Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Реализация принципов уровневой дифференциации при обучении химии

Автор:
Губчук Дмитрий Петрович

Аннотация:

Аннотация к статье

Реализация  принципов уровневой дифференциации при обучении химии

     В данном  материале сделана попытка раскрыть некоторые особенности использования принципов уровневой дифференциации при обучении химии..

Цель представленной  статьи – отметить те необходимые элементы, которые должны содержаться в деятельности любого учителя, приступившего к реализации идей уровневой дифференциации в обучении химии.

 

Губчук Д.П.

 

 

Статья:

Реализация  принципов уровневой дифференциации при обучении химии

               В связи с внедрением новых критериев оценки учебных достижений учеников в основу системы обучения был положен уровневый подход и технология уровневой дифференциации как совокупность форм и методов обучения, учитывающие индивидуальные особенности ученика, его потребности и интересы.

              Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными способностями и интересами. Уровневая дифференциация обучения предусматривает групповую деятельность учащихся в учебном процессе. Такая деятельность позволяет индивидуализировать процесс обучения, создать условия для общения. Взаимный контакт школьников в процессе выполнения задач способствует установлению коллективных отношений, формированию чувства долга и ответственности за совместную работу. При работе в группе ученики имеют возможность сразу выяснять непонятные для себя вопрос, своевременно исправлять ошибки, допущенные в процессе решения упражнений, учиться выслушивать мнение своего товарища, отстаивать и обосновывать правильность собственных суждений, принимать решения.

В условиях классно-урочной  системы обучения уровневая  дифференциация является эффективным средством формирования у учащихся самооценки и самоконтроля.

            К  основным принципам уровневой дифференциации отнесем следующие:

-выделение и открытое предъявления учащимся результатов учебных достижения (по уровням);

-принцип "ножниц" между уровнями требований и обучения: уровень требований должен быть выше уровень учебных достижений;

-формирование опоры: во всех учениках класса независимо от их способностей и учебных возможностей должны быть сформированы опорные знания и умения;

-принцип последовательности в продвижении по уровням обучения;

-принцип индивидуализации, который позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения в обучении;

-принцип соответствия между содержанием, контролем и оценкой;

- принцип добровольности в выборе уровня обучения: каждый ученик добровольно выбирает уровень усвоения учебного материала.

            Применение уровневой дифференциации позволяет каждому учащемуся работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты. Ученик имеет не только обязанности (в частности, усвоить материал на соответствующем уровне), но и право, важнейшим из которых является право выбора – получить  в соответствии со своими способностями и наклонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться средним или достаточный уровнями усвоения материала.

            Итак, учитель организует обучение на всех четырех уровнях обучения достижений (начальный, средний, достаточный и высокий), а ученик сам выбирает уровень усвоения учебного материала.

           Среди положительных результатов уровневой дифференциации следует назвать следующие:

-уменьшение нагрузки на детей, которые иногда не только  в силу социальных, но и по физиологическим причинам не могут овладеть высокий уровень учебных достижений;

-получения каждым учеником нужного именно ему содержания обучения химии;

-исчезновение страха ученика перед оцениванием;

          Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-увеличение количества упражнений, которые нужно выполнить, и обеспечение развивающего  характера обучения;

-отказ от авторитарного обучения;

-свободу выбора каждым учеником уровня учебных достижений;

-использование различных форм работы.

          Для успешного проведения дифференцированного обучения учителю необходимо:

-изучить индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся;

-определить критерии объединения учащихся в группы;

-использовать и совершенствовать способности и навыки учащихся в групповой и индивидуальной работе;

-систематически и объективно анализировать работу учащихся;

-планировать деятельность учащихся по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умение управлять собственным учебным процессом;

-отказываться от малоэффективных приемов организации обучения, заменяя их более рациональными при данных условиях;

-осуществлять постоянную обратную связь на уроке;

-умело использовать средства поощрения и т.д.

          Эффективной формой реализации уровневой дифференциации является объединение детей в группы с учетом их самооценки. В каждой группе следует предлагать учащимся подборку заданий на выбор. Тогда каждый ученик должен продвигаться от зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Такая организация работы возможна, если учитель знает мотивацию обучения каждого ученика, а также уровень усвоения каждым предыдущего материала. Поскольку в дифференцированных задачах ускоряется период от действий в сотрудничестве с учителем к частично или полностью самостоятельной работе , то следует целенаправленно формировать у учащихся умения и навыки работать самостоятельно.

Групповая работа базируется на социально-типичных, общих свойствах (особенностях, качествах, характеристиках) присущих группе учащихся как части класса, и характеризуется возможностью выполнения совместных или индивидуальных разноуровневых  задач. Дифференциация может осуществляться по объему или содержанию материала, мерой помощи учителя и другим признакам. Группы учеников не постоянны, их количественный и качественный состав может меняться в зависимости от уровня достижений учащихся, содержания темы и т.д. Объединяя учеников в группы, учитель получает возможность организовать обучение различное по содержанию, уровню сложности, объемом задач, т.е. учитывает индивидуальные запросы школьников при определенных условиях.

В процессе использования дифференцированных заданий необходимо осуществлять постепенный переход от коллективных форм работы учеников к частично самостоятельных и полностью самостоятельных в пределах урока или системы уроков. Такой подход дает возможность учащимся участвовать в выполнении задач, сложность которых возрастает.

          Обобщение собственных наработок и опыта других позволяет выделить совокупность педагогических требований к работе учителю, при которых обучение на разных уровнях становится эффективным. Учитель необходимо: учитывать общую готовность учащихся к последующей деятельности; предвидеть трудности, которые могут возникнуть у учащихся во время усвоения материала; использовать дифференцированные задачи индивидуального и группового характера в системе уроков; проводить перспективный анализ деятельности собственной и учеников: с какой целью планируется выполнение тех или иных задач, почему их надо выполнять именно на данном этапе урока, как продолжить начатую работу на следующих уроках.

        Дифференцированное обучение - это один из способов достижения всем детьми общеобразовательной цели обучении с учетом их индивидуальных особенностей.

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010