Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование навыков проектной деятельности в курсе природоведения 5 класса.

Автор:
Алексеева Ирина Геннадьевна

Аннотация:

В статье рассмотрен вариант формирования навыков проектной деятельности , основанный на интеграции краеведения с естественнонаучными дисциплинами. Для этого была разработана система заданий и сезонных экскурсий, направленных на развитие интереса и повышение мотивации к изучению естественных наук с использованием современных образовательных технологий.

Статья:

Формирование навыков проектной деятельности в курсе природоведения 5 класса.



Пропедевтический курс природоведения в 5 классе включает в себя разделы, которые дают основу и закладывают фундамент изучения естественнонаучных дисциплин, неотъемлемым звеном которых является практическая деятельность учащихся.

В сочетании с теорией практика призвана формировать первоначально познавательный интерес, а затем и развитие научно-практической исследовательской и проектной деятельности, которая на сегодняшний день является востребованной и отвечает запросам современности.

Образование XXI века направлено на формирование всесторонне развитой личности школьника, обладающего высоким уровнем научной, коммуникативной, социальной компетентности. Это может быть успешно достигнуто самым активным вовлечением в образовательный процесс учащихся, учителей, родителей.

Перспективным направлением в реализации данного замысла являются проекты. Именно поэтому основным навыкам проектной деятельности нужно обучать как можно раньше. В средней школе это возможно уже в 5 классе, тем более, что сам курс природоведения — это уже своеобразный интегрированный проект, который нужно реализовывать учителю совместно с учениками. При этом каждый педагог в праве, оставаясь в рамках предмета, выбрать свой путь достижения поставленных целей, направленных на формирование у учащихся мышления современного уровня, достижения личного и общего успеха, ощущения своей значимости и успешности в коллективе, ответственности за результат совместной работы в команде единомышленников.

Конечно такая работа требует от преподавателя дополнительных усилий по грамотному отбору материала, специальной, возможно самостоятельной, подготовки, особого внимания к своим воспитанникам, огромного желания работать творчески и своим личным примером ориентировать на это учащихся.

Каждый человек в той или иной степени интересуется историей родного края, и чем больше узнает, тем больше вовлекается в процесс изучения прошлого, настоящего и будущего малой родины.

Именно этот естественный интерес был положен в основу разработки, а в дальнейшем апробации системы формирования навыков проектной деятельности у учащихся пятых классов на уроках природоведения в Санкт-Петербургской школе №655 Приморского района.

В начале учебного года перед учащимися ставится задача реализации проекта «Природное, культурно-историческое и научное наследие Санкт-Петербурга».

С этого момента совместная деятельность учителя и учеников ведется по следующим направлениям: «Природа родного края», «История и культура Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербург — научная столица России».

Реализация проекта осуществляется в течение года по мере изучения учебного материала, который за счет выполнения проектных заданий становится более содержательным, максимально приближенным к реальной действительности, что без сомнения повышает мотивированность учащихся на изучение предмета.

На практике это подтверждается следующим образом.

Основной учебной задачей первой части «Изучение природы», является формирование таких понятий как естественные науки и методы изучения природы. В связи с этим учащиеся в ходе изучения различных источников информации выясняют как такие науки как астрономия, геология, география, биология, физика, химия развивались в Северной столице. Для этого одни из них обращаются непосредственно к истории, связывая становление биологических наук ( ботаники, зоологии) с Петровским аптекарским огородом, на месте которого в последствии был открыт Ботанический институт им. В.Л. Комарова, и с формированием коллекции Кунсткамеры и Зоологического музея РАН при Зоологическом институте. Другие находят связь в развитии географии и геологии с открытием отделения Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге, деятельностью геологического института им. А.П. Карпинского и Горного института (технического университета) им. Г.В. Плеханова. Третьи ищут доказательства стремительного взлета астрономии в учреждении Главной (Пулковской) обсерватории им. В.Я. Струве, а физики — с появлением, например, физико-технического института им. В.Я. Иоффе.

В итоге получается целая подборка в форме фрагментов компьютерной презентации, которую ученики представляют классу, давая необходимые комментарии.

Главным помощником и координатором такой непростой групповой работы конечно является учитель. Собранная учащимися информация должна быть оформлена должным образом, а пятиклассники не всегда владеют информационными технологиями, поэтому педагог совместно со своими воспитанниками ведет обработку сведений и фактов, которые необходимо представить на обозрение аудитории.

Работа трудная, но интересная. Спустя уже незначительное время, усилия учителя возвращается успешными выступлениями ребят. Они, как показывает практика, охотно включаются в творческий процесс, тем более если сами видят результат и положительную оценку своей деятельности. Кроме того, использование информационных технологий еще крепче привязывает их к решению проектных задач.

Вторая часть курса посвящена изучению Вселенной. В этом случае проектные задания связаны с изучением истории возникновения и перспектив развития Пулковской обсерватории, роли и научных достижений ее сотрудников в изучении небесной механики, звездной динамики, Солнца, солнечно-земных связей, физики и эволюции звезд.

Другим примером успешности совместной деятельности учеников и учителя можно считать изучение третей и четвертой частей: «Земля» и « Жизнь на Земле», в которых освоение таких понятий как рельеф, горные породы, минералы, климат, геологические оболочки Земли, природные зоны, растительные и животные сообщества в рамках проекта пропускается сквозь призму экологических и геологических особенностей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В ходе выполнения проектных заданий учащиеся выясняют особенности климата, рельефа, почв, флоры и фауны родного края.

Так например, одна группа рассматривает все характерные особенности свойственного для данной местности умеренного морского континентального климата с одной стороны, и обращает внимание на происходящие здесь необычные природные явления с другой. В частности, одним учащимся предлагается изучить вопрос причин возникновения и истории наводнений в Санкт-Петербурге, а другим — последствия урагана 2010 года, который прошел в Приозерском, Тихвинском и Бокситогорском районах, и в последствии был назван финскими учеными «Аста».

Вторая группа учеников разрабатывает вопрос геологического сложения и рельефа. Они определяют что такое террасированная равнина, Карельский перешеек, Приладожская низменность, Ижорское плато, Балтийский кристаллический щит, равнинные водопады. Учащиеся выясняют какими горными породами сложена территория Санкт-Петербурга и области, какие полезные ископаемые здесь добываются, находят топонимическую связь месторождений с населенными пунктами (Сланцы, Бокситогорск, Каменогорск).

Третья группа посвящает себя изучению водных объектов. Особое внимание при этом уделяется сбору материалов о реке Неве, как главной судоходной артерии города и самой молодой реке края, о Финском заливе, как части Балтийского моря, о Ладоге, как самом глубоком озере в Европе и бывшем заливе древнего Литоринового моря, о реках Мге и Тосне, как гидрологических объектах, оказавших влияние на формирование русла Невы. Кроме того, в рамках проекта рассматриваются такие искусственные объекты как каналы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с связи с причинами их строительства.

Особое место в курсе природоведения занимает изучение жизни на Земле. В этой части проекта мы с учащимися постарались осветить следующие вопросы:

а) естественные фитоценозы подзоны южной и средней тайги ( болота, луга, хвойные и смешанные леса) и их обитатели;

б)особенности ландшафта и архитектурно-парковые ансамбли города и ближайших пригородов (Петродворец, Пушкин, Павловск, Стрельна, Ломоносов);

в) сообщество Ладожского озера и Финского залива.

Завершающий этап проектной деятельности учеников связан с изучением части «Человек на Земле» и ознакомлением с такими понятиями как биологическое разнообразие, эволюционное развитие человека и его влияние на окружающую среду, экологические проблемы, редкие и исчезающие виды.

В связи с этим, проектные задания для учащихся направлены на исследование разнообразия флоры и фауны региона, археологических находок, свидетельствующих о существовании людей на территории современного Санкт-Петербурга (археологические памятники Курортного района) в далеком прошлом, их культуры и быта, экологически неблагоприятных районов, охраняемых видов растений, животных и территорий т Ленинградской области.

Проект « Природное, культурно-историческое и научное наследие Санкт-Петербурга» имеет не только теоретическую часть. В такой работе без практики не обойтись. В связи с этим, опираясь на экскурсионную форму обучения, в течение года учебные сезонные экскурсии проводятся как интегрированные с историей и краеведением.

Так осенью мы изучаем природные явления на примере Корабельной лиственничной рощи Петра-I и прилегающих к ее территории естественных фитоценозов поселка Рощино.

Зимой посещаем музей природы и истории Российского лесоводства в Лисино Корпус. Здесь ребята знакомятся с историей Лисино как практической и теоретической основой базы лесной науки в России и основой лесокультурного дела на Северо-Западе.

Весенние явления в природе наблюдаем в партерных и пейзажных парках Санкт-Петербурга и ближайших пригородов.

Особенно увлеченным ученикам предлагается во внеурочное время посещение Пулковской обсерватории, музея геологического института, Российского этнографического музея, Российского государственного музея Арктики и Антарктики, памятников природы: Саблинских пещер и водопадов, каньона реки Лава, исчезающей реки Рагуши.

Итогом всей работы за год является проведение одноименной с проектом научно-практической конференции «Природное, культурно-историческое и научное наследие Санкт-Петербурга». В этом мероприятии принимают участие не только учащиеся пятых, но и шестых классов, которые слушая выступления, вполне могут дать оценку деятельности младших школьников и наметить перспективы дальнейшего разделения проекта на отдельные модули, которые в следующих классах будут рассматриваться как самостоятельное проекты. Вот некоторые из них: « Растения темнохвойной тайги», « Линдуловская роща как пример светлохвойной тайги», «Редкие и исчезающие растения Ленинградской области», «Встречи с дикими животными в лесах Северо-Запада», « Земля и ее недра», «Геологическая эволюция водоемов Ленинградской области», «Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга»и др.

Таким образом, включение проектных заданий направленных на изучение основных понятий курса на основе принципа региональности позволяет решить учителю следующие задачи:

а) расширение информационного поля учащихся;

б) повышение уровня их социальной, научной и коммуникативной компетентности;

в) вовлечение в изучение предмета всех участников образовательного процесса;

г) реализация в образовании современных технологий обучения;

д) формирование у учащихся навыков научно-практической деятельности;

е) развитие интереса и повышение уровня мотивации к изучению естественных наук;

ж) максимальное приближение полученных знаний к жизни;

з) осуществление межпредметных связей и интеграции естественных наук;

и) воспитание бережного отношения к природе родного края и уважения к прошлому, настоящему и будущему Санкт-Петербурга и России в целом

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010