Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Биология и география центров происхождения культурных растений

Авторы:
Лаврентьева Татьяна Валентиновна
Душенко Марина Михайловна

Аннотация:

Интеграция биологии  и географии

«Биология и география центров происхождения культурных растений».

 

Авторы: учитель биологии Душенко Марина Михайловна, учитель географии Лаврентьева Татьяна Валентиновна.

 

Интегрированный урок по биологии и географии в 9 классе по программе Пономаревой И.Н.

Урок проводился с целью познакомить учащихся с предковыми формами современных сельскохозяйственных растений, с центрами их происхождения. На примере научной деятельности Н.И. Вавилова показано слияние разных научных направлений при открытии законов и решении важных практических задач.

Статья:

Учитель химии и биологии Душенко Марина Михайловна,

Учитель географии Лаврентьева Татьяна Валентиновна

ГБОУ Центра образования 1448  города Москвы

 

Интеграция биологии  и географии

 

Тема урока: Биология и география центров происхождения культурных растений.

 

Цель: Познакомить учащихся с предковыми формами современных сельскохозяйственных растений, с центрами их происхождения; на примере научной деятельности Н.И. Вавилова показать слияние разных научных направлений при открытии законов и решении важных практических задач.

Задачи:

1. Образовательные:

Изучить научные труды Н.И.Вавилова по вопросу центров происхождения растений; научить школьников находить центры происхождения культурных растений по географической карте.

2. Развивающие:

Продолжить формирование умений  анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать полученные знания; подчеркнуть практическую значимость биологических, географических знаний в жизни человека.

3. Воспитательные:

Формировать навык самостоятельной работы, поиск и обработка учебной информации; формировать у учащихся чувство патриотизма, основанное на уважительном отношении к труду отечественных ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова.

Оборудование: интерактивная доска Promethean, флипчарт с материалами к уроку, флипчарт для проверки нового материала «Волшебный сундучок»; на каждый стол учащихся: атлас, оценочный лист.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Подготовка к уроку.

            Учитель делит класс на 7 групп и каждой группе дает задание изучить материал по одному центру происхождения растений (Южноазиатский тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Андийский). Учащиеся изучают материал по плану:

  1. Географическое положение центра (карта)
  2. Климат
  3. Растительные зоны и почвы
  4. Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур.

Свою работу учащиеся оформляют в виде доклада и презентации и сдают её на проверку учителю за неделю до урока.

ХОД УРОКА

  1. I.                Организационный момент. Приветствие класса учителями.
  2. II.              Изучение нового материала.

            Ребята,  школе вы изучаете разные дисциплины: химию, географию, биологию, математику и т.д.  Такой подход в получении знаний продиктован необходимостью более полного углубления в изучаемые вопросы данного предмета. Но явления природы и её законы нельзя рассматривать разрозненно. Сегодня на уроке на примере яркой личности Н.И. Вавилова мы с вами увидим необходимость использования знаний из разных областей наук для более полного понимания научной картины мира. (Приложение 1, слайд 2)

             Николай Иванович [13.11.1887, Москва, — 26.01.1943, Саратов], советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении. Николай Иванович один из первых организаторов и руководителей биологической и сельско-хозяйственной науки в СССР, общественный деятель.

            С 1920 по 1940 Вавилов Н.И. руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями. Организовал научные экспедиции по изучению растительных ресурсов Средиземноморья (Греция, Италия, Португалия, Испания, Алжир, Тунис, Марокко, территория Египта, Палестины, Сирии и Трансиордании), Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, Западного Китая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки и был руководителем многих из них. (слайд 3)

            Особый интерес представляла экспедиция в Эфиопию (1926—27): Н.И. Вавилов установил, что там находится центр происхождения твёрдых пшениц. (слайд 4)

            Во время путешествия по Северной, Центральной и Южной Америке(1930, 1932—33) Вавилов посетил Мексику, Гватемалу, Гондурас (Британский), Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провёл ценные историко-агрономические исследования. Советские экспедиции под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля, взятые в основу практической селекции.

            В результате изучения различных видов и сортов растений, собранных в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, он установил очаги формообразования, или центры происхождения культурных растений.       Материалы и коллекции экспедиций позволили впервые в СССР произвести в разных зонах страны опытные географические посевы культурных растений с целью изучить их изменчивость и дать им эволюционную и селекционную оценку. Под руководством и при участии Н.И.Вавилова в СССР создана хранящаяся в ВИРе  мировая коллекция культурных растений,насчитывающая более 300 тыс. образцов.

            В 1919 г. Вавилов обосновал учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, показав селекционерам возможности выведения иммунных сортов, среди которых особое значение имеют сорта, одновременно иммунные к нескольким заболеваниям и устойчивые против вредителей.

            В 1920 ученый сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивостиу близких видов, родов и даже семейств. Этотзакон показывает одну из важнейших закономерностей эволюции, состоящую в том, что у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения(мутации). Пользуясь этим законом, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующих форм у другого вида или рода. Закон облегчает селекционерам поиски новых исходных форм для скрещивания и отбора.

                        Учащиеся записывают  в тетради основные направления научной работы Н.И. Вавилова. (слайд 5)

1) Формирование задач современной селекции.

2) Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3) Закон гомологических рядов.

4) Разработка проблемы иммунитета растений.

5) Создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков.

6) Занимался продвижением земледелия в неосвоенные районы Севера, полупустынь и высокогорий.

7) Создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране.

Территории, которые исследовал Н.И.Вавилов.

 

            Далее учащиеся представляют свои доклады, а ребята на месте оформляют свою работу в оценочном листе, который в конце урока будет сдан учителю на оценку (см. Приложение 2).

                        Абиссинский центр происхождения культурных  растений: физико-географическая характеристика и видовое разнообразие. (слайд 6)

  1. Географическое положение центра (карта)   (слайд 7)
  2. Климат. Работа с атласом: определение климатического пояса, характеристика климата. (слайд 8)
  3. Растительные зоны и почвы. Работа с атласом: определение природной зоны и почвенного покрова. (слайд 9)
  4. Анализ природных условий территорий на основе собранных данных.

5. Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур:

сорго, тэфф, нут, кофейное дерево, кола, энсета, арбуз, бамия, ямс, клещевина, кунжут, просо, масличная пальма, вигна, хлопчатник, калебаса, кивано, сикомор, мелотрия, лук-шалот (информация собрана в процессе работы над опережающем заданием).  (слайды 10-30)

После представления каждого центра у всех учеников должны быть оформлены соответствующие разделы в их оценочных  листах. 

Всю презентацию к данному уроку см. на сайте Педсовет.орг  на странице http://pedsovet.org/forum/member106392.html

 

            Средиземноморский центр происхождения культурных растений: физико-географическая      характеристика и видовое разнообразие.  (слайд 31)

  1. Географическое положение центра (карта)  (слайд 32)
  2. Климат.
  3. Растительные зоны и почвы.
  4. Анализ природных условий территорий на основе собранных данных.
  1. Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур:

пшеница, овёс, рожь, люпин, дикий клевер, оливковое дерево, дикий виноград, хлопчатник, лён, дуб пробковый, лавр, малина, укроп, петрушка.  (слайды 33-44)

Алгоритм работы по каждому центру происхождения растений сохраняется.

 

Восточноазиатский центр происхождения культурных растений: физико-географическая характеристика и видовое разнообразие. (слайд 46)

  1. Географическое положение центра (карта) (слайд 47)
  2. Климат.
  3. Растительные зоны и почвы. (слайд 48)
  4. Анализ природных условий территорий на основе собранных данных.
  5. Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур:

соя, просо, овес,  персик, чай, редька, гречиха, актинидия. (слайд 49-52)

 

Южно-Американский (Андийский) центр происхождения культурных растений: физико-географическая характеристика и видовое разнообразие.  (слайд 54)

  1. Географическое положение центра (карта)   (слайд 55-56)
  2. Климат: Высокие температуры, недостаточное увлажнение. Количество осадков за год  в разных частях центра варьируется от 150 до 6000 мм. Климатические пояса: Экваториальный, Субэкваториальный, Тропический, Субтропический, Умеренный. (слайд 57-58)
  3. Растительные зоны и почвы: красные латеритные, коричневые, бурые лесные.  (слайд 60)
  4. Анализ природных условий территорий на основе собранных данных.
  5. Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур: папайя, картофель, томат, арахис, кока, ячмень, тыква, ананас,  настурция клубеносная, бразильский орех, кукуруза, фейхоа.   (слайд 61-70)
  1. III.            Рефлексия и подведение итогов урока.

      Учащиеся сдают учителю оценочные листы с выполненной работой. Ребята самостоятельно оценивают свою результативность, выставляют баллы. Учителя комментируют результаты и выставляют окончательный балл (этот этап прошел успешно, так как количество учащихся в классе 20 человек).

            Данный материал рассматривался на одном уроке.  Три центра происхождения растений Южноазиатский, Юго-Западноазиатский, Центральноамериканский учащиеся изучили самостоятельно по материалам в прикрепленном файле в электронном журнале. Сделанное задание учащиеся прислали учителям по электронной почте. Такой вариант работы выбран для того, чтобы получить конечный продукт в результате урочной и внеурочной работы – «Словарь-справочник: культурные растения и их использование».  (См. Приложение 3).

           

 

                              Литература:

1. Вавилов Н.И. Избранные произведения в двух томах. (адрес в Интернете: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VAVILOV_Nikolay_Ivanovich/_Vavilov_N.I..html)

2. Большая биогеографическая энциклопедия. Биография Н.И. Вавилова.

(http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/126422/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2)

3. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. М., «Вента-Граф», 2006

4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. М., «ВАКО», 2006

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010