаний, связь данной темы с другими.

5

3.

Изложение нового материала.

70

4.

Обобщение и систематизация изученного материала.

7

5.

Характеристика рекомендуемой литературы.

2

6.

Подведение итогов.

3

 

Вступление, мотивация изучения темы:

По данным Всемирной организации здравоохранения заболевания сердечно – сосудистой системы не только прочно заминают свои лидирующие позиции в структуре других заболеваний, но и имеют тенденцию к увеличению числа роста. Растет процент смертности от сердечно – сосудистых заболеваний, отмечается нарастающая тенденция к омоложению данных заболеваний. Наиболее частой причиной смерти в структуре сердечно – сосудистой системы выступают такие заболевания как инфаркт миокарда, инсульты (ишемические, геморрагические). Ранняя диагностика, лечение, профилактика сердечно – сосудистых заболеваний невозможна без фундаментальных знаний по анатомии и физиологии данной системы.

Изложение нового материала:

1.      Строение системы органов кровообращения. Особенности строения в разные возрастные периоды.

2.      Сущность процесса кровообращения.

3.      Структуры, осуществляющие процесс кровообращения.

4.      Основные показатели кровообращения.

5.      Факторы, влияющие на кровообращение.

6.      Круги кровообращения. Особенности кровообращения плода.

7.      Сосуды, виды. Строение стенок сосудов.

8.      Функциональные группы сосудов.

9.      Система микроциркуляции.

10.  Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки в разные возрастные периоды.

11.  Камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Принципы работы клапанов сердца.

12.  Строение стенки сердца эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства.

13.  Проводящая система сердца. Физиологические свойства.

14.  Строение перикарда.

15.  Сосуды и нервы сердца.

16.  Понятие о пальпации, перкуссии и аускультации сердца. Значение в диагностике заболеваний, организации динамического наблюдения за пациентом и лечении, при выполнении простых медицинских услуг.

Обобщение и систематизация изученного материала:

Демонстрация сюжетного учебного фильма «Анатомия и физиология человека» и последующей поэтапной систематизацией всех составляющих сердечно – сосудистой системы.

Характеристика рекомендуемой литературы:

При изучении рекомендуемой литературы в обязательном порядке соотносить текстовый материал с таблицами, схемами и рисунками в атласах.

Подведение итогов:

Проводится оценка уровня усвоения материала студентами путем выборочного фронтального опроса и тестирования (входящего в учебные электронные программы),  акцентируется внимания на наиболее значимых вопросах данной темы. Даются рекомендации по  изучению литературы, просмотру учебных фильмов.

 

 

Таким образом, использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяют на современном уровне, в доступной и наглядной форме не только эффективно излагать новый материал, но и своевременно контролировать уровень его усвоения студентами.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010